Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА КАК ФИНАНСОВОГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РОССИЙСКОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА КАК ФИНАНСОВОГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РОССИЙСКОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галас Марина Леонидовна

Предмет исследования - теоретические принципы и подходы к регулированию миграционных процессов в социальном государстве посредством применения социальный заказа как финансового инструмента. Цель работы - разработка методики применения инструментов социального предпринимательства и социального заказа в реальном включении (инклюзии) иностранных граждан в российский социум. По конституционному строю Российская Федерация является социальным государством, призванным обеспечивать достойный уровень жизни населения, в том числе мигрантов, что требует повышения качества жизни людей. В ходе исследования выявлены социальные и экономические проблемы инклюзии иностранных граждан, решение которых важно для реализации миграционной политики Российской Федерации, обеспечения комплекса социальных гарантий, прав, преференций, свобод, установленных законодательством и международными нормативными актами. Выдвинуты предложения по весовой оценке индикаторов социально-экономической безопасности Российской Федерации. Разработана методика ранжирования индикаторов регулирования социальной и экономической инклюзии граждан зарубежных государств, проживающих на территории Российской Федерации. В результате исследования сделаны выводы о том, что инструменты социального предпринимательства и социального заказа в социальной инклюзии иностранных граждан в российский социум могут способствовать улучшению социально-экономического положения граждан зарубежных государств, проживающих на территории Российской Федерации, посредством оказания таких наиболее востребованных у иностранных граждан услуг, как образование и здравоохранение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AND SOCIAL ORDER AS A FINANCIAL TOOL FOR SOLVING THE PROBLEMS OF THE RUSSIAN MIGRATION POLICY

The subject of the research is the theoretical principles and approaches to the regulation of migration processes in the social state through the use of the social order as a financial instrument. The purpose of the work is to develop a methodology for applying the tools of social entrepreneurship and social order in real inclusion, i. e. the inclusion of foreign citizens in Russian society. According to the constitutional system, the Russian Federation is a social state designed to provide a decent standard of living for the population, including migrants, which requires improving the quality of life of people. The study reveals the social and economic problems of the inclusion of foreign citizens, the solution of which is important for the implementation of the migration policy of the Russian Federation, in providing a set of social guarantees, rights, preferences, freedoms established by legislation and international regulations. Proposals have been prepared for the weighting of indicators and indicators of the socio-economic security of the Russian Federation. A methodology for ranking indicators of regulation of social and economic inclusion of citizens of foreign countries living in the territory of the Russian Federation has been developed. The study concludes that the tools of social entrepreneurship and social ordering in the social inclusion of foreign citizens in the Russian society can be effectively used to improve the socio-economic situation of citizens of foreign countries living in the territory of the Russian Federation by providing the most popular services for foreign citizens, such as education and health care.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА КАК ФИНАНСОВОГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РОССИЙСКОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-2-92-99 УДК 314.742(045) JEL K37, J08, J88

(CC) (

Применение социального предпринимательства и социального заказа как финансового инструмента для решения задач российской миграционной политики

М. Л. Галас

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-1523-8287

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — теоретические принципы и подходы к регулированию миграционных процессов в социальном государстве посредством применения социальный заказа как финансового инструмента. Цель работы — разработка методики применения инструментов социального предпринимательства и социального заказа в реальном включении (инклюзии) иностранных граждан в российский социум. По конституционному строю Российская Федерация является социальным государством, призванным обеспечивать достойный уровень жизни населения, в том числе мигрантов, что требует повышения качества жизни людей. В ходе исследования выявлены социальные и экономические проблемы инклюзии иностранных граждан, решение которых важно для реализации миграционной политики Российской Федерации, обеспечения комплекса социальных гарантий, прав, преференций, свобод, установленных законодательством и международными нормативными актами. Выдвинуты предложения по весовой оценке индикаторов социально-экономической безопасности Российской Федерации. Разработана методика ранжирования индикаторов регулирования социальной и экономической инклюзии граждан зарубежных государств, проживающих на территории Российской Федерации. В результате исследования сделаны выводы о том, что инструменты социального предпринимательства и социального заказа в социальной инклюзии иностранных граждан в российский социум могут способствовать улучшению социально-экономического положения граждан зарубежных государств, проживающих на территории Российской Федерации, посредством оказания таких наиболее востребованных у иностранных граждан услуг, как образование и здравоохранение.

Ключевые слова: социальное предпринимательство; социальный заказ; социальные гарантии; иностранные граждане; права человека; миграционная политика

BY 4.0

Для цитирования: Галас М.Л. Применение социального предпринимательства и социального заказа как финансового инструмента для решения задач российской миграционной политики. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(2):92-99. DOI: 10.26794/1999-849Х-2021-14-2-92-99

ORiGiNAL PAPER

Application of Social Entrepreneurship and Social Order as a Financial Tool for Solving the Problems of the Russian Migration Policy

M. L. Galas

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-1523-8287

ABSTRACT

The subject of the research is the theoretical principles and approaches to the regulation of migration processes in the social state through the use of the social order as a financial instrument. The purpose of the work is to develop a methodology for applying the tools of social entrepreneurship and social order in real inclusion, i.e. the inclusion of foreign citizens in Russian society. According to the constitutional system, the Russian Federation is a social state designed to provide a decent standard of living for the population, including migrants, which requires improving the quality of life of people. The study reveals the social

© Галас М. Л., 2021

and economic problems of the inclusion of foreign citizens, the solution of which is important for the implementation of the migration policy of the Russian Federation, in providing a set of social guarantees, rights, preferences, freedoms established by legislation and international regulations. Proposals have been prepared for the weighting of indicators and indicators of the socio-economic security of the Russian Federation. A methodology for ranking indicators of regulation of social and economic inclusion of citizens of foreign countries living in the territory of the Russian Federation has been developed. The study concludes that the tools of social entrepreneurship and social ordering in the social inclusion of foreign citizens in the Russian society can be effectively used to improve the socio-economic situation of citizens of foreign countries living in the territory of the Russian Federation by providing the most popular services for foreign citizens, such as education and health care. Keywords: social entrepreneurship; social order; social guarantees; foreign citizens; human rights; migration policy

For citation: Galas М. L. Application of social entrepreneurship and social order as a financial tool for solving the problems of the Russian migration policy. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(2):92-99. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2021-14-2-92-99

ВВЕДЕНИЕ

Одним из способов устойчивого развития современного социального государства является развитие инклюзивной модели экономики, под которой понимается система производственной и хозяйственной деятельности, способствующая повышению устойчивости экономического и социального развития, уровня защищенности и качества жизни людей при условии обеспечения равного доступа социально уязвимых групп населения к материальным и нематериальным благам на принципах социальной справедливости, защиты прав человека и гражданина и недопустимости социальной дискриминации.

Инклюзивные группы населения — это социально уязвимые лица вследствие воздействия на их производственную и хозяйственную деятельность неблагоприятных факторов, а также лица с нарушениями состояния здоровья и устойчивыми расстройствами функций организма, ставшими причинами ограничения жизнедеятельности и вызывающими потребность социальной защиты. Задачами миграционной политики Российской Федерации1 законодательно определена необходимость актуализации механизмов, регулирующих и обеспечивающих добровольное переселение в страну на постоянное место жительства проживающих за рубежом соотечественников, других иностранных граждан, заинтересованных и обладающих соответствующими способностями к успешной инклюзии в российское принимающее общество, в экономическую и социальную системы государства. Инклюзия иностранных граждан должна содействовать развитию делового, профессионального, научного, культурного потенциала Российской Федерации, кото-

1 Пункт 21 Указа Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы».

рое законодательно и организационно обеспечивает изучение русского языка, истории и культуры страны [2, с. 272-300].

В то же время государством поставлена задача создания благоприятных условий для правовой, экономической, социальной и культурной адаптации иммигрантов к жизнедеятельности на российской территории, если они испытывают трудности в адаптационном процессе. Таким образом, речь идет об инклюзивной группе мигрантов. Важной задачей российской миграционной политики также названо обеспечение благоприятных условий для свободы перемещения на территории Российской Федерации иностранных граждан, въехавших с целью обучения, научной и педагогической деятельности. Государственные и муниципальные органы власти могут согласно законодательству2 оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими таких видов деятельности, как социальная и культурная адаптация иностранных граждан к жизни в России.

Эффективным механизмом инклюзии иностранных граждан в России может стать селективный организованный набор лиц, изъявивших намерение въехать в Российскую Федерацию. Организованный набор должен быть согласован с экономическими задачами, отраслевой структурой, развитием рынка труда и занятости, услуг и образования, а также задачами обеспечения социальной стабильности российских регионов. Основами вышеназванного механизма являются предвъездная профессиональная, образовательная подготовка, а также проверка финансово-кредитного благополучия, законопослушности, политической лояльности, состояния здоровья потенциальных миг-

2 Статья 31 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

рантов, помощь которым в оформлении въездных документов могут оказывать не только государственные (муниципальные) структуры, но и социально ориентированные некоммерческие организации посредством применения механизма социального заказа и инструментов социального предпринимательства.

Мигранты — иностранные граждане, временно пребывающие либо временно или постоянно проживающие на территории принимающего государства, представляют собой обособленную инклюзивную группу людей, имеющую особый правой статус ее членов; ограниченный уровень доступа к социальным, экономическим, медицинским и иным общественно значимым сервисам; пониженный по сравнению с коренным населением объем трудовых прав и гарантий и низкий уровень совокупного дохода, что в своей совокупности обусловливает социальную уязвимость данной группы людей, ее инклюзивность. Мигранты как объект инклюзивной экономики, подвергающиеся воздействию неблагоприятных факторов на их производственную или хозяйственную деятельность, нуждаются в повышении уровня их защищенности и качества жизни при равном доступе наравне с коренным населением к материальным и нематериальным благам на принципах социальной справедливости, защиты прав человека и недопустимости социальной дискриминации.

Социальное предпринимательство3, функционирующее в правовой форме договора государственно-частного партнерства либо концессионного соглашения и учитывающее современные механизмы обеспечения интересов частного экономического партнерства, может быть эффективным инструментом решения вопросов социальной инклюзии иностранных граждан в жизнь российского социума, позволяющим поставщикам услуг в сфере миграции заблаговременно получать от властных структур на региональном или муниципальном уровнях финансовое обеспечение для реализации социального и экономического проекта. Инструмент социального заказа, предназначенный для удовлетворения общественной потребности, может бьпь применен в системе организованного набора трудовых иммигрантов и иностранных граждан, занятых в экономически перспективных отраслях экономики, науки и инноваций, в социально ориентированных сферах деятельности. Публично-правовые образования правомочны согласно рамочным или базовым принципам единой право-

3 Социальное предпринимательство — бизнес, имеющий целью не столько извлечение прибыли, сколько решение социальных проблем общества, например обучение и переквалификация персонала.

применительной практики самостоятельно избирать способы исполнения обязательств по социальному заказу, обеспечивая справедливую конкуренцию на общем рынке государственных (муниципальных) услуг в сфере миграции. Важным условием исполнения социального заказа является установление исчерпывающих (закрытых) перечней форм и способов его реализации на основе следующих показателей:

1) социальная составляющая: возможность для граждан самостоятельно выбирать организацию, оказывающую конкретную услугу; создавать равные условия по обеспечению выбора исполнителя на конкурентных началах; проводить конкурсные процедуры с участием учреждений и организаций различных форм собственности, имеющих социально ориентированную направленность; получать социальный эффект от реализации проекта (в натуральном выражении);

2) экономическая составляющая: стоимость проекта; окупаемость проекта; доходность инвестора; экономический эффект от реализации проекта.

При этом социально ориентированные организации должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к оказанию услуг в соответствующей сфере экономики, а население, в том числе мигранты,—получать соответствующие сертификаты, дающие право на обращение в любое учреждение соответствующего профиля. Выбор инструмента социального заказа зависит от вида социального предпринимательства. Как правило, в системе государственного и муниципального частного партнерства за негосударственным сектором закрепляется только обязанность создания и эксплуатации объектов без права оказания государственных (муниципальных) услуг. В то же время создание конкурентной среды в системе регионального или муниципального заказа подразумевает обеспечение равного доступа к предоставлению услуг, а следовательно, к использованию имущественного комплекса. Регламентация данного подхода позволяет обеспечивать экономические интересы как государства, так и частных партнеров [4, 6].

МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Функционирование финансового механизма оказания государственных (муниципальных) услуг по социальной и экономической инклюзии граждан иностранных государств в социум осуществляется в основном благодаря привлечению финансовых

средств частных инвесторов, в то время как бюджетные средства Российской Федерации могут предоставляться исключительно после достижения социально значимого эффекта проекта [3]. Публично-правовое образование устанавливает параметры возмещения затрат за счет соответствующих бюджетных средств, направляемых на реализацию проекта. От искомого социального эффекта проекта (в натуральном выражении, исчисляемом в единицах измерения) зависят требования, предъявляемые к паспорту проекта. Расчет экономической составляющей (стоимость проекта, окупаемость, доходность инвестора и другие составляющие) делает оператор социального проекта. Он же устанавливает систему привлечения средств, предоставляемых инвесторами, проводит отбор исполнителей услуг и работ на условиях конкурсных процедур, готовит паспорт проекта, а по завершении социального проекта рассчитывается с исполнителями. При реализации такого подхода средства бюджета представляются инвестору в случае достижения им положительных результатов в осуществлении проекта, когда начинают оказываться услуги целевым группам потребителей с их полным охватом согласно требуемым показателям и параметрам.

Важной составляющей данной системы является процедура контроля оператором проекта достижения установленных показателей объема и качества выполнения государственных (муниципальных) услуг.

Примером может служить оказание образовательных услуг в системе дополнительного образования инклюзивных групп населения, в том числе мигрантов, на основе применения персонифицированного подхода. Цель дополнительного образования — содействие в трудоустройстве, экономической деятельности и социальной адаптации вышеназванных групп населения посредством повышения квалификации или приобретения новых профессиональных знаний и умений, востребованных и перспективных на рынках труда. Особенностью данного подхода является то, что потребитель услуги сам выбирает учреждение дополнительного образования независимо от его формы собственности, где эта услуга предоставляется. Оператор (региональный модельный центр дополнительного образования) формирует реестр программ по дополнительному образованию на основании информации, получаемых от поставщиков, включенных в реестр поставщиков4.

4 Национальный реестр поставщиков товаров, работ, услуг. URL: https://nrnp.ru/reestr.

Следующим этапом является формирование реестра сертификатов дополнительного образования, который представляет собой информационный ресурс, составленный на основе сведений, предоставленных родителями (законными представителями) об их детях в возрастном диапазоне 5-18 лет, проживающих на территории публично-правового образования. Учетная запись вносится в реестр сертификатов на основании заявлений о предоставлении услуги дополнительного образования. Для каждого обучающегося формируется сертификат, а в информационной системе оформляется запись о применении сертификата, фиксирующая остаток средств, доступных для расходования в соответствующем году. Обучающийся, получивший сертификат, имеет право на его использование для прохождения обучения по выбранной образовательной программе, которая включена в реестр программ.

Финансовое обеспечение услуг по дополнительному образованию на основании сертификатов с определенным номиналом производится за счет соответствующих бюджетных финансовых средств путем субсидирования выполнения государственного (муниципального) задания с учетом прогнозируемого объема для государственных (муниципальных) учреждений и в порядке, определенным органами государственной власти для частных структур. Размер субсидии устанавливается в соответствии с нормативными затратами, предусмотренными для выполнения государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ, которые в свою очередь рассчитываются по формуле:

N = №баз х .Котр, (1)

где N — нормативные затраты по оказанию г-й услуги; №баз — базовый норматив по оказанию г-й услуги, определяемый по формуле N баз = N баз1 + + №баз2; Котр — отраслевой корректирующий коэффициент, отражающий характеристики образовательных организаций и специфику оказываемых услуг; №баз1 — базовый норматив, связанный с непосредственным оказанием услуг; №баз2 — базовый норматив на общехозяйственные нужды.

Таким образом, конкурентный отбор структур, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, осуществляется самим потребителем услуг, что является важным фактором повышения социальной составляющей бюджетных расходов и позволяет реа-

лизовывать наиболее эффективные способы исполнения социального заказа при условии своевременного и качественного оказания инклюзивным группам населения соответствующих услуг. Индикаторами ин-клюзивности служат коэффициент расслоения социума по уровню дохода; уровень бедности; коэффициент расслоения социума по распределению богатства; доход.

Договор о ЕАЭС дает возможность распространять данный механизм на все государства интегративного партнерства [1]. Единый рынок услуг позволяет предпринимательству осуществлять свою деятельность на территории государств — членов интегративного объединения без дополнительного учреждения своей деятельности, как, например, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица или филиала. В рамках ЕАЭС гарантировано право доступа трудящихся и членов их семей к медицинским услугам по системе ОМС в странах, где она существует, на тех же условиях, что и для граждан государства трудоустройства. Для трудящихся предусмотрено обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с материнством. Нераспространение на граждан стран ЕАЭС ограничений, предусмотренных национальным законодательством по защите внутренних рынков труда, позволяет трудящимся и частным предпринимателям, потерявших доход, в возможно короткие сроки начать заниматься деятельностью по получению дохода в иных сферах экономики. Перспективы развития ЕАЭС сформулированы в основополагающем документе — проекте стратегических направлений развития Евразийской экономической интеграции до 2025 г.

Российская Федерация не должна брать на себя все расходы по медицинскому и социальному обеспечению семей иностранных граждан, за которых обязаны нести ответственность суверенные государства их происхождения. Суверенные независимые государства должны взять на себя бремя забот о своих гражданах, временно пребывающих и проживающих в стране въезда.

Делать ставку только на бюджет Российской Федерации или инструмент социального контракта нецелесообразно. Необходим более широкий набор инструментов поддержки инклюзивных групп населения. Основными причинами недостаточного применения социального контракта в Российской Федерации являются небольшой размер суммы средств при существенных издержках; низкий

платежеспособный спрос населения, нестабильные условия хозяйствования (повышение НДС, волатильность рубля, пр.); небольшая доля людей, склонных к предпринимательству (около 5%). При этом доходы от предпринимательства в структуре доходов россиян составляют 3,5%.

МЕТОД АНАЛИЗА КОМПЛЕКСА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИНДИКАТОРОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФЕДЕРАЦИИ И РЕГИОНОВ

В связи с особой значимостью в постковидный период медицинской помощи и услуг в сфере здравоохранения требуется проведение анализа показателей обеспечения уровня социальной и экономической безопасности на федеральном и региональном уровнях. К этим показателям предлагается относить общую продолжительность жизни населения; смертность населения, ВВП и ВРП, общие расходы в сфере здравоохранения, среднюю заработную плату в целом по стране и по субъектам Российской Федерации. Индикаторами для этого могут служить соотношение смертности и общей численности населения; соотношение общих расходов на здравоохранение и общего среднего объема доходов населения; соотношение общих расходов на здравоохранение и ВВП; соотношение средств обязательного медицинского страхования и общего объема стоимости Программы государственных гарантий.

Проблема обремененности бюджета России социальными обязательствами перед преференциальными категориями иностранных граждан может быть решена учреждением межгосударственного фонда ОМС, источником финансирования которого должны стать ежегодные целевые взносы государств-членов. Взносы могут рассчитываться на основании статистических сведений о численности пребывающих на территориях государств-членов граждан данных государств и членов их семей при условии наличия устойчиво функционирующих национальных систем миграционного учета, которые будут выступать элементами системы мониторинга трудовой миграции на пространстве ЕАЭС.

Предлагается учредить также специальный межгосударственный фонд по социальной и экономической инклюзии граждан ЕАЭС.

На основе ранжирования субъектов Российской Федерации по предложенным показателям

Таблица / Table

Отклонения фактических значений от эталонных по уровню социальной и экономической безопасности субъектов Российской Федерации / Deviations of actual values from the reference values for the level of social and economic security of the subjects of the Russian Federation

Уровни (величина) отклонения фактической величины показателей от целевой установки / Levels (value) of deviation of the actual value of indicators from the target setting

<50% -50% -40% -30% -20% -10% 0% Достижение цели / Achieving the goal

Интервальные значения, установленные в результате экспертной оценки / interval values established as a result of expert evaluation

<270 27-411 411-552 552-693 693-834 834-975 976 >976

Интервальные отступления, вызванные нарастанием или снижением рисков под воздействием факторов и предлагаемые меры по координации действий / interval deviations caused by an increase or decrease in risks under the influence of factors and proposed measures for coordination of actions

Отступление, связанное с игнорированием принципов и системным нарастанием Отступление, вызванное ростом комплексного воздействия негативных факторов и рисков Отступление в связи с комплексным влиянием негативных факторов внутреннего и внешнего воздействия Отклонение, обусловленное системным влиянием негативных факторов Отклонение, вызванное проявлением факторов, причину которого следует установить Допустимое отклонение, вызванное рисками Не требуется коррекции стратегии повышения социальной и экономической безопасности субъектов Федерации

Число субъектов в Российской Федерации / Number of subjects in the Russian Federation

1 12 21 31 18 1 1

Требуется отказаться от применяемой модели. Необходима коррекция механизма и инструментария Необходимо продолжить деятельность по реализации программы, но корректировать параметры Реализуемая программа успешна, механизм финансирования эффективен

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

и индикаторам, необходимым для оценки степени целедостижения заданного уровня социально-экономической региональной безопасности, могут рассчитываться комплексные индикаторы оценки уровня целевых показателей согласно установленной формуле. К релевантным критериям регулирования уровня социально-экономической региональной безопасности предлагается отнести компетенции (задачи и функции) государственных органов власти и управления, правомочных регулировать вопросы миграции; уровень разработанности правовой основы деятельности администрирования миграционных процессов; систему

прав и обязанностей иммигрантов в зависимости от их правового статуса; степень вовлеченности в деятельность по адаптации иностранных граждан институтов гражданского общества; аспекты регулирования миграционных процессов, нуждающихся в актуализации и совершенствовании.

Нижеприведенная формула 2 позволяет рассчитывать комплексный индикатор оценки уровня показателей по субъектам Российской Федерации (У) и учитывать сумму оценочных индикаторов, которые рассчитываются на основе градированных по рейтингу социально-экономических показателей (см. таблицу).

В универсальном виде формула применима для вычисления комплексного индикатора уровня целевых показателей по субъектам Российской Федерации (У):

г = Х (Ш - Х1), (2)

I=1

где У — комплексный индикатор оценки уровня целевых показателей; О — общее количество регионов, участвующих в рейтинге; N — общее число индикаторов; X. — место региона по 1-му индикатору.

Для мониторинга региональных потребностей в иностранных работниках целесообразно применять используемые госпрограммы, содействующие добровольному переселению в Российскую Федерацию проживающих за рубежом соотечественников, со следующими качественными региональными показателями: уровень выезда трудоспособного и экономически активного населения; динамику естественного прироста населения; численность нетрудоустроенных иностранных граждан, въехавших с целью трудоустройства; уровень обеспечения квалифицированными и высококвалифицированными кадрами; обеспеченность национальными трудовыми ресурсами агропромышленного сектора; уровень развития мелкого и среднего предпринимательства, фермерства, производственной кооперации, самозанятости; численность молодежи, получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; уровень жилищного обустройства и доступность найма жилья, жилищной ипотеки; обеспеченность детей местами в детских дошкольных и средних образовательных учреждений [2, с. 235-272].

ВЫВОДЫ

Решению задач социально-экономической инклюзии иностранных граждан способствуют институты интеграционного партнерства и государственно-частного партнерства. Финансовое обеспечение социальных программ для адаптации иностранных граждан целесообразно организовывать по смешанному типу: в пропорциональных долях за счет средств федерального, регионального, местного бюджетов, частных источников.

Российскую концепцию социальной инклюзии иностранных граждан целесообразно основывать на гарантии государством условий, при которых осуществляется интеграция перспективных категорий

иностранных граждан в социальную структуру принимающего общества.

Необходимо обеспечить взаимовыгодное соотношение затрат на социальную и экономическую инклюзию иностранных граждан, с одной стороны, и экономической эффективности их деятельности для принимающего государства, с другой стороны.

В этих целях целесообразно:

1) количественно и качественно оценивать денежные переводы иностранных граждан, занимающихся экономической деятельностью;

2) анализировать трансферты денежных средств как составляющие ВНП, а также и динамику капиталов как источника ВВП;

3) применять инструментарий госпрограмм в целях поощрения инвестиций иностранных граждан, осуществляющих экономическую деятельность на территории Российской Федерации.

Развитие социального предпринимательства на основе государственно-частного партнерства, легитимированного договором, заключаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с поставщиками услуг, может обуславливать необходимость дополнительной правовой регламентации предлагаемых новых общественных отношений, что потребует внесения изменений в отдельные акты федерального законодательства, а именно:

1) в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в частности по вопросам установления:

• особого механизма финансирования проектов (совместное привлечение средств частных инвесторов и бюджетных средств, являющихся предметами заключаемых договоров);

• порядка оплаты услуг участников закупок, предусматривающего двухэтапность, т.е. авансовое финансирование предстоящих расходов поставщика услуг за счет частного инвестирования и итоговое финансирование на завершающем этапе по факту получения искомого социально значимого результата за счет зарезервированных для этих целей бюджетных средств;

• порядка и особенностей осуществления контроля за достижением социально значимых результатов, служащих основанием для передачи заказчиком поставщику услуг соответствующих бюджетных средств;

2) в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части

установления возможности оказания иностранным гражданам образовательных услуг в системе дополнительного образования, оказываемых в рамках института социального предпринимательства, определения порядка, условий и объе-

ма предоставляемых услуг, механизмов формирования реестров образовательных программ, реестров лиц, поставляющих образовательные услуги, реестров сертификатов дополнительного образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Galas M. L., Shevchenko K. D. Comparative analysis of models by adaptation of immigrants. European proceedings of social and behavioural sciences EpSB.- Volume LXXIX - GCPMED 2019. 2020;1428-1436.— DOI: 10.15405/ epsbs.2020.03.205

2. Галас М. Л., Шевченко К. Д., Силласте Г. Г., Миграция в условиях кризисного развития мирового сообщества и ее риски для России. — Москва: Прометей, 2020.—406 с.

3. Федорова И. Ю. Концептуальные подходы финансового обеспечения социальной сферы // Экономические системы.— 2020.—Т. 13.— № 1.— С. 12-21.— ISSN 2309-2076.

4. Федорова И. Ю. и др. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». — 242 с. — ISBN 9785-394-04079-5

5. Milton J. Determinants of social entrepreneurial intentions in a developing country context. Journal of Business Venturing Insights. DOI: 10.1016/j.jbvi.2020.e00207

6. Fan S., at all. A model of the optimal allocation of the government expenditures // Journal of Public Economic Theory. 2020;22(4):845-876. — DOI: 10.1111/jpet.12416

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Galas M. L., Shevchenko K. D. Comparative analysis of models by adaptation of immigrants. European proceedings of social and behavioural sciences EpSB.—Volume LXXIX — GCPMED 2019. 2020;1428-1436.— е-ISSN: 2357-1330. DOI: 10.15405/epsbs.2020.03.205

2. Galas M. L., Shevchenko K. D., Sillaste G. G. Migration in the conditions of crisis development of the world community and its risks for Russia. Monograph. — Moscow: Prometei, 2020. 406 р. (In Russ.).

3. Fedorova I. Yu. et al. Conceptual approaches to financial support of the social sphere. Ekonomicheskie sistemy = Economic systems. 2020;13(1):12-21. (In Russ.).

4. Fedorova I. Yu. et al. State and municipal procurement as a tool for improving the efficiency of budget expenditures. Monograph. Moscow: Dachkov and K., 2020. 242 р. (In Russ).

5. Milton J. Determinants of social entrepreneurial intentions in a developing country context. Journal of Business Venturing Insights. 2020;3(Nov.): DOI: 10.1016/j.jbvi.2020.e00207

6. Fan S. et al. A model of the optimal allocation of the government expenditures. Journal of Public Economic Theory. 2020;22(4):845-876. DOI: 10.1111/jpet.12416

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Марина Леонидовна Галас — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Департамента политологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия MLGalas@fa.ru

ABOUTTHE AUTHOR

Marina L. Galas — Dr. Sci. (Hist.), Chief Researcher, Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and

Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia

MLGalas@fa.ru

Статья поступила 15.01.2021; принята к публикации 17.03.2021. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 15.01.2021; accepted for publication 17.03.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.