Научная статья на тему 'Применение риск-ориентированного подхода органами контроля - стратегическое направление обеспечения экономической безопасности'

Применение риск-ориентированного подхода органами контроля - стратегическое направление обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / УГРОЗА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RISK / THREAT / ECONOMIC SECURITY / RISK-ORIENTED MODEL / CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатова Ирина Викторовна

В современных условиях развития экономики приоритетным направлением обеспечения экономической безопасности становится применение риск-ориентированного подхода. Автор делает вывод, что, несмотря, на имеющиеся недостатки применения данной модели, она, бесспорно, имеет право на существование и развитие с учетом требований современных реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF RISK-BASED APPROACH BY CONTROL AUTHORITIES - STRATEGIC DIRECTION OF ECONOMIC SECURITY

In modern conditions of economic development the priority direction of economic security is the use of risk-based approach. The author concludes that, despite the existing shortcomings of the application of this model, it undoubtedly has the right to exist and develop with the requirements of modern realities.

Текст научной работы на тему «Применение риск-ориентированного подхода органами контроля - стратегическое направление обеспечения экономической безопасности»

УДК 338

ББК 65 © И.В. Филатова, 2018

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ОРГАНАМИ КОНТРОЛЯ — СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ирина Викторовна Филатова,

кандидат экономических наук (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)

E-mail: irina.filatova-i@yandex.ru

Аннотация. В современных условиях развития экономики приоритетным направлением обеспечения экономической безопасности становится применение риск-ориентированного подхода. Автор делает вывод, что, несмотря, на имеющиеся недостатки применения данной модели, она, бесспорно, имеет право на существование и развитие с учетом требований современных реалий.

Ключевые слова: риск, угроза, экономическая безопасность, риск-ориентированная модель, контрольно-надзорная деятельность.

APPLICATION OF RISK-BASED APPROACH BY CONTROL AUTHORITIES — STRATEGIC DIRECTION OF ECONOMIC SECURITY

Irina V. Filatova,

Candidate of Economic Sciences, (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)

Abstract. In modern conditions of economic development the priority direction of economic security is the use of risk-based approach. The author concludes that, despite the existing shortcomings of the application of this model, it undoubtedly has the right to exist and develop with the requirements of modern realities.

Keywords: risk, threat, economic security, risk-oriented model, control and supervisory activities.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Филатова И.В. Применение риск-ориентированного подхода органами контроля — стратегическое направление обеспечения экономической безопасности. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):312-5.

В сфере экономической безопасности следует различать понятия «угроза» и «риск». Если под угрозой понимается негативное проявление внутренней и внешней среды, в которой функционирует экономический субъект, то риск характеризует результат действия этой угрозы, как правило, материальный или финансовый.

Спектр угроз экономической безопасности предприятия весьма многообразен, но и сами хозяйствующие субъекты в современных условиях развития могут относиться к объектам опасности, риски на которых оцениваются как чрезвычайно высокие, высокие и значительные, поэтому они должны подвергаться регулярным плановым проверкам. Однако следует учитывать, что различные предприятия одной направленности не всегда равны по степени риска. Большинство из них относится к низкой категории, так как их деятельность не несет серьезной угрозы здоровью и имуществу граждан.

Данный фактор стал приоритетным в контрольно-надзорной деятельности в последние годы, так как она должна строиться на рисках и соответствовать им: количество проверок и используемые ресурсы должны быть пропорциональны уровню риска причинения вреда имуществу и здоровью людей.

Это стало основным критерием реализации органами контроля риск-ориентированного подхода, так как традиционный не соотносит эту разницу и одинаково проверяет каждый подконтрольный субъект. Риск-ориентированный подход направлен на концентрацию контрольных мероприятий там, где это необходимо в первую очередь.

Международная практика применения риск-ориентированной модели проверок позволила уменьшить количество проверок на 30—90%, а отдельные категории бизнеса, у которых минимальны потенциальные риски для безопасности государства

и общества, совсем не подвергаются плановым проверкам.

Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса. Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес. Экспертные оценки, показывают, что в России ежегодно осуществляется около 2 млн проверок, из них лишь 15% выявляют нарушения, представляющие реальную угрозу. На всех уровнях по подсчетам реализуется более 200 видов контроля. На данный момент, с уверенностью можно утверждать, что 90% неэффективных издержек бизнеса связаны с выполнением устаревших и избыточных требований, это составляет около 5% ВВП [1].

В связи с этим в современных условиях развития экономики назрела необходимость принятия закона, закрепляющего соотношение внеплановых проверок в объеме не более 30% от плановых.

Работа по совершенствованию федерального, регионального и муниципального контроля началась в 2015 году, с поручения президента Российской Федерации Владимира Путина. Этот проект призван использовать основы «умного госконтроля», снизить нагрузку на бизнес и в итоге повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Реформа госконтроля стартовала в конце 2016 года и проходила весь текущий год. Она включает три глобальные цели — для государства, бизнеса и общества. Первоочередная цель реформы — обеспечить надлежащий уровень безопасности жизни и здоровья человека. Следующей немаловажной целью является обеспечение создания оптимальных условий бизнесу для эффективной работы и дальнейшего развития, не тратя значительные ресурсы на прохождение проверок. И наконец, последняя цель — это обеспечение повышения уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» реализуется в три этапа: за 2017 год был пройден первый этап программы, в 2018 году будет преодолен второй этап, и третий этап будет проходить с 2019 по 2025 годы. Приоритетная программа реализуется на площадке Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Большинство контрольных точек, поставленных в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности на 2017 год, пройдены. Из 48 контрольных точек, которые были установлены на 2017 год, 35 исполнены в срок и закрыты, восемь находятся в «зоне риска», из них основная часть — это проекты паспортов Минтруда по кадрам и антикоррупции.

В 2018 году решено отказаться от плановых проверок по шести видам надзора. В общей сложности 60% предприятий не будут включены в план проверок. За 2018 год было принято 18 постановлений правительства, которые устанавливают внедрение риск-ориентированного подхода и проверочных листов — списков контрольных вопросов. Всего от бизнеса поступило более 400 предложений по пересмотру конкретных требований, они находятся в стадии рассмотрения. Из них более 100 решено пересмотреть, что приведет к экономии для бизнеса более 5 млрд рублей в год. В 67 регионах Открытое правительство внедрило типовое облачное решение, что приведет к экономии еще 800 млн рублей.

Сама приоритетная программа по реформированию госконтроля предусматривает снижение неэффективной административной нагрузки на бизнес в два раза к 2024 году.

Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации приоритетной программы, правительство поручило обратить особое внимание на достижение результатов в части сокращения количества и актуализации обязательных требований. Не менее приоритетными должны быть, согласно протоколу, такие направления, как внедрение эффективных механизмов кадровой политики и развитие информационных технологий в деятельности контрольно-надзорных органов.

Еще одна задача законопроекта и всей реформы — при снижении административной нагрузки на бизнес обеспечить новый уровень безопасности граждан, приближенный к уровню стран ОЭСР. Приоритетная программа, которая будет работать до 2024 года, предусматривает снижение по контролируемым видам рисков количества смертельных случаев не менее чем на 15% к 2018 году и не менее чем на 50% к 2024 году.

Административная нагрузка на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, должна снизиться не менее

чем на 20% к 2018 году и не менее чем на 50% к 2024 году. Рост показателя качества администрирования контрольно-надзорных функций должен составить не менее 25% к 2018 году и не менее 50% к 2024 году.

Регионы должны стать «точкой сборки реформы», поскольку именно на этом уровне пересекается федеральный, региональный и муниципальный надзор [2]. На площадке губернаторов должна осуществляться координация всех этих взаимоотношений и решаться актуальные проблемы взаимодействия контролеров и бизнеса. Для этого при главах регионах создаются специальные рабочие группы с участием чиновников надзорных органов, представителей бизнеса и общественных организаций.

В последние годы нагрузка на субъекты федерации серьезно выросла, в том числе из-за того, что регионы занимали деньги для выполнения обязательств по майским указам. В связи с этим правительство по указанию Президента Российской Федерации приняло решение реструктуризировать долги регионов, заместить коммерческие кредиты, по которым выплачивались высокие ставки, на бюджетные кредиты. Это даст возможность регионам сформировать более сбалансированные бюджеты и, как следствие, повысить качество финансирования муниципальных обязательств по субсидиям.

Таким образом, можно наблюдать, что в современных условиях развития экономики одним из основных индикаторов снижения издержек бизнеса является количество проверок. Так, сейчас фиксируется снижение плановых проверок примерно на 10% в зависимости от вида контроля. За 2 года число плановых проверок на федеральном уровне снизилось на 30%.

Государство к предприятиям, попадающим в нижние категории риска, вместо политики «надзирать и наказывать» будет применять другие меры, заключающиеся в построении партнерских отношений с бизнесом. Так, например, вышеуказанная реформа ставит перед собой цель — осуществление активной профилактической работы, в зависимости от степени уровня риска. К подконтрольным субъектам с низким уровнем риска профилактические мероприятия планируется осуществлять с большей периодичностью плановые проверки, вплоть до их полной отмены.

Переориентация на невозможность допущения ущерба перестраивает и мотивацию осуществления своей деятельности контрольно-надзорных органов: их полномочия должны быть нацелены на снижение фактического риска, связанного с нарушениями обязательных требований.

В результате, чем значительнее ущерб контрольные ведомства предотвратили, тем выше оценка их работы. Тем самым, они сами становятся заинтересованными осуществлять проверку субъектов, несущих реальные риски. А добросовестный предприниматель, в свою очередь, получает возможность снизить категорию своего риска, провалившие же проверки, напротив, подпадают под более пристальное внимание.

Таким образом, анализ практики применения риск-ориентированного подхода показывает, что результатом его введения станет значительное увеличение эффективности контрольно-надзорной деятельности и значительное снижение административной нагрузки на добросовестный бизнес.

Проведенное исследование показывает, что, несмотря на большое количество положительных моментов реализации риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности и сторонников данного подхода, можно отметить негативные стороны проводимой реформы. Некоторые эксперты связывают изменения с нежеланием государства финансировать эффективный надзор, обеспечивать компенсационные пакеты надзорным органам, зарплаты и социальные гарантии проверяющим.

Главный документ — закон о контроле юридических лиц при осуществлении контрольно-надзорной деятельности [3] — фактически снизил эффективность контрольно-надзорных мероприятий. Ни в одной стране ЕС нет практики, когда организацию предупреждают о внеплановой проверке за сутки — таких ограничений нигде нет, потому что после предупреждения посылать госчиновников на проверку неэффективно. Чиновники-реформаторы, инициировавшие вместе с крупным бизнесом и надзирающими органами, достаточно лояльно относятся к мизерным штрафам за обман потребителя и фальсификат, у нас не очень высокие штрафы за нарушения требований технических регламентов.

Таким образом, ключевыми проблемами реализации стратегии контрольно-надзорных органов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

остаются: недофинансирование и низкий уровень штрафов, проблемы в законодательстве, отсутствие возможности потребителям через суд массово отстаивать свои интересы (например, в США есть коллективные иски, которые подают общества потребителей, в некоторых странах надзорные органы могут обращаться в суд по поводу не только изъятия продуктов с полок, но и со всего рынка, включая выплату компенсаций).

Хочется надеяться, что реформа, предполагающая реализацию более 10 лет, учтет все недостатки, которые в современных условиях развития выдвигаются на передний план и не превратится в стратегию по усложнению деятельности, а станет приоритетным направлением обеспечения экономической безопасности. И государство в

ближайшее время создаст систему качественного информационного взаимодействия и обмена данными между контролирующими государственными органами, что, в свою очередь, сократит издержки на административные ресурсы еще более, чем на 5 млрд в год.

Литература

1. http://tass.ru/ekonomika/4849555

2. https://www.finanz.ru/novosti/

3. Федеральный закон от 26.12.2008 294-ФЗ (последняя редакция) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // http://www.consultant. ru/document/cons doc LAW 83079/

Финансы и кредит: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / [Н.В. Балихина и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 264 с.

Представлены теоретические основы устройства денежной и кредитно-финансовой системы страны, а также практика реализации финансово-кредитного механизма, современные проблемы этой сферы.

Третье издание существенно переработано и дополнено в соответствии с последними изменениями в области государственных финансов, финансов коммерческих организаций и кредита.

Для студентов и преподавателей экономических вузов, а также практических работников финансово-бюджетной и кредитной сферы.

Государственный аудит в системе финансового контроля: учебник для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Государственный аудит» / Ю.В. Гнездова, Е.Е. Матвеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 151 с.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ

В СИСТЕМЕ

ФИНАНСОВОГО

КОНТРОЛЯ

1

Рассматриваются теоретические, методологические и методические основы государственного финансового контроля и аудита в различных сферах общественного сектора экономики. Предложены пути совершенствования государственного контроля на федеральном и региональном уровнях управления.

Для магистрантов, аспирантов, преподавателей экономических вузов; для всех, кто получает углубленное экономическое и управленческое образование в рамках государственного контроля и аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.