Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПО-COVID ПЕРИОД'

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПО-COVID ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
251
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / COVID-19 / ADAPTATION OF FOREIGN CITIZENS / STATE MIGRATION POLICY / LEGAL REGULATION / HOST SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Галас Марина Леонидовна

В статье рассматривается адаптационная государственная миграционная политика в России, разрабатывается теоретическая база адаптационной регуляции, формулируются авторские дефиниции и классификация видов деятельности социальной, культурной, экономической, правовой адаптации иностранных граждан в Российской Федерации с выделением основных форм адаптационной деятельности органов государственной власти и институтов гражданского общества, законодательным ее обоснованием. Автор выявляет проблемы, возникающие в реализации Концепции государственной миграционной политики на период 2019-2025 гг. в части адаптации иностранных граждан, предлагает способы актуализации инклюзии иммигрантов в принимающее общество, выделяет тренды миграционной политики и обозначает управленческие и политико-правовые задачи регулирования миграционных процессов по-COVID-19 периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATIONS OF FOREIGN NATIONALS IN RUSSIA: UPDATING THE THEORY AND PRACTICE OF REGULATION IN THE OVER-COVID PERIOD

The article considers the adaptation state migration policy in Russia, develops a theoretical basis of adaptation regulation, formulates the author's definitions and classification of activities of social, cultural, economic, legal adaptation of foreign citizens in the Russian Federation with the selection of the main forms of adaptation activity of public authorities and civil society institutions, and its legislative justification. The author identifies the problems arising in the implementation of the Concept of State Migration Policy for the period 2019-2025 in terms of adapting foreign nationals, proposed ways to update and increase the efficiency of inclusion of immigrants in the host society in the Russian state. The article highlights trends in migration policy and outlines the management and political-legal tasks of regulating migration processes under the COVID-19 period.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПО-COVID ПЕРИОД»

2 02 0'05

ВЛАСТЬ

267

УДК 323

ГАЛАС Марина Леонидовна — доктор исторических наук, профессор; главный научный сотрудник департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected])

адаптация иностранных граждан в РоССИИ: актуализация тЕоРИИ и практики регулирования в ПO-COVID период

Аннотация. В статье рассматривается адаптационная государственная миграционная политика в России, разрабатывается теоретическая база адаптационной регуляции, формулируются авторские дефиниции и классификация видов деятельности социальной, культурной, экономической, правовой адаптации иностранных граждан в Российской Федерации с выделением основных форм адаптационной деятельности органов государственной власти и институтов гражданского общества, законодательным ее обоснованием. Автор выявляет проблемы, возникающие в реализации Концепции государственной миграционной политики на период 2019-2025 гг. в части адаптации иностранных граждан, предлагает способы актуализации инклюзии иммигрантов в принимающее общество, выделяет тренды миграционной политики и обозначает управленческие и политико-правовые задачи регулирования миграционных процессов по-ООШ-19 периода.

Ключевые слова: адаптация иностранных граждан, государственная миграционная политика, правовое регулирование, принимающее общество, 00УЮ-19

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации направлена на создание благоприятных условий для добровольного переселения в РФ лиц, способных включиться в российскую социальную систему и заинтересованных в том, чтобы стать полноправными членами принимающего общества; соблюдать правила законодательства РФ, уважать исторически сложившиеся региональные и этнокультурные уклады жизнедеятельности населения России, а также беречь ее окружающую среду и природные ресурсы, материальные и культурные ценности. Одной из важнейших целей миграционной политики России в этой связи является адаптация к правовым, социально-экономическим, культурным и др. условиям жизни в России1.

До настоящего времени в правовом поле дефиниций, определяющих понятие «адаптация иностранных граждан», включены виды адаптации - культурная, правовая, социальная, экономическая.

1 Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019- 2025 годы». Раздел III, п. 15, 21б. Доступ: https://base.garant.ru/72092260/ (проверено 21.08.2020).

268

ВЛАСТЬ

2 0 2 0' 0 5

В авторской трактовке адаптация1 в условиях РФ - процесс деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, законопослушного иностранного гражданина или лица без гражданства, направленный на включение иммигрантов в социальную структуру и систему социальных отношений принимающего государства; в экономические и торговые отношения, предпринимательство, инвестиции, денежно-кредитные, финансовые и валютные отношения в соответствии с принципами и нормами государственной экономической политики; в культурные, правовые отношения.

Российская Федерация как один из основных современных реципиентов ставит перед собой стратегическую задачу создания эффективной модели адаптации иностранных граждан. В процесс формирования такой модели существенные коррекции внес COVID-19.

В отчете Всемирного банка содержится вывод, что COVID-19 привел к наиболее глубокому за последние десятилетия глобальному экономическому шоку. По прогнозу ВБ, мировой ВВП сократится в 2020 г. на 5,2%. Прогнозируется сокращение региональной европейской экономики на 4,7%, сопровождаемое рецессией в большинстве стран. В отношении РФ прогнозируется сокращение экономики на 6%. Предполагается снижение экономической активности в связи с ограничением частного потребления и инвестиций: в Центральной Европе - на 5%; Западных Балканах - на 3,2%; Восточной Европе - на 3,6%. Ожидается значительное падение доходов на душу населения.

За февраль-март 2020 г. отток капитала из государств с развивающейся экономикой составил около 59 млрд долл. США (в годы финансового кризиса 2008 г. такой отток составлял около 27 млрд долл.). Цены на экспортируемые сырьевые товары этих стран снизились на 37%.

Нестабильность на мировых финансовых и сырьевых рынках спровоцировала неконтролируемое падение обменного курса российского рубля в течение февраля-марта 2020 г. на 24,4%, что вызвало цепочку несогласованного обесценения национальных валют государств - членов ЕАЭС: армянского драма -на 4%, белорусского рубля - на 20,4%, казахстанского тенге - на 17%, кыргызского сома - на 13,6%. Это влечет резкое изменение ценовой конкурентоспособности товаров стран Союза, что негативно скажется на взаимной торговле, сокращение которой, по аналогии с кризисом 2014 г., может составить 25-30%.

Беспрецедентные меры по поддержке своих экономик и населения приняли

1 Культурная адаптация иностраннъа граждан - процесс действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, иностранного гражданина или лица без гражданства, направленных на включение данных лиц в культурные отношения Российской Федерации в соответствии с принципами и нормами государственной культурной политики. Правовая адаптация иностраннъа граждан — процесс деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, законопослушного иностранного гражданина или лица без гражданства, направленный на включение иммигрантов в правовые отношения Российской Федерации и его легитимацию. Социальная адаптация иностраннъа граждан -процесс деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, законопослушного иностранного гражданина или лица без гражданства, направленный на включение иммигранта в социальную структуру и систему социальных отношений принимающего государства. Экономическая адаптация иностраннъа граждан - процесс деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, законопослушного иностранного гражданина или лица без гражданства, направленный на включение иммигрантов в экономические и торговые отношения, предпринимательство, инвестиции, денежно-кредитные, финансовые и валютные отношения в соответствии с принципами и нормами государственной экономической политики (авторская дефиниция).

202 0'05

ВЛАСТЬ

269

государства G20: КНР (5 трлн долл. США), Российская Федерация (1,2% ВВП, аналогичную поддержку должен оказать Банк России, а в бюджете на меры по борьбе с коронавирусом предусмотрено расходовать 1,4 трлн руб.), ФРГ (37% ВВП, т.е. около 1,4 трлн долл. США), США (12,4% ВВП), Республика Италия (20% ВВП), Великобритания (16% ВВП), Королевство Испания (16% ВВП), Республика Франция (14% ВВП). Но директор-распорядитель Международного валютного фонда К. Георгиева уже в мае 2020 г. предупредила о начале глобальной рецессии, подчеркнула экономическую угрозу, обусловленную массовым банкротством и сокращением рабочих мест.

Кризис COVID-19 привел к тому, что каждый шестой трудоспособный человек потерял работу. Например, в апреле 2020 г. глава Минтруда России прогнозировал рост безработицы до 5-6 млн чел. В апреле 2020 г. в РФ насчитывалось уже 3,7 млн безработных, около 950 тыс. из которых обратились в центры занятости. По прогнозу главы Счетной палаты РФ, от безработицы пострадают от 6 до 9 млн россиян. В предшествующие годы уровень безработицы в России почти в 2 раза превышал число патентов на осуществление трудовой деятельности иностранным работникам1. В большей степени безработица затрагивает в России граждан со средним профессиональным, средним общим, высшим образованием.

Международная организация по миграции призвала государства-реципиенты принять меры по восстановлению экономики и возвращению населения на рабочие места. Но на фоне СОКГО-кризиса обострится риск конфликта интересов граждан и иммигрантов на рынках труда, занятости.

И в докризисный период в России, по данным Росстата, наметилась тенденция к пересечению интересов в области занятости иммигрантов и граждан2. В условиях роста безработицы и региональной диспропорции в пребывании иммигрантов прослеживается риск конфликтогенности в принимающем социуме: предложение иностранного труда превышает спрос.

Закрепившись на рынке занятости, трудовые иммигранты стремятся переместить в страну трудоустройства членов семьи, что запускает процесс правового и финансового давления на принимающее государство. Страна трудоустройства обязана за свой счет обеспечивать социальные гарантии для членов семьи иностранного работника. Рост социальных обязательств по отношению к иностранным гражданам может создавать не только экономические, но и социально-политические риски для страны трудоустройства. Встает вопрос о защите интересов граждан на рынке труда во всех его кластерах, разрешении потенциального конфликта этих интересов.

Симптоматичны индексы соответствия предложенных «высказываний о

1 Численность безработных (в возрасте от 15 до 72 лет) в России, по данным Росстата, в 2015 г. составляла 4,3 млн чел., в 2016 г. - 4,2 млн, в 2017 г. - 4 млн. По видам занятости в 2017 г. из 72 млн работников были трудоустроены 17,6 млн специалистов высшего уровня квалификации, 11,4 млн работников сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности, 9,6 млн квалифицированных рабочих промышленности, строительства, транспорта и рабочих родственных занятий, 9,5 млн специалистов среднего уровня квалификации, 6 млн неквалифицированных рабочих, 5 млн руководителей.

2 Помимо граждан из государств СНГ и ЕАЭС, вышеперечисленные виды экономической деятельности на территории России привлекли иностранных граждан ЕС: обрабатывающая промышленность - граждане Польши, Финляндии, Эстонии, Великобритании, Франции, Швеции, а также США; агропромышленный сектор - Польши, Финляндии, Эстонии; строительство - Эстонии, Польши, Великобритании, Германии. Наиболее привлекательными для иммигрантов из данных государств стали торговля, хранение, транспорт, гостиничное дело и сфера общественного питания [Галас, Шевченко, Силласте 2020: 227-230].

жизненной ситуации» и вероятности массовых протестов в региональном контексте, рассчитанные на основе массивов статистических данных, предоставленных для проведения исследования ВЦИОМом [Галас, Шевченко, Силласте 2020: 215-219, 356-359]. Индексы общественных настроений в динамике с апреля 2019 г. по апрель 2020 г. характеризуют1 удовлетворенность населения жизнью; социальный оптимизм; материальное положение; экономическое положение страны; политическую обстановку; общий вектор развития страны. Индекс удовлетворенности жизнью в 2020 г. в целом по регионам РФ несколько выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (50 и 46 соответственно при максимальном значении 100). Индекс социального оптимизма стал существенно ниже по сравнению с АППГ (33 и 45 соответственно - 27%). Индекс материального положения россиян за год также уменьшился в своем значении (49 и 55 соответственно - 11%). Экономическое положение по сравнению с АППГ россияне оценили также ниже (17 и 22 соответственно -23%). Политическая обстановка индексирована российскими гражданами на 14% ниже по сравнению с АППГ (43 и 50 соответственно). Итоговый индекс общего вектора развития страны оценен согражданами ниже по сравнению с АППГ на 13% (48 и 55 соответственно)2.

Данная группа индексов согласуется с индексом социальных ожиданий россиян. Сограждане предполагают дальнейшее ухудшение социально-экономической ситуации, и социальная тревожность их выше (на 50% по сравнению с АППГ). Индекс оптимизма достиг крайне низкой оценки - 81 (ниже АППГ на 61%)3.

Коррелируют с вышеприведенными социально-экономическими индексами и индексы социальных оценок4. Социальные оценки ситуации в стране в целом граждане оценили в апреле с индексом -8, в предшествующем месяце

1 ВЦИОМ проводит ежемесячные построения индексов социального самочувствия. Эмпирической базой для расчета индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные ежемесячных экспресс-опросов, проводимых по репрезентативной общероссийской выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию Госкомстата) в 45 областях, краях и республиках России в 146 населенных пунктах (N=1 600 чел.). - ВЦИОМ. Доступ: https://wciom.ru/news/ratings/indeks_soc_ozhidanij/ (проверено 21.08.2020).

2 Частные индексы по каждому из рассматриваемых индикаторов рассчитываются как разница суммы положительных и средних оценок и суммы отрицательных оценок: Jч = 5 положительных и средних оценок - 5 отрицательных оценок. В исследовательской и аналитической практике различных центров, занимающихся изучением общественного мнения, используются различные методические подходы к расчету индексов. Основной мотив построения данной модели состоит в выявлении соотношения позитивных и негативных настроений в обществе. Возможность получения (в случае преобладания негативных настроений над позитивными) отрицательных величин позволяет зафиксировать некие «критические точки» в общественном мнении, а главное - в реальном положении дел.

3 Индекс социальных ожиданий показывает, насколько оптимистично россияне оценивают будущее страны. Показатель рассчитывается как разность между ответом «они уже позади» и суммой ответов «переживаем их сейчас» и «они еще впереди». Индекс может принимать значение от -100 до +100 пунктов. Чем выше значение индекса, тем оптимистичнее выглядят перспективы России. Нулевое значение фиксирует баланс оптимистичных и пессимистичных прогнозов.

4 Индексы социальных оценок показывают, как россияне оценивают ситуацию в личной жизни/стране. Показатели строятся на основе вопросов: «Как Вы в целом оцениваете ситуацию, сложившуюся в личной жизни/стране?» Каждый индекс рассчитывается как разность между ответами «очень хорошая», «хорошая», «скорее хорошая» и «очень плохая», «плохая», «скорее плохая». Индекс может принимать значение от -100 до +100 пунктов. Чем выше значение индекса, тем лучше, по мнению россиян, обстоят дела в перечисленных сферах.

2020'05

ВлАсть

271

оценка составляла +8, а в АППГ - +33. Несколько выше россияне оценили ситуацию в личной жизни (33 и 57 соответственно - 42%)1.

Выявленные результаты должны рассматриваться в контексте баланса мероприятий по реализации норм актов стратегического планирования, принципов, целей и задач миграционной политики, экономических, социальных, финансовых условий государства трудоустройства, соблюдения законных интересов, прав и свобод его граждан, стабильности принимающего гражданского общества. Экономическая адаптация иностранных граждан в РФ предусматривает комплекс мероприятий2, осуществляемых в рамках действующего законодательства. Субъекты РФ получили возможность регулировать число прибывающих на их территорию мигрантов, пополнять региональные бюджеты за счет средств от продажи патентов.

В по-СОКГО-19 период актуализируется применение для регулирования задействования иностранных работников на российском рынке труда инструментов организованного набора и довыездной подготовки, в т.ч. профессиональной, прохождения медицинского освидетельствования, проверки на кри-миногенность.

Ввиду пандемии СОКШ-19 Всемирный банк и Международный валютный фонд инициировали предоставление отсрочки по кредитам странам, получающим помощь в рамках Международной ассоциации по развитию.

В современных условиях глобального кризиса в связи с пандемией СОКШ-19 важными в миграционной политике России представляются создание гибких программ частных вкладов иностранных граждан в средний и малый семейный бизнес, а также механизм кредитования совместных проектов. Основным источником финансирования пока остается бюджет3. Во исполнение п. 9 поручений Президента РФ в рамках реализации программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» внесены изменения в ч. 2 ст. 14 федерального закона о гражданстве, закрепившие право на получение российского гражданства в упрощенном порядке для иностранного гражданина, инвестировавшего в Российскую Федерацию в объеме, установленном российским правительством, а также индивидуальным предпринимателям или осуществляющим предпринимательскую деятельность в РФ непрерывно не менее 3 лет. В этих целях целесообразно 1) провести количественную и качественную оценку

1 Индекс социальных ожиданий. - ВЦИОМ. Доступ: https://wciom.ru/news/ratings/ indeks_soc_ozЫdanij/ (проверено 21.08.2020); Индексы социальных оценок. - ВЦИОМ. Доступ: https://wciom.ru/news/ratings/indeksy_soc_nastroenij/ (проверено 21.08.2020).

2 1) формирование условий для равного доступа граждан стран-реципиентов и иностранных граждан к рынку труда; 2) повышение привлекательности экономики страны для иностранных инвестиций; 3) проведение организованного набора иностранных граждан в странах исхода; 4) предоставление иностранным гражданам информации о наличии рабочих мест в стране-реципиенте как в стране исхода, так и в стране приема, в т.ч. с учетом квалификации; 5) обеспечение признания документов об образовании иностранных граждан, обладающих наиболее востребованными квалификационными характеристиками; 6) обеспечение уплаты налогов и сборов иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность или занятых на территории России, содействие в трудоустройстве, в направлении на профессиональное обучение; 7) обеспечение права на ведение индивидуальной экономической деятельности, на открытие юридического лица; 8) компенсационные выплаты при ликвидации предприятия, на котором трудился иностранный работник.

3 В мировую практику вошел институт инвестиционных консультационных служб, учреждаемых правительствами стран пребывания и стран происхождения. За рубежом показали свою эффективность миграционные фонды и их объединения, социально ориентированные некоммерческие организации, производственные кооперативы. Весомый вклад в инвестиционные программы вносят транснациональные организации с участием внешних мигрантов.

денежных переводов трудящихся иностранных граждан; 2) изучить текущие трансферы как составляющую ВНП, а движение капиталов - как источник ВВП и финансирования. Для стимулирования трудовых инвестиций могут быть использованы государственные программы.

Международная организация по миграции призвала государства - члены ООН ввести мораторий на депортацию нерегулярных мигрантов, поскольку это может представлять угрозу их жизни и здоровью; система здравоохранения и инфраструктура стран Центральной Азии и развивающихся стран не выдержат нагрузку в случае массового потока реэмигрантов, что нарушит права человека. С аналогичной просьбой обратился к государствам Генеральный секретарь ООН.

Указом Президента РФ с 15.03.2020 по 15.06.2020 включительно на территории страны в отношении иностранных граждан был введен мораторий на срок действия разрешения на работу, патента, разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Также на этот период введен мораторий в отношении иностранных граждан и апатридов на принятие решений об аннулировании разрешений на работу, патентов. В результате в вышеуказанный период работодатели и заказчик работ/услуг наделены правом в законном порядке задействовать в качестве работников иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию России в порядке, требующем получения визы, и не получивших разрешения на трудовую деятельность в РФ, при условии наличия у работодателя (заказчика работ и услуг) разрешительного документа на применение и наем иностранных работников.

В России желательно проработать вопрос о возможности предоставления трудящимся государств - членов ЕАЭС права заниматься предпринимательской деятельностью на территориях государств трудоустройства. Природа индивидуального предпринимателя носит двойственный характер: он может не только выполнять работы или оказывать услуги, но и привлекать для осуществления предпринимательской деятельности других лиц. В этой связи не исключается вероятность, при которой трудящийся государства - члена ЕАЭС, пройдя регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в РФ, станет реа-лизовывать право применения своих способностей для предпринимательской деятельности1. В этом случае следует вести речь об изменении не только цели его въезда в РФ, но и об изменении его статуса трудящегося государства -члена ЕАЭС, который давал ему право въезда в РФ в целях осуществления трудовой деятельности. Прямым следствием изменения правового статуса будет прекращение распространения на такое лицо действия положений Договора о ЕАЭС, регулирующих вопросы трудовой миграции в отношении трудящихся государств-членов, и, соответственно, невозможность пользования предоставляемыми Договором льготами и преференциями, а также вероятная последующая отмена регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Поскольку в России законодательно закреплен комплекс мер, направленных на защиту и обеспечение безопасности от злоупотреблений в отношении иностранных работников, возникает вопрос о создании адекватных, не увеличивающих нагрузку на государственный бюджет и налогоплательщиков механизм финансирования социальных обязательств в отношении иностранных граждан, особенно преференциальных.

Так, обоснованные опасения вызывает предложение об обеспечении услу-

1 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Пункт 1 статьи 13. Доступ: https://base.garant. ги/184755/ (проверено 21.08.2020).

2020'05

ВЛАСТЬ

273

гами обязательного медицинского страхования не только собственно трудящегося государства - члена ЕАЭС, но и членов его семьи, учитывая, что обязательные взносы в соответствующий федеральный фонд могут производиться только и исключительно с доходов работающего иностранного гражданина, и то это делают не все работодатели. В случае если услуги обязательного медицинского страхования неработающих членов семьи трудящегося из государства - члена ЕАЭС будут покрываться из Федерального фонда обязательного медицинского страхования при условии сохранения действующего порядка его формирования, на практике это может привести либо к сокращению перечня оказываемых медицинских услуг всем их получателям (в т.ч. и российским гражданам), либо к снижению их качества за счет дисбаланса и непропорциональности между значительным увеличением числа получателей услуг ОМС в России (трудящиеся ЕАЭС и неработающие члены их семей) и источниками пополнения ФФОМС, поскольку число лиц, отчисления с трудовых доходов которых и формируют данный фонд, будет оказываться кратно меньше числа получателей.

Вариантом решения обозначенной проблемы может стать учреждение в формате ЕАЭС межгосударственного фонда обязательного медицинского страхования, формируемого за счет целевых ежегодных взносов государств-членов, основанием для расчета которых могут служить статистические данные о числе взаимно пребывающих на территориях государств ЕАЭС трудящихся из этих государств и членов их семей. Актуальность и точность таких данных возможно обеспечить только при условии устойчиво функционирующих национальных систем миграционного учета, которые будут выступать элементами системы мониторинга трудовой миграции на пространстве ЕАЭС.

Возможно также предусмотреть создание специального межгосударственного фонда социальной поддержки трудящихся граждан ЕАЭС и членов их семей в государстве трудоустройства в целях обеспечения предусмотренных Договором социальных гарантий1. Правовая адаптация иностранных граждан включает правовое регулирование всех не запрещенных законом видов деятельности иностранных граждан, оформление разрешительных документов на пребывание в России, оформление легитимного статуса, сопровождение экономической и трудовой деятельности, иных видов занятости.

Суть российской модели адаптации [Галас 2020; Galas, Shevchenko 2019; Галас, Силласте, Шатилов 2019] иностранных граждан заключается в создании и гарантии государством условий, при которых осуществляется инклюзия легитимных иммигрантов в социальную структуру и систему правовых норм России, в общепризнанные традиции гражданских отношений. В современных условиях кризиса, связанного с COVID-19, базовыми функциями модели адаптации иностранных граждан становятся минимизация возникновения условий для конфликтов граждан и иммигрантов, приоритетность выполнения конституционных обязательств государства в отношении граждан и целевое, экономически целесообразное и неконфликтогенное привлечение иностранных работников, предпринимателей, инвесторов.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

1 Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изм. и доп.). Доступ: https://base.garant.ru/70670880/ (проверено 15.06.2020).

274

ВЛАСТЬ

2 0 2 0 ' 0 5

Список литературы

Галас М.Л. 2020. Политические и социальные риски иммиграционных потоков для России. — Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 2. С. 71-77.

Галас М.Л., Силласте Г.Г., Шатилов А.Б. 2019. Согласование интересов страт современного российского гражданского общества — основа социальной стабильности: монография. М.: Прометей. 336 с.

Галас М.Л., Шевченко К.Д., Силласте Г.Г. 2020. Миграция в условиях кризисного развития мирового сообщества и ее риски для России. М.: Прометей. 406 с.

Galas M.L., Shevchenko K.D. 2019. Comparative Analysis of Models by Adaptation of Immigrants. II International Scientific Conference GCPMED 2019 «Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development. - European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSB. P. 1428-1436.

GALAS Marina Leonidovna, Dr.Sci. (Hist.), Professor; Chief Researcher of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; [email protected])

ADAPTATIONS OF FOREIGN NATIONALS IN RUSSIA: UPDATING THE THEORY AND PRACTICE OF REGULATION IN THE OVER-COVID PERIOD

Abstract. The article considers the adaptation state migration policy in Russia, develops a theoretical basis of adaptation regulation, formulates the author's definitions and classification of activities of social, cultural, economic, legal adaptation of foreign citizens in the Russian Federation with the selection of the main forms of adaptation activity of public authorities and civil society institutions, and its legislative justification. The author identifies the problems arising in the implementation of the Concept of State Migration Policy for the period 2019-2025 in terms of adapting foreign nationals, proposed ways to update and increase the efficiency of inclusion of immigrants in the host society in the Russian state. The article highlights trends in migration policy and outlines the management and political-legal tasks of regulating migration processes under the COVID-19 period.

Keywords: adaptation of foreign citizens, state migration policy, legal regulation, host society, COVID-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.