Научная статья на тему 'Принципы системного подхода в управлении воспитанием молодого поколения'

Принципы системного подхода в управлении воспитанием молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / SYSTEM ANALYSIS / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД ВОСПИТАНИЯ / EDUCATION / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / UPBRINGING / METHOD OF UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавва Руслан Витальевич

Повышение эффективности функционирования образовательно-воспитательного комплекса Российской Федерации представляет настоятельную задачу, без решения которой трудно справиться с обостряющейся проблемой ослабления, потерей морально-нравственных идеалов частью российской молодежи. Преодоление разрыва между образованием и воспитанием связано в первую очередь с применением системного подхода в государственном, общественном, школьном, семейном управлении воспитательно-образовательными процессами в детском и подростковом возрасте. В статье обозначены и обоснованы принципы системного подхода, которые должны неукоснительно соблюдаться участниками управления процессами воспитания подрастающего поколения российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гавва Руслан Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF SYSTEMATIC APPROACH TO MANAGING THE UPBRINGING OF YOUNG GENERATION

Increasing the effectiveness of Russian educational and pedagogical complex is an urgent task. Without solving this task, it is difficult to solve the problem of weakening moral ideals by a part of Russian youth. Overcome the gap between education and upbringing is due to the use of system approach in the state, public, school, family management of educational processes in childhood and adolescence. The article outlines and substantiates the principles of the system approach, which must be strictly observed by the participants in the management of the upbringing of the younger Russian generation.

Текст научной работы на тему «Принципы системного подхода в управлении воспитанием молодого поколения»

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ

УДК 338.2 JEL I25 DOI 10.26425/1816-4277-2018-6-160-164

ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЕМ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. Повышение эффективности функционирования образовательно-воспитательного комплекса Российской Федерации представляет настоятельную задачу, без решения которой трудно справиться с обостряющейся проблемой ослабления, потерей морально-нравственных идеалов частью российской молодежи. Преодоление разрыва между образованием и воспитанием связано в первую очередь с применением системного подхода в государственном, общественном, школьном, семейном управлении воспитательно-образовательными процессами в детском и подростковом возрасте. В статье обозначены и обоснованы принципы системного подхода, которые должны неукоснительно соблюдаться участниками управления процессами воспитания подрастающего поколения российской молодежи. Ключевые слова: системный анализ, системный подход, образование, воспитание, государство, общество, метод воспитания.

PRINCIPLES OF SYSTEMATIC APPROACH TO MANAGING THE UPBRINGING OF YOUNG GENERATION

Abstract. Increasing the effectiveness of Russian educational and pedagogical complex is an urgent task. Without solving this task, it is difficult to solve the problem of weakening moral ideals by a part of Russian youth. Overcome the gap between education and upbringing is due to the use of system approach in the state, public, school, family management of educational processes in childhood and adolescence. The article outlines and substantiates the principles of the system approach, which must be strictly observed by the participants in the management of the upbringing of the younger Russian generation.

Keywords: system analysis, system approach, education, upbringing, state, society, method of upbringing.

Объективная закономерность протекания социально-экономических процессов в постиндустриальном обществе, функционирования объектов экономики и социальной сферы проявляется в непрерывном усложнении управляемых систем и способов управления. В этих условиях эффективность принимаемых управленческих решений в возрастающей степени зависит от степени их научной обоснованности.

Практика государственного и корпоративного управления социально-экономическими объектами, процессами, отношениями, сложившаяся во всем мире во второй половине XX века и продолженная в современный период времени, подтвердила необходимость использования универсального подхода к управлению, называемого системным. Системный подход к управлению экономическими и социальными процессами осуществляется с позиций системного анализа [2].

Согласно представлениям основателей системного подхода системный анализ проявляется в виде следующих базисных признаков, которые должны быть присущи процессам управления сложными многокомпонентными социально-экономическими системами и находить выражение при выработке и реализации управленческих решений:

- анализ, сравнение, сопоставление альтернативных действий, приводящих к решению возникших проблем, достижению целей системы;

© Гавва Р.В., 2018

Гавва Руслан Витальевич

канд. экон. наук, Сергиево-Посадский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия), г. Сергиев Посад e-mail: gavva@rambler.ru

Gavva Ruslan

Candidate of Economic Sciences, High school of folk arts (academy), Sergiev Posad e-mail: gavva@rambler.ru

- исследование и учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами, частями управляемой системы, установление меры влияния;

- анализ неопределенностей функционирования и рисков, присущих исследуемой системе и процессам управления;

- выбор предпочтительных вариантов исходя из критериев эффективности, соотношения результатов и затрат ресурсов в стоимостном измерении;

- учет социальных последствий принимаемых решений, возможных последствий, наносимых уронов.

В научной литературе системный анализ принято характеризовать как логически связанную совокупность теоретических и эмпирических положений из области технических, естественных, математических, гуманитарных, общественных наук и опыта разработки больших и сложных систем, обеспечивающая достижение и повышение обоснованности вырабатываемых и принимаемых управленческих решений в конкретной области [1]. Системный анализ использует количественные и качественные, формализованные и неформализованные, расчетно-вычислительные и интуитивные, эвристические и логические методы, модели, прибегает к опросам общественного мнения.

Применение системного анализа в управлении образовательно-воспитательными процессами на федеральном, региональном, отраслевом, муниципальном уровнях дает возможность структурировать проблемы, позволяет установить состав и выявить целесообразную, целеориентированную последовательность выполнения взаимосвязанных задач управления. Благодаря такому подходу удается не упустить из рассмотрения комплексные стороны и связи, пронизывающие систему образования и воспитания молодежи, включить в анализ задачи композиции и декомпозиции, агрегации и синтеза целостной системы.

Хотя воспитанию детей уделяется значительное внимание, что находит отражение в публицистике, научной литературе, трудах в области педагогики, системные принципы воспитательного воздействия на молодое поколение со стороны государства, общества, школы, родителей и наставников не выработаны и не изложены в виде структурированной совокупности. Функции воспитания как особой формы деятельности более взрослого поколения по социализации детей и включению их в конкретные жизненные ситуации четко не обозначены, не систематизированы.

Представление о воспитании детей и подростков как педагогического управленческого воздействия на развитие и становление личности, закрепление морально-этических правил и норм поведения недостаточно увязано с процессами образования, обучения, повышения грамотности, познания мира, следования добрым традициям, различения добра и зла, выделения подлинных ценностей [5].

В свете вышесказанных положений представляется целесообразным построить в первом приближении и обосновать перечень базисных принципов системного подхода к управлению воспитанием детей дошкольного и школьного возраста. Излагаемые принципы приложимы к условиям современной российской действительности и задачам формирования ресурсного человеческого потенциала будущих поколений. В число таких принципов входят следующие.

1. Воспитание, начинающееся с младенческого возраста.

Суть этого принципа заключается в том, что воспитание ребенка надо осуществлять с самого раннего возраста, по существу - с момента его рождения. Многие инстинкты и рефлексы уже возникли, заложены и подвержены закреплению или трансформации у только что родившихся детей. Зачастую родители, воспитатели не обращают внимания, не желают или не способны замечать тот простой факт, что параллельно с физическим ростом, увеличением веса ребенка, освоением детьми простейших умений и действий, обусловленных законами физиологии, происходит формирование образа поведения, требующее наблюдения, регулирования, вмешательства, воспитательного воздействия. Инертное, пассивное восприятие действий ребенка, его настоятельного поведения способно приводить к раннему возникновению трудно ликвидируемых затем пороков, отклонений от выработанных, оправданных историей человечества поведенческих устоев, норм.

2. Отражение в воспитании индивидуальности каждой отдельной детской личности.

Все дети похожи и в то же время не похожи друг на друга по врожденным признакам здоровья, наследственности, характера, восприятия внешней среды, окружающей действительности. Двух одинаковых детей не существует, даже если она — близнецы. В свете этого незыблемого обстоятельства тщательное изучение специфических, индивидуально присутствующих данному ребенку, унаследованных или случайно

Вестник университета № 6, 2018

сложившихся качеств, свойств служит весьма важным принципом эффективного, успешного воспитания. Несоблюдение отмеченного правила опасно также в том отношении, что способно приводить к ошибочному заключению о заложенной в данном ребенке трудновоспитуемости, тогда как в действительности речь идет о приспособлении методов и средств воспитания к особенностям личности воспитуемого.

3. Воспитание коллективизма, общительности, уважения к родителям, родственникам, сверстникам, другим людям.

Проявляя заботу об индивидуальности каждого воспитанника, надо в то же время со всей решительностью предотвратить зарождение и возрастание в детях чувства индивидуализма, эгоизма, неуважения к заботам, интересам, потребностям других личностей, что свойственно многим детям и способно стать зародышем детского экстремизма, перерастающий затем во взрослый. При всей трудности привития детям установки на толерантность их поведения, следует настоятельно воспитывать терпимость к другим, «чужим», стремление к мирному разрешению споров, к сотрудничеству, воздержанности от крайних, запрещенных законом, нормами морали, правилами общественного поведения, недопустимых, чрезмерно радикальных действий [4].

4. Управление воспитанием детей по принципу «управления взрослением».

Управление воспитанием детей с младшего и до старшего школьного возраста и само воспитание представляют чрезвычайно динамичные процессы, методология, технология и организация которых существенно изменяются во времени. Прежде всего такое изменение порождается взрослением объекта воспитания, о есть возраста воспитываемых детей. Дело здесь не только в том, что по мере увеличения возраста детей, числа их лет от рождения должны естественным образом трансформироваться, варьироваться, усложняться способы системного подхода к воспитанию с учетом состояния ума, полученных знаний, жизненного опыта.

Дело еще и в том, что год за годом вносят изменения в представление государства, общества, науки, родителей о плодотворных способах воспитания детей применительно к определенным возрастным категориям, суждениям об идеалах и ценностях, утвердившихся в сознании воспитателей и воспитуемых. Заметный отпечаток на методы, организацию образовательно-воспитательных процессов накладывает и общественно-политический строй, установившийся в стране в тот или иной период времени, определяющий программные цели и задачи, ресурсы, необходимые для проведения воспитательной работы.

5. Предоставление детям определенной степени свободы в выборе стиля, форм, содержания, способов поведения.

В отношении свободного выбора детьми способов своего поведения и зависимости свободы выбора от возраста складываются разные, во многом противоречивые мнения, высказываемые педагогами, философами, социологами, психологами, родителями, политиками, государственными деятелями. Так называемый естественный подход видится в том, чтобы предоставлять детям максимально допустимую свободу собственного выбора, основанного на личном желании и понимании достойного поведения. Роль воспитателя в этом случае сводится к наблюдению, отслеживанию, советованию, т. е. воспитание выступает в виде педагогической поддержки.

В противовес естественному ставится искусственный подход, в рамках которого воспитание детей, молодежи видится как развивающая и образующая деятельности, «которая должна специально проектироваться в качестве возрастно-нормативной в рамках определенных ценностных оснований и целевых ориентиров развития человеческой субъективности» [3, с. 184]. Согласно такому подходу воспитание сводится к «освоению возрастного пространства воспитуемых и переходу от одного возрастного этапа к другому не автоматически, не «естественным» путем, а специально организуемым способом, в соответствии с решением определенных задач развития человеческой субъективности, осуществляемым участниками этих событий» [3, с. 184].

Представляется очевидной необходимость сочетания планово-управленческого подхода к воспитанию молодого поколения с обязательным наличием права молодых людей на формирование собственной гражданской позиции, свободы выбора в рамках соблюдения закона и общечеловеческих, общественно принятых норм морали. Понятно, что предоставление свободы поведения детей должно сопровождаться гарантиями, предотвращающими нанесение вреда себе и окружающим, основанными не только на насильственном пресечении подобных действий, но в гораздо большей степени - на воспитании личной ответственности и поощрении поведения, не порочащего достоинство личности.

6. Воспитание умения детей думать, рассуждать, делать осмысленные выводы.

Расширение представлений детей об окружающем мире, познание ими природы наблюдаемых вещей, явлений, процессов, событий относится первостепенным образом к образованию, обучению, оказывая влияние и на воспитание. Собственно, воспитание, взращивание просвещенных, умных, сообразительных детей ставит своей главной задачей — научить их думать, мыслить, анализировать виденное, усваивать суть происходящего, делать надлежащие выводы. Если образование учит тому, что надо знать, уметь, делать детям, то воспитание нацелено на выработку умения рассуждать, познавать причинно-следственные связи, избегать скоропалительных суждений, заключений, порождаемых эмоциями, а не трезвым разумом, сознанием.

Воспитание детей в таком ключе служит исходной предпосылкой выработки дисциплины взвешенного, продуманного поведения, обоснованных взглядов и представлений, критического восприятия действительности, осознания морально-этических норм, правил, ограничений, ответственности за содеянное. Все это вместе взятое заслуживает быть названным системным принципом воспитания разумного, сдержанного поведения детей, отражающего культуру и причастность к цивилизации, умение мыслить, взвешивать, оценивать, сопоставлять, руководствоваться нравственными критериями.

7. Воспитание уважительного отношения к другим людям, к своим сверстникам, к родителям, наставникам, лицам старшего возраста, к испытывающим нужду в содействии, помощи.

Российские дети с ранних лет усваивают, что забота о них со стороны государства, общества, родителей, граждан служит непреложно соблюдаемым правилом. В итоге многие дети тенденциозно и не всегда обоснованно претендуют на свои льготы в виде получения лучших мест, условий, услуг, доступа к благам. К сожалению, дети в гораздо меньшей степени осознают необходимость уважительного отношения ко всем людям, в особенности к тем, которые в силу возраста, здоровья, возникшей ситуации нуждаются в помощи, вправе рассчитывать на расположение со стороны окружающих, в том числе на уступчивость благорасположенных к ним детей.

8. Использование в воспитательном процессе игр и моделей, имитирующих реальные картины воспитательного воздействия на детей.

Теория воспитания детей не обладает пока заранее выработанными, опирающимися на успешное практическое применение, универсальными, признанными методами, способами воспитательного воздействия, выраженными в формализованном виде, в форме алгоритмов, языком математических, логических моделей. Воспитателям приходится опираться на колоссальный несистематизированный, неупорядоченный перечень рекомендаций, содержащихся в учебных пособиях по педагогике, в научной литературе, в популярных изданиях, получаемых в ходе обмена опытом между участниками воспитательной работы с детьми, подростками.

В сложившихся условиях в качестве ведущего способа воспитания детей, широко доступного в самых разных областях образовательно-воспитательной деятельности, могут применяться игровые модели, деловые обучающие игры, основанные на воссоздании условий и проверке результатов воспитательного воздействия. Моделирование способов и инструментов воспитания детей предоставляет возможность отбора эффективных и отсева неудовлетворительных методов, подходов. Следует, однако, принимать во внимание тот факт, что даже натуральное моделирование не способно целиком и в точности воспроизводить реальную картину воспитания детей.

Библиографический список

1. Анфилатов, В. С. Системный анализ в управлении. Учебное пособие / В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов,

А. А. Кукушкин. — М: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.

2. Клиланд, Д. Системный анализ и целевое управление / Д. Клиланд, В. Кинг. Пер. с англ. — М.: Советское радио,

1974. — 280 с.

3. Новейший социологический словарь / сост. А. А. Грицанов. — Минск : Книжный Дом, 2010 . — 1 311 с.

4. Райзберг, Б. А. Экстремизм: Истоки проявления и способы противодействия: Монография / Б. А. Райзберг,

А. А. Лысенко. — М.: Издательство МПСУ, 2015. — 94 с.

5. Человек. Характер и поведение: Толковый словарь. Автор-составитель С. А. Фридман. М.: Мнемозина, 2003. — 430 с.

BecmuuK yuueepcumema № 6, 2018

References

1. Anfilatov B. C., Yemel'yanov A. A., Kukushkin A. A. Sistemnyy analiz v upravlenii [System analysis in management]: Tutorial. - Moscow: Finance and Statistics, 2002. - 368 p.

2. Kliland D., King V. Sistemnyy analiz i tselevoye upravleniye [System analysis and target management]. - Moscow. Sovetskoye radio, 1974. - 280 p.

3. Noveyshiy sotsiologicheskiy slovar' [The newest sociological dictionary] / comp. A. A. Gritsanov. - Minsk: The Book House, 2010. - 1 311 p.

4. Rayzberg B. A., Lysenko A. A. Ekstremizm: Istoki proyavleniya i sposoby protivodeystviya [Extremism: Origins of manifestation and ways of counteraction]: Monograph. - Moscow: Publishing house of the Ministry of Internal Affairs, 2015. - 94 p.

5. Chelovek. Kharakter i povedeniye [The person. Character and behavior]: Explanatory dictionary. Author-compiler S.A. Friedman. Moscow. Mnemosyna, 2003. - 430 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.