Научная статья на тему 'Применение социальных технологий в управлении миграционными процессами в регионе: к постановке проблемы'

Применение социальных технологий в управлении миграционными процессами в регионе: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / REGION / SOCIAL TECHNOLOGIES / TECHNOLOGIZATION / MIGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бадмаева Ноган Вячеславовна

Статья посвящена проблеме технологизации процесса управления регионом. В ней рассматриваются возможности применения социальных технологий в управлении миграционными процессами в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Usage of Social Technology in Management of Migration Processes in Region: towards the raising of a Problem

The article is devoted to the problem of technologizing of management process of region. It discusses the possibilities of application of social technologies in the management of the migratory processes in the region.

Текст научной работы на тему «Применение социальных технологий в управлении миграционными процессами в регионе: к постановке проблемы»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.4 ББК 60.5

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕГИОНЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Н. В. Бадмаева

Социальное знание становится сегодня предельно конкретным и в силу этого исключительно востребованным. В мировой практике управления все в большей мере утверждается инновационный метод освоения социального пространства, а именно его технологизация, основанная на стремлении к достижению баланса интересов и потребностей (личных, коллективных, общественных).

Разработкой проблем, связанных с социальным управлением и социальными технологиями, в отечественной науке занимались Ю. П. Аверин, В. С. Дудченко, Л. Я. Дят-ченко, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, А. И. Пригожин, А. А. Шиян, В. В. Щербина и др. [Бокарева 2011: 189].

Мировой опыт свидетельствует, что с помощью социальных технологий (глобальных, информационных, обучающих, внедренческих, политических и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Существует множество определений и трактовок термина «социальные технологии». Эта категория исследователями рассматривается на основании следующих подходов.

1. Дисциплинарный. Здесь социальные технологии выступают в качестве научной дисциплины социальных наук и определяются как специально организованная область знаний о способах, процедурах и методах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов (В. Г. Афанасьев, Ю. Г. Волков, М. Марков).

2. Алгоритмизационный. Социальные технологии изучаются как способ осуществления деятельности на основе ее рационального и оптимального расчленения на процедуры, операции с их последующей координацией и синхронизацией выбора основных средств, методов и методик выполнения (А. К. Зайцев, В. Н. Иванов, Ж. Т. Тощенко).

3. Системный. Под социальными технологиями понимаются методы управления взаимосвязанными социальными системами и протекающими в них процессами, явлениями, отношениями, которые обеспечивают систему их воспроизводства в определенных параметрах — свойствах, качествах, объемах, целостности деятельности (Л. Я. Дятченко, М. А. Михеева, В. Г. Овсянников) [Бокарева 2011: 190].

Таким образом, социальная технология — это формализованная процедура последовательного социального воздействия на социальные объекты, процессы, отношения и явления в соответствии с заранее разработанным планом с целью приведения социального объекта в определенное состояние.

Существенно, что любая социальная технология ориентирована на модернизацию процесса преобразования социального объекта, явления. В социальном управлении технологизация понимается как алгоритмизация процесса воздействия на социальный объект, использование инновационных методов, сил и средств, создание благоприятных условий деятельности.

На сегодняшний день миграционные процессы не являются просто механическим передвижением населения: под воздействием миграционных процессов меняются социальная структура, этнический состав, размещение и расселение населения.

СОЦИОЛОГИЯ

Связь между экономическими, социальными и демографическими показателями и миграционным поведением населения несомненна, поэтому особое внимание региональных властей необходимо уделить проблеме миграции.

Целью данной работы является рассмотрение основных перспектив применения социальных технологий в управлении миграционными процессами в регионе на примере Республики Калмыкия.

Для выделения основных направлений проектирования социальных технологий дадим оценку миграционных процессов в республике.

Миграционная ситуация в Калмыкии определяется как межрегиональными перемещениями граждан, связанными с пересечением внешних административных границ республики, так и миграционными перемещениями внутри республики.

Отрицательное сальдо миграции — одна из основных причин сокращения численности населения республики в последние годы. В 2009 г. число прибывших в республике составило 6 511 чел., из них прибыли из-за пределов республики 2 104 чел. Количество выбывших за год представлено 8 501 чел., из них выбыли за пределы республики 4 094 чел. Сальдо миграции равняется 1 990 чел. [Развитие демографических процессов... 2010: 24].

Активный миграционный обмен сложился со Ставропольским краем (12,5 % в объеме внешней миграции), Республикой Дагестан (8,6 %), Ростовской областью (12,3 %), Волгоградской областью (8,9 %), Астраханской областью (10,4 %). Миграция населения за пределы Калмыкии по основным территориям выбытия распределяется следующим образом: в Ставропольский край — 14,5 % от общего числа выбывших за пределы республики, в Ростовскую область и в г. Москву — по 11,7 %, в Астраханскую область — 8,9 %, в Республику Дагестан — 7,7 %, в Волгоградскую область — 7,5 % [Развитие демографических процессов. 2010: 25].

Как отмечает С. С. Белоусов, в постсоветский период в Калмыкии наблюдается тенденция роста международных трудовых миграций. Это вызвано потребностью покрыть убытки в трудовых ресурсах республики, численность которых сокращается

как вследствие демографического кризиса, так и оттока населения. Пока приезжающих на работу из-за рубежа немного, но их количество постоянно растет. В республике трудоустраиваются в основном граждане азиатских и закавказских государств: Китая, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Армении [Белоусов 2008: 32].

Главной чертой внутриреспубликанской миграции является переезд жителей районов в столицу республики (г. Элисту), которая стала новым местом жительства для 1 768 чел. [Развитие демографических процессов. 2010: 26].

Основная часть прибывших в 2009 г. — это лица в трудоспособном возрасте (76,8 % всех прибывших и 79,9 % прибывших из-за пределов Калмыкии). Доля населения в трудоспособном возрасте в числе выбывших составила 76,8 %, в числе выбывших за пределы республики — 78,3 %. Наиболее мобильными из них являются лица в возрасте 20-39 лет [Развитие демографических процессов. 2010: 26-27].

Таким образом, для республики важно обеспечить регулирование миграционных процессов как внутри республики, так и внешних миграционных потоков. Особое значение имеет создание благоприятных условий для закрепления молодых специалистов, вернувшихся в места прежнего жительства. В условиях суженного режима воспроизводства населения важно сократить отток людей за пределы республики, особенно в трудоспособном возрасте.

С целью упорядочения миграционных процессов региональным властям следует реализовать механизм социальной техно-логизации, включающий в себя следующие группы мер социального управления:

1) социально-административные:

- создание и поддержка инфраструктуры, позволяющей мигрантам и предпринимателям, которые приглашают трудовых мигрантов, получать услуги и ресурсы (услуги переводчика, юридические услуги, социально-психологическую поддержку и

др.);

- систематический федеральный и региональный мониторинг эффективности социального управления в сфере миграционных и этнокультурных процессов;

- мониторинг специальностей и профессий на рынке труда республики на фоне от-

тока местного населения трудоспособного возраста;

- обеспечение эффективной коммуникации и разрешение конфликтов на федеральном и региональном уровне, а также конфликтов частного характера;

2) социальные:

- создание достойных условий жизни для лиц, прибывающих на работу, обеспечение их полноценного участия в экономической, социальной и культурной жизни республики;

- создание условий для адаптации легальных мигрантов.

Одним из основных вопросов в разработке социальных технологий в управлении миграционными процессами является проблема толерантности. Говоря о степени толерантности к миграциям, необходимо учитывать, что она в целом относительно невысока среди всего российского населения. Об этом свидетельствуют данные, полученные известными исследователями Л. М. Дробижевой (Институт социологии РАН), В. А. Тишковым (Институт этнологии и антропологии РАН), А. Г. Асмоловым (МГУ) [Толерантность и культура. 2009: 216]. В связи с этим необходима разработка эффективной информационной политики по изменению установок в восприятии мигрантов принимающим обществом, которая бы включала:

- работу со СМИ: пропаганду ценностей благополучных межнациональных отношений, освещение деятельности этнокультурных организаций, рассказы о достойных представителях различных этнических общин, проведение бесед о положительных последствиях миграций (например о том,

что мигранты привносят этническое и культурное разнообразие в общество и являются серьезным демографическим и кадровым ресурсом);

- развитие взаимодействия общественных организаций, научного сообщества с этническими землячествами и религиозными институтами.

В заключение отметим, что каждый регион в условиях сложных социальных изменений должен разрабатывать новые направления управления социальными процессами, основанные на прочной базе научно обоснованных прогнозов, объективных экспертиз, непрерывно укрепляющейся информационно-аналитической и технологически обоснованной работы всех субъектов управления в регионе.

Литература

Белоусов С. С. Международные трудовые миграции в Калмыкии в постсоветский период // Полиэт-ничный макрорегион: язык, культура, политика, экономика: тез. докл. Всероссийской науч. конф (9-10 октября 2008 г., г. Ростов-на-Дону) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-на-Дону: изд-во ЮНЦ РАН, 2008. С. 32-35.

Бокарева В. В. Социальные технологии в системе социального управления малым бизнесом: современное состояние и перспективы развития // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С. 189-203.

Прикладная социология: учебное пособие / под ред. д. э. н. проф. Ю. С. Колесникова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 139 с.

Развитие демографических процессов в Республике Калмыкия в 2009 году: аналитическая записка / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия. Элиста, 2010. 37 с.

Толерантность и культура межнационального общения: учебно-методическое пособие (для студентов высших учебных заведений). Краснодар: Просвещение — Юг, 2009. 307 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.