Научная статья на тему 'Применение процессного подхода управления для повышения эффективности деятельности организации'

Применение процессного подхода управления для повышения эффективности деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
830
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс управление / бизнес-процесс / инвестиционно-финансовые разработки / process management / business process / CloudFactory / QA Engineer / investment and financial development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. В. Яценко

В статье затрагиваются проблемы, связанные с процессом управления организаций на основе использования процессного подхода управления. В данный момент вопрос о том, как лучше всего построить работу компании является одним из ключевых. Для России наиболее привычными способами управления являются структурнофункциональные системы, которые получили широкое распространение еще в советское время. Сегодня специалисты предлагают широкий спектр альтернативных решений, концепций, моделей, которые возможно применять на практике в компаниях нашей страны. Но в последнее время лучше других зарекомендовал себя процессный подход. Авторы приходят к выводу о целесообразности разработки специальных мер, которые повышают эффективность управления организаций и структурирует обязанности ее членов на уровне бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE PROCESS MANAGEMENT APPROACH TO INCREASE THE EFFICIENCY OF THE ORGANIZATION

The article addresses the problems associated with the management process of organizations based on the use of the process management approach. Now, the question of how best to build the work of the company is one of the keys. For Russia, the most familiar management methods are structural-functional systems, which were widely used in Soviet times. Today, experts offer a wide range of alternative solutions, concepts, models that can be put into practice in companies of our country. But recently, the process approach has proven itself better than others. The authors conclude that it is advisable to develop special measures that increase the efficiency of management of organizations and structure the responsibilities of its members at the level of business processes.

Текст научной работы на тему «Применение процессного подхода управления для повышения эффективности деятельности организации»

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

А.В. Яценко, магистрант

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411 -0450-2019-11424

Аннотация. В статье затрагиваются проблемы, связанные с процессом управления организаций на основе использования процессного подхода управления. В данный момент вопрос о том, как лучше всего построить работу компании является одним из ключевых. Для России наиболее привычными способами управления являются структурно-функциональные системы, которые получили широкое распространение еще в советское время. Сегодня специалисты предлагают широкий спектр альтернативных решений, концепций, моделей, которые возможно применять на практике в компаниях нашей страны. Но в последнее время лучше других зарекомендовал себя процессный подход. Авторы приходят к выводу о целесообразности разработки специальных мер, которые повышают эффективность управления организаций и структурирует обязанности ее членов на уровне бизнес-процессов.

Ключевые слова: процесс управление, бизнес-процесс, инвестиционно-финансовые разработки.

Процессный подход - это наиболее действенный метод организации работы компании. Его суть заключается в том, что деятельность организации представляется в виде набора взаимосвязанных бизнес-процессов. Процессный подход является одним из инструментов совершенствования бизнеса, позволяющий по-новому посмотреть на деятельность организации, равномерно перераспределить ресурсы, а главное, сосредоточиться на стратегических процессах. Первым предложил использовать процессный подход для управления предприятием А. Файоль. Процессная модель управления является базовым и обязательным требованием стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [1]. Эта модель объединяет все процессы внутри организации и ориентирует каждый из них на достижение общей цели - удовлетворение потребителей. Из всех существующих стандартов именно стандарты серии ИСО 9000 наиболее полно описывают механизм управления организацией.

Результаты исследования. Для более подробного рассмотрения процессного подхода управления была выбрана ГС-компания - CloudFactory, которая занимается разработкой инвестиционно-финансовых приложений. Для повышения эффективности организации и повышения качества выпускаемого продукта в основу деятельности легла работа со сторонней web-программой Trello. Данное программное обеспечение позволяет структурировать работу организации. Каждый работник выполняет только те задачи, которые находятся в зоне его ответственности, что повышает качество выпускаемой продукции. Однако, в компании не описаны бизнес-процессы, что иногда создают путаницу в структуре. На основе этого были выделены ключевые шаги внедрения процессного подхода ^-стратегии.

Ключевыми шагами внедрения процессного подхода ^-стратегии являются (рис. 1).

• Определение и описание существующих бизнес-процессов и порядка их взаимодействия в общей сети процессов организации;

•Чёткое распределение ответственности руководителей за каждый сегмент всей сети бизнес-процессов организации;

• Определение показателей эффективности и методик их измерения;

4 • Разработка и утверждение регламентов, формализующих работу системы;

•Управление ресурсами и регламентами при обнаружении отклонений в процессе или продукте, или изменений во внешней среде, а так же изменения требований заказчика

Рис. 1. Внедрение процессного подхода ИТ-стратегии [2]

1

2

3

5

Определение и описание бизнес-процессов позволит руководителям определять исполнителей бизнес-процесса и ответственных лиц, что, в случае возникновения проблем или неисправностей, позволит понять, на каком этапе была допущена ошибка.

Четкое распределение обязанностей определит ответственности руководителей, которые могут оптимизировать уже существующие бизнес-процессы или разрабатывать новые, менять исполнителей, назначать ответственных лиц в рамках своего сегмента сети бизнес-процессов.

Показатели эффективности позволят отслеживать сегмент, не справляющийся с задачами и после принять решение о методе исправления возникшей проблемы.

Регламент гарантирует порядок и ответственность сегментов.

Успех всемирно известных японских компаний таких, как «Sony Corporation», «Toyota Motor Corporation» - был определен прорывом в качестве. Качество продукции, а затем и качество управления стало основополагающим фактором повышения конкурентоспособности многих компаний. Осознание этого приводит к увеличению числа организаций, сертифицировавших СМК согласно ГОСТ ISO 9001-2015, а значит и внедривших процессный подход. Уже десять лет подряд лидером по числу сертификатов соответствия ИСО 9001 является Китай.

Неудивительно, так как Китай укрепил свои позиции на международном рынке в последние годы. Россия на фоне стран-лидеров по числу сертификатов уступает многим странам, аналитика приведена на рисунке 2.

0 50000 100000 150000 200000 250000 300000 350000 400000 450000 2018 2015 2005

Рис. 2. Россия на фоне стран-лидеров по числу сертификатов (за 2005, 2015, 2018).

Положительному эффекту от внедрения СМК способствует ряд обстоятельств. Во-первых, среди 350 основных функций управления от 60 до 70% напрямую связаны с менеджментом качества. Во-вторых, по оценкам экспертов, даже на устойчиво работающих, но не имеющих системы менеджмент качества предприятиях, от 20 до 40% трудозатрат тратятся впустую (уходят в «корзину»). Кроме того, как показала практика, активное участие персонала в решении проблемы качества оказывается мощным ресурсом и залогом успеха. К этому стоит добавить, что при выборе поставщика именно качество его продукции (а следовательно, и способность его обеспечить) представляется влиятельным критерием. Поэтому наличие сертификата на систему менеджмента качества является дополнительным конкурентным преимуществом. По оценкам экспертов внедрение СМК позволяет в течение 3-х лет в два раза сократить издержки, связанные с обеспечением качества.

Заключение. Внедрение процессного подхода управления в организации позво-

ляет более подробно описать деятельность организации, представленной в виде набора взаимосвязанных бизнес-процессов. Бизнес- процессы позволяют сегментировать деятельность в организации и определить круг ответственных лиц, равномерно распределить ресурсы и сосредоточиться на стратегических процессах. При внедрении процессного подхода также производится сертификация СМК согласно ГОСТ ISO 9001-2015. От внедрения СМК появляются положительные эффекты:

- 70% функций управления напрямую связанны с менеджментом качества. Одна из основных целей CloudFactory - повышение качества выпускаемой продукции.

- Трудозатраты распределены равномерно, что позволяет не тратить их впустую.

Повышение качества продукции привлекает покупателей, т.к. в первую очередь заказчик смотрит на качество выпускаемой продукции. Наличие сертификата и использование процессного подхода в управлении позволяет повысить качество.

Библиографический список

1. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. https://guap.ru/guap/standart/kach/gost_r_iso_9001 -2015.pdf

2. Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Пер. с англ. С.В. Ариничева // Науч. ред. Ю.П. Адлер. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. -272 с.

3. Боркова Е.А., Осипова К.А., Светловидова Е.В., Фролова Е.В. Цифровизация экономики на примере банковской системы // Креативная экономика. - 2019. - Т. 13. № 6. -С.1153-1162.

4. Глушонков Д.М. Преимущества процессного подхода к управлению организацией // В сборнике: экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика сборник статей VI Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2019. - С. 16-18.

5. Евдокимова Е.Н. Эволюция процессного подхода в управлении и перспективы его развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2011. - № 4 (28). - № гос. рег. статьи 0421100034/0126. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: uccs.mcnip.ru.

6. Попиков М.Ю. Процессный подход как инструмент совершенствования бизнеса // В сборнике: Наука сегодня глобальные вызовы и механизмы развития. Материалы международной научно-практической конференции. - Вологда, 2019. - С. 94-97.

APPLICATION OF THE PROCESS MANAGEMENT APPROACH TO INCREASE THE EFFICIENCY OF THE ORGANIZATION

A.V. Yatsenko, Graduate Student

Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article addresses the problems associated with the management process of organizations based on the use of the process management approach. Now, the question of how best to build the work of the company is one of the keys. For Russia, the most familiar management methods are structural-functional systems, which were widely used in Soviet times. Today, experts offer a wide range of alternative solutions, concepts, models that can be put into practice in companies of our country. But recently, the process approach has proven itself better than others. The authors conclude that it is advisable to develop special measures that increase the efficiency of management of organizations and structure the responsibilities of its members at the level of business processes.

Keywords: process management, business process, CloudFactory, QA Engineer, investment and financial development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.