Научная статья на тему 'Применение ролевых игровых ситуаций в обучении иностранному языкукак средство оптимизации учебного процесса на неязыковых факультетах'

Применение ролевых игровых ситуаций в обучении иностранному языкукак средство оптимизации учебного процесса на неязыковых факультетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА / РОЛЕВАЯ ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ / МАКРОСИТУАЦИИ / МИКРОСИТУАЦИИ / ФАЗЫ РОЛЕВЫХ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ / CREATIVE SPEAKING / INTERCULTURAL PREPARATION / ROLE PLAY SITUATION / SITUATION MODELING / MACROSTUATIONS / MICROSITUATIONS / PHASES OF ROLE PLAY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довгополова Лилия Борисовна

Рассматривается проблема обучения творческому и практическому использованию иностранного языка на неязыковых факультетах в ситуациях реального речевого общения, используя интерактивные формы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Довгополова Лилия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role Play Situationsin Foreign Language Teaching as a Tool to Optimize the Curriculum at NonLanguages Faculties

The problem of teaching creative practical use of foreign language at the programs where it is not a major is discussed. Situations of actual language communication and interactive teaching forms are used.

Текст научной работы на тему «Применение ролевых игровых ситуаций в обучении иностранному языкукак средство оптимизации учебного процесса на неязыковых факультетах»

ваоиоисидо^ ди

УДК 378.147 ББК 74.480.26

Л.Б. Довгополова

ПРИМЕНЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

Рассматривается проблема обучения творческому и практическому использованию иностранного языка на неязыковых факультетах в ситуациях реального речевого общения, используя интерактивные формы образования.

Ключевые слова: творческая речевая деятельность, интеркультурная подготовка, ролевая игровая ситуация, моделирование ситуации, макроситуации, микроситуации, фазы ролевых игровых ситуаций.

Новая личностно-ориентированная концепция образования нацелена на свободное раскрытие личности обучаемого. Это значит, применительно к обучению иностранному языку, что процесс обучения должен исключить малоосознанную активность студентов на уровне речевого поведения и, следовательно, развить способность осуществлять коммуникативную деятельность самостоятельно. Последнее дает возможность приблизить процесс обучения к процессу овладения иностранным языком в естественной языковой ситуации [1]. И, если мы хотим, чтобы процесс обучения иностранному языку приближался по своим основным параметрам к процессу овладения языком в естественной языковой ситуации, то мы «.. .призваны создать в аудитории микромир окружающей нас жизни со всеми реальными, межчеловеческими отношениями и целенаправленностью в практическом использовании языка» [8, с. 101].

Научить творческому использованию языка можно только в ходе активного общения студентов на этом языке. Поэтому способы обучения, направленные, в первую очередь, на усвоение системы языка, должны быть заменены новыми интерактивными формами обучения. Речь идет о так называемых приемах, «симулирующих» ситуации реального речевого об-

щения. Данные предпосылки заставляют нас обратиться к применению ролевой игровой ситуации в обучении иностранным языкам.

Используя в процессе обучения ролевую игровую ситуацию, мы определяем её, вслед за А.А. Леонтьевым [5; 7] и

О.Н. Гурьяновой [2], как разновидность коммуникативного упражнения, представляющего собой совокупность значимых для формирования коммуникативных умений речевых и неречевых условий, в основе которых лежат реальные ситуации речевого общения, побуждающие обучаемых как носителей определенных ролей к конкретному высказыванию.

Отличие ролевых игровых ситуаций от различных других игровых заданий состоит в том, что в ролевой игровой ситуации учащийся «исполняет учебноситуативную роль, он идет от роли к тексту, к созданию собственного речевого продукта» [4], в то же время, как при других игровых видах работы, не привлекается никакой другой вид деятельности, кроме запоминания, отсутствует элемент спонтанности высказывания, что отдаляет эти виды заданий от реальной жизненной ситуации. Ролевые же игровые ситуации призваны, в первую очередь, имитировать реальную жизненную си-

туацию, при их проведении предполагается активная деятельность мышления, поскольку целью их является активнотворческое владение усвоенными знаниями, навыками и умениями.

При использовании ролевых игровых ситуаций особое внимание уделяется формированию у студентов потребности говорить на иностранном языке как первопричины этой деятельности [3]. Принятие и разыгрывание ролей, сам процесс игры, поощряющее подкрепление, отсутствие недовольства и порицания, знание результатов собственной деятельности - все это как бы «питает», поддерживает уровень актуальной потребности обучаемых [3]. Именно поэтому мы считаем, что ролевая игровая ситуация представляет собой оптимальный механизм повышения мотивации студентов в учебном процессе.

При работе над темами интегрированного курса нами широко использовался ситуативно-игровой подход и, в частности, ролевые игровые ситуации с целью преодоления коммуникативных барьеров, приближения процесса обучения иностранного языка к реальному общению, а также для развития творческой активности студентов. Данный вид работы представляет большие возможности для активизации изучаемого в ходе интегрированного курса материала в творческой речевой деятельности студентов в процессе их интеркультурной подготовки. Моделирование в игре той или иной практической ситуации предполагает и её усвоение. Возможность познания не только языкового, но и предметного содержания делает использование игры на занятиях иностранного языка особенно актуальным. Это обусловлено необходимостью более глубокого ознакомления обучаемых с предметной и социальной действительностью страны изучаемого языка.

Весь комплекс ролевых игровых ситуаций должен состоять из упражнений, расположенных последовательно, с учетом этапов процесса речепорождения и нарастания трудностей. Предлагаемые

ситуации отличаются «степенями свободы»: от детерминированных, отличающихся жесткостью структурных взаимосвязей компонентов мы переходим к вариативным и свободным ситуациям, и от микроситуаций данных типов - к макроситуациям.

Весьма важным представляется упорядоченность используемых ролевых игровых ситуаций. Они должны следовать в определённом порядке с учетом постепенного увеличения трудностей - так, чтобы каждая последующая группа ролевых игровых ситуаций основывалась на умениях, развитых в предшествующих группах. Мы считаем, что начинать следует с общих коммуникативных умений, переходя затем к более частным.

Мы выделили следующие виды ролевых игровых ситуаций:

1) ролевые игровые ситуации начального уровня или элементарные, в которых решается одна или две учебноигровые задачи. Эти ситуации представляют собой микроситуации, вовлекающие несколько участников, рассчитаны на непродолжительное время. Жесткая детерминированность данных ситуаций ограничивает используемый лексикограмматический материал, обусловливает формирование определенного умения;

2) ролевые игровые ситуации среднего уровня строятся на детерминированных и вариативных ситуациях. В них разыгрывается несколько игровых эпизодов, объединенных между собой логикой развития игрового действия, т. е. здесь мы имеем дело с увеличением «объема» и увеличением степени свободы ситуаций;

3) ролевые игровые ситуации высокого уровня (сюжетные), отражающие свободную макроситуацию, например, общую встречу по поводу конкретного случая, «круглый стол» и т. п. Подобные игры могут быть пролонгированными, т. е. рассчитанными на два и более занятия. Сюжетная игра строится на употреблении широкого круга пройденных грамматических явлений и изученного лексического материала.

Применение ролевых игровых ситуаций в обучении иностранному языку как средство оптимизации учебного процесса на неязыковых факультетах

Л.Б. Довгополова

Отметим, что в ролевых игровых ситуациях начального и среднего уровня перечень игровых эпизодов и их результат могут быть спрогнозированы и регламентированы, то в ролевых игровых ситуациях высокого уровня студенты имеют возможность моделировать развитие и финал ситуации. На каждом занятии, в зависимости от уровня используемых ролевых игровых ситуаций, проигрывается один или несколько микроциклов, направленных на подготовку к заключительной ролевой игровой ситуации (ролевой игре). Заключительное занятие представляет собой макроситуацию, состоящую из ряда микроситуаций. К ней мы подходим через ряд промежуточных микроситуаций.

Организация ролевых игровых ситуаций включает следующие фазы:

• фаза подготовки, в процессе которой преподаватель проводит вводную беседу, определяющую цели и задачи; разрабатывает тематику общения; осуществляет знакомство студентов с лингвистическим наполнением игры; выбирает коммуникативные умения, подлежащие тренировке; обеспечивает дидактическое оснащение ролевых игровых ситуаций;

• фаза разработки сценария цикла ролевых игровых ситуаций, в процессе которой определяется содержание ролевой игровой ситуации, т.е. проводится детальное описание действий участников игры, их отношений и возможный исход заключительной игры. По необходимости в отношении участников сценария указывается специальность, образование, возраст, отличительные черты характера и др. Далее определяется ход ролевой игровой ситуации, т. е. последовательность игровых действий: разрабатываются инструкции отдельно для каждого игрока;

• фаза реализации ролевых игровых ситуаций включает в себя собственно её проведение. Устанавливается продолжительность игровых дей-

ствий, количество играющих. В игровой обстановке, моделирующей условия осуществления реальной иноязычной коммуникации, происходит реализация сценария ролевых игровых ситуаций. Преподаватель получает в фазе реализации возможность исполнения функций помощника и советчика. Фаза реализации характеризуется смещением акцента на активную самообразовательную позицию студента;

• фаза рефлексии - заключительная фаза цикла - предусматривает анализ и обсуждение результатов через само - и взаимооценку, сопровождаемую активным взаимообменом мыслями, чувствами, мнениями. Преподавателем производится выявление и корректировка наиболее типичных ошибок студентов, выражение просьб и рекомендаций к следующей игре, формирование окончательного итога занятия.

В качестве примера приведем построение цикла ролевых игровых ситуаций по общей теме «Материальная культура» (подтема «Достопримечательности Берлина»). Цель данного цикла - овладение коммуникативно-регулятивными (перцептивными, интерактивными, экспрессивными) умениями, в частности, овладение умениями общения с носителями языка в поисках какого-либо места.

Для данной цели студентам необходимо знание следующего лексикограмматического материала: предлогов, наречий, словосочетаний, связанных с понятием «пространство», количественных и порядковых числительных, глаголов движения, имен собственных, обозначающих названия достопримечательностей Берлина (das Brandenburger Tor, das Berliner Rathaus, der Kurfuerstendamm, der Reichstag, die Nikolaikirche и др.).

Кроме того, студентам необходимо владение нормами интеркультурной коммуникации и адекватное использование компенсаторных умений (жесты, мимика, пантомимика, перифраз, разъясне-

ния и др.) в разыгрываемых ситуациях. Работа начинается с ролевых игровых ситуаций начального уровня, формирующих умение установить контакт с незнакомым человеком. Студенты в роли туристов обращаются с вопросами к «незнакомым» людям: мужчине, женщине, подростку. Ситуации носят детерминированный характер. Ролевые игровые ситуации этого уровня направлены на формирование следующих умений: установить контакт, запросить/сообщить информацию, уточнить запрашиваемую информацию, поблагодарить.

Затем для комплексного формирования данных умений переходим к ролевым игровым ситуациям среднего уровня и сюжетной ролевой игре с предписанным ролевым поведением, далее - со свободным. Студенты получают различные ролевые карточки, содержащие сведения об условиях общения. Инициатору общения заданы следующие условия: он первый раз в городе, находится на такой-то улице и хочет пройти к нужному месту, для этого необходимо обратиться к прохожему, чтобы узнать путь. На улице шумно, плохо слышно, приходится переспрашивать. Если он не совсем понимает, что ему объясняют, то должен сказать об этом. На карточке собеседника «прохожего», дано объяснение маршрута, которое он должен дать «туристу». В ходе данной ролевой игровой ситуации формируются следующие умения: запросить/сообщить информацию, а также переспросить, сообщить о своем непонимании, объяснить, поблагодарить и т. д.

Заканчивается работа над данным комплексом умений проведением ролевой игры с участием всей группы. Например, один из участников назначает всем остальным встречу в таком месте, куда можно дойти только пешком. Остальные участники находятся в разных местах, и каждый подробно расспрашивает о маршруте. В этой игре ролевое поведение студентов становится свободным, каждый сам решает вопрос о тактике своего поведения и коммуни-

кативных намерениях в данной ситуации. Проведением данной ролевой игры цикл заканчивается, можно переходить к следующему.

Таким образом, условия ролевых игровых ситуаций выполняют роль внешних стимулов, «способных повлечь за собой внутреннюю мотивацию учения» [3, с. 141]: каждому обучаемому предоставляется конкретная возможность применить свои умения и навыки в условиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям. Библиографический список:

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.

2. Гурьянова О.Н. Использование ролевых игровых ситуаций при формировании коммуникативных умений: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. -160 с.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

4. Кузьмичева И.А. Психологический анализ развития иноязычной речи в ходе коммуникативного обучения: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1975. - 131 с.

5. Леонтьев А.А. К определению речевой ситуации. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / сост. А.А.Леонтьев. -М., 1991. - С. 161-162.

6. Леонтьев А.А. Некоторые общие проблемы в преподавании иностранных языков сегодня. - М.: РЕМА, МГЛУ, 1992. - С. 93-98.

7. Леонтьев А.А. О речевой ситуации и принципе речевых действий // Русский язык за рубежом. 1968. № 2. С. 19-23.

8. Риверс М. Десять принципов изучения и обучения иностранным языкам на основе взаимодействия обучаемого и преподавателя. - М.: РЕМА, МГЛУ, 1992. - С. 99-118.

Применение ролевых игровых ситуаций в обучении иностранному языку как средство оптимизации учебного процесса на неязыковых факультетах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.