Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ РЕНТГЕНОВСКОЙ ТОМОГРАФИИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ИЗ КОМПЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ РЕНТГЕНОВСКОЙ ТОМОГРАФИИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ИЗ КОМПЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды МАИ
ВАК
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ТОМОГРАФИЯ / НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПРОЧНОСТЬ / ДЕФЕКТЫ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Ларин Алексей Андреевич, Резниченко Вячеслав Иванович

развитие методов неразрушающего контроля композиционных конструкций позволяет всё точнее определять местоположение и размеры дефектов внутренней структуры материала. Создание методик оценки изменения физико-механических свойств изделия совместно с применением современных методов контроля позволит спрогнозировать ресурс конструкции и её прочностные и жесткостные свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Ларин Алексей Андреевич, Резниченко Вячеслав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ РЕНТГЕНОВСКОЙ ТОМОГРАФИИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ИЗ КОМПЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ»

Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск № 52

www. mai. ru/science/trudy/

УДК 629.7.002 (075.8)

Применение рентгеновской томографии для контроля агрегатов летательных аппаратов из композиционных материалов

Ларин А.А., Резниченко В.И.

Аннотация: развитие методов неразрушающего контроля композиционных конструкций позволяет всё точнее определять местоположение и размеры дефектов внутренней структуры материала. Создание методик оценки изменения физико-механических свойств изделия совместно с применением современных методов контроля позволит спрогнозировать ресурс конструкции и её прочностные и жесткостные свойства.

Ключевые слова: композиционные материалы; томография; несущая способность; прочность; дефекты внутренней структуры.

В последнее время наблюдается всё более широкая тенденция к внедрению композиционных материалов (КМ) в конструкцию самолетов, вертолетов, ракет, больших и малых судов и др. Применение КМ позволяет снизить массу деталей, агрегатов и узлов, улучшить жесткостные и прочностные физико-механические свойства, повысить долговечность и ресурс конструкции.

Однако наличие внутренних дефектов различной природы в структуре КМ неизбежно приводит к снижению характеристик и свойств готового пластика, поэтому для анализа изменения ресурса и несущей способности изделия из КМ необходимо применение современных методов неразрушающего контроля (НК) и создание соответствующих прочностных методик, позволяющих оценить степень деградации свойств композитной конструкции при возникновении в ней внутренних дефектов.

Компьютерная реконструктивная рентгеновская томография, являясь эффективным методом НК, позволяет выявить дефекты внутренней структуры слоистого КМ, оценить их

линейные геометрические размеры и определить их местоположение в пакете. Эти дефекты в можно разделить на две категории: дефекты армирующего наполнителя и дефекты матрицы.

Дефекты первой категории представляют из себя разрывы волокон армирующей структуры при действии внешних нагрузок, порывы волокон в процессе изготовления тканей различного переплетения, механические повреждения арматуры в процессе выкладки и др. К дефектам второй категории можно отнести пустоты в матрице, местные непроклеи, расслаивание, растрескивание матрицы. [1].

В случае повреждений армирующей составляющей КМ происходит перераспределение нагрузки на неповрежденные волокна структуры, а через матрицу с помощью касательных напряжений происходит включение поврежденного волокна в работу. При повреждении матрицы нарушается связь между волокнами, что приводит и их выдергиванию из материала и раздергиванию композита в целом, однако несущая способность КМ меняется не очень значительно.

На физико-механические свойства готового композиционного материала оказывают влияние не только линейные размеры дефектов и их количество, но и их расположение в структуре композита. Пример картины внутренних повреждений в композиционной пластине, полученной с помощью томографа. представлен на рисунке 1. На нем показаны повреждения композиционного пакета при ударном воздействии на исследуемый образец. Хорошо видны зоны растрескивания по связующему, смятия волокон и их разрыва.

Рис.1. Картина поврежденной внутренней структуры, полученная с помощью компьютерной томографии.

Темой данной статьи является выявление аналитических зависимостей несущей способности композиционного материала при наличии в нем дефектов различных видов.

Процесс изготовления КМ (совмещения армирующей и матричной составляющей) характеризуется возможностью появления значительного количества дефектов в виде пор, непроклеев, растрескивания матрицы, а также дефекты армирующей компоненты, такие как: разрыв единичных волокон в монослоях и разрывы нескольких волокон, лежащих в монослое в непосредственной близости друг от друга. Поскольку волокна в КМ воспринимают основную действующую нагрузку, то при появлении дефектов армирующей структуры происходит перераспределение нагрузки с поврежденных волокон на неповрежденные, и, как следствие, рост напряжений в волокнах, расположенных в окрестностях поврежденного волокна. [2].

Рассмотрим вопрос о выявлении зависимости несущей способности КМ от расположения по толщине пакета дефекта в виде порыва элемента армирующей составляющей композита при одноосном растяжении-растяжении образца.

Для определения зависимостей по данному вопросу было проведено моделирование слоистого композиционного материала в конечно-элементном комплексе Кав1хап/Ра1хап. композита и повреждений производится в программной среде Ка81хап/Ра1хап. Моделирование проводится БЬеП-элементами типа 0иаё-4, нагружение проводится в виде равномерного растяжения по одной из сторон пластины, другой конец пластины жестко закреплен. Шаг конечно-элементной сетки составляет 0,2мм, совпадая с толщиной монослоя.

Физико-механические характеристики моделируемого КМ представлены в таблице 1.

Табл.1. Физико-механические свойства материала.

Параметр Значение

Е1 10000 кг/мм2

Е2 800 кг/мм2

012 450 кг/мм2

|12 0,32

Дефект армирующей структуры КМ моделировался в виде единичного разрыва волокна. Варьируемыми параметрами являлись число монослоёв в пакете N и текущий номер дефектного слоя щ. Таким образом, функция максимальных напряжений будет иметь следующий вид:

Омах = f(N, Щ, ф) (1.1)

ф - угол укладки однонаправленных монослоёв пакета по направлению к действию сил растяжения-сжатия.

Для первой расчетной модели примем угол ф = 0. Тогда функция напряжений примет следующий вид:

Омах = Щ) (1.2)

Количество монослоёв в композитном пакете в модели варьировалось от 9 до 15 с расчетом 20, 50 и 100-слойных пакетов для проверки эмпирических зависимостей. Для каждого расчетного случая указаны максимальные значения напряжений и процент возрастания напряжений по сравнению со значением напряжений регулярной зоны, составляющих 20 кг/мм2. Точки с максимальным напряжением находятся на вертикальной оси по координате дефекта в виде разрыва волокон армирующей структуры.

Растягивающая нагрузка, которую необходимо приложить для создания в регулярной зоне панели напряжений арег, определяется по следующей формуле:

Р = Орег • N • Нтопо • Ъ (1.3)

N - число монослоёв в однонаправленном пакете, Ь.топо - толщина монослоя композита, Ъ - ширина панели.

В таблицах №2, №3, №4 указаны типовые результаты расчета однонаправленных композитных пакетов с углом укладки 0 градусов для 9,10 и 11-ти монослоях в пакете.

Табл. 2. Данные расчетов для пакета 9 слоёв

№ слоя 1 2 3 4 5 6 7 8 9

^ тах 21,43 21,35 21,03 20,75 20,41 20,75 21,03 21,35 21,43

Прирост % 7,15 6,75 5,15 3,75 2,05 3,75 5,15 6,75 7,15

Таблица 3. Данные расчетов для пакета 10 слоёв

№ слоя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^шах 21,36 21,27 21,00 20,76 20,54 20,54 20,76 21,00 21,27 21,36

Прирост % 6,80 6,35 5,00 3,80 2,70 2,70 3,80 5,00 6,35 6,80

Таблица 4. Данные расчетов для пакета 11 слоёв

№ слоя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

^ шах 21,25 21,17 20,96 20,77 20,57 20,39 20,57 20,77 20,96 21,17 21,25

Прирост % 6,25 5,85 4,80 3,85 2,85 1,95 2,85 3,85 4,80 5,85 6,25

Центральный слой пакета либо центр симметрии пакета с легкостью подлежат определению. Поэтому в силу симметрии рассмотрим зависимость подрастания напряжений в зависимости от порядкового номера слоя, в котором наблюдается элементарный дефект.

Формула для оценки концентрации напряжений в зоне дефекта в зависимости от общего числа слоёв и номера дефектного слоя для слоёв с углом укладки, совпадающим с направлением приложения нагрузок, запишется в следующем виде:

Омах = Орег ' (1 + Кед) (1.4)

здесь Кед - коэффициент концентрации напряжений в зоне дефектов внутренней структуры КМ.

N

Кед = (N+1.5 -щ)2 (1.5)

щ - в данном случае пробегает половину от общего числа монослоёв в пакете ввиду его симметрии.

При этом при отсутствии дефектов (идеальный пакет):

Омах = Орег (1.6)

Проведем сравнение результатов конечно-элементного моделирования КМ с внутренними дефектами армирующей структуры с результатами, полученными согласно (1.4) и (1.5).

Рис. 3. Зависимость максимальных напряжений в зоне дефекта от его положения в пакете. Сравнение экспериментальных и аналитических данных для пакета из 9 слоев.

Рис. 4. Зависимость максимальных напряжений в зоне дефекта от его положения в пакете. Сравнение экспериментальных и аналитических данных для пакета из 10 слоев.

Рис. 5. Зависимость максимальных напряжений в зоне дефекта от его положения в пакете. Сравнение экспериментальных и аналитических данных для пакета из 11 слоев.

Предложенная формула определения максимальных напряжений в зоне единичного дефекта арматуры при растяжении-сжатии однонаправленных КМ с углом укладки ^ = 0 дает результаты, близкие к результатам конечно-элементного моделирования. Для оценки диапазона применимости предложенной формулы по числу монослоёв проведем сравнение результатов моделирования с теоретическими значениями согласно (1.5) для Ы1 = 5, Ы2 = 20.

Рис. 6. Зависимость максимальных напряжений в зоне дефекта от его положения в пакете. Сравнение экспериментальных и аналитических данных для пакета из 5 слоев.

Рис. 7. Зависимость максимальных напряжений в зоне дефекта от его положения в пакете. Сравнение экспериментальных и аналитических данных для пакета из 20 слоев.

Таким образом, результаты компьютерного моделирования композитного образца с элементарным дефектом арматуры и предложенной теоретической зависимости хорошо совпадают с достаточной степенью точности.

Поскольку композиционный материал может быть выполнен на основе различных исходных волокон, имеющих в совокупности большой разброс физико-механических характеристик, проведем оценку применимости предложенной формулы определения максимальных напряжений в зоне дефектов для однонаправленных композитных материалов, имеющих различные значения модуля упругости в направлении армирования. Выбор в качестве исходного материала с указанными выше характеристиками диктовалось их близостью к характеристикам углепластиков на основе волокон типа Т-700, ЛБ-4 и эпоксидных связующих типа ЯТМб. Для моделирования однонаправленного стеклопластика примем следующие значения физико-механических характеристик материалов:

Табл.5.Физико-механические свойства материала типа "стеклопластик".

Параметр Значение

Е1 4500 кг/мм2

Е2 800 кг/мм2

012 450 кг/мм2

|12 0,31

Толщина монослоя 0,2 мм

Направление укладки 0 градусов

Табл.б. Физико-механические свойства материала типа "композит на основе высокомодульных и сверхвысокомодульных волокон".

Параметр Значение

Е1 25000 кг/мм2

Е2 800 кг/мм2

012 450 кг/мм2

|12 0,32

Толщина монослоя 0,2 мм

Направление укладки 0 градусов

Результаты конечно-элементного моделирования и теоретических расчетов для варианта 10-слойного пакета предоставлены на рисунках 8, 9.

Рис. 8. Зависимость максимальных напряжений в зоне дефекта от его положения в пакете. Сравнение экспериментальных и аналитических данных для пакета из 10 слоев на основе материала типа "стеклопластик".

Рис. 9. Зависимость максимальных напряжений в зоне дефекта от его положения в пакете. Сравнение экспериментальных и аналитических данных для пакета из 10 слоев на основе материала типа "композит на основе высокомодульных и сверхвысокомодульных волокон".

Результаты, представленные выше, позволяют говорить о применимости предложенной формулы (1.4) для материалов с различными механическими характеристиками армирующей составляющей. Представленное на рис.10 обобщение результатов КЭ моделирования для монослоёв с Е1 = 4500 кг/мм.кв и Е1 = 30000 кг/мм.кв

соответственно и зависимости, полученной с помощью (1.4), говорит о достаточной сходимости результатов.

Рис.10. Графическое обобщение результатов для однонаправленных КМ на основе волокон с различным модулем упругости.

Таким образом, проведенные расчеты доказывают применимость расчетной формулы

(1.4), (1.5) для определения возрастания напряжений в однонаправленных композитах при появлении в них внутренних дефектов армирующей структуры.

При наличии множественных повреждений волокон, находящихся совместно и локально по высоте пакета КМ, каждый дефект рассматривается изолированно, определяются коэффициенты концентрации напряжений К^ для дефектов в соответствии с

(1.5), итоговое значение максимальных напряжений в зоне множественных внутренних дефектов определяется по следующей формуле:

^ = (1+ К\д)• "(1+ К2ед)• ... -(1+ Кед) (1.7)

q - количество дефектных слоёв в сечении.

По результатам проведенных расчетов при сквозном разрыве волокон в сечении напряжения в данной зоне повышаются на 53 - 68 %, что может привести к снижению ресурса и несущей способности композиционных деталей и панелей, выполненных из однонаправленных монослоёв.

Предложенные формулы (1.4), (1.5), (1.7) дают возможность оценить возрастание напряжений в зоне внутренних дефектов армирующей структуры однонаправленных КМ при одноосном растяжении-сжатии, а использование современных методов НК, таких как компьютерная рентгеновская томография, позволяет определить точное местоположение и линейные размеры дефектов КМ. Предсказание изменения напряженно-деформированного состояния композитной конструкции будет особенно актуально для отраслей промышленности, в которых используют КМ, т.е. в авиа- и вертолетостроении, судостроении, приборостроении и космонавтике.

Библиографический список.

1. Неразрушающий контроль. В 5 кн. Кн. 4: Контроль излучениями: Практ. пособие/ А. К. Гурвич, И. Н. Ермолов, С. Г. Сажин; Под ред. В. В. Сухорукова. - М.: Высш. шк., 1992. - 242 с.: ил.

2. В. В. Васильев. Механика конструкций из композиционных материалов. - М.: Машиностроение, 1988. - 272 с.: ил.

Сведения об авторах.

Ларин Алексей Андреевич, аспирант Московской Академия Рынка Труда и Информационных Технологий",ОАО "ММЭЗ-КТ", тел. 8(909)940-42-48, email: sigma_mai@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резниченко Вячеслав Иванович, доцент Московского авиационного института (национального исследовательского института), к.т.н, член-корреспондент РЭА. тел. 8(903)122-47-11, email: kmit@martit.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.