Научная статья на тему 'Применение системы дистанционного обучения основам алгоритмизации и программирования в учебном процессе школы информатики Самарского государственного аэрокосмического университета'

Применение системы дистанционного обучения основам алгоритмизации и программирования в учебном процессе школы информатики Самарского государственного аэрокосмического университета Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Еременко Н.В.

Разработанная система позволяет ознакомить школьников младших и средних классов с базовыми понятиями программирования и основными алгоритмическими конструкциями, такими как оператор, ветвление алгоритмов, функция, цикл и т. д., а также обучить их составлять простые алгоритмы, используя графические примитивы, дающие возможность в игровой форме освоить учебный материал. Система предназначена для школьников, обучающихся в школе информатики Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF DISTANCE LEARNING BASICS ALGORITHMS AND PROGRAMMING INTO TRAINING DURING ACADEMIC PROCESS AT SSAU

The developed system allows introducing primary school children and secondary school children with the basic concepts of programming and basic algorithmic structures such as the «operator», «branching algorithms», «function», «cycle», etc., as well as teaching them how to make simple algorithms using the graphics primitives that enable to learn course material playfully. The system is designed for students enrolled in the school of computer science SSAU.

Текст научной работы на тему «Применение системы дистанционного обучения основам алгоритмизации и программирования в учебном процессе школы информатики Самарского государственного аэрокосмического университета»

Информационные системы и технологии

A. F. Dogadin

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

PROGRAMMING GPRS-MODEMS VIA AT-COMMANDS

The development of software for programming GPRS-modems phones via AT-commands to create mailing SMSmessages is examined. The automatic generation of response to structured SMS messages is proposed.

© florae A. O., 2012

УДК 004.9

Н. В. Еременко

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (Национальный исследовательский университет), Россия, Самара

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ ИНФОРМАТИКИ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Разработанная система позволяет ознакомить школьников младших и средних классов с базовыми понятиями программирования и основными алгоритмическими конструкциями, такими как оператор, ветвление алгоритмов, функция, цикл и т. д., а также обучить их составлять простые алгоритмы, используя графические примитивы, дающие возможность в игровой форме освоить учебный материал. Система предназначена для школьников, обучающихся в школе информатики Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева.

Человечество в начале XXI в. столкнулось с проблемой нехватки квалифицированных специалистов в области информационных технологий и быстрого старения тех умений и знаний, которые они получают в учебных заведениях. Эта проблема является следствием бурного развития информационного общества и непрерывного изменения и внедрения новых информационных и коммуникационных технологий почти во все области человеческой жизни. Дистанционное обучение раскрывает новые возможности для решения этих проблем, позволяя повысить качество образовательных услуг в современных условиях.

Еще на этапе обучения в средней и младшей школе обучаемых следует начинать знакомить с базовыми понятиями языков программирования, алгоритмическими конструкциями, а также развивать логическое и алгоритмическое мышление. Процесс обучения при этом лучше построить в форме игры, в которой используются яркие зрительные образы, позволяющие лучше запомнить учебный материал.

Разработанная автором система представляет собой веб-приложение, позволяющее школьникам средней и младшей школы дистанционно в игровой форме изучать основы программирования и алгоритмизации: операторы, циклические конструкции, функции, ветвление, рекурсию. Система дистанционного обучения основам алгоритмизации и программирования - это не что иное, как интерактивный тренажер, построенный в виде игровой многоуровневой программы. В нем реализованы две роли пользователей: администратор (преподаватель) и обучаемый (школьник).

Администратор системы наделен самыми большими правами: он может создавать и изменять список групп уровней игры; список уровней для каждой группы; параметры игрового уровня: размеры игрового поля, начальную позицию исполнителя команд (робота-колобка) и других объектов на нем, уровень высоты для каждой его клетки, список доступных ученику управляющих команд, размеры программных блоков. Помимо ручной настройки каждого уровня существует возможность их автоматической генерации в соответствии с предварительно заданными администратором параметрами.

Обучаемый может только выполнять задания, разработанные преподавателем. Заданиями являются небольшие алгоритмические задачи, сложность которых увеличивается от уровня к уровню. В процессе решения задания школьнику не понадобится использовать операторы какого-либо языка программирования, вместо этого он будет составлять программу, перетаскивая мышью графические примитивы (обозначения операторов) в свободные ячейки памяти программного блока (см. рисунок).

После составления программы школьник может запустить ее и проверить правильность составленного алгоритма.

Команды программы выполняет робот-колобок (главный игровой персонаж), перемещаясь заданным в программе образом по трехмерному игровому полю и поглощая маленькие желтые точки. Задание считается выполненным, если в результате на игровом поле не останется желтых точек.

Решетневскце чтения

Главная экранная форма игры

Все сведения о заданиях и действиях игрока (программах) фиксируются в базе данных, расположенной на сервере, обмен данными осуществляется через php-скрипты, программное обеспечение реализовано с помощью технологии Adobe Flash на языке Action Script 2.0.

Таким образом, с помощью данной системы преподаватель может легко отслеживать и выстраивать индивидуальную траекторию обучения, корректируя уровень сложности заданий, а школьник - последовательно изучать универсальные алгоритмические конструкции, чтобы потом применять их на практике при решении более сложных задач на языках программирования. Система позволяет школьнику хорошо закрепить теоретический материал, так как в ней имеется возможность повторения заданий до полного его понимания.

Система дистанционного обучения основам алгоритмизации и программирования внедрена в учебный процесс школы информатики Самарского государственного аэрокосмического университета, но может использоваться при изучении информатики в общеобразовательных школах. Планируется ее дальнейшее развитие: автоматический выбор следующего задания с учетом предыдущих достижений, выдача рекомендаций по решениям и др.

N. V. Eremenko

Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolyev (National Research University), Russia, Samara

APPLICATION OF DISTANCE LEARNING BASICS ALGORITHMS AND PROGRAMMING INTO TRAINING DURING ACADEMIC PROCESS AT SSAU

The developed system allows introducing primary school children and secondary school children with the basic concepts of programming and basic algorithmic structures such as the «operator», «branching algorithms», «function», «cycle», etc., as well as teaching them how to make simple algorithms using the graphics primitives that enable to learn course material playfully. The system is designed for students enrolled in the school of computer science SSAU.

© Еременко Н. В., 2012

УДК 004.7 (004.41/.42)

М. М. Запольская

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (Национальный исследовательский университет), Россия, Самара

РАЗРАБОТКА АРХИТЕКТУРЫ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ УЗКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Разработана специализированная медицинская информационная система (МИС), позволяющая автоматизировать сбор данных о пациентах и о процессе их лечения. На основании этих данных системой рассчитываются показатели эффективности лечения пациента и выдаются рекомендации о дальнейшем ходе его лечения. В настоящее время МИС находится в опытной эксплуатации в клиниках Самарского государственного медицинского университета.

Стремительное развитие информационных технологий (ИТ) и их проникновение во все сферы человеческой жизни неизбежно приводит к осознанию необходимости использования достижений ИТ повсюду: от уровня фельдшерско-акушерского пункта до ведущих структурных подразделений министерства здра-

воохранения. В связи с этим стали разрабатываться и активно внедряться в работу лечебно-профилактических учреждений различные медицинские информационные системы (МИС), которые учитывали бы не только специфику работы учреждений, но и их профильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.