Научная статья на тему 'Исследование удовлетворенности населения качеством медицинской помощи в условиях реформирования здравоохранения'

Исследование удовлетворенности населения качеством медицинской помощи в условиях реформирования здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
462
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / ПАЦИЕНТЫ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / НОВЫЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА / SOCIOLOGY / PATIENTS / THE MEDICAL AID / NEW SYSTEMS OF PAYMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеева Наталья Юрьевна, Пчела Лидия Петровна, Макаров Сергей Викторович

Представленные в статье результаты социологических опросов пациентов на предмет их удовлетворенности медицинской помощью свидетельствуют о несомненной эффективности внедрения новой системы оплаты труда медицинских работников и необходимости дальнейшего развития данного направления в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеева Наталья Юрьевна, Пчела Лидия Петровна, Макаров Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF SATISFACTION OF THE POPULATION BY QUALITY OF MEDICAL AID IN THE CONDITIONS OF PUBLIC HEALTH SERVICES REFORMING

N 9, Irkutsk The results of sociological polls of patients about their satisfaction of the medical aid testify to doubtless efficiency of introduction of new system of payment of medical workers and necessity of the further development of the given direction for branch are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Исследование удовлетворенности населения качеством медицинской помощи в условиях реформирования здравоохранения»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 614.2

Н.Ю. Алексеева, Л.П. Пчела, С.В. Макаров

ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск) Городская клиническая больница № 9 (Иркутск)

Представленные в статье результаты социологических опросов пациентов на предмет их удовлетворенности, медицинской помощью свидетельствуют, о несомненной эффективности, внедрения новой системы, оплаты, труда медицинских работников и. необходимости дальнейшего развития данного направления в отрасли.

Ключевые слова: социология, пациенты, медицинская помощь, новые системы оплаты труда

RESEARCH OF SATISFACTION OF THE POPULATION BY QUALITY OF MEDICAL AID IN THE CONDITIONS OF PUBLIC HEALTH SERVICES REFORMING

N.Y. Alekseyeva, L.P. Pchela, S.V. Makarov

Irkutsk State Medical University, Irkutsk City clinical hospital N 9, Irkutsk

The results of sociological polls of patients about their satisfaction of the medical aid. testify to doubtless efficiency of introduction of new system, of payment of medical workers and necessity of the further development of the given direction for branch are presented, in the article.

Key words: sociology, patients, the medical aid, new systems of payment

В сфере здравоохранения социологический опрос населения является основным инструментом получения информации о соответствии ожиданий пациентов действительности, удовлетворенности пациентов уровнем услуг, профессиональными качествами врачей и другого персонала, их отношением к пациентам. Кроме того, социологические опросы являются одним из наиболее индикаторных методов оценки эффективности проводимых в системе здравоохранения реформ, в том числе и при внедрении в учреждениях здравоохранения новых систем оплаты труда [1, 2].

Нами проводилось изучение мнения пациентов на предмет их удовлетворенности медицинской помощью, полученной на базе Клиник ГОУ ВПО Иркутского государственного медицинского университета Минздравсоцразвития, являющихся многопрофильным стационарным учреждением здравоохранения, где с декабря 2008 г. введена новая система оплаты труда. Для опроса пациентов применялась специально разработанная анкета, содержащая 14 вопросов. В данной статье представлены результаты анкетирования, проведенного нами перед внедрением новой системы оплаты труда в июле 2008 г., и по итогам ее функционирования за 2 года — в декабре 2010 г. Число опрошенных пациентов, закончивших лечение в профильных

отделениях Клиник Иркутского государственного медицинского университета, составило 261 и 286 пациентов соответственно.

Гендерный состав респондентов, участвовавших в первом анкетировании, характеризовался соотношением: 40,2 % мужчин и 59,8 % женщин, во втором — 38,3 % мужчин и 61,7 % женщин. Анализ их возрастной структуры продемонстрировал, что наиболее многочисленной среди опрошенных являлась группа респондентов в возрасте 50 — 59 лет (30,6 и 32,9 % от общего числа опрошенных в 2008 г. и 2010 г. соответственно), второй по численности была группа 60 лет и старше (29,9 и 28,0 %), третьей

— 40 — 49 лет (23,4 и 23,6 %). Как в первом, так и во втором случае опроса меньше всего было респондентов в возрасте до 20 лет (4,2 и 4,4 %), что обусловлено их небольшим удельным весом в структуре всех пациентов Клиник Иркутского государственного медицинского университета. Таким образом, учитывая аналогичность возрастно-половой структуры респондентов, принявших участие в первом и втором анкетировании, сравнение результатов социологического изучения мнения пациентов в 2008 и 2010 гг. может считаться вполне допустимым.

Распределение респондентов по социальным группам в обоих случаях анкетирования также отличалось мало. В числе опрошенных преобладали

пенсионеры (2008 г. — 38,7 %, 2010 г. — 37,7 % от общего числа опрошенных) и работающие (2008 г.

— 34,1 %, 2010 г. - 35,6 %).

При изучении распределения работающих респондентов по профессиям было выявлено, что лица, занимающиеся преимущественно физическим трудом, составили среди всех опрошенных в первом анкетировании 25,8 %, преимущественно умственным - 74,2 %, во втором анкетировании

— 26,9 % и 73,1 % соответственно.

Большинство респондентов во время каждого анкетирования находились на госпитализации в Клиниках Иркутского государственного медицинского университета впервые: 2008 г. - 55,9 %, 2010 г. - 55,0 % от числа всех опрошенных пациентов. Остальная часть пациентов проходила госпитализацию повторно, причем из них как в 2008 г., так и в 2010 г. основную долю составляли респонденты, находившиеся ранее в Клиниках от одного до пяти лет назад (17,2 % и 18,2 % в 2008 г. и 2010 г. соответственно), а также те, кто попал в данное лечебно-профилактическое учреждение повторно в течение года (15,7 % и 15,5 %).

С целью обоснования и достоверности выводов об изменениях в удовлетворенности пациентов Клиник Иркутского государственного медицинского университета оказанной им медицинской помощью до и после внедрения новых систем оплаты труда нами также была изучена структура респондентов по профилю и причинам их госпитализации. Существенных различий в структуре причин госпитализации между двумя социологическими исследованиями не наблюдалось, при этом пребывание пациентов в Клиниках имело преимущественно плановый характер.

Наиболее частой причиной госпитализации в Клиники Иркутского государственного медицинского университета было плановое лечение без оперативного вмешательства (2008 г. — 48,3 %, 2010 г. — 49,1 %), на втором месте — плановое обследование (2008 г. — 27,6 %, 2010 г. — 28,9 %), на третьем — плановое оперативное лечение (2008 г.

— 18,4 %, 2010 г. — 16,3 %). В целом структура госпитализации респондентов в 2010 г. отличалась от таковой в 2008 г. несущественно. Так, во время анкетирования в 2008 г. преобладали респонденты, находившиеся в отделениях Клиник хирургического (20,7 %), а затем неврологического (17,6 %) и терапевтического (15,7 %) профиля. В 2009 г. наиболее частым профилем госпитализации респондентов был неврологический (20,3 %), затем терапевтический (18,3 %) и хирургический (17,2 %).

Первым из вопросов анкеты, направленным на изучение удовлетворенности пациентов оказанной им медицинской помощью, был вопрос: «Как Вы оцениваете результат Вашего пребывания в Клиниках Иркутского государственного медицинского университета? ». Наиболее частым в 2008 г. был ответ «здоровье улучшилось частично» (39,5 ± 6,1 % от числа всех респондентов; в 2010 г. — 38,7 ± 5,6 %), в 2010 г. — «здоровье восстановилось полностью» (42,9 ± 6,0 %; в 2008 г. — 33,3 ± 5,8 %). Далее за этими

двумя наиболее частыми ответами в обоих случаях анкетирования следовал вариант ответа «здоровье осталось без изменений», который выбрал в 2008 г. в среднем каждый пятый респондент (20,7 ± 5,0 %), в 2010 г. — только около 15,1 % от числа всех опрошенных. Ответ «состояние ухудшилось» в 2008 г. и 2010 г. дали соответственно лишь 1,9 и 0,6 % от числа всех опрошенных. Несмотря на аналогичную структуру ответов, полученных в ходе двух проведенных социологических исследований, можно отметить, что субъективная оценка респондентами своего здоровья по результатам второго анкетирования является более высокой в сравнении с данными первого анкетирования.

Наиболее важная часть анкеты содержала вопросы, позволяющие оценить удовлетворенность пациентов медицинской помощью и ее динамику за период между проведением анкетирования в первый и во второй раз. Для этого пациентам были заданы вопросы о степени их удовлетворенности в целом пребыванием в Клиниках Иркутского государственного медицинского университета, проводившимся лечением, отношением лечащего врача и среднего медицинского персонала.

Анализ результатов оценки населением деонто-логических аспектов врачебной и медсестринской деятельности показал, что полная удовлетворенность отношением лечащих врачей в 2010 г. (93,0 ± 3,4 % от числа всех респондентов) статистически значимо увеличилась по сравнению с 2008 г. (86,6 ± 4,2 %), о чем свидетельствует значение ^критерия Стьюден-та, составившее 2,09. В структуре ответов на данный вопрос уменьшился удельный вес ответов «скорее нет» (2008 г. — 1,5 ± 1,3 %; 2010 г. — 0,3 ± 0,2 %), не зафиксированы ответы о полной неудовлетворенности отношением врачей, однако в последних двух случаях статистически значимые различия выявлены не были ^ < 2). На вопрос об удовлетворенности отношением среднего медицинского персонала в 2010 г. пациенты чаще давали ответ «да, полностью» (89,3 ± 4,1 %), чем в 2008 г. (82,4 ± 4,7 %), различия были статистически значимы ^ = 2,15).

На вопрос об удовлетворенности пребыванием в Клиниках Иркутского государственного медицинского университета наибольший удельный вес в структуре ответов респондентов как в 2008 г., так и в 2010 г. имел ответ «да, полностью» (74,3 % от числа всех опрошенных). В динамике отмечалось увеличение доли респондентов, выбравших данный ответ (2010 г. — 85,5 %), различия были статистически значимыми ^ = 2,98). Следующим в структуре ответов был вариант «скорее да», который в 2010 г. в сравнении с 2008 г. выбрали меньшее число респондентов (18,4 и 12,1 % от числа всех опрошенных соответственно), однако различия статистически значимыми не были (1-критерий Стьюдента составил 1,82). Значительно сократилось в 2010 г. число респондентов, выбравших ответ «скорее нет» (с 3,8 до 0,7 %), при этом различия были статистически значимы ^ = 2,1).

На вопрос об удовлетворенности проводившимся лечением в 2010 г. респонденты чаще да-

вали положительные ответы, чем в 2008 г., однако различия не были статистически значимыми ни по одному из вариантов ответов ^ < 2). Так, полностью удовлетворенные проводившимся лечением пациенты в 2010 г. составили 76,8 % от общего числа респондентов (2008 г. — 74,7 %). Вариант ответа «скорее да» во втором анкетировании выбрали 16,2 % респондентов (2008 г. — 16,1 %). Отрицательные ответы на вопрос об удовлетворенности проводившемся в Клиниках лечением («скорее нет» и «нет») были даны 7,3 % респондентов в 2008 г. и 4,9 % респондентов в 2010 г. Доля респондентов, затруднившихся ответить на вышеназванные вопросы, была невелика и составляла в 2008 г. 1,9 %, в 2010 г. — 2,1 %.

Показательно, что статистически значимые различия были выявлены именно в отношении тех факторов, которые являются наиболее «управляемыми» со стороны системы оплаты труда, применяемой в лечебно-профилактическом учреждении.

Динамику изменений в качестве медицинского обслуживания позволили проследить ответы, данные респондентами, находящимися в Клиниках повторно, доля которых от общего числа опрошенных составила при первом анкетировании 44,1 %, при втором — 45,0 %. Как следует из результатов проведенного исследования, мнение респондентов в отношении изменения качества обследования и лечения почти не различалось между двумя проведенными опросами. Однако в 2010 г. по сравнению с 2008 г. оценка пациентами произошедших изменений существенно поменялась в сторону улучшения в таких аспектах, как отношение лечащего врача (с 21,7 до 31,2 %) и среднего медперсонала (с 27,0 до 35,8 %), при этом различия оказались статистически значимыми в обоих случаях ^ = 2,17 и 2,09 соответственно).

Анкету для изучения мнения пациентов завершал вопрос, в котором им предлагалось вписать свои предложения по улучшению медицинского обслуживания. В 2008 г. этой возможностью воспользовались 7 респондентов, в 2010 г. — 4, все предложения сводились к улучшению комфортности пребывания в Клиниках.

Таким образом, при сравнительной оценке была выявлена тенденция к увеличению удовлетворенности пациентов оказанной им медицинской помощью в 2010 г. по сравнению с данными, полученными в 2008 г. В частности, отмечалось статистически значимое увеличение удельного веса респондентов, полностью удовлетворенных пребыванием в Клиниках Иркутского государственного медицинского университета, отношением лечащего врача и среднего медперсонала. При изучении мнения пациентов, находившихся повторно в Клиниках ИГМУ, об изменениях, произошедших с момента их предыдущей госпитализации, было выявлено, что по результатам второго анкетирования в сравнении с данными первого статистически значимо увеличилась доля респондентов, указавших на улучшение отношения к ним лечащего врача и средних медработников. Учитывая, что наиболее радикальным преобразованием в деятельности Клиник Иркутского государственного медицинского университета за период между двумя социологическими исследованиями стало введение новой системы оплаты труда, можно сделать вывод, что именно ее реализация в отношении медицинских работников стала основной причиной выявленных изменений. Полученные результаты свидетельствуют, что переход на новые системы оплаты труда учреждений здравоохранения явился оправданным шагом, дальнейшее развитие которого является одним из перспективных направлений реформирования отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бравве Ю.И. Взаимодействие пациентов и системы здравоохранения как социальная проблема (на примере деятельности диагностических центров) // Социология медицины. — 2009. — № 1 (14). — С. 30 — 34.

2. Гайдаров Г.М., Ростовцева Н.Ю. Социологические аспекты изучения проблем организации деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений в современных условиях // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья РАМН: матер. научн.-практ. конф. — 2004. — Вып. 4. — С. 33 — 38.

Сведения об авторах

Алексеева Наталья Юрьевна - к.м.н., заместитель главного врача «Клиники ГОУ ВПО Иркутского государственного медицинского университета Росздрава», доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета Росздрава (664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1; тел.: (3952) 20-39-42; e-mail: fkstat@yandex.ru)

Пчела Лидия Петровна - к.м.н., главный врач МУЗ ГКБ № 9 (тел.: (3952) 34-40-13)

Макаров Сергей Викторович - к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государственного медицинского университета (тел.: (3952) 24-38-77)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.