ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕТОДА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА РАБОТ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Евтушенко Е.В.1, Закирова А.Р.2 Em ail: [email protected]
'Евтушенко Евгений Викторович — профессор, доктор экономических наук; 2Закирова Алина Раисовна — магистрант, кафедра экономики предприятий и организаций (нефтяной и газовой, промышленности), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа
Аннотация: в исследовании мы рассматриваем ключевые вопросы, которые позволят нам позиционировать подход, основанный на оценке риска (методология планирования работы в оценке риска) технических систем на основе планирования для определения объема ремонта на промышленном предприятии. Не так давно специалисты по управлению ремонтами стали обсуждать относительно новую методологию планирования работ, которая основана на оценке рисков событий (или состояний) технических систем. О том, как возник риск-ориентированный подход, какова его цель, сущность, методика, а также о возможных областях его применения. Ключевые слова: риск-ориентированный подход, капитальный ремонт, нефтепереработка, нефтехимия.
APPLICATION RISK-ORIENTED METHOD FOR SCOPING OF WORKS OF CAPITAL REPAIRS AT THE ENTERPRISES OF THE OIL-PROCESSING AND PETROCHEMICAL INDUSTRY Evtushenko E.V.1, Zakirova A.R.2
'Evtushenko Evgeniy Viktorovich — Full Professor, Doctor of Economics; 2Zakirova Alina Raisovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF ECONOMICS OF ENTERPRISES AND ORGANIZATIONS (OIL AND GAS, INDUSTRY), FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION UFA
STATE OIL TECHNICAL UNIVERSITY, UFA
Abstract: in the study, we consider key issues that will allow us to position the risk-based approach (the methodology for planning work in risk assessment) of technical systems based on planning to determine the amount of repair at an industrial plant. Not so long ago, repair managers began discussing a relatively new methodology for planning work, which is based on the assessment of the risks of events (or states) of technical systems. About how the risk-oriented approach arose, what is its purpose, essence, methodology, and about possible areas of its application. Keywords: risk-oriented approach, overhaul, oil refining, petrochemistry.
УДК 338.2
Профессиональная оценка рисков в финансовых компаниях осуществляется специализированными подразделениями, единственной целью которых является управление рисками. Сходство работы отделов управления рисками и внутреннего контроля, привело к тому, что РОП постепенно проникал в традиционный аудиторскую деятельность компании, оттуда к другим видам контроля и наблюдения, включая государственный контроль, параллельно (при мониторинге) точные методы измерения кажутся преувеличенными, методы оценки риска упрощены, переориентация экономических и математических моделей на другие модели (например, экспертных моделей), дало стартовую возможность и большее развития в компаниях, ведь сделало проще и доступнее оценку риска для большинства специалистов. Точность оценки риска, полученная профессиональными финансовыми экспертами до сотых,
может быть правильна, однако в нашем случае, достаточно оценить, про ранжировать и отнести риск к группе (например, высокий, средний или низкий риск).
Риск-ориентированный подход - совокупность организационных мероприятий, которые предусматривают наблюдение, исследование, анализ риска предприятия с помощью вероятностного анализа безопасности с целью избежание чрезвычайных ситуаций и управления риском в целом.
Главная задача ориентированного на риск подхода, независимо от области применения, заключается в достижении целей за счет снижения рисков. Огромная популярность РОП (по сравнению с традиционными средствами контроля) позволяет сосредоточиться на областях повышенного риска, которые позволяют своевременно принять действия, выявлять и устранять уязвимости, избегая негативных последствий реализации риска. РОП основан на нескольких принципах.
Система РОП, позволяет завершить классификацию и отбор ключевых операций по техническому обслуживанию в зависимости от корпоративных случаев (индикаторы производство потеряло свои преимущества) и с учетом финансовых, трудовых, нормативных и других ограничений [1].
Основой является оценка риска для обеспечения того, чтобы аудитор понимал уязвимые места объекта проверки. Как уже упоминалось выше, оценка риска не обязательно должна быть сложной (с использованием электронных систем), но в любом случае оценка должны быть объективно и соответствовать объему деятельности проверяемой организации (отдела, сайта).
В следующей таблице 1 представлено приблизительное описание усиленного (ослабленного) контроля в соответствии с уровнем риска.
Таблица 1. Пример характеристики, основанной на уровне риска
Оценка рисков Уровень риска
Повышенный Пониженный
Характер мониторинга Ежедневный мониторинг, мониторинг «вручную», частый анализ информации, выявление настораживающих признаков, доведение результатов мониторинга до руководства Установление пороговых значений, меньшая частота мониторинга, использование автоматизированных систем
Характер проверки Получение и изучение дополнительной информации, использование ее для оценки риска Получение меньшего объема информации и (или) проведение менее глубокой проверки, более поздняя по времени проверка
В общем, алгоритм состоит из нескольких этапов:
1. Определение объекта - посредством создания перечней и графических элементов (объектов, систем), которые выполняют планирование обслуживания и ремонта.
2. Определение модели - характеристика дефектов и отказов и определяется его вероятностью возникновения.
3. Определение ущерба - Урон, вызванный дефектами или отказами, измеряется на третьем этапе, и на основании этого формируется по характеру ущерба. Каждый элемент дефектов и отказа, выражается в деньгах.
4. Определение стоимости ремонта - формирование список мероприятий, включающий в себя нормативы потребления.
5. Определение стратегий - формирование стратегий управления дефектами и отказами, т.е. механизм управления рисками [2].
Максимальный риск для каждого элемента объекта должен сравниваться с критериями доступности, которые определяются на основе целей организации и правовой базы. В связи с тем, что, предприятия нефтепереработки и нефтехимической промышленности постоянно развиваются, а сами активы подвержены старению, риски также должны постоянно изменять, следовательно, применение риск-ориентированного подхода должно быть постоянно.
Методология планирования на основе подхода, основанного на оценке риска, позволяет обосновать выбор операций по техническому обслуживанию и ремонту в контексте конкретной компании. Однако, как упоминалось, это относительно новый метод и поэтому содержит больше «белых пятен».
Список литературы / References
1. Мишустин В.А. Ключевые вопросы применения риск-ориентированных методов
планирования в ремонтах (ТОиР) // Журнал Prostoev.NET, 2015. № 2. С. 15-19.
2. Запольский К.С. Формирование стратегии управления рисками в деятельности предприятия// Студенческий научный форум: межд. конф. (Барнаул, 15 февраля - 31 марта 2013 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/34/2151/ (дата обращения: 01.05.2018).
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИН-МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ УСЛУГ Воронина Л.А.1, Мизина Д.Н.2 Email: [email protected]
'Воронина Людмила Анфимовна — доктор экономических наук, профессор; 2Мизина Дарья Николаевна — магистрант, кафедра мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в настоящей работе рассматриваются возможности применения концепции лин-менеджмента в сфере услуг, поскольку в данном секторе применение современных методов, снижающих затраты компании, находится на низком уровне. Показано происхождение и видоизменение концепции лин-менеджмента от производственной системы компании Toyota до ее вариации бережливое производство плюс шесть сигм. Рассмотрен российский опыт применения лин-менеджмента и представлены основные его методы для сферы услуг. Дана классификация потерь в организации и показана их специфика в сфере услуг. Ключевые слова: лин-сервис, бережливое мышление, потери, Кайдзен.
PROSPECTS OF APPLICATION OF LEAN MANAGEMENT IN THE SERVICE SECTOR Voronina L.A.1, Mizina D.N.2
'Voronina Lyudmila Anfimovna - Doctor of Economics, Professor;
2Mizina Daria Nikolaevna - Undergraduate, DEPARTMENT OF WORLD ECONOMY AND MANAGEMENT, KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR
Abstract: in the present work the possibility of applying lean service management is examined because the use of modern methods reducing company costs is on the low level in this sector. The origin and modification of the lean management concept from Toyota production system to its variation lean production plus six Sigma are shown. The Russian experience of application of lean management is considered and the main methods of lean service management is presented. The classification of losses in the organization is given and their specificity in the service sector is shown. Keywords: lean service, lean thinking, losses, Kaizen.
УДК 336.7'
DOI: '0.2086'/23'2-8089-20'8-42-003
Современный этап развития экономики характеризуется тем, что для обеспечения высокой конкурентоспособности необходимо максимально устранить потери во внутренних процессах предприятия путем внедрения особых подходов в управлении, основанных на современных технологиях и методах организации производственной деятельности.
Лин-менеджмент, представляет собой одну из наиболее эффективных моделей менеджмента, направленную на рационализацию рабочего процесса путем устранения всех видов потерь и вовлечение каждого сотрудника в процесс оптимизации бизнеса. Возникновение данной концепции произошло на основе опыта производственной системы компании Toyota (Toyota Production System - TPS). Термин lean production, автором которого был Джон Крафчик [4], появился во время исследования мирового автомобильного рынка командой проекта Массачусетского Технологического Института. Итоги проекта были опубликованы в книге Д. Вумека, Д.Т. Джонса и Д. Русса в 1990 году [3, 89], где анализировался успех компании Toyota на американском рынке, и новый термин был необходим для отражения того факта, что речь идет о гораздо большем, чем производственная система одной из крупнейших и успешным автомобильных компаний мира.