Научная статья на тему 'Применение системы «Директ-костинг» на предприятии с целью повышения эффективности учета затрат'

Применение системы «Директ-костинг» на предприятии с целью повышения эффективности учета затрат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / УЧЕТ ЗАТРАТ / ПОЛЕЗНЫЕ И БЕСПОЛЕЗНЫЕ ЗАТРАТЫ / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ОПЕРАЦИОННЫЙ РЫЧАГ / DIRECT-COSTING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Е. А.

В реальной практике менеджеры предприятия не уделяют должного внимания издержкам по той простой причине, что не могут достаточно детально их описать. Зачастую им просто трудно разобраться в запутанной структуре издержек, их взаимозависимости и зависимости от ключевых факторов бизнеса. В то же время осознание того, что издержки играют наиболее существенную роль в бизнесе, начинает овладевать менеджерами предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение системы «Директ-костинг» на предприятии с целью повышения эффективности учета затрат»

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ» НА ПРЕДПРИЯТИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ

© Волкова Е.А.*

Выксунский филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», г. Выкса

В реальной практике менеджеры предприятия не уделяют должного внимания издержкам по той простой причине, что не могут достаточно детально их описать. Зачастую им просто трудно разобраться в запутанной структуре издержек, их взаимозависимости и зависимости от ключевых факторов бизнеса. В то же время осознание того, что издержки играют наиболее существенную роль в бизнесе, начинает овладевать менеджерами предприятия.

Ключевые слова себестоимость промышленной продукции, постоянные и переменные затраты, учет затрат, полезные и бесполезные затраты, маржинальный доход, операционный рычаг, Direct-costing System.

Практический опыт свидетельствует, что основными шагами успешного руководителя являются организация маркетинга и меры по снижению затрат и себестоимости. Учет затрат - важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производстве растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности.

Сегодня существуют, на мой взгляд, две проблемы учета затрат:

Первая заключается в переориентации отечественной теории и накопленного в этой области практического опыта на решение новых задач, стоящих перед системой управления в условиях развития рыночных отношений в России.

Вторая, не менее важная проблема: создание новых нетрадиционных систем получения информации об издержках производства отечественных предприятий, применение современных подходов к калькулированию себестоимости продукции, определению финансовых результатов, а также использование этой информации для контроля, анализа, прогнозирования и регулирования производственной деятельности.

Из различных систем учета затрат, применяемых в зарубежной практике, наиболее приемлемой, на мой взгляд, является «директ-костинг (Direct-costing Sistem)». Формирующиеся в нашей стране рыночные отношения служат главным условием применения данной системы в отечественном анализе и дальнейшего проведения исследований вариантов поведения затрат в зависимости от объема производства, классификации затрат на постоянные и переменные.

* Старший преподаватель кафедры Общепрофессиональных дисциплин.

Появление системы «директ-костинг», позволяет выделить такие категории, как нетто-доход (прибыль в традиционном понимании) и брутто-до-ход (прибыль + постоянные затраты), что может привести к стиранию границы между планированием и учетом, позволит перейти к многовариантному планированию. Необходимость деления валовых издержек производства на постоянные и переменные чётко сформулировал Дж. Кларк. в 1923 г.

Идея классификации расходов на постоянные и переменные в зависимости от объема производства осталась бы достоянием теории, если бы в хозяйственной практике не сложились объективные экономические условия, позволяющие реализовать достоинства этой классификации: развивались рыночные товарно-денежные отношения и, как следствие, возросла роль бухгалтерского учета, в частности теории калькулирования в системе управления экономическими процессами и явлениями.

Наименование «директ-костинг», введенное в 1936 году американцем Д. Харисоном в его работе, означает учет прямых затрат. Оно не отражает в полной мере сущности системы. Главное в системе директ-костинг - это организация предельного учета переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления.

Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».

Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также и незавершенное производство.

Разделение затрат на постоянные и переменные несколько условные, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами «директ-костинг».

Важнейшем аспектом анализа постоянных расходов является деление их на полезные и бесполезные (холостые) т.о., постоянные затраты можно представить как сумму полезных затрат и бесполезных, не используемых в процессе производства:

^сот! ^полезные + ^бесполезные (1)

Величину полезных и бесполезных затрат можно определить по формуле:

^бесполезные (—шах ^эфф) ' ^сот! / —шах ^полезные —эфф ' ^сот! / -^шах

где -шах - максимально возможный выпуск продукции; -эфф - фактический объем производства продукции

(2) (3)

В условиях конкуренции, чтобы выжить, важно знать не только величину переменных затрат, но и объем общих т.е. валовых затрат, которые состоят из 2-х частей: постоянной (2соЛ) и переменной (2,), что отражается уравнением:

Z = + ^ (4)

Или в расчете затрат на одно изделие:

^зд = + ^ • Ч (5)

где Z - общие затраты на производство;

Ч - объем производства (количество);

Zедconst - постоянные затраты в расчете на единицу продукции;

Zедv - переменные затраты на единицу продукции.

Знание общих (валовых) затрат позволяет судить о величине затрат которые несет предприятие в результате осуществления производственно-хозяйственной деятельности.

Очень важное значение имеет точное определение суммы постоянных и переменных затрат, так как от этого во многом зависит результаты анализа. Ценность такого разделения - упрощении учета и повышении оперативности.

Особенностью системы «директ-костинг» является соединение производственного и финансового учета. По системе «директ-костинг» учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме «затраты - объем - прибыль».

В системе «директ-костинг» кроме разделения затрат на постоянные и переменные применяется категория маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия (валовая маржа) это выручка минус переменные затраты. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Это эффективный метод решения взаимосвязанных задач, отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от затрат и объемов производства.

Анализ «затраты - объем - прибыль» называемый также операционным анализом, является неотъемлемой частью управленческого учета и служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на всех основных этапах его денежного оборота.

Одним из ключевых элементов анализа «затраты - объем - прибыль» служит операционный рычаг.

Валовой маржи должно хватать не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

валовая маржа выручка от реализации

сила воздействия операционного рычага=-±-=——-±-

прибыль прибыль

Показатель силы воздействия производственного рычага определяет, во сколько раз возрастает прибыль при 1 %-ом росте выручки от реализации продукции. Таким образом, зная данные о росте выручки от реализации продукции и силу воздействия производственного рычага, можно прямым способом определить рост прибыли при увеличение объема выпуска продукции. Чем больше доля постоянных затрат в структуре общих затрат, тем сильнее сила воздействия операционного рычага.

Следует отметить, что сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации - изменяется и сила воздействия операционного рычага. При снижении выручки от реализации сила воздействия операционного рычага возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме. Каждый процент снижения выручки дает всё больший и больший процент снижения прибыли, причём грозная сила операционного рычага возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты. При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности (точка окупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки даёт всё меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности. На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнёт убывать и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.

Всё это оказывается чрезвычайной полезным для:

- планирования платежей по налогу на прибыль, в частности, авансовых;

- выработки деталей коммерческой политики предприятия.

При пессимистических прогнозах динамики от реализации нельзя раздувать постоянные затраты, так потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага. Однако, если в долгосрочной перспективе ожидается повышение спроса на продукцию, то можно отказаться от режима жёсткой экономии на постоянных затратах, так как предприятие с большей их долей будет получать больший прирост прибыли.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- сила воздействия операционного рычага зависит от структуры активов предприятия, доли внеоборотных активов. Чем больше стоимость основных фондов, тем больше доля постоянных затрат;

- высокий удельный вес постоянных затрат сужает границы мобильного управления текущими затратами;

- чем больше сила операционного рычага, тем больше предпринимательский риск;

- применение системы «директ-костинг» расширяет аналитические возможности, позволяет проводить анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли на базе классификации затрат на постоянные и переменные.

Список литературы:

1. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552; с изменениями и дополнениями, утверждёнными Правительством РФ от 1 июля 1995 г. № 661 и от 20 ноября 1995 г. № 1133).

2. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. - М.: ВЛАДОС, 2010 - 194 с.

3. Карпова Т.П. Управленческий учёт. - М.: Аудит, ЮНИТО, 2010.

4. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. -М.: ИКЦ «ДИС», 2011.

5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. - Мн.: Новое знание, 2010.

6. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2011.

АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ

И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Есимкулова З.Б.*

Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкурган

В статье рассмотрены основные проблемы эффективности использования основных средств на предприятиях. Произведен анализ интенсивности и эффективности использования основных средств. Разработан комплекс мероприятий по повышению эффективности использования основных средств.

Ключевые слова основные средства, интенсивность, эффективность, анализ.

* Магистрант кафедры Учета и аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.