Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
платформы социальных сетей / сетевые инструменты / веб приложения / мобильные приложения / среда обучения / мотивация к обучению иностранного языка / social networking platforms / network tools / web applications / mobile applications / learning environment / motivation for learning foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Восковская

Данная статья рассматривает платформы социальных сетей как эффективные инструменты преподавания иностранного языка. Целью данного исследования является изучение опыта преподавания иностранного языка с использованием социальных сетей в процессе преподавания английского языка. В ходе анализа работ отечественных и зарубежных авторов был выявлен ряд преимуществ данного подхода, таких как повышение мотивации и вовлеченности в процесс обучения, создание особой образовательной языковой среды, выходящей за рамки аудиторных занятий, развития навыков самостоятельной работы и формирование автономности студентов. Исследование также обнаружило некоторые трудности, связанные с интеграцией социальных сетей для обучения иностранному языку, такие как поиск и отбор источников, соответствующих задачам занятий, отсутствие адаптации сетевых инструментов к образовательным целям, были предложены способы преодоления данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF SOCIAL NETWORKS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

This article examines social networking platforms as effective tools for teaching and learning a foreign language. The purpose of this investigation is to study the experience of teaching a foreign language using social networks in the process of learning English. In the course of analyzing the works of domestic and foreign authors, a number of advantages of this approach were identified, such as increasing motivation and involvement in the learning process, creating a special educational language environment that goes beyond the classroom, developing independent work skills and developing student autonomy. The study also revealed some difficulties associated with the integration of social networks for teaching a foreign language, such as searching and selecting sources that correspond to the objectives of the lessons, the lack of adaptation of network tools to educational purposes, and ways to overcome these problems were proposed.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

УДК 378

Voskovskaya A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: ASVoskovskaya@fa.ru

APPLICATION OF SOCIAL NETWORKS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. This article examines social networking platforms as effective tools for teaching and learning a foreign language. The purpose of this investigation is to study the experience of teaching a foreign language using social networks in the process of learning English. In the course of analyzing the works of domestic and foreign authors, a number of advantages of this approach were identified, such as increasing motivation and involvement in the learning process, creating a special educational language environment that goes beyond the classroom, developing independent work skills and developing student autonomy. The study also revealed some difficulties associated with the integration of social networks for teaching a foreign language, such as searching and selecting sources that correspond to the objectives of the lessons, the lack of adaptation of network tools to educational purposes, and ways to overcome these problems were proposed.

Key words: social networking platforms, network tools, web applications, mobile applications, learning environment, motivation for learning foreign language

А.С. Восковская, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: ASVoskovskaya@fa.ru

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Данная статья рассматривает платформы социальных сетей как эффективные инструменты преподавания иностранного языка. Целью данного исследования является изучение опыта преподавания иностранного языка с использованием социальных сетей в процессе преподавания английского языка. В ходе анализа работ отечественных и зарубежных авторов был выявлен ряд преимуществ данного подхода, таких как повышение мотивации и вовлеченности в процесс обучения, создание особой образовательной языковой среды, выходящей за рамки аудиторных занятий, развития навыков самостоятельной работы и формирование автономности студентов. Исследование также обнаружило некоторые трудности, связанные с интеграцией социальных сетей для обучения иностранному языку, такие как поиск и отбор источников, соответствующих задачам занятий, отсутствие адаптации сетевых инструментов к образовательным целям, были предложены способы преодоления данных проблем.

Ключевые слова: платформы социальных сетей, сетевые инструменты, веб приложения, мобильные приложения, среда обучения, мотивация к обучению иностранного языка

Социальные сети изменили способы общения и обмена информацией в личной и профессиональной жизни людей. В последнее время онлайн-приложе-ния и веб-сайты социальных сетей стали самыми популярными в мире инструментами для контакта и общения с другими людьми. Этот цифровой мир стал частью повседневной жизни, использование этих приложений распространилось на все аспекты жизни, и образование не является исключением. Актуальность данного исследования состоит в необходимости анализа обширной базы исследований, связанных с педагогическими и социальными преимуществами использования инструментов социальных сетей на занятиях по иностранному языку.

Целью данного исследования является определение образовательных возможностей применения онлайн-платформ для повышения качества обучения иностранного языка в неязыковом вузе. В связи с этим определены следующие задачи исследования: провести анализ преимуществ и недостатков популярных веб-сайтов и мобильных приложений с точки зрения использования их в процессе преподавания иностранного языка, а также выявить основные проблемы, которые могут возникнуть в результате внедрения инструментов социальных сетей на занятиях по иностранному языку.

Методологическими и научно-теоретическими основами исследования являются основные законы, принципы, категории педагогики и психологии. В данной статье используется описательный метод исследования с элементом качественного анализа. Данные для исследования были получены в результате изучения ряда работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных теории и практике применения социальных сетей для обучения английскому языку.

Научная новизна данного исследования состоит в детальном анализе опыта внедрения современных интернет-технологий в педагогическую практику. Изучение практики применения инструментов социальных сетей помогло выявить проблемы, с которыми преподаватели могут столкнуться при использовании этих инструментов на занятиях по иностранному языку, а также при формировании и проектировании процесса обучения. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём проанализированы положения отечественных и зарубежных учёных, касающиеся различных аспектов внедрения информационных технологий в процесс обучения иностранному языку. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного анализа на предмет возможности использования социальных сетей в ходе изучения иностранного языка могут быть использованы преподавателями в интересах повышения эффективности содержания и методики преподавания иностранного языка.

Вопрос о возможности интеграции социальных сетей в образовательный процесс вызывает у современных исследователей и педагогов различные реакции. Сторонники применения социальных сетей подчеркивают тот факт, что эти сайты стали частью жизни студентов, и этим можно и нужно пользоваться, расширяя среду обучения иностранному языку для повышения мотивации к развитию языковых навыков [1-4]. Исследователи отметили, что эффективное использование социальных сетей может улучшить процесс обучения, предоставляя студентам возможность обмениваться информацией, участвовать в интерактивной среде и взаимодействовать друг с другом и с преподавателями. Несмотря на эти положительные аспекты, критики считают, что использование социальных

сетей в аудитории сопряжено с потенциальными рисками. Можно утверждать, что технологии социальных сетей не всегда уместны или успешны для изучения иностранного языка, поскольку они не предназначены для этой цели. Это означает, что материалы, представленные на платформах социальных сетей, не соответствуют педагогическим задачам обучения и не предполагают их использование для развития языковых навыков. Некоторые исследователи отмечают, что постоянное нахождение в социальных сетях не способствует развитию социальных навыков межличностного общения [5; 6]. Однако цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать онлайн-платформы, которые возможно было бы применять для обучения иностранным языкам, избегая негативных факторов.

Представляется целесообразным рассмотреть основные определения социальных сетей. В современной педагогической литературе, посвященной вопросам использования интернет-технологий, существует всего несколько определений социальных сетей. Ряд исследователей полагают, что определение социальных сетей может быть только узкоспециализированным [4]. Другие исследователи, напротив, понимают термин «социальные сети» достаточно широко, рассматривая их как сайты, которые предоставляют аудитории механизм общения, подключения и взаимодействия друг с другом [5; 7]. Можно выделить несколько типов онлайн-платформ, которые возможно интегрировать в процесс обучения иностранному языку. Прежде всего стоит упомянуть интернет-платформы, напоминающие социальные сети, которые созданы специально для образовательных целей, позволяющие совершенствовать свои языковые навыки, такие как ELLLO, Duolingo, epals, tandam. К следующему типу онлайн-платформ можно отнести компьютерные и мобильные игры, такие как Witcher 3: Wild Hunt, The Last of Us, Game of Thrones, Life is Strange, которые можно адаптировать для обучения иностранному языку. Другой тип интернет-платформ - это популярные социальные сети. Например, практика применения широко распространённой в нашей стране соцсети ВКонтакте (VK) для организации образовательного процесса показывает, что это достаточно эффективный способ общения со студентами, способствующий установлению доверительных отношений. Также использование мессенджеров (таких как Телеграм) для создания чатов и общения группы и преподавателя во внеаудиторное время пользуется особой популярностью в последнее время.

Используя сбалансированный подход к применению онлайн-платформ для образовательных целей, можно влиять на успешную социализацию студентов в онлайн-сообществе и обучать их практике интернет-коммуникации. Внедрение различных информационных технологий в образовательный процесс - явление достаточно распространённое, что привело к созданию «теории новой грамотности», которая подчеркивает роль Интернета и необходимость овладения цифровой грамотностью [8]. Сегодня много говорят о различных факторах, влияющих на необходимость повышения уровня цифровой грамотности. К ним относят экономические и политические факторы, связанные с повышением конкуренции на рынке труда из-за быстро развивающихся интернет-технологий для обмена и создания информации. Данное исследование придерживается основных положений теории новой грамотности о необходимости интеграции интернет-технологий в образовательную практику, что будет способствовать повышению качества обучения.

На протяжении последних десятилетий активно идет процесс внедрения компьютеров и мобильных устройств в практику преподавания иностранного языка. Одним из направлений в данной области является идея использования компьютерных игр для образовательных целей. Компьютерная геймификация обучения иностранному языку повышает заинтересованность студентов в дальнейшем совершенствовании языковых навыков. В условиях быстроменяющихся экономических, культурных и технологических реалий в современном мире важно попытаться адаптировать образовательную среду к реальной жизни студентов за пределами вуза. Такой подход объединяет обучение и развлекательные моменты, которые способствуют уменьшению напряженности и стресса во время обучения. В процессе преподавания иностранного языка иногда стоит сместить фокус внимания с академических задач обучения на интересы студентов, например, их увлеченность компьютерными играми. Е. Клопфер отметил ряд преимуществ использования компьютерных и мобильных игр в образовательном процессе: развитие навыков онлайн-общения как устного, так и письменного, интеграция сообществ с целью изучения языка, создание благоприятной психологической атмосферы [9]. М. Шнайдер определил критерии, которые необходимо учитывать при выборе компьютерной или мобильной игры для использования на занятиях по иностранному языку: игры должны быть приемлемыми с этической точки зрения, учитывать социальные и культурные различия, интересы и предпочтения всех студентов; должны быть с удобным интерфейсом и просты для освоения; игры, используемые в аудитории, должны содержать обратную связь, которая позволяет отслеживать весь прогресс и исправлять ошибки; содержание выбранных игр должно соответствовать уровню владения языком [10]. Для обеспечения более эффективного использования компьютерных и мобильных игр на занятиях по иностранному языку необходимо, чтобы их содержание соответствовало целям и задачам курса обучения в целом.

Практика применения образовательных веб-сайтов и программ показывает, что их можно эффективно использовать для преподавания и изучения иностранного языка. В качестве примера рассмотрим несколько интернет-платформ, созданных специально для обучения английскому языку.

Среди множества онлайн-платформ для отработки навыков аудирования можно особо выделить ELLLO (English Listening Lesson Library Online). Данная онлайн-платформа включает в себя огромное количество диалогов и монологов, записанных носителями языка в интерактивном режиме, сопровождаемых видеороликами, фотографиями, заданиями на проверку понимания и контрольными тестами. Одним из преимуществ использования данной платформы на занятиях по иностранному языку в вузе является уделение внимания аутентичности материалов, так как все подкасты представляют собой примеры живой, неадаптированной речи с различными акцентами. Все материалы распределены по уровням владения языком, сопровождаются скриптами и тренировочными упражнениями. Единственный, но существенный недостаток - это неудобный интерфейс для пользователя, на сайте сложно ориентироваться, и поиск материала занимает значительное время. Здесь студентам не обойтись без помощи преподавателя, который должен сориентировать в поиске необходимых для тренировки заданий. Однако в целом ELLLO можно рассматривать как один из полезных ресурсов для изучающих язык, позволяющий улучшить навыки аудирования и говорения. Практика применения данной платформы для организации самостоятельной работы студентов показывает реальные улучшения навыков восприятия речи на слух. Студенты, которые регулярно выполняли задания, отобранные преподавателем, действительно показали более высокие результаты по контрольным тестам в конце семестра.

Еще одна полезная онлайн-платформа, которую можно легко и эффективно использовать для изучения и преподавания английского языка, - это Duolingo. Данная платформа представляет веб-сайт и мобильное приложение для изучения языков с помощью интерактивных методов. Интерфейс данного сайта и мобильного приложения удобен для пользователя, что, безусловно, является преимуществом для обучающихся разных возрастных групп. Особый акцент делается на отработке произношения. Программа анализирует, правильно ли произносятся как отделанные слова, так и целые фразы, что очень полезно для студентов с низким уровнем владения языком. Использование принципа цикличности и регулярной повторяемости лексико-грамматического материала также является плюсом данной платформы. Однако к одному из недостатков интеграции этой программы в процесс изучения иностранного языка можно отнести опцию перевода, которая позволяет студентам немедленно переводить каждую фразу на свой родной язык [11; 12]. Эта функция не помогает обучающимся развивать многие важные языковые навыки, такие как развитие языковой догадки, умение перефразировать и анализировать языковые конструкции. Многие преподаватели отмечают, что хотя задания из Duolingo могут эффективно использоваться преподавателями в качестве дополнительного материала на занятиях по иностранному языку, данный программный продукт больше подходит для начинающих изучать язык и не дает возможности погрузиться в аутентичные контексты для более продвинутых студентов.

Ещё одна онлайн-платформа, созданная как социальная сеть для изучения английского языка, - ePals. Данный сайт был создан как интернет-проект для обмена опытом применения различных методов обучения иностранному языку преподавателей и студентов более чем из 200 стран мира. Использование данной платформы предполагает общение обучающихся из разных стран, организован-

ное их преподавателями. Основная задача сайта - это создание безопасной среды для межкультурного взаимодействия. Такой способ межкультурной коммуникации усиливает ощущение глобального обучения среди изучающих английский язык. Для преподавателей открыт доступ к занятиям по иностранному языку лучших педагогами со всего мира. Преподаватели могут обсуждать используемые методы и стратегии обучения при помощи онлайн-чатов. Эти сайты также позволяют управлять и определять, с кем студенты могут взаимодействовать для того, чтобы получить практику общения на английском языке. Несмотря на очевидные достоинства такого крупномасштабного интернет-проекта, можно отметить ряд недостатков. Прежде всего, плохо организована обратная связь с другими пользователями сайта, то есть обучающиеся могут получить отзыв, не соответствующий их языковому уровню и культурным особенностям. Многие исследователи отмечают, что на многих онлайн-платформах, в то числе и на ePals, отсутствует функция профессиональной обратной связи, с помощью которой студенты могли бы получать комментарии, соответствующие их академическим запросам. Еще одним недостатком использования ePals является отсутствие возможности личного взаимодействия, все происходит под контролем преподавателя, что может повлиять на развитие навыков социальной коммуникации студентов.

Рассмотрим теперь веб-сайты, которые не были созданы как обучающие инструменты, однако активно используются в настоящее время в образовательных целях. Например, YouTube, веб-сайт и приложение для размещения потокового онлайн-видео. Это безграничный ресурс, который включает в себя разнообразный контент. Многие преподаватели эффективно используют YouTube в качестве инструмента для обучения иностранному языку. Немаловажен тот факт, что YouTube популярен среди молодежи и считается третьим по посещаемости веб-сайтом. Таким образом, преподаватели могут извлечь пользу из популярности YouTube среди студентов и попытаться найти способы интегрировать его в свою педагогическую практику. Г Кесслер отметил следующие положительные результаты обучения благодаря использованию YouTube на занятиях по иностранному языку: вовлеченность всех студентов в процесс обучения, развитие критического мышления, повышение мотивации к изучению иностранного языка, снижение беспокойства и напряжения при обсуждении некоторых спорных тем [1]. К. МакБрайд также проводил ряд исследований, направленных на выявление влияния, которое оказывают такие платформы, как YouTube и Daily Motion, на успеваемость обучающихся. Он обнаружил, что посредством внедрения данных онлайн-платформ в процесс обучения иностранным языкам удалось не только значительно улучшить языковые навыки обучающихся, но и повысить уровень академической успеваемости студентов по некоторым другим профессиональным дисциплинам [4]. Данный веб-сайт содержит огромное количество материала для обучения иностранному языку. Это видеоуроки, посвященные грамматике, расширению словарного запаса, чтению и письму. В случае если студенты не понимают некоторые темы во время занятий, преподаватели иностранного языка могут попросить их просмотреть видеоролики на YouTube, связанные с этим материалом. Подобный подход способствует развитию навыков самообучения. Д. Уоткинс и М. Уилкинс отметили, что YouTube можно эффективно использовать для развития навыков говорения и аудирования. Они предложили несколько стратегий преподавания на основе контента из YouTube: анализ беседы с извлечением информации для выполнения заданной задачи; озвучка трейлеров к фильмам, когда студенты должны выбрать двухминутный трейлер фильма и продублировать его на родном языке [13]. Использование YouTube в процессе преподавания иностранного языка создает особую среду обучения, способствуя развитию навыков самостоятельной работы студентов. Использование этих материалов помогает улучшить не только языковые навыки, но и другие фундаментальные умения, такие как способность искать, отбирать и оценивать языковой контент. Д. Уоткинс и М. Уилкинс отметили, что использование YouTube для преподавания и изучения английского языка - это способ научить студентов настоящему аутентичному языку, предоставить обучающимся возможность получить опыт общения с носителем языка. Также осмысленный просмотр клипов на YouTube позволяет студентам воспринимать различные диалекты английского языка, и это поможет им преодолеть любые проблемы с пониманием на слух в реальном мире [13]. Поскольку изучение языка предполагает знакомство с культурой людей, говорящих на этом языке, то YouTube может помочь понять не только целевой язык, но и культурные особенности носителей языка, что очень важно для расширения культурной и социальной осведомленности.

Однако использование YouTube для преподавания и изучения английского языка имеет некоторые недостатки. Многие исследователи и преподаватели [4; 6; 7; 13] отмечают, что материалы, появившиеся в онлайн-платформах, таких как YouTube, содержат ошибки, плохо структурированы, отсутствует ясность изложения. Таким образом, работа с этими материалами может не принести пользы с точки зрения улучшения уровня владения языком. Следовательно, необходимо придерживаться основных принципов отбора материала из таких источников, как YouTube. Можно выделить три основных принципа: учет индивидуальных особенностей обучающихся, включая их возраст, уровень образования, интересов, этнической принадлежности; склонность к тому или иному стилю обучения; соответствие отобранного видеоматериала основным целям и задачам данного занятия в целом.

Проведя детальный анализ различных онлайн-платформ на возможность использования данного контента на занятиях по иностранному языку, можно сде-

лать вывод о потенциальных преимуществах внедрения вебсайтов социальных сетей в образовательный процесс неязыкового вуза. Доступность и распространенность данных сетевых инструментов позволяет поддерживать контакт преподавателя с обучающимися во внеурочное время. В свою очередь, это способствует развитию навыков самостоятельной работы студентов, формированию их автономности, что очень важно именно в неязыковом вузе, где часы, отведенные на изучения иностранного языка, достаточно ограничены [14]. Многие интерактивные приложения предоставляют студентам безграничные ресурсы аутентичных материалов, которые способствуют развитию самостоятельного обучения. Почти все приложения социальных сетей могут использоваться для отработки всех видов речевой деятельности, таких как аудирование, чтение, говорение, письмо. Интегрирование социальных сетей в процесс обучения иностранным языкам дает обучающимся свободу в выборе тем для изучения, соответствующих их интересам и запросам, что способствует развитию их автономности. Такой подход к самообучению расширяет познавательные возможности студентов, предоставляя им независимость в принятии решений относительно того, как и что изучать, находя новые способы приобретения знаний. Роль преподавателя состоит в организации самостоятельной работы студентов через групповые чаты социальных сетей, а также консультирования, если обучающиеся столкнуться с какими-либо трудностями.

Можно отметить еще такой важный положительный момент использования социальных сетей на занятиях по иностранному языку, как повышение внимания к индивидуально-личностным особенностям обучающихся. Преподаватели часто наблюдают такую ситуацию, когда усердные студенты с хорошим запасом слов, знанием грамматики, не могут выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях на занятиях. Данная проблема связана с чувством тревоги и страха сделать ошибку в присутствии всей группы, что может негативно влиять на развитие языковых навыков и понижать самооценку [15]. Устранение подобной проблемы -одна из важных задач преподавателя иностранного языка, а социальные сети являются отличным способом вовлечь таких студентов в процесс обучения. Чаты и видеоконференции онлайн-платформ могут помочь застенчивым и молчаливым студентам выражать свои идеи и мысли в более комфортной обстановке. Хотя подобный вид деятельности в социальных сетях не должен полностью заменять участия в дискуссиях в аудитории, это может помочь укрепить уверенность студентов, позволит им в дальнейшем быть более активными на занятиях.

Библиографический список

Одним из преимуществ использования социальных сетей является возможность сделать обучение иностранному языку более приближенным к современным реалиям, возможность пользоваться живым языком, таким образом, сделать процесс преподавания более аутентичным. Интегрирование социальных сетей в процесс преподавания иностранного языка дает возможность использовать имплицитные формы обучения во время компьютерных игр, дебатов в чатах и блогах, просмотра видеоклипов на Youtube, позволяя студентам изучать язык в расслабленной, непринужденной атмосфере онлайн-общения, что способствует снятию состояний психологической напряженности и тревожности.

Наряду со многими преимуществами использования сетевых инструментов, существует и ряд трудностей, с которыми могут столкнуться преподаватели иностранного языка. В социальных сетях можно найти много полезных материалов, которые можно использовать на занятиях по иностранному языку, однако преподаватели сталкиваются с такой проблемой, как поиск и отбор материалов, подходящих для уровня знаний обучающихся и соответствующих целям курса обучения. Одним из наиболее очевидных недостатков внедрения социальных сетей для изучения иностранного языка является тот факт, что хотя сайты социальных сетей знакомят с аутентичным языком, многие материалы не предназначены для изучения языка, содержат ошибки, плохо организованы, отсутствует ясность в изложении, и они могут не соответствовать языковому уровню студентов. Нецелесообразно полностью переключать процесс обучения на онлайн-платформы, так как студентам необходимо совершенствовать свои социальные навыки, чтобы иметь возможность успешно выражать себя, общаясь с другими людьми в реальной жизни. Проанализировав основные проблемы, связанные с применением социальных сетей в процессе обучения иностранному языку, можно сделать вывод, что внедрение сетевых инструментов должно быть тщательно спланировано и соответствовать основным целям и задачам курса обучения иностранному языку.

Несмотря на ряд трудностей, возникающих при использовании веб-сайтов социальных сетей, было выявлено много положительных моментов, таких как возможность повысить аутентичность обучения иностранному языку, возможность учитывать индивидуально-личностные особенности обучающихся и поощрять их к развитию навыков самообучения и формирования автономности, что в целом повышает вовлеченность студентов в процесс изучения иностранного языка, положительно влияя на мотивацию к дальнейшему совершенствованию языковых навыков.

1. Kessler G. Teaching ESL/EFL in a World of Social Media, Mash-Ups, and Hyper Collaboration. TESOL Journal. 2013; № 4 (4): 615-632.

2. Tiryakioglu F., Erzurum F. Use of social networks as an educational tool. Contemporary educational technology. 2011; № 2 (2): 135-150.

3. Seaman J., Tinti-Kane H. Social media for teaching and learning. Boston: Pearson, 2013.

4. McBride K. Social-networking sites in foreign language classes: Opportunities for recreation. Foreign Language Learning. 2009; № 5 (11): 35-58.

5. Alnujaidi S. Social network sites as ESL/EFL learning and teaching Tools: A critical review. International Journal of Applied Linguistics and English Literature. 2017; № 6 (3): 34-42.

6. Blaschke L.M. Using social media to engage and develop the online learner in self determined learning. Research in Learning Technology. 2014; № 22 (2): 1-15.

7. Наволочная Ю.В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019; № 2 (12): 267-272.

8. Leu Jr. D.J., Kinzer C.K., Coiro J.L., Cammack D.W. Toward a Theory of New Literacies Emerging from the Internet and Other Information and Communication Technologies. Theoretical Models and Processes of Reading. Newark, NJ: International Reading Association, 2004: 1570-1613.

9. Klopfer E. Augmented learning: Research and design of mobile educational games. Cambridge: MIT Press, 2011.

10. Schneider M. Computer games in the EFL classroom. New York: Anchor Academic Publishing, 2014.

11. Ваульникова А.П. Сравнительный анализ мобильных приложений для изучения иностранных языков. Молодой ученый. 2021; № 44 (386): 247-249. Available at: https:// moluch.ru/archive/386/84975/

12. Восковская А.С., Карпова Т.А. Мобильные технологии как средство обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Общество: социология, психология, педагогика. 2021; № 3 (83): 110-115.

13. Watkins J., Wilkins M. Using YouTube in the EFL classroom. Language Education in Asia. 2011; № 2 (1): 113-119.

14. Восковская А.С., Карпова Т.А. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Самоуправление. 2019; № 3 (116): 83-86.

15. Восковская А.С. Влияние эмоционального интеллекта на процесс изучения и преподавания иностранного языка в неязыковом высшем учебном заведении. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 106-110.

References

1. Kessler G. Teaching ESL/EFL in a World of Social Media, Mash-Ups, and Hyper Collaboration. TESOL Journal. 2013; № 4 (4): 615-632.

2. Tiryakioglu F., Erzurum F. Use of social networks as an educational tool. Contemporary educational technology. 2011; № 2 (2): 135-150.

3. Seaman J., Tinti-Kane H. Social media for teaching and learning. Boston: Pearson, 2013.

4. McBride K. Social-networking sites in foreign language classes: Opportunities for recreation. Foreign Language Learning. 2009; № 5 (11): 35-58.

5. Alnujaidi S. Social network sites as ESL/EFL learning and teaching Tools: A critical review. International Journal of Applied Linguistics and English Literature. 2017; № 6 (3): 34-42.

6. Blaschke L.M. Using social media to engage and develop the online learner in self determined learning. Research in Learning Technology. 2014; № 22 (2): 1-15.

7. Navolochnaya Yu.V. Primenenie social'nyh setej v praktike obucheniya inostrannomu yazyku. Filologicheskie nauki. Voprosy teoriiipraktiki. 2019; № 2 (12): 267-272.

8. Leu Jr. D.J., Kinzer C.K., Coiro J.L., Cammack D.W. Toward a Theory of New Literacies Emerging from the Internet and Other Information and Communication Technologies. Theoretical Models and Processes of Reading. Newark, NJ: International Reading Association, 2004: 1570-1613.

9. Klopfer E. Augmented learning: Research and design of mobile educational games. Cambridge: MIT Press, 2011.

10. Schneider M. Computer games in the EFL classroom. New York: Anchor Academic Publishing, 2014.

11. Vaul'chikova A.P. Sravnitel'nyj analiz mobil'nyh prilozhenij dlya izucheniya inostrannyh yazykov. Molodoj uchenyj. 2021; № 44 (386): 247-249. Available at: https://moluch.ru/ archive/386/84975/

12. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Mobil'nye tehnologii kak sredstvo obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2021; № 3 (83): 110-115.

13. Watkins J., Wilkins M. Using YouTube in the EFL classroom. Language Education in Asia. 2011; № 2 (1): 113-119.

14. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v processe izucheniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Samoupravlenie. 2019; № 3 (116): 83-86.

15. Voskovskaya A.S. Vliyanie 'emocional'nogo intellekta na process izucheniya i prepodavaniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vysshem uchebnom zavedenii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 106-110.

Статья поступила в редакцию 12.01.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.