Научная статья на тему 'Малые города в государственной политике пространственного развития России: к методологии социального моделирования региональных стратегий и практик'

Малые города в государственной политике пространственного развития России: к методологии социального моделирования региональных стратегий и практик Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
285
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ ГОРОД / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИИ / ПРАКТИКИ / SMALL TOWN / STATE POLICY / SPATIAL DEVELOPMENT OFRUSSIA / REGIONAL MANAGEMENT / SOCIAL MODELING / STRATEGIES / PRACTICES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Маркин Валерий Васильевич, Воронов Виктор Васильевич, Пешкова Вера Михайловна

В статье дается очерк современного состояния исследований малых городов, анализ малых городов в российском общественно-политическом дискурсе, а также предлагается подход к методологии социального моделирования региональных стратегий и практик в контексте пространственного развития России. Особенности исторического развития малых городов России (численно составляющих более двух третей от общего количества городских образований), последствия общественно-политических и социально-экономических трансформаций постсоветского периода привели к образованию в них комплекса проблем: социально-экономических, социокультурных, управленческих и др. Этот комплекс проблем может привести, а в отдельных случаях уже приводит, к значительному повышению социальной напряженности и рискам нарушения государственной устойчивости и безопасности. Данное положение представляет собой особый вызов для государственной политики России в современных условиях и на перспективу. В этой связи необходима разработка и обоснование нового подхода к изучению малых городов, различных политико-управленческих стратегий и практик, самоорганизации населения в специфических социально-территориальных общностях малых городов; выявлении, типологии и моделировании стратегий и политико-управленческих практик развития этих городов как определенного способа формирования и реализации эффективной государственной политики в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Маркин Валерий Васильевич, Воронов Виктор Васильевич, Пешкова Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL CITIES IN THE STATE POLICY OF SPATIAL DEVELOPMENT OF RUSSIA:ON THE METHODOLOGY OF SOCIAL MODELING OF REGIONAL STRATEGIES AND PRACTICESMarkin Valery Vasilyevich

The article provides an essay on the current state of research in small sized towns, an analysis of small sized towns in Russian socio-political discourse, and suggests an approach to the methodology of social modeling of regional strategies and practices in the context of the spatial development of Russia. Features of the historical development of small towns in Russia (numerically constituting more than two-thirds of the total number of urban formations), the consequences of socio-political and socio-economic transformations of the post-Soviet period led to the formation of a complex of problems in them: socio-economic, socio-cultural, managerial and more. This set of problems of small towns can lead (in some cases already leads) to a significant increase in social tensions and risks of violation of state stability and security. This provision represents a special challenge for the state policy of Russia in modern conditions and in the future. In this regard, it is necessary to develop and substantiate a new approach to the study of small towns, various political and management strategies and practices, self-organization of the population in specific socio-territorial communities of small towns, the identification, typology and modeling of strategies and political and management practices of the development of these cities, as a certain way of formationand implementation of effective public policy in this direction.

Текст научной работы на тему «Малые города в государственной политике пространственного развития России: к методологии социального моделирования региональных стратегий и практик»

DOI: 10.19181/ezheg.2019.11

МАЛЫЕ ГОРОДА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ РОССИИ: К МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ И ПРАКТИК

Маркин Валерий Васильевич,

доктор социологических наук, профессор,

руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии,

Институт социологии ФНИСЦ РАН,

Москва.

E-mail: markin@isras.ru

Воронов Виктор Васильевич,

доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва.

E-mail: viktor. voronov@du. lv

Пешкова Вера Михайловна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва.

E-mail: pever@mail.ru

Аннотация1. В статье дается очерк современного состояния исследований малых городов, анализ малых городов в российском общественно-политическом дискурсе, а также предлагается подход к методологии социального моделирования региональных стратегий и практик в контексте пространственного развития России. Особенности исторического развития малых городов России (численно

1 Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ №19-011-31320

составляющих более двух третей от общего количества городских образований), последствия общественно-политических и социально-экономических трансформаций постсоветского периода привели к образованию в них комплекса проблем: социально-экономических, социокультурных, управленческих и др. Этот комплекс проблем может привести, а в отдельных случаях уже приводит, к значительному повышению социальной напряженности и рискам нарушения государственной устойчивости и безопасности. Данное положение представляет собой особый вызов для государственной политики России в современных условиях и на перспективу. В этой связи необходима разработка и обоснование нового подхода к изучению малых городов, различных политико-управленческих стратегий и практик, самоорганизации населения в специфических социально-территориальных общностях малых городов; выявлении, типологии и моделировании стратегий и политико-управленческих практик развития этих городов как определенного способа формирования и реализации эффективной государственной политики в данном направлении.

Ключевые слова: малый город, государственная политика, пространственное развитие России, региональное управление, социальное моделирование, стратегии, практики.

SMALL CITIES IN THE STATE POLICY OF SPATIAL

DEVELOPMENT OF RUSSIA: ON THE METHODOLOGY OF SOCIAL MODELING OF REGIONAL STRATEGIES AND PRACTICES

Markin Valery Vasilyevich,

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Head of the Center for Regional Sociology and Conflict Studies,

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology

of the Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia.

E-mail: markin@isras.ru

Voronov Viktor Vasilyevich,

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Leading Researcher,

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: viktor. voronov@du. lv

Peshkova Vera Mikhailovna, Candidate of Historical Sciences,

Senior Researcher,

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. E-mail: pever@mail.ru

Abstract. The article provides an essay on the current state of research in small sized towns, an analysis of small sized towns in Russian socio-political discourse, and suggests an approach to the methodology of social modeling of regional strategies and practices in the context of the spatial development of Russia. Features of the historical development of small towns in Russia (numerically constituting more than two-thirds of the total number of urban formations), the consequences of socio-political and socio-economic transformations of the post-Soviet period led to the formation of a complex of problems in them: socio-economic, socio-cultural, managerial and more. This set of problems of small towns can lead (in some cases already leads) to a significant increase in social tensions and risks of violation of state stability and security. This provision represents a special challenge for the state policy of Russia in modern conditions and in the future. In this regard, it is necessary to develop and substantiate a new approach to the study of small towns, various political and management strategies and practices, self-organization of the population in specific socio-territorial communities of small towns, the identification, typology and modeling of strategies and political and management practices of the development of these cities, as a certain way of formation and implementation of effective public policy in this direction.

Keywords: small town, state policy, spatial development of Russia, regional management, social modeling, strategies, practices.

Введение в проблему исследования

В современной России из 1114 городов - 748 являются малыми. В них проживает свыше 16 миллионов человек или около 12% населения страны. Малые города имеют разный исторический генезис, значительная часть их возникла как города-крепости в XV-XVШ вв. по мере освоения пространства от центра до Дальнего Востока. В советский период в процессе индустриализации появился новый тип малых городов - монопрофильные города, возникшие вокруг одного-двух градообразующих предприятий. Но в целом, их появление и развитие происходит в логике складывания российских территорий как неоднородных разветвленных поселенческо-расселенче-ских структур, образующих социально-территориальный каркас российского пространства: сельских и городских поселений, их ареалов в агломерациях, конурбациях и мегалополисах.

Особенности исторического развития малых городов, наложенные на геополитические и социально-экономические трансформации России после распада Советского Союза, образовали комплекс проблем. Наиболее острыми из них принято считать: закрытие или сокращение градообразующих предприятий, узкая специализация рынка труда без прямой возможности перепрофилирования, обветшание городской инфраструктуры, безработица, снижение уровня и качества жизни, социально-трудовая маргинализация населения (особенно молодежи), кризис социальной идентификации горожан, отток населения и другое.

Здесь также находятся главные внутренние вызовы пространственного развития России, связанные с концентрацией населения в центральной части страны. В меньших масштабах, но в том же тренде развивается северо-западная часть страны, завязанная на Санкт-Петербург. В других частях России (особенно в ее восточной части) остались лишь отдельные агломерации крупных городов. Но огромные территории вне этих агломераций теряют население и стимулы развития, превращаясь в депрессивные пространства. В рамках этих разноплановых территориальных поселенческо-расселенческих структур малые города могут включаться в сети агломераций

и конурбаций или являться локализованными внесетевыми поселениями, что также влияет на проблемы их развития.

Данные условия и факторы могут привести, а в ряде случаев уже приводят, к росту социальной напряженности, проявлениям протестной активности населения, что чревато повышением конфликтогенности и рисками нарушения общественной безопасности. Иными словами, проблемы малых городов имеют четко выраженный пространственно-территориальный аспект и представляют собой особый вызов для государственной политики России в современных условиях и на перспективу, требуют поиска механизмов и мониторинга тенденций ее формирования для последующей реализации.

Их актуальность находит подтверждение в программных документах российского государства, в частности, в предложении Президента РФ В. В. Путина развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населенных пунктов, и как минимум удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет (Послание Федеральному Собранию 1 марта 2018 г.). Введение понятия «пространственное развитие» в стратегию и реализацию государственной политики в отношении развития российских территорий, в том числе малых городов, ее наполнение социальным смыслом, средствами и инструментами политико-управленческих практик, требует соответствующего теоретико-методологического осмысления и исследований фундаментального характера.

Краткий очерк современного состояния исследований малых городов

В зарубежных исследованиях можно выделить несколько направлений изучения городов, в том числе малых. Во-первых, это исследование городов в рамках концепции устойчивого развития, которая впервые была упомянута во Всемирной стратегии охраны природы в 1980 г. В настоящее время под устойчивым развитием стали понимать достижение баланса между экономическим, экологическим и социальным

измерениями развития определенной локальной (город, район, регион) территории. При этом выяснилось, что экономический рост территории не приводит к деградации окружающей среды, но сопровождается разрешением социальных проблем, в частности, неравенства и бедности [Newman, Kenworthy 1999; Barrass, Madhavan 1998; Turner 1993; Blewitt 2015]. Со временем устойчивое развитие превратилось в отдельное направление не только в сфере экологии, но и в сфере образования, экономики и управления, а также было выделено в отдельное направление в работе ООН и ЮНЕСКО [UN / UNESCO: Sustainable Development 2018].

Второе направление исследований - это изучение малых городов в рамках перспективы локального регионального развития. Поскольку у каждого региона свой набор проблем, требующих выработки новой системы целевых мер политики и др., наиболее эффективным признан подход дифференцированных стратегий регионального развития. Данное направление особенно развито в работах исследователей европейских городов, в которых особое внимание уделяется изучению отношений между городскими поселениями и региональным контекстом, поиском золотой середины между такими крайними подходами как «региональный детерминизм» и «территориальная автономия» [Servillo, Hamdouch, Atkinson 2017, 14], особенностям планирования и градостроительству в малых и средних городах [Keith 2009; Hrelja, Isaksson, Richardson 2012; Hamdouch A. and etc. 2001]; развитию местной конкурентоспособности, прозрачной и эффективной институциональной среды для частных инвестиций, а также стимулированию инновационной деятельности со стороны местных субъектов экономических преобразований [Courtney, Lepicie, Schmitt 2008].

Современная парадигма исследований малых и средних городов также формируется под определенным влиянием таких институтов, как научное сообщество Ассоциации региональных исследований и специальных программ Европейского Союза. Ассоциация региональных исследований является ведущим институтом в области изучения характера и последствий политических, экономических, социальных и экологических

изменений и инноваций на уровне регионов. Ассоциация издает журналы по региональной тематике, в том числе журнал «Региональные исследования» [Regional Studies Association 2018]. С целью уменьшения экономических, экологических и социальных проблем городских районов Европейский союз создал Европейский фонд регионального развития. Деятельность фонда направлена на перераспределение денежных ресурсов из более богатых регионов и инвестирование в инфраструктуру и услуги слаборазвитых регионов, в том числе городских поселений. Повестка Европейского Союза относительного городского развития заключается в максимальном использовании потенциала роста городов и успешном решении социальных проблем и направлена на содействие сотрудничеству между государствами-членами, городами, Европейской комиссией и другими заинтересованными сторонами в целях стимулирования роста, повышения уровня жизни и инноваций в городах Европы [Urban Development].

Особенность этих исследований в их практической ориентированности, где обобщается опыт конкретных городов в части решения проблем развития; изучаются управленческие инициативы в области регионального и городского развития и пространственного планирования. Результатом плодотворного взаимодействия исследователей и представителей местных органов власти в странах ЕС стали следующие результаты: разработка программ содействия социально-экономическому функционированию городов на национальном и региональном уровнях; организация тематических смотров-конкурсов, возрождение культурных традиций, развитие туризма, экологии, благоустройства и проведение специализированных обучающих семинаров по развитию этих направлений; организация ежегодных международных конференций по устойчивому жизнеобеспечению и функционированию городов с привлечением представителей региональных и местных органов управления; стратегическое планирование развития малых городов в рамках межотраслевого, комплексного видения их будущего и др.

- В качестве примера укажем на исследования балтийских стран ЕС, проведенных при поддержке Европейского

фонда регионального развития [Lavrinenko, ОЬо11па, Ruzha, 5Ьшаг1ои8кауа, Tuшa1avicius 2015]. Например, в Латвии 76 городов, из них 73 относятся к малым. Поэтому у страны нет иного пути, как проводить политику укрепления их потенциала путем максимально эффективного использования преимуществ и ресурсов для роста. Малые и средние латвийские города - исследование актуального состояния и динамики развития малых городов как пространства социально-экономических, социально-политических и социокультурных отношений в российских регионах;

- определение места и роли местных, региональных и федеральных акторов, влияющих на актуальную ситуацию и перспективы малых городов;

- выявление основных моделей взаимодействия стейкхол-деров (населения, органов власти, предпринимателей, различных солидарных сообществ и др.) в процессе формирования региональных стратегий и политико-управленческих практик, обеспечивающих развитие малых городов;

- построение и анализ типологии региональных стратегий и политико-управленческих практик, обеспечивающих развитие малых городов в контексте пространственного развития поселенческо-расселенческих структур;

- изучение наиболее и наименее успешных кейсов в развитии малых городов, а также складывающихся вокруг них политико-управленческих практик;

- оценку возможностей использования зарубежного опыта в решении проблем развития малых городов;

- подготовку практических рекомендаций по использованию разработанных теоретико-методологических подходов и моделей в формировании и реализации государственной политики в отношении малых городов.

Отдельные модельные российские малые города (с численностью населения до 50 тыс. человек - по общепринятой действующей классификации городов, установленной в свое время Госстроем СССР) отбираются, исходя из двух основных

принципов. Во-первых, в российских макрорегионах, а именно в восьми федеральных округах отбираются достаточно типичные регионы (субъекты Российской Федерации). Во-вторых, в каждом из таких регионов отбирается по два малых города: входящий в агломерацию крупного города (25-30 км от крупного города или в пределах часовой транспортной доступности) и не входящий в агломерацию пространственно-локализованный город.

Анализ материалов по этим городам представляется в виде типовых моделей региональных стратегий и политико-управленческих практик.

Применение методологии социального моделирования позволяет представить основные взаимосвязи и взаимозависимости условий и факторов развития малых городов в формализованном виде: моделях аналитико-диагностического и прогнозно-проектного характера. Особо выделяется агент-но-ориентированное моделирование, с помощью которого на основе информационно-коммуникационных технологий может быть сформирована система сетевых коммуникаций между представителями основных стейкхолдеров развития малых городов.

Прикладной аспект работы включает анализ документов (местные, региональные и федеральные нормативные акты и законы, регулирующие жизнь и правовой статус малых городов), статистики (материалы Росстата, ведомственной и местной статистики), региональных и местных СМИ, включая социальные сети и онлайн-ресурсы; экспертных оценок (интервью с экспертами федерального, регионального и местного уровней); фокус-групп (с представителями местных предпринимательских и солидарных сообществ), а также кейс-стади (примеры успешных и неуспешных политико-управленческих практик).

На основе экспертных процедур формируется методология активного, агентно-ориентированного моделирования региональных стратегий и политико-управленческих практик в малых городах с участием представителей всех основных заинтересованных сторон: органов власти, бизнес-сообществ, различных солидарных сообществ, некоммерческих

организаций (ассоциаций, фондов и т.д.), средств массовой информации, научных и культурных центров. Данная методология учитывает особенности этих стратегий и практик в зависимости от структурно-пространственных условий и факторов развития малых городов. Последние включают в себя социально-демографическую, социально-слоевую и социально-профессиональную структуры, социокультурный потенциал и уровень общественно-политической активности населения, возможные перспективы преодоления негативного эффекта ограниченных возможностей развития малого города, снижения социальной напряженности и стабилизации социально-экономического положения, повышения качества жизни.

Таким образом, выявляются основные виды и типичные формы политико-управленческих практик, применяемых в отношении малых городов, их роль в стабилизации социально-экономического положения и минимизации негативного эффекта ограниченных возможностей с учетом структурно-пространственных факторов и условий. Построенные на основе данных исследования аналитико-диагностические и прогнозно-проектные модели будут полезны для оптимизации регулирования социальных отношений в малых городах и регионах их расположения в целях устойчивого динамичного развития.

В научно-практическом плане выработка рекомендаций для федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, бизнес-сообществ и общественных организаций, связана с совершенствованием нормативно-правовых основ государственной поддержки развития малых городов, социально-экономической, социокультурной и социально-политической активности населения, созданием благоприятного климата для привлечения дополнительных инвестиций и комфортной жизни горожан, укреплением доверия к органам власти.

Государственная политика управления развитием малых городов в регионах должна концентрироваться в двух направлениях. Первое - должно реализоваться посредством развития городских предприятий и организаций реального сектора экономики (разной величины и разных форм собственности), продукция которых востребована на внешних, по отношению

к региону, рынках, включая экспорт. Второе - посредством сохранения и развития в малых городах своей социокультурной идентичности, своего уникального «лица» среди других городов и регионов страны. Поэтому в качестве значимых ожидаемых результатов исследования малых городов с помощью социального моделирования можно отметить следующие. Во-первых, в системе регионального стратегирования вопросы конкурентоспособности малых городов должны занять одно из ведущих направлений. При этом должна предусматриваться государственная поддержка отраслей, секторов, кластеров, приоритетных для развития конкретных городов по их типологии, прежде всего бюджетообразующих предприятий, повышения их конкурентоспособности. Во-вторых, устойчивое и сбалансированное развитие малых городов предполагает опережающее продвижение в них инновационных отраслей и производств высоких технологических укладов, обеспеченных энергетической базой и с обязательным развитием на местах вспомогательных и обслуживающих отраслей и производств на основе региональной и межрегиональной кооперации. В-третьих, должно поощряться (налоговыми льготами, другими преференциями) развитие экспортных возможностей малого города на основе инновационных отраслей и производств. В-четвертых, региональные органы власти и городские самоуправления должны обеспечить широкий доступ молодежи к среднему и высшему профессиональному образованию, к обеспечению жильем, медицинским услугам, дошкольным учреждениям для воспроизводства качественного кадрового потенциала развития города. Наконец, в развитии инвестиционной привлекательности городов необходимо более активно использовать маркетинг территории и городской брендинг, целенаправленно формировать позитивный имидж города, используя при этом региональный брендинг.

Список литературы

Власть и общество в регионах России: практики взаимодействия [монография] / Отв. ред. И. А. Халий. М.: Институт социологии РАН, 2015. 183 с. URL: http://www.isras.ru/files/

File/publ/Vlast_i_obshestvo_2015_final.pdf (дата обращения: 11.04.2019).

Всероссийский конкурс «Исторические поселения и малые города» ориентированный на города с населением до 100 тыс. человек (2018 г.). [Электронный ресурс]. URL: https:// konkurs.gorodsreda.ru/ (дата обращения: 26.02.2019).

Гаман-Голутвина О. В. 2007. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт // Полис. Политические исследования. № 4. C. 24-45.

Дубровский С. П. 2010. Стратегии социально-экономического развития малых городов // Экономика образования. № 1. C. 56-59.

Зарубежный опыт управления развитием муниципальных образований и его ресурсного обеспечения [Электронный ресурс]. URL: https://economics.studio/finansistam/ zarubejnyiy-opyit-upravleniya-razvitiem-90890.html (дата обращения: 26.02.2019).

Захаркин Р. И. 2018. Зарубежный опыт социально-экономического развития муниципальных образований и его интеграция в российскую модель местного самоуправления // Правозащитник. № 1. С. 20-25.

Землянский Д. Ю., Ламанов С. В. 2014. Сценарии развития монопрофильных городов России. Вестник Московского университета. Серия География. № 4. С. 69-74.

Зубаревич Н. В. 2010. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики. 160 c.

Игнатова Т. В., Перевозкин Л. М. 2012. Стратегия социально-экономического развития малых городов: понятие, социальная сущность, принципы // Среднерусский вестник общественных наук. № 3. С. 60-65.

Ключникова В. Р. 2014. Методический инструментарий оценки социально-экономического развития малых городов: содержание и проблемы использования // Проблемы современной экономики. № 3. C. 258-260.

Кордонский С. Г., Плюснин Ю. М. 2018. Архаические экономические институты: распределенные мануфактуры в малых городах России // Мир России. Т. 27. № 4. С. 6-30. DOI: https://doi.org/10.17323/1811-038X-2018-27-4-6-30

Круглый стол журнала «ПОЛИС»: Региональные политические процессы: насколько «субъектны» субъекты РФ / Гаман-Го-лутвина О. В., Авдонин В. С., Сергеев С. А., Черникова В. В., Сиденко О. А., Соколов А. В., Евдокимов Н. А., Тупаев А. В., Слатинов В. Б., Жуков И. К., Козлова Н. Н., Рассадин С. В., Чугров С. В. // Полис. Политические исследования. 2013. № 5. С. 59-76.

Лаппо Г. М., Полян П. М., Селиванова Т. И. Городские агломерации России. [Электронный ресурс]. URL: http://www. demoscope.ru/weekly/2010/0407/tema01.php (дата обращения: 26.02.2019).

Любовный В. Я. 2013. Города России: альтернативы развития и управления. М.: Экон-Информ. 614 c.

Малые города - большие проблемы. Социальная антропология малого города: Сборник статей. Под ред. Кабицкого М. Е., Ар-темовой О. Ю., Мартыновой М. Ю. М.: ИЭА РАН, 2014. 358 с.

Макаренко Д. И., Хрусталев Е. Ю. 2008. Концептуальное моделирование военной безопасности государства. М.: Наука. 302 c.

Макаров В. Л., Бахтизин А. Р. 2013. Социальное моделирование - новый компьютерный прорыв (агент-ориентированные модели). М.: Экономика. 295 c.

Маркин В. В., Нелюбин А. А., Давыдов А. А. 2009. Социальное моделирование пространственных трансформаций. Мониторинг региональных органов власти // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 8. М.: Институт социологии РАН. С. 75-90.

Моногорода. Перезагрузка. Поиск новых моделей функционирования моногородов России в изменившихся экономических условиях. Базовый элемент, 2014. 53 c. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ladoga-park.ru/content/2014/04 /140426152728/140426152728140426152938.pdf (дата обращения: 26.02.2019).

Постановление Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 709 [Электроный ресурс]. URL: http://government.ru/ docs/14049/ (дата обращения: 26.02.2019).

Скосырева Н. П., Бондарец А. В., Чеснокова Ж. А. 2008. Аспекты развития рынка труда малых городов // Современные проблемы науки и образования. № 3. C. 56-61.

Сморгунов Л. В. 2011. В поисках управляемости: трансформация теории публичного управления в XXI веке // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. № 4. С. 85-96.

Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя. / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. М.: Весь Мир, 2018. 312 с.

Стратегия устойчивого развития Латвии до 2030 года. Рига: Сейм Латвийской Республики, 2010. 119 с.

Теория и практика институциональных преобразований в России: сборник научных трудов / Под ред. Б. А. Ерзнкяна. Вып. 40. М.: ЦЭМИ РАН, 2017. 174 с.

Тужикова О. Г. 2015. Изучение устойчивого развития регионов: направления, результаты и пробелы // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. Сер: Регион: экономика и управление. № 3. С. 134-142.

Тургель И. Д. 2010. Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию. Екатеринбург: РАГС при Президенте РФ, Уральская акад. гос. Службы. 519 с.

Халий И. А., Подъячев К. В. 2016. Итоги выборов-2016 как отражение социально-политического развития российских регионов // Власть. № 12. С. 45-51.

Шаповалов А. А. 2016. Участие населения в местном самоуправлении: иностранные тренды и российская практика // Гуманитарные научные исследования. № 3. С. 225-229.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Яницкий О. Н. К вопросу о пространственной организации РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/blog_ yan_127.html (дата обращения: 26.02.2019).

Newman P., Kenworthy J. 1999. Sustainability and Cities: Overcoming Automobile Dependence. Island Press. 464 р.

Barrass R., Madhavan S. European Economic Integration and Sustainable Development: Institutions, Issues and Policies // European Journal of Law and Economics. May 1998. Volume 5. Issue 3. P. 289-290.

Blewitt J. 2015. Understanding sustainable development. 2nd ed. L.; N. Y.: Routledge/Taylor & Franics. 394 p.

Courtney P., Lépicier D., Schmitt B. 2008. Spatial Patterns of Production Linkages in the Context of Europe's Small Towns: How Are Rural Firms Linked to the Local Economy? // Regional Studies. № 42 (3). P. 355-374.

Hamdouch A., Nyseth T., Demaziere C., Forde A., Serrano J., Aarsœther N. (Eds.) Creative Approaches to Planning and Local Development Insights from Small and Medium-Sized Towns in Europe. Routledge, 2001.

Hrelja R., Isaksson K., Richardson T. 2012. IKEA and Small City Development in Sweden: Planning Myths, Realities, and Unsustainable Mobilities // International Planning Studies. № 17 (2). P. 125-145.

Keith M. 2009. The Right to Live in the City: Some Thoughts and Suggestions on Town Planning's Contribution in the United Kingdom // Planning Practice & Research. № 24 (1). P. 145151.

Lavrinenko O., Ohotina A., Ruzha O., Shmarlouskaya H., Tumalavicius V. 2015. Cross Border Cooperation of Small and Medium Enterprises: Problems, Opportunities, Prospects. Rezekne: RA izdevnieciba. 307 p.

Regional Studies Association. [Электроный ресурс]. URL: https:// www.regionalstudies.org/ (дата обращения: 26.02.2019).

Servillo L., Hamdouch A., Atkinson R. 2017. Small and Medium-Sized Towns // Europe: Conceptual, Methodological and Policy Issues in Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie. Special Issue: Dossier: Small and Medium-Sized Towns in Europe. Volume 08. Issue 4. P. 1-17.

Turner R. 1993. Sustainable environmental economics and management: principles and practice. Belhaven Press. 265 р.

UN / UNESCO: Sustainable Development. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ (дата обращения: 26.02.2019).

Urban Development. [Электронный ресурс]. https://ec.europa. eu/regional_policy/en/policy/themes/urban-development/ (дата обращения: 26.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.