ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА К ПРИВЛЕЧЕНИЮ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ИЗ-ЗА РУБЕЖА
В. П. Миничкина
В статье обосновывается применение программно-целевого подхода к процессам привлечения дополнительных трудовых резервов в регион. Делается акцент на отборе территорий вселения Саранской агломерации с учетом перспектив их развития.
Программа Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, разработанная Научным центром социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития Республики Мордовия. Основанием применения программно-целевого подхода к процессам привлечения дополнительных трудовых резервов послужила социально-демографическая ситуация в республике, которая остается сложной долгие годы.
Характер ситуации традиционно определялся высокой миграцией населения (в том числе насильственной). Отрицательный естественный прирост населения был зафиксирован в сельской местности Мордовии уже на рубеже 1985 г., а в 1992 г. — для всего населения региона.
Деформация половозрастной структуры населения в XX в. оказывает существенное влияние на современную динамику демографических процессов и будет определять ее в ближайшем будущем. Особенно заметно проявлялись последствия этой деформации в середине 1960-х гг. прошлого века, когда резкий спад числа рождений был связан с вступлением в возрастную группу наибольшей детородности (20-^-29 лет) малочисленных контингентов, родившихся в военные годы. Второй спад пришелся на конец 1980 — начало 1990-х гг., когда в активный детородный возраст вошло поколение их внуков, родившихся в конце 1960-х гг. XX в.
Республика Мордовия характеризуется низкой рождаемостью, которая с 1992 г. не достигает уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Естественная убыль населения имеет устойчивый и долговременный характер. В последние годы ежегодное превышение умерших над родивши-
мися в республике постепенно снижается и составляет около 7 тыс. человек.
Демографическая ситуация в республике негативно сказывается на трудовом потенциале. Несмотря на наличие официально зарегистрированных безработных, регион нуждается в самых разнообразных кадрах: от высококвалифицированных специалистов и управленцев до работников неквалифицированного труда. Кроме того, недостаток трудовых ресурсов будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в ходе реализации инвестиционных проектов на территории республики.
Главная цель Программы — оказание всестороннего содействия полноценному и осознанному процессу переселения в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, способствующему решению стратегических задач социально-экономического развития республики. Основными задачами реализации Программы являются: обеспечение социально-экономического развития Республики Мордовия; сокращение дефицита трудовых ресурсов; улучшение демографической ситуации; увеличение миграционного притока населения в республику; закрепление переселенцев в Мордовии, обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество.
Программа дополняет систему мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленную на стабилизацию численности населения республики и восполнение трудовых ресурсов.
Для реализации Программы определены приоритетные территории вселения и инвестиционные проекты, предполагающие привлечение дополнительных трудовых ресурсов из числа соотечественников с возможностью оказания содействия в предоставлении жилья, наделении .земельными участками и других мер социальной поддержки пересе-
© В. П. Миничкина, 2011
Серия «Социологические науки»
91
лендам. Для обеспечения сбалансированного подхода к отбору территорий будущего проживания с учетом региональной специфики органами государственной власти проведен комплексный анализ и отбор территорий вселения с учетом перспектив их развития.
При выборе территорий вселения учитывались следующие факторы:
— финансово-экономический потенциал и уровень жизни населения;
— демографический потенциал;
— степень развития инженерной инфраструктуры;
— обеспеченность социальной инфраструктурой;
— наличие жилья и перспектива приобретения или его строительства;
— перспективы развития производственного и сельскохозяйственного секторов (реализация инвестиционных и национальных проектов).
Для участия в Программе в Республике Мордовия сформированы три территории вселения с учетом целевого характера направления миграционных процессов: Инсар-ский район, Чамзинский район и ГО Саранск, входящие в проект переселения «Са-ранско-Чамзинская агломерация». Крупные города и образованные ими городские агломерации — одна из важнейших форм территориальной организации производительных сил России, обусловленная в значительной мере условиями хозяйственного освоения ее территории. Они являются благоприятной средой для формирования наиболее важных элементов рыночной инфраструктуры, становления новых экономических отношений.
Производственный комплекс Саранской агломерации представляет собой сложную многоотраслевую систему, состоящую из множества предприятий различного размера и профиля, как определяющих его специализацию в территориальном разделении труда, | так и обслуживающих основные производ-| ства. В условиях перехода экономики на рыночные отношения территориальный производственный комплекс агломерации обладает наибольшей устойчивостью и способностью к адаптации в силу его диверсифициро-ванности и возможности перераспределения функций и различных ресурсов (например трудовых) между различными элементами агломерации. Саранская агломерация имеет также развитую научно-производственную базу, хотя и недостаточно обеспеченную высококвалифицированными кадрами. Наличие этих элементов (ресурсов), сконцентрированных на достаточно компактной территории, дает более благоприятную возможность структурной перестройки хозяйства агломе-
рации и ее отдельных элементов в соответствии с рыночными требованиями. Концентрация на компактной и инфраструктурно обеспеченной территории разнопрофильных и разномасштабных объектов является основой для активной межхозяйственной и межотраслевой кооперации, позволяющей максимально реализовать агломерационный эффект. Следует отметить, что в отличие от прошлых лет в настоящее время практически сняты все преграды для такого взаимодействия (прежде всего ведомственные, внеэкономического характера и др.).
Город Саранск — ядро агломерации -выполняет организационную, регулирующую роль. Саранск также выступает как центр формирования новых рыночных структур, обслуживающих близлежащие территории, распространения инноваций и подготовки кадров.
Сформировавшаяся в предшествующие годы развитая инженерно-транспортная инфраструктура в Саранско-Рузаевско-Чамзин-ской зоне на фоне территорий с низкой плотностью таких объектов в большей мере соответствует новым экономическим отношениям, позволяя эффективно перераспределять различные ресурсы и продукцию (в том числе информацию) между ее элементами, обеспечивая мобильность всей системы в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Развитая социальная инфраструктура, наличие большого количества разнопрофильных учреждений профессиональной подготовки и переподготовки кадров различного уровня позволяют целенаправленно формировать необходимые для развития рыночных отношений и новых сфер деятельности трудовые ресурсы.
Территориальная сближенность поселений в Саранской агломерации, их благоприятная транспортная взаимодоступность являются важными условиями формирования в ее границах единого рынка труда. Параллельно с ним развивается и рынок жилья. В связи с этим имеется возможность перераспределения населения между элементами агломерации, снижаются показатели безработицы в отдельных ее поселениях и таким образом в значительной степени уменьшается острота социально-экономического кризиса.
Агломерация как специфическая форма территориальной организации хозяйства и расселения обладает рядом серьезных преимуществ, связанных с так называемым агломерационным эффектом. Он включает несколько составляющих: эффект концентрации производства и органически связанный с ним эффект специализации, кооперирования и комбинирования в условиях территориальной близости предприятий, эффект со-
92
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3
вместного использования инженерной и социальной инфраструктуры. Кроме экономической, следует отметить и социальную эффективность, связанную с возможностями более полной и разнообразной занятости населения, обеспечения относительно равных и благоприятных условий жизни. Таким образом, использование структурных особенностей агломерации дает возможности для опережающего перехода к инновационному типу развития, усилению социальной ориентации производства.
Сценарий перспективного развития агломерации ориентирован на прогрессивные сдвиги в отраслевой структуре промышленности с приближением ее к типу наукоемкого производства при существенном усилении социальной ориентации. Такой подход обусловлен не только совокупностью благоприятных предпосылок, включая уже созданный мощный потенциал передовых отраслей. Не менее важно и то, что именно город Саранск может стать зоной «прорыва» к инновационному типу развития экономики. Это предполагает следующие принципиальные направления совершенствования экономической базы агломерации:
— приоритетное формирование инновационных сфер деятельности; диффузию передовых технологий в другие виды производства, транспортную и инженерную инфраструктуры, опережающее развитие средств связи, обработки и передачи информации;
— корректировку системы подготовки и переподготовки кадров, постоянную их адаптацию к новым условиям и требованиям;
— усиление взаимодействия между образованием, наукой и производством, в том числе путем создания таких новых форм территориальной организации, как технополисы, технопарки, инкубаторы малого бизнеса и др.;
— опережающее развитие социально ориентированных сфер и видов деятельности, таких как сфера услуг, рекреация, пищевая и легкая промышленность.
Динамика занятости и формирование рынка труда в перспективе в значительной степени будут зависеть от решения экономических проблем как в границах агломерации, так и по стране в целом. Фактор структур-
ной динамики будет при этом действовать в двух направлениях: высвобождения рабочей силы и создания на нее дополнительного спроса. Возникают следующие задачи: разработка эконохмически обоснованного прогноза ситуации на рынке труда в агломерации и оценка потребности в различных категориях специалистов на предстоящий период.
Подъем уровня занятости населения возможен при условии развития производства и требует масштабных капиталовложений. Основными направлениями работы по смягчению ситуации на рынке труда являются: 1) стимулирование самозанятости населения, поддержка малого бизнеса и предпринимательства; 2) развитие инфраструктуры рынка труда; 3) создание единого рынка труда агломерации и его включение в объединенный рынок труда России; 4) создание и совершенствование системы переподготовки кадров; 5) финансовая поддержка предприятий, сохраняющих и создающих новые рабочие места из средств фонда занятости; 6) организация общественных работ; 7) социальная поддержка безработных (выплата им пособий и компенсаций, содействие в поиске работы и т. д.).
В случае стабилизации экономических процессов в агломерации, улучшения уровня жизни населения и его уверенности в будущем данная тенденция может измениться и привести к нормализации демографического воспроизводства.
Проект переселения «Саранско-Чамзин-ская агломерация» представлен тремя муниципальными образованиями республики (территориями вселения), участвующими в реализации Республиканской программы по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом: «Инсар-ский муниципальный район», «Чамзинский муниципальный район», «ГО Саранск», численность населения в которых составляла на 01.01.2010 г. 369 203 человек. Привлечение соотечественников на выбранные территории вселения Саранской агломерации обусловлено наличием инвестиционных проектов, требующих квалифицированных специалистов и рабочей силы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Миничкина В. П. Формирование миграционной привлекательности региона в рамках программно-целевого подхода / В. П. Миничкина // Регионология [Саранск]. — 2007. — № 1. — С. 53 — 63.
2. Программа Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Утверждена Постановлением Правительства Республики Мордовия от 03.10.2011 г., № 347). - Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
Поступила 13.07.11.
Серия «Социологические науки»
9