СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ
УДК 338.2 DOI 10.26425/1816-4277-2018-7-151-155
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЕМ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН
Аннотация. Отечественный и мировой опыт управления экономикой и социальной сферой подтверждает применимость целевых программ к решению проблем развития образования и совершенствования воспитательной работы с молодежью. В статье подвергнут анализу опыт разработки и реализации федеральных целевых и государственных программ развития образования в Российской Федерации с точки зрения выполнения ими функции воспитания детей, подростков, молодежи. Показана необходимость более полного отражения воспитательных начал в образовательных программах, для чего следует выделить категорию целевых программ управления воспитанием достойного поведения молодежи. Ключевые слова: целевая программа, государственная программа, программно-целевой подход, программа развития образования, воспитание детей, воспитание поведения молодежи, программа воспитания надлежащего поведения молодежи.
APPLICATION OF PROGRAM-TARGET APPROACH TO MANAGING THE EDUCATION OF YOUNG RUSSIAN GENERATION
Abstract. Domestic and world experience in managing the economy and the social sphere confirms the applicability of targeted programs to the solution of the problems of the development of education and the improvement of educational work with youth. The experience ofdeveloping and implementing federal targeted and state programs for the development of education in the Russian Federation in terms of their performance of the functions of educating children, adolescents, and young people has been article analyzed. The need for a more complete reflection of educational principles in educational programs is shown, for which purpose it is necessary to single out the category of targeted programs for managing the education of decent behavior of young people. Keywords: target program, state program, program-targeted approach, educational development program, child-rearing, youth behavior education, youth proper behavior program.
Программно-целевой метод планирования и управления социально-экономическими объектами, процессами, отношениями, возникший во второй половине XX в., продолжает расширять поле своего применения [2]. Охватив сферу материального производства, программно-целевой подход распространился на социально-культурную область, что привело к разработке и реализации целевых программ развития образования, здравоохранения, культуры, искусства, физической культуры и спорта, ряда других отраслей сферы услуг. Государственная программа развития образования в Российской Федерации (далее - РФ), продолженная на период до 2025 г., затронула и совершенствование воспитательной работы в молодежной среде, в образовательных учреждениях разного уровня.
Согласно принципам методологии формирования целевых комплексных программ федерального уровня в РФ, закрепленным соответствующими нормативно-правовыми актами, объекты, охватываемые действием федеральных целевых и государственных программ, отбираются, определяются по следующим признакам [4]:
- значимость программно решаемой проблемы для государства, общества, населения;
- невозможность решить проблему посредством механизмов рыночного саморегулирования, без участия системы государственного управления и бюджетного финансирования;
© Гавва Р.В., 2018
Гавва Руслан Витальевич
канд. экон. наук, Сергиево-Посадский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия), г. Сергиев Посад e-mail: [email protected]
Gavva Ruslan
Candidate in Economics, High school of folk arts (academy), Sergiev Posad e-mail: [email protected]
- принципиальная новизна организационно-экономических мер, видов деятельности, необходимых для эффективного преодоления возникших трудностей в приемлемые сроки;
- потребность межотраслевой координации, налаживания и углубления межотраслевых связей и взаимодействий.
Покажем, что в соответствии с обозначенными признаками проблема воспитания молодого, подрастающего поколения россиян в духе морально-нравственного, патриотического, культурного, этичного поведения относится к числу требующих решения программными методами, посредством целевых образовательно-воспитательных программ и проектов.
Актуальность и значимость проблемы воспитания образцового поведения детей с раннего возраста и в подростковом периоде трудно переоценить. В условиях постиндустриального общества, в среде, насыщенной многочисленными научно-техническими новинками, достижениями электроники, средствами передвижения, информационными каналами, игровыми ситуациями, спортивными страстями, детей трудно удержать от чрезмерных эмоциональных порывов, переходящих через границы экстремального поведения. Воспитание сдержанности, дисциплины поведения дома, в школе, на улице, усвоение обновленных норм поведения детей становится программной задачей.
Масштабность и затратность проблем воспитания надлежащего поведения детей и подростков таковы, что переложить их на плечи родителей, наставников, учителей в полной мере не приходится. В процесс воспитания должны быть в возрастающей степени вовлечены государство, общественные организации. Задачи воспитания молодого поколения не могут быть решены в пределах одной отрасли образования, хотя они относятся к этой отрасли в первую очередь. Несомненна причастность к воспитанию молодежи отраслей культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, бытового обслуживания населения, транспорта, связи, торговли, которые должны действовать в одной упряжке с отраслью образования, просвещения.
В итоге проблема воспитания молодежи носит выраженный программный характер. Об этом свидетельствует и тот факт, что макроэкономическое, стратегическое планирование и управление учебно-воспитательными процессами, взаимодействие образования и воспитания молодого поколения в России достигаются, осуществляются в основном посредством федеральных и государственных целевых программ.
В связи с включением федеральных целевых программ развития образования в состав государственных программ развития образования в РФ и продлением очередной государственной программы на период до 2025 г. значительно расширился круг программно поставленных и реализуемых целей повышения грамотности населения и сочетания целей образования и воспитания. В государственной программе РФ «Развитие образования» на период 2018-2025 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 обозначены следующие образовательно-воспитательные цели [1]:
- повышение качества образования, характеризуемое сохранением лидирующих позиций России в международном исследовании качества чтения и понимания текста, математического и естественнонаучного образования;
- доведение степени доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в 2018 г. до 85 % и в 2020-2025 г. - до 100 % при сохранении и обеспечении его полной доступности детям в возрасте от 3 до 7 лет;
- создание условий, соответствующих основным современным требованиям в соответствии с государственными образовательными стандартами, обучающимся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях;
- увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования в 2018 году более чем на 71 % и в 2020-2025 гг. - более чем на 75 %;
- увеличение численности прошедших обучение на онлайн - курсах учащихся общеобразовательных организаций до 600 тысяч в 2018 г., студентов профессиональных образовательных организации высшего образования - до 920 тысяч, обучающихся в онлайн-школе на русском языке - до 5,5 тысяч с последующим возрастанием к 2020 г. примерно в 10 раз и к 2025 г. - в 20 раз.
Задачам воспитания детей в процессе их обучения до поступления в школу, в школе и в учреждениях среднего специального и высшего образования посвящены направления (подпрограммы) государственной программы РФ «Развитие образования». В число таких подпрограмм входят «Содействие развитию
дошкольного и общего образования», «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики».
Мероприятия этих подпрограмм, несущие воспитательную функцию, нацелены на охват обучением детей младшего, дошкольного возраста путем значительного увеличения дошкольных образовательно-воспитательных заведений. Наряду с такими мерами предусмотрены возможности выхода за пределы стандартных школьных учебных программ, контролируемое педагогами и родителями предоставление детям свободы, поощрение собственной инициативы самосовершенствования, приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры.
К воспитанию молодого поколения россиян, детей и подростков в духе стремления к познанию и соблюдению морально-нравственных ценностей, правопорядка, законопослушания, норм общественного поведения имеют непосредственное отношение такие подпрограммы государственной программы РФ «Развитие образования» как «Совершенствование управления системой образования» и «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской идентичности и языка международного диалога». Мероприятия этих направлений призваны содействовать воспитанию российских детей, молодежи в духе гражданственности, патриотизма, соблюдения общественных интересов, следования установленным государством правилам поведения гражданина России.
Воспитательное значение государственной программы РФ «Развитие образования» подкрепляется наличием в приложениях к программе правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходов, на социальные нужды, в той или иной степени связанных с воспитанием молодого поколения в специфических условиях отдельных регионов страны, К таким расходам, требующим софинансирования из средств федерального бюджета, правомерно отнести расходы на следующие нужды:
- на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ исходя из прогнозируемой потребности новых мест в общеобразовательных организациях;
- на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом;
- на реализацию мероприятий по разработке и распространению в системах среднего профессионального, высшего образования новых образовательных технологий и форм организации образовательно-воспитательного процесса, на проведение соответствующих научно- исследовательских работ и подготовку проектов;
- на реализацию мероприятий по созданию условий для получения полноценного общего школьного, среднего профессионального и высшего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- на проведение мер по повышению качества результатов образования в школах с низкими итогами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
- на осуществление мер и проведение действий по модернизации технологий и содержания обучения, воспитания в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных образовательно-воспитательных программ и сетевых методических объединений;
- на проведение мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования и воспитания детей школьного возраста;
- на мероприятия программы развития образования по созданию условий, обеспечивающих доступность дополнительных образовательных программ естественнонаучной и технической направленности;
- на развитие национально-региональной системы независимой оценки качества и воспитательного воздействия системы общего образования;
- на развитие кадрового потенциала педагогов - преподавателей русского языка и литературы как основных инструментов воспитания школьников и студентов.
В условиях, сложившихся в России в последние годы, целевые программы и образовательные проекты должны быть ориентированы на выработку и поддержание в российской молодежной среде толерантного сознания и профилактики экстремизма [5]. Толерантность как универсальное средство решения политических, экономических, социальных задач, установления взаимосвязей, контактов посредством обсуждений, переговоров, дискуссий не может быть насильственно навязана молодежи. Она достижима только посредством настоятельного убеждения, воспитания, посредством образовательных программ и проектов.
Условием выполнения государственной программой РФ «Развитие образования» функций воспитания молодежи на всем достаточно продолжительном жизненном цикле молодости служит включение в программу совокупности мероприятий, именуемых вовлечением молодежи в социальную практику. Речь идет о непрерывном приобщении молодого поколения к событиям, явлениям, процессам общественной, публичной, корпоративной, партийной, трудовой, семейной жизни в их самых разных проявлениях, что дает возможность осуществлять нарастающую социализацию личности.
В терминах программно-целевого подхода это означает привлечение молодежи к участию в разных целевых социально-экономических программах в соответствии с возрастом, увлечениями, интересами, способностями, располагаемыми ресурсными возможностями семьи, индивидуума.
В соответствии с теорией и практикой программно-целевого планирования и управления, сложившимися в России и в других странах мирового сообщества, принято выделять в составе целевых программ отдельные проекты, обеспечивающие достижение целей и решение главных, ключевых задач программы [4]. В предыдущем изложении выделены мероприятия государственной программы РФ «Развитие образования», имеющие воспитательную направленность, но не объединенные в единый проект, образующий воспитательный комплекс программы развития образовании. На наш взгляд, следовало бы в дальнейшем дополнить образовательную программу специально выделенным в ее структуре проектом «Воспитательная направленность государственной программы развития образования». В этом проекте необходимо отразить системно увязанный комплекс программных мероприятий, нацеленных на достижение более высокого уровня воспитанности молодого, возрастающего поколения с одновременным установлением критериев оценки этого уровня.
Подчеркивая тесную связь целевых программ развития образования с программно-целевым подходом к управлению воспитанием молодежи, приходится одновременно отмечать наличие существенных различий между образовательными и воспитательными программами. Программы и проекты развития образования, получившие широкое распространение в России и во всем мире, опираются на установившуюся систему представлений о структуре и содержании образовательной деятельности, закрепленную в образовательных стандартах и учебных программах [5]. Целевые федеральные и региональные, государственные программы развития образования распространяют свое действие на совершенствование, повышение эффективности и результативности процессов дошкольного и школьного обучения, получения высшего образования.
В отличие от образовательных программ и проектов воспитательные целевые программы не образуют сформированную, сложившуюся систему, не обладают выработанной, апробированной методологией, организацией, технологией разработки и управления их реализацией, не подкреплены действующими стандартами своего построения и применения [3].
Отмеченные различия не дискредитируют идею использования программно-целевого подхода в управлении поведением молодежи. Необходимо лишь осознать потребность в выработке методологии разработки целевых воспитательных программ, которые в большей степени, чем образовательные нуждаются в адаптации к изменяющимся общественно-политическим, социально-экономическим ситуациям, оказывающим заметное влияние на поведение молодежи.
Библиографический список
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг.: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь1рз://минобрнауки.рф/документы/11990 (дата обращения: 04.06.2018).
2. Квинт, В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. - М.: Бизнес Атлас,
2012. - 627 с.
3. Основы комплексного управления стоимостью / Под ред. А.В. Цветкова / Перевод с англ. - М.: Изд-во ЗАО «ПИСОФТ»,
2013. - 374 с.
4. Райзберг, Б. А. Программно-целевое планирование и управление: учебник / Б. А. Райзберг, А. Г. Лобко. - М.: Инфра-М, 2002. - 428 с.
5. Райзберг, Б. А. Экстремизм: истоки проявления и способы противодействия. Монография / Б. А. Райзберг, А. А. Лысенко. - М.: Издательство МПСУ, 2015. - 94 с.
References
1. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 26.12.2017 № 1642 ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Ros-siyskoy Federatsii «Razvitiye obrazovaniya» na 2018-2025 gody [The state program of the Russian Federation «Development of Education» for 2018-2025]. Available at: https://MHHo6pHayKH.p$/goKyMeHTbi/11990 (accessed 04.06.2018).
2. Kvint V. L. Strategicheskoye upravleniye i ekonomika na global'nom formiruyushchemsya rynke [Strategic management and economy in the global emerging market]. - Moscow: Biznes Atlas, 2012. 627 p.
3. Osnovy kompleksnogo upravleniya stoimost'yu [Fundamentals of integrated cost management] / Pod red. A. V. Tsvetkova / Translation from English - Moscow: Izd-vo ZAO «PISOFT», 2013. 374 p.
4. Rayzberg B.A., Lobko A.G. Programmno-tselevoye planirovaniye i upravleniye: uchebnik [Program-targetplanning and management: textbook]. Moscow, Infra-M, 2002. 428 p.
5. Rayzberg B. A., Lysenko A. A. Ekstremizm: istoki proyavleniya i sposoby protivodeystviya. Monografiya [Extremism: the origins of manifestation and ways of counteraction. Monograph]. Moscow, Izdatel'stvo MPSU, 2015. 94 p.