Научная статья на тему 'Применение практического метода в преподавании биологии в условиях обновленной системы образования Казахстана'

Применение практического метода в преподавании биологии в условиях обновленной системы образования Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обновленная система образования / Казахстан / практический метод / биология / результативность. / жаңартылған білім беру жүйесі / Қазақстан / практикалық әдіс / биология / нәтижелілік / updated education system / Kazakhstan / practical method / biology / effectiveness.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — БРАГИНА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА, БАЙТЕМИРОВ МАДИЯР КАЙРАТОВИЧ

В статье представлены результаты анализа применения практического метода при ведении занятий по биологическим дисциплинам в Назарбаев Интеллектуальной школе Республики Казахстан. Использование практического метода при изучении нового материала значительно облегчило его восприятие и выработку умений применять знания на практике. На примере проведения занятия "Измерение размера клетки с помошью микроскопа" в разделе "Клеточная биология" были показаны положительные стороны применения практического метода и оценены результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of practical method in teaching Biology in conditions of updated education system in Kazakhstan

The article presents the results of the analysis of the application of the practical method in conducting classes in biological disciplines at the Nazarbayev Intellectual School of the Republic of Kazakhstan. The use of the practical method in the study of new material has greatly facilitated its perception and the development of skills to apply knowledge in practice. Using the example of the lesson "Measuring the size of a cell with a microscope" in the section "Cell Biology", the positive aspects of the application of the practical method were shown and the results were evaluated.

Текст научной работы на тему «Применение практического метода в преподавании биологии в условиях обновленной системы образования Казахстана»

BA

Педагогическая

ТЕОРИЯ

наука

и практика

И ТЕХНОЛОГИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.1.02:372.8

ГРНТИ 14.25.09

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО

МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ

В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

Андатпа

Макалада Казакстан Республикасынын Назарбаев

Зияткерлік мектебінде биологиялық пәндер бойынша

сабақтар өткізу кезінде практикалық әдісті қолдануды талдау нәтижелері келтірілген. Жаңа материалды

зерттеуде практикалық әдісті қолдану оны қабылдауды

және

білімді практикада қолдану дағдыларын

дамыту-

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

ды едәуір жеңілдетті. "Микроскоппен жасуша өлшемін

өлшеу" сабағының мысалында "Жасуша биологиясы"

бөлімінде практикалық әдісті қолданудың оң аспектілері

көрсетіліп, нәтижелерді бағалау жүргізілді.

Аннотация

В статье представлены результаты анализа применения практического метода при ведении занятий по биологическим дисциплинам в Назарбаев Интеллектуальной

школе Республики Казахстан. Использование практического метода при изучении нового материала значительно

облегчило его восприятие и выработку умений применять знания на практике. На примере проведения занятия "Измерение размера клетки с помошью микроскопа"

в разделе "Клеточная биология" были показаны положительные стороны применения практического метода и

оценены результаты.

Annotation

The article presents the results of the analysis of the

application of the practical method in conducting classes in

biological disciplines at the Nazarbayev Intellectual School

of the Republic of Kazakhstan. The use of the practical

method in the study of new material has greatly facilitated its

perception and the development of skills to apply knowledge

in practice. Using the example of the lesson "Measuring the

size of a cell with a microscope" in the section "Cell Biology",

the positive aspects of the application of the practical method

were shown and the results were evaluated.

Брагина Т.М.,

профессор,

доктор биологических наук,

профессор кафедры естественно-научных дисциплин,

Костанайский

Региональный университет

им. А. Байтурсынова,

г. Костанай, Казахстан,

главный научный

сотрудник,

Азово-Черноморский филиал

ФГБНУ «ВНИРО»

(«АЗНИИРХ»),

г. Ростов-на-Дону, Россия

Байтемиров М.К.,

магистр педагогических

наук, учитель биологии,

Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления,

г. Костанай, Казахстан

Негізгі сөздер: жаңартыл-

ған білім беру жүйесі, Қазақстан, практикалық әдіс,

биология, нәтижелілік.

обновленная система образования,

Казахстан, практический метод, биология, результативность.

Ключевые

слова:

Keywords: updated education

system, Kazakhstan, practical

method, biology, effectiveness.

2(40)/2023

Введение. Система образования в Казахстане с 2016 года претерпевает значительные изменения. Это неизбежный процесс,

обусловленный динамикой развития науки

и техники, информационного пространства.

Человек должен быть мобильным и результативным, иметь возможность быстро менять профориентацию, быть готовым к освоению меняющихся технологий [1]. Все

это существенно изменило требования к

школьному обучению и профессиональной

подготовке в вузах. Постулируется, что эффективность индивидуума определяет не

количество полученных им знаний, а разнообразие умений и навыков, которыми он

овладел, и возможностями их применения.

В настоящее время преобладает мнение, что

в период интернета нет особой нужды запоминать множество фактов, дат, событий. Достаточно получить навыки работы с информацией, развить критичность мышления,

сформировать умение устанавливать аналогии между фактами и интерпретировать

их. Тогда проще менять профессиональные

направления, повышать собственную результативность и, следовательно, конкурентоспособность на рынке труда [3].

Большое внимание уделяется обсуждению исследовательских и практических методов, которые применяются при изучении

разных дисциплин [2, с. 3-4] и, в свою очередь, вызывают определенные трудности

и проблемы, например, при преподавании

смешанных исследовательских курсов [5].

Обновление содержания образования в

Республике Казахстан ставит перед собой

главную цель - совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального

оценивания. Данная программа основана

на развитии спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д.

Брунера [6]. Спиральная форма обучения

предполагает, что повторное рассмотрение

материала, который будет усложняться на

протяжении всего школьного обучения, дает

большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формы обучения.

Важным аспектом практического метода

является подключение учащихся к исследованиям, что дает прямой и захватывающий

опыт исследовательской практики и продвижения рефлексивности в разных направлениях науки [7].

Особую роль в изучении биологии занимает раздел «Биология клетки». Изучение

биологии клетки является важным компонентом при формировании и развитии основных биологических понятий, умений,

навыков и компетенций. Биология клетки

– это раздел биологии, которая изучает главные единицы жизни – клетки. Эта субдисциплина затрагивает все аспекты клетки,

включая анатомию, деление (митоз и мейоз),

и различные клеточные процессы (например, клеточное дыхание и гибель клеток).

Клеточная биология не является самостоятельной дисциплиной, но тесно связана с

другими областями биологии, такими, как

генетика, молекулярная биология и биохимия [8]. Благодаря изучению клеток можно

сделать выводы о том, как протекают процессы в живых организмах: что происходит

во время болезни, как «дышат» растения и

многое другое. Это дает более полное представление о мире вокруг. Именно благодаря

знанию строения клеток и их видов врачи

могут диагностировать угрожающие жизни

заболевания.

Практический метод в целом имеет много

общего с лабораторными работами. Принципиальное отличие состоит в том, что в

нем необходимо не получить новое знание,

а применить уже имеющееся, то есть он направлен на выработку умения применять

знания на практике. С помощью практического метода можно значительно углубить

имеющиеся умения и знания, довести ка-

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

35

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

36

чество выполнения задач до совершенства,

научиться выявлять и исправлять ошибки и

лучше контролировать свою работу, а также

активизировать стремление к познанию [9].

Цель исследования. Целью данной работы является анализ результативности усвоения учебных материалов при применении

практического метода по сравнению с традиционным теоретическим обучением.

Материал и методы исследования. В

Назарбаев Интеллектуальных школах Казахстана раздел «Биология клетки» изучается по спиральной системе с 7 по 12 классы.

Учебный материл и лабораторные работы с

каждым классом усложняются, основываясь

на возрастных особенностях обучающихся. Например, в 7 классе изучают сравнительное строение растительной и животной

клетки, а лабораторная работа основана на

изучении строения и правил работы с микроскопом и приготовлении временного микропрепарата. В 9 классе учащиеся объясняют функции клеточных органелл, а также,

используя микрофотографии, вычисляют

линейное увеличение клетки и ее органелл.

Дополнительно обучающиеся изучают этапы клеточного цикла. В 11 классе обучающиеся учатся измерять истинный размер

клетки под микроскопом.

Для написания данной работы был проведен анализ результатов теоретического

изучения нового материала и практической

части урока методом формативного оценивания по разработанным дескрипторам. Материалы обработаны статистически.

Результаты исследования и их обсуждение.

В данной работе проведен анализ занятия по разделу «Биология клетки» по теме

«Измерение размеров клетки при помощи

микроскопа» в 11 классе. Данный урок состоял из четырех этапов: введение, изучение

нового материала, практическая часть и заключение. На уроке четко прослеживалась

междисциплинарная связь с физикой (оп-

тика, увеличение микроскопа, калибровка

окуляр-микрометра и объект-микрометра) и

математикой (единицы измерения, рассчет

увеличения и расчет шкалы деления).

На этапе введения учащимся предлагался «стартер» в виде проблемного вопроса:

«Почему измерение размера клеток важно

в биологических науках?». Обучающиеся

предлагали следующие варианты ответов:

Зная размер клетки, можно рассчитать ее

объем.

Клетка по размеру очень мала, поэтому

можно рассчитать количество питательных

веществ, потребляемых одной клеткой за

определенный промежуток времени и т.д.

Отвечая на вопрос, учащиеся раскрыли

тему нового урока и сформулировали критерии оценивания для достижения успеха на

уроке.

Этап изучения нового материала включал

следующие разделы:

Самостоятельное изучение информации

по новой теме.

Обзор видеоматериала.

Краткое закрепление теоретического материала учителем.

На данном этапе учащимся предлагалось

самостоятельно прочитать учебный материал (чтение с пометками), во время ознакомления обучающиеся могли задавать вопросы

по сложным или вызывавшим затруднения

терминам.

Просмотрев видеоматериал, обучающиеся с учителем закрепили основные понятия

и знания, например, как калибровать окуляр

и микрометр, как рассчитать цену деления

одной шкалы микрометра.

Формативное оценивание на этапе изучения нового материала проводилось в форме

листа самооценивания. В листе самооценивания учащимся предлагалось выбрать один

из четырех вариантов ответов: все было

понятно, понятно, затрудняюсь ответить и

не понятно. Результаты после оценивания

усвоения теоретического материала на уро-

37

ке представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты самооценивания учащихся после этапа

теоретического изучения нового материала (в %%)

Таким образом, по результатам самооценивания, при теоретическом изложении усвоили предложенный материал 58,3% обучающихся, 33,3 % затруднялись ответить и для 8,3

% учащихся материал был непонятен.

На практическом этапе урока обучающиеся выполнили следующие действия:

Откалибровали окуляр-микрометр при помощи объект-микрометра при увеличении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

микроскопа на х100, а затем при увеличении х400.

Рассчитали цену одного деления окуляр-микрометра.

Измерили истинные размеры клетки (клеток) при двух увеличениях микроскопа.

Обобщили выводы по проделанной практической работе (таблица 1).

При помощи рабочего листа практической работы учащиеся провели формативное оценивание по дескрипторам (таблица 1)

№ задания

Дескрипторы

Баллы

1

калибрует окуляр-микрометр при помощи объект-микрометра

2

2

рассчитывает цену одного деления окуляр-микрометра в микрометрах

2

3

измеряет истинный размер клетки/ клеток

2

4

делает выводы по практической работе

3

Всего

9

После завершения практического этапа учитель проанализировал степень усвоения

полученных навыков при помощи дескрипторов, прокомментировал работу учащихся на

занятии, указал основные ошибки, после чего было проведено общее оценивание. Результаты анализа практической части урока представлены на рисунке 2.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 1 – Формативное оценивание практической части урока по дескрипторам

38

Рисунок 2 - Показатели знаний практических навыков

на этапе практической работы (в баллах)

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно полученным данным, 50,0 % учащихся освоили практические навыки на высший балл (9 баллов = 100 %), 41,6 % освоили материалы на 8 баллов (8 баллов – 90 %

усвоения) и 8,3 % учащихся освоили материалы на 7 баллов – 78 % усвоения.

На заключительном этапе урока учащимся снова был предложен лист самостоятельного оценивания, который был предоставлен на этапе изучения нового материала, для

повторной проверки, насколько был усвоен материал данного урока. Результаты после

оценивания усвоения теоретического материала после практического этапа на уроке представлены на рисунке 3.

Все учащиеся, по самостоятельному оцениванию, освоили материал на 100% («понятно» и «все было понятно»), что совпало с оценкой учителя.

Дополнительно, на заключительном этапе урока, учащимся было предложено ответить

на один вопрос по теме урока на рабочем листе.

Рисунок 3 - Результаты самооценивания учащихся после этапа практической работы

39

Пример вопроса: какова ширина хлоропласта? [10] Имеются микрометрическая шкала

объект-микрометра с мелкими делениями 0,1 мм, которую рассматривают через окуляр с

масштабной сеткой (рисунок 4), и предметное стекло с растительной клеткой (рисунок 5).

Микрометрическая шкала объект-микрометра заменена предметным стеклом с растительной клеткой (рисунок 5).

Рисунок 5 - Предметное стекло с растительной клеткой

Рисунок 4 - Микрометрическая

шкала объект-микрометра

Для оценки усвоения материалов занятия были применены дескрипторы (таблица 2),

по которым на заключительном этапе учитель проанализировал степень усвоения новой

темы, прокомментировал работу учащихся на занятии (рисунок 6).

Таблица 2 - Дескрипторы для оценки результатов практического задания

№ задания Дескрипторы

Баллы

1

рассчитывает цену одного деления окуляр-микрометра в микрометрах;

1

измеряет ширину хлоропласта

1

2

Ответы самооценивания и результаты практической работы обучающихся показали,

что новый материал был усвоен на 100%.

Анализируя баллы по дескрипторам выполненных работ, было отмечено, что после

практической части урока

процент усвоения нового

материала повысился – с

58,3 % до 100,0 %. Материал стал более понятен и

доступен для усвоения во

время выполнения практической работы.

Рисунок 6 - Показатели

усвоения знаний по новой

теме на заключительном

этапе занятия

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Всего

40

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Анализируя работу при изучении нового

материала, учащиеся отметили, что испытывали затруднения при самостоятельном

изучении теоретического материала. Кроме

того, были отвлекающие факторы, например, при поступлении вопросов учителю.

Выводы. В результате проведенной работы показано, что при использовании практических этапов урока усвоение материалов

повысилось с 58,3 % после теоретического

изучения до 100,0 % после практичсекого

этапа. Практический метод развивает навыки, свособствует закреплению знаний,

их применению; помогает лучше воспринимать, осмысливать, запоминать материал; развивает пространственное мышление; обращение с орудиями, лабораторным

оборудованием. В процессе практического

этапа обучения создается коллаборативная

среда, самонастрой на достижение высоких

результатов и мотивация к обучению. Обучение с использованием практических методов увеличивает когнитивные способности,

развивает эмоциональный интеллект у обучающихся. Иллюстративные практические

примеры содействуют формированию знаний и понимания, необходимых для повышения педагогической культуры и практики.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Марценюк Т. Система образования в

Казахстане в 2022 году // Мобильное приложение NUR.KZ. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.nur.kz/amily/school

/1773601-novaa-sistema-obrazovania-vkazahstane/ (дата обращения: 04.01.2022 г.).

2.Брагина Т.М., Косанова А.У. Особенности написания научных проектов учащимися

средних школ // «Иннова-2021»: материалы международной научно-методической

конференции (Қостанайский региональный

университет имени А. Байтурсынова, Костанай, 15 января 2021). – Костанай: КРУ им. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Байтурсынова, 2021. С. 73-75.

3.Bragina T.M., Kosanova A.U. Compara-

tive analysis o mini-project activities o students o general educational schools and

schools o innovative education // 3i: intellect, idea, innovation - интеллект, идея, инновация. 2021. № 3. С. 30-37, https://doi.

org/10.12345/22266070_2021_3_30 (дата обращения: 04.01.2022 г.).

4.Earley M.A. Synthesis o the literature

on research methods education // Teaching in

Higher Education. 2014. 19 (3). PP. 242-253.

https://doi.org/10.1080/13562517.2013.860105

(дата обращения: 04.01.2022 г.).

5.Frels R.K., Onwuegbuzie A.J., Leech N.L.

and Collins K.T. Challenges to teaching mixed

research courses // Journal o Eective Teaching. 2012. 12. PP. 23-44.

6.Балгабаева Г.К. Трансляция опыта:

Ключевые вопросы внедрения обновленного содержания образования в Казахстане. X

Международная научно-практическая конференция «Школа нового поколения» (Астана, 25-26.10.2018). Астана: Издательство

АОО НИШ, 2018. - С 10-11.

7.Lewthwaite S. & Nind M. Teaching Research Methods in the Social Sciences: Expert

Perspectives on Pedagogy and Practice // British Journal o Educational Studies. 2016. Vol.

64. No. 4. PP. 413-430. https://doi.org/10.108

0/00071005.2016.1197882 (дата обращения:

04.01.2022 г.).

8.Молекулярная биология клетки: Учебник: В 3- томах: Пер. с англ. Т. 1 / Б. Альбертс,

Д. Брей, Дж. Льюис, М. Рэффи, К. Роберте,

Дж.Д. Уотсон. М.-Ижевск: НИЦ "Регулярная

и хаотическая динамика", 2013. - 813 c.

9.Millar R. The role o practical work in

the teaching and learning o science. University o York, 2004. 24 р. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.nationalacademies.

org/cs/groups/dbassesite/documents/webpage/dbasse_073330.pd (дата обращения:

11.06.2023).

10.Save my exams [Электронный ресурс].

URL: https://www.savemyexams.co.uk/ (дата

обращения: 23.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.