Применение социальных сетей в системе управления российским малым городом
Ватолин Дмитрий Александрович,
соискатель; Центр региональной социологии и конфликтологии; Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН E-mail: [email protected]
В статье определено понятие онлайновых социальных сетей. На основе общедоступных данных наглядно продемонстрирована глубина проникновения данных сервисов в коммуникативные практики населения, на примере ряда регионов Северо-Западного федерального округа. Дано определение управленческой деятельности, показывающее важность не столько экономическо-хозяйственной, сколько информационной составляющей этой работы. Рассмотрены особенности управленческой деятельности в отношении малых городов России. Малый город представлен как особый, «неинтегри-руемый» субъект управления, требующий специального инструментария и отдельного подхода. Учитывая особенность малых городов, как субъекта управления, обосновано применение семоисоциопсихологического метода исследования онлайновых социальных сетей как средства, позволяющего дополнить набор первичных данных для уже зарекомендовавшего себя социопростран-ственного подхода проведения региональных исследований. Намечено дальнейшее развитие приведенного метода в работы по повышению прогностической точности социопространственного подхода.
Ключевые слова: малый город, социологический мониторинг социальных сетей, семиосоциопсихоло-гический метод, социальные сети.
Онлайновые социальные сети (далее социальные сети) - это веб платформы, предоставляющие пользователю определенный социальный функционал, то есть фиксированный позволяющий, используя разные виды коммуникации, общаться с другими пользователями, делиться своим и обсуждать чужое мнение, выражать свою гражданскую позицию и тому подобное. Важной особенностью является наличие возможности осуществления такого общения как в личных беседах, так и принимая участие в открытых обсуждениях.
Впервые появившиеся в начале 2000-х годов социальные сети завоевали большую популярность среди пользователей Интернета, став распространенным средством личной и массовой коммуникации. Так, например, используя данные Системы мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ brand analytics о количестве активных авторов за январь 2022 года [7] и Росстата о численности постоянного населения за январь 2021 года [8] можно получить выборку-см. таблица № 1. Таблица демонстрирует глубину проникновения наиболее популярной в России социальной сети «Вконтакте» в различных регионах Северо-западного федерального округа и в стране в целом.
Опираясь на показанные цифры, можно констатировать, что даже одна социальная сеть на текущий момент уже проникла в коммуникативные практики больше трети населения некоторых регионов. В месте с тем, необходимо констатировать, что для самой сети коммуниканты предстают полностью открытым источником данных, организация хранение обработки и анализа которых представляет собой одну из насущных проблем современной науки как социального института.
Одним из первых отечественных социологов, который начал разрабаты-
233
вать роль СМК в управлении социальными процессами считается Б.А. Гру-шин. Опубликовав, результаты знаменитого Таганрогского исследования [1], он положил начало широкому социоло-
гическому осмыслению, с одной стороны, деятельности средств массовой информации в управлении и, с другой стороны, участия населения в информационном процессе.
Таблица 1
№ п\п Регион Количество авторов сети Численность постоянного населения Процентное соотношение авторов к населению
1 Всего по России 22 635 877 146 171 015 15,5%
2 Мурманская область 262527 732 864 35,8%
3 Республика Карелия 226 854 609 071 37.2%
4 Вологодская область 415974 1 151 042 36,1%
5 Архангельская область 375508 1 127 051 33,3%
В качестве философско-социоло-гических оснований дальнейшего развития мысли видится важным отметить следующие выводы, приведенные в указанном исследовании: во-первых, управленческая деятельность вообще имеет, по сути, информационную природу - либо совпадает, либо ближайшим образом связана с циркуляцией социальной информации, либо, как минимум, может быть интерпретирована в терминах оперирования информацией; во-вторых, весьма важное место в этой системе занимает как раз деятельность по передаче информации населению (трудящимся), выступающему в качестве объекта управления. [1]
Логически продолжая развивать характеристики данные управленческому процессу, можно сказать, что если представлять управление как процесс ближайшим образом связанный с циркуляцией информации, а её передачу как один из важнейших элементов системы, то современные средства массовой коммуникации, и в первую очередь социальные сети, становятся важнейшим инструментом управления.
Под управлением в данном случае следует понимать не столько хозяйственную или экономическую деятельность, сколько деятельность в духовной и культурной сферах. Целью такого управления выступает воздействие на сознание и поведение людей, вы-
работка устойчивых социальных механизмов и регулятивных форм, действие которых в свою очередь позволят вести хозяйственную и экономическую деятельность.
Переходя к характеристике малых городов России, как объекта управления, первым делом следует отметить, что согласно данным исследований, проведенным ФНИСЦ РАН около 70% всех городов России можно отнести к категории малых, так как количество жителей в них не достигает 50 тысяч. Оценки разных экспертов сходятся во мнении, что в настоящий момент в населенных пунктах такого рода проживает около трети всего населения России. Важнейшим качеством поселений такого типа является их распространенность по всей территории страны. По мнению авторов монографии «Малые города в социальном пространстве России» [2] именно эта географическая особенность превращает малые города в социальный каркас территориальной целостности государства, а вместе с тем и в важнейший вектор его пространственного развития или угнетения. Таким образом проблемы, с которыми приходится столкнуться малым городам становятся вызовами для системы государственной власти в целом, а качество их решения играет существенную роль в темпах и направлении развития страны.
234
На ряду с большой вариативностью объективных факторов таких как, например, разнообразные гео-климатиче-ские и ресурсные условия, история образования и т.п., выделяются и общие в основном социокультурные особенности. Например, более размеренное, по сравнению с крупными городами, течение жизни, более тесной связью горожан с природой, важнейшей особенностью выступает механизм образования социально-территориальных общностей, складывающихся в ходе ежедневной непосредственной коммуникации. Такие общности воспроизводят особую ментальность тем самым определяя своеобразное для определенной местности отношение к официальной власти, а вместе с тем и специфические социально-управленческие практики. [3]. Являясь одной из ключевых особенностей малых городов, эта черта нашла свое отражение в социо-пространственном подходе, в котором особую субъектность играют характерные для таких групп институциональные практики и ментальные программы, то, каким образом в них сочетаются конфессиональные гражданские, этнические и социально-территориальные идентичности и ценностные установки.
Реализация таких исследований -это всегда сложный междисциплинарный процесс, требующий особых методологических оснований в выработке которых большое значение играет социологи [4]. Например, занимающийся этой проблематикой Центр региональной социологии и конфликтологии Института социологии ФНИСЦ РАН, строя модели взаимодействия основных стейкхолдеров развития малых городов проводит анализ:
• Актуального состояния нормативно-правовой базы;
• показателей государственной статистики всех уровней (от муниципальной до федеральной);
• результатов экспертных опросов;
• фокус групп;
• примеров реализации тех или иных управленческих практик;
• региональных и местных СМИ, включающий социальные сети и другие интернет-ресурсы. [5] Анализируя результаты одного из проведенных исследований, профессор В.В. Воронов отмечает, слабую разработанности тематики малых городов в СМИ. [6] На региональном уровне демонстрируется «сбалансированная картина», описывающая основные моменты из жизни города, но не имеющая охватывающего влияния на население и решения, принимаемые властью. На федеральном уровне вырисовывается куда более однобокая картина, высвечивающая различные сюжеты, связанные с криминалом, авариями, пожарами и тому подобными новостными поводами. Важно, что эти результаты были получены при обработке анкет экспертного опроса, в котором принимали участие члены Научно-экспертного совета Союза малых городов России.
Вместе с тем, на фоне изложенной логики и выводов, полученных в приведенных работах, наблюдается отсутствие исследований, анализирующих непосредственно коммуникативное пространство социальных сетей малых городов. Также в тени других важных вопросов остается необходимость поиска социологических оснований для интерпретации результатов таких исследований. Важность этих вопросов видится в первую очередь в связи с тем, что при сравнительно низком уровне затрат, характерном для многих онлайн исследований, этот метод представляется эффективным инструментом уточнения непосредственного отношения разных социопространственных общностей к широкому кругу вопросов, присутствующих в рамках этого коммуникативного пространства.
В этой связи новую актуальность получают семиосоциопсихологические методы, разработанные Т.М. Дридзе. Работая в уже упоминавшийся таганрогском исследовании, она выработала непротиворечивую концепцию локальных социально-диагностических исследований коммуникативного пространства, позволяющих использовать
235
средства массовой коммуникации как инструмент поиска конструктивных решений социально значимых проблем.
Схема, разработанная и впервые примененная в ходе исследования «Общественное мнение» активно использовалась в 90-е годы для исследований телевизионных программ и других средств массовой информации. Данные работы проводились в рамках изучения процесса перестройки гражданского общества в России и преследовали цель его всестороннего развитие с использованием средств коммуникации, существовавших в то время, т.е. телевидение, радио и пресса. Суть сводится к научно обоснованному анализу интенций, отраженных в сообщениях и тем, как их воспринимает аудитория внутри определенного коммуникационного и контентного пространства. Фактически он заключается в последовательной реализации трех комплексных исследовательских процедур.
• Первая подразумевала сбор объективной (пол, возраст, уровень образования и тд.) и субъективной (установки, заданные проблемные ситуаций, ценности, социальные стереотипы и элементы общественного мнения) информации об аудитории, а также установление границ коммуникативного и контентного пространства.
• В результате второй процедуры в аудитории выделяются различные семиотические группы каждой из которых присущ определённый уровень и глубина понимания сообщений входящих в коммуникативную среду.
• Третья процедура направлена на сопоставление данных, имеющихся о коммуникативной среде с перцептивными способностями выделенных семиотических групп. Результатом реализации последней процедуры является картина, позволяющая выявить «коммуникативные сбои» т.е. отсутствие смыслового контакта между коммуникантами, наличие которого детерминирует появление ошибочных интерпретаций и следова-
тельно потери эффективности принимаемых решений. Дополнительно стоит отметить, что полученный результат является измеримым и повторяемым, что, несомненно, важно для его использования не только в научной, но и в управленческой деятельности, поскольку дает твердые основания для анализа причин такого обнуляющего феномена.
Так как основными единицами анализа предложенного исследовательского метода являются интенция и её восприятие, то это предполагает возможным его применение к социальным сетям. С другой стороны, хотя его методические основания, базирующиеся на определении семиотических групп и согласуются с другими исследовательскими методами, применяющиеся в рамках социопространственного подхода, бесспорно потребуют сонастрой-ки и перепроверки.
Имея определенный опыт и серьезные научно-исследовательские традиции уже сегодня можно и нужно начать высказывать и прорабатывать некоторые научные гипотезы. Но объект исследования (малые города) не так прост. Выражаясь языком математики он «неитегрируемый», т.е. его поведение детерминируется глубинными нелинейными и динамическими процессами. Социальные сети, в свою очередь являясь инструментом контролируемого наблюдения и модификации поведения социальных групп, видятся удачным инструментом, позволяющим начать наблюдение этих процессов в императивном режиме.
Таким образом, несмотря на, то, что адаптация семиосоциолигвистическо-го метода исследования для анализа социальных сетей сопряжено с некоторыми методологическими издержками, эта работа позволит включить социальные сети как один из источников первичной информации в рамках уже доказавшего свою эффективность со-цоипространственного подхода, тем самым добавив прогностической точности в практике применения подхода в целом.
236
Предполагается, что адаптация и применение данного метода позволит организовать наиболее точную систему интерпретации мониторинга социальных сетей в малых городах, что, по нашему мнению, имеет большую практическую значимость для всей системы государственного управления, но не входит в реальную управленческую практику ввиду слабой разработанности его методики.
Литература
1. Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / Б.А. Грушин, Л.Н. Федотова, Е.Я. Таршис [и др.]. - Москва: Политиздат, 1980. - 446 с.
2. Малые города в социальном пространстве России: [монография] / [А.Ю. Ардальянова, П.В. Бизю-ков, Р.Г. Браславский и др.]; отв ред. В.В. Маркин, М.Ф. Черныш предисл. ак. М.К. Горшков. - М. ФНИСЦ РАН, 2019. - 545 с. Текст электрон. URL: https://www.isras.ru/ Ыех.рЬ:р?раде_ id=1198&id=7751
3. Маркин, В.В. Малые города России: комплексный мониторинг развития. Часть 2 / В.В. Маркин, М.Л. Малышев, Д.Ю. Землянский // Мониторинг правоприменения. -2020. - № 1(34). - С. 61-74. - DOI 10.21681/2226-0692-2020-1-61-74.
4. Малышев М.Л. Социологический подход к исследованию социально-пространственной трансформации малых городов России // Социологическое обеспечение стратегического управления развитием регионов и муниципальных образований России: сборник статей / Отв. ред. М.К. Горшков; ФНИСЦ РАН. - М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 68-73. - DOI: 10.1918ШЬот ik.978-5-89697-365-2.2021.11
5. Маркин В.В. Малые города в государственной политике пространственного развития России: к методологии социального моделирования региональных стратегий и практик / В.В. Маркин, В.В. Воро-
нов, В.М. Пешкова // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.17 / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2019. С. 271-286. DOI: 10.19181/ezheg.2019.11.
6. Воронов В.В. Оценка экспертами ситуации и перспектив развития малых городов России // Социологическое обеспечение стратегического управления развитием регионов и муниципальных образований России: сборник статей / Отв. ред. М.К. Горшков; ФНИСЦ РАН. - М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 74-82. - DOI: 10.19181/sborn ik.978-5-89697-365-2.2021.12
7. Статистика социальных сетей: [Электронный ресурс]. URL: https:// br-analytics.ru/statistics/author/?hub_ id = 3&date = 202201 &country_ id=20&period_type=month (Дата обращения: 23.02.2022).
8. Численность постоянного населения в среднем за год: [Электронный ресурс]. URL: https://showdata.gks. ru/report/278930/ (Дата обращения: 23.02.2022).
THE USE OF SOCIAL NETWORKS IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF A RUSSIAN SMALL TOWN
Vatolin D.A.
Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences
The article defines the concept of online social networks. On the basis of publicly available data, the depth of penetration of these services into the communicative practices of the population is clearly demonstrated, using the example of a number of regions of the North-Western Federal District. The definition of managerial activity is given, showing the importance not so much of the economic and economic, but of the informational component of this work. The features of managerial activity in relation to small towns of Russia are considered. The small town is presented as a special, "non-integrated" subject of management, requiring special tools and a separate approach. Taking into account the peculiarity of small towns as a subject of management, the application of the semoisociopsychological method of studying online social networks as a means to supplement the set of primary da-
237
ta for the already proven sociospatial approach of conducting regional research is justified. The further development of the given method in the work on improving the predictive accuracy of the sociospatial approach is planned.
Keywords: small town, sociological monitoring of social networks, semiosociopsychological method, social networks.
References
1. Mass information in the Soviet industrial city: the experience of complex sociological research / B.A. Grushin, L.N. Fedoto-va, E. Ya. Tarshis [et al.]. - M.: Politizdat, 1980 - 446 p.
2. Small towns in the social space of Russia: [monograph] / [A.Y. Ardalyanova, P.V. Bi-zyukov, R.G. Braslavsky, etc.]; edited by V.V. Markin, M.F. Chernysh; preface by M.K. Gorshkov. - M.: FNIITS RAS, 2019- -545 s.. Text electron. URL: https://www.is-ras.ru/index.php?page_ id=1198&id=7751
3. Markin, V.V. Small towns of Russia: integrated monitoring of development / V.V. Markin. Part 2 / V.V. Markin, M.L. Ma-lyshev, D.Y. Zemlyansky // Monitoring of law enforcement. - 2020. - № 1(34). - Pp. 61-74. - DOI 10.21681/2226-0692-20201-61-74.
4. Malyshev M.L. A sociological approach to the study of the socio-spatial transforma-
tion of small towns in Russia // Sociological support of strategic management of the development of regions and municipalities of Russia: collection of articles / Edited by M.K. Gorshkov; FNIITS RAS. - M.: FNIITS RAS, 2021. pp. 68-73. - DOI: 10.19181/col-lection.978-5-89697-365-2.2021.11
5. Markin V.V. Small towns in the state policy of spatial development of Russia: on the methodology of social modeling of regional strategies and practices / V.V. Markin, V.V. Vo-ronov, V.M. Peshkova // Reformed Russia: Yearbook: issue 17 / Edited by M.K. Gorshkov. M.: New Chronograph, 2019. pp. 271286. DOI: 10.19181/ezh.2019.11.
6. Voronov V.V. Assessment by experts of the situation and prospects for the development of small towns in Russia // Sociological support of strategic management of the development of regions and municipalities of Russia: collection of articles / Edited by M.K. Gorshkov; FNIITS RAS. - M.: FNIITS RAS, 2021. pp. 74-82. - DOI: 10.19181/col-lection.978-5-89697-365-2.2021.12
7. Social network statistics: [Electronic resource]. URL: https://br-analyt-ics.ru/statis-tics/author/?hub_id=3&date=202201&coun-try_id=20&period_type=month (Accessed: 02/23/2022).
8. The number of permanent population on average per year: [Electronic resource]. URL: https://showdata.gks.ru/report/278930 / (Accessed: 02/23/2022)
238