Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ KPI В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА (НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ)'

ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ KPI В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА (НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
617
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / KPI / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MANAGEMENT ANALYSIS / MANAGEMENT ACCOUNTING / KEY PERFORMANCE INDICATORS (KPIS) / FINANCIAL ANALYSIS / INFORMATION FLOW / ANALYTICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобрышев А.Н., Сердюков А.М.

Управление экономическим субъектом в условиях высокой конкуренции и экономической нестабильности в целях повышения его конкурентоспособности вызывает необходимость применения аналитических инструментов для принятия эффективных и экономически обоснованных решений. В связи с этим становится актуальным применение управленческого анализа, направленного на выявление внутренних ресурсов и внешних возможностей организации, позволяющего осуществлять оценку текущего состояния производственных, сбытовых и управленческих процессов, выявлять стратегические проблемы в функционировании экономического субъекта. Перерабатывающие производства, имеющие достаточно высокий ресурсоемкий и трудоемкий характер, требуют проведения контрольно-аналитических процедур по отношению к осуществляемым бизнес-процессам и отдельным категориям работников, направленных на повышение качественной составляющей управленческих процессов. В результате исследования был проведен анализ теоретической и практической изученности проблемы в части реализации управленческого анализа, составлена сравнительная характеристика финансового и управленческого анализа в части таких признаков, как цель анализа, объект, субъект, информационная база, пользователи информации и т.д. Идентифицированы информационные потоки, формируемые в системе управленческого учета и служащие основой для проведения управленческого анализа. Выявлена целесообразность применения ключевых показателей эффективности деятельности (KPI) структурных подразделений и отдельных категорий работников, так как показатели KPI выступают индикатором эффективности и успешности выполнения поставленных целей. Сформированы ключевые показатели эффективности деятельности перерабатывающих организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в сфере строительства котлов для центрального и автономного отопления с последующим массовым производством и реализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF KPI INDICATORS IN THE MANAGEMENT ANALYSIS SYSTEM AS EXEMPLIFIED BY INDUSTRIAL PRODUCTION

To increase competitiveness, management of an economic entity in conditions of high competition and economic instability requires the formation of an analytical base for making effective and economically sound decisions. In this connection, management analysis aimed at identifying internal resources and external capabilities of the organization becomes especially relevant, as it allows assessing the current state of production, sales and management processes, and identifying strategic problems in the functioning of an economic entity. Industrial production, which is quite resource- and labor-intensive, requires targeted control and analytical procedures, namely, a comprehensive study of the activities of structural divisions that perform various functions, aimed at improving the quality component of management processes. The study involved the analysis of theoretical and practical knowledge of the management analysis methods, comparative assessment of financial and management analysis, in terms of their purpose, subject, data base, information user, etc. The authors have identified information flows generated in the system of management accounting and serving as the basis for conducting the management review. The expediency of using key performance indicators (KPIs) of structural divisions and individual categories of emploees has been proved, since KPIs indicate the effectiveness and acual degree of achieving the goals set. The study helped form key performance indicators of industrial organizations engaged in research activities in the field of heat power engineering (the manufacturing of central heating boilers) to ensure their subsequent mass production and sale.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ KPI В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА (НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ)»

ЭКОНОМИКА

УДК 657.478.8 Известия ТСХА, выпуск 4, 2020

БОТ 10.26897/0021-342X-2020-4-91-103

ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КР1 В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА (НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ)

А.Н. БОБРЫШЕВ, А.М. СЕРДЮКОВ (Ставропольский государственный аграрный университет)

Управление экономическим субъектом в условиях высокой конкуренции и экономической нестабильности в целях повышения его конкурентоспособности вызывает необходимость применения аналитических инструментов для принятия эффективных и экономически обоснованных решений. В связи с этим становится актуальным применение управленческого анализа, направленного на выявление внутренних ресурсов и внешних возможностей организации, позволяющего осуществлять оценку текущего состояния производственных, сбытовых и управленческих процессов, выявлять стратегические проблемы в функционировании экономического субъекта. Перерабатывающие производства, имеющие достаточно высокий ресурсоемкий и трудоемкий характер, требуют проведения контрольно-аналитических процедур по отношению к осуществляемым бизнес-процессам и отдельным категориям работников, направленных на повышение качественной составляющей управленческих процессов. В результате исследования был проведен анализ теоретической и практической изученности проблемы в части реализации управленческого анализа, составлена сравнительная характеристика финансового и управленческого анализа в части таких признаков, как цель анализа, объект, субъект, информационная база, пользователи информации и т.д. Идентифицированы информационные потоки, формируемые в системе управленческого учета и служащие основой для проведения управленческого анализа. Выявлена целесообразность применения ключевых показателей эффективности деятельности (КР1) структурных подразделений и отдельных категорий работников, так как показатели КР1 выступают индикатором эффективности и успешности выполнения поставленных целей. Сформированы ключевые показатели эффективности деятельности перерабатывающих организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в сфере строительства котлов для центрального и автономного отопления с последующим массовым производством и реализацией.

Ключевые слова: управленческий анализ, управленческий учет, ключевые показатели эффективности деятельности, КР1, финансовый анализ, информационный поток, аналитическая деятельность.

Введение

Научный интерес к управленческому анализу обоснован высокой степенью эффективности применения его инструментов в практической деятельности экономических субъектов, а именно созданием аналитической базы для принятия управленческих решений, направленных на выявление резервов производственных мощностей, финансовых и трудовых ресурсов. Ориентированность управленческого учета преимущественно на внутренних пользователей позволяет применять

методики и технологии аналитической обработки и интерпретации информации, оптимальные для определенных видов деятельности. В таблице 1 представлены подходы к содержанию экономической категории «Управленческий анализ» в трудах ученых-экономистов.

Таблица 1

Трактовки категории «Управленческий анализ»

Автор Содержание категории

С.А. Бороненкова, М.В. Мельник [1] Управленческий анализ призван решать вопросы формирования затрат, эффективности использования ресурсов, а также производства и реализации продукции. Управленческий анализ сопровождает управленческий учет, базируется на его информации, обеспечивая принятие управленческих решений

О.Н. Волкова [4] Специальный раздел экономической науки и практики, целью которого является обработка и предоставление информации в систему принятия управленческий решений организации

Н.П. Любушин [8] Составная часть управленческого учета, то есть информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства организации необходимыми данными для подготовки управленческих решений

В.А. Константинов, И.А. Коростелкина, Л.В. Попова [11] Управленческий анализ необходимо рассматривать как промежуточный этап управления организацией. Объектом анализа является прошлая и будущая деятельность сегментов бизнесов, информационной базой -данные, собранные в системе управленческого учета. В их число входят также сведения, аккумулированные в других блоках управленческого учета: сегментарном учете, отчетности и планировании

Г В. Савицкая [15] Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования технологии и организации производства; он носит оперативный характер и является коммерческой тайной

Согласно сформулированной проблеме целью исследования является изучение аналитических инструментов, применяемых в перерабатывающих производствах для осуществления управленческого анализа производственной, сбытовой и других видов деятельности, выявление наиболее приоритетных методик и технологий, а также их адаптация к условиям хозяйствования экономических субъектов, обозначенных выше.

В качестве дополняющих и конкретизирующих цель работы задач исследования выделены следующие:

- Привести сравнительную характеристику управленческого и финансового анализа для разграничения области их применения и соответственно результатов функционирования, что позволит определить наиболее эффективные инструменты для внутреннего (управленческого) анализа.

- Определить взаимосвязь управленческого учета и анализа как ключевых составляющих внутренней информационной среды экономических субъектов для установления потоков информации, аккумулирующихся в одной системе и обрабатывающихся в другой, но при этом необходимых для принятия управленческих решений.

- Проанализировать взгляды на процесс формирования и функционирования системы ключевых показателей эффективности деятельности (КР1) отечественных ученых и на их основе сформулировать подход к внедрению в практическую деятельность экономического субъекта КР1.

- Адаптировать и систематизировать показатели КР1 для организаций, осуществляющих строительство котлов для центрального и автономного отопления, применительно к отдельным структурным подразделениям и категориям работников.

Методика исследования

В статье анализируются проблемные аспекты аналитического обеспечения деятельности перерабатывающих организаций, а именно реализация функций управленческого анализа. В качестве объекта исследования рассматриваются экономические субъекты, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность в сфере строительства котлов для центрального и автономного отопления с последующим массовым производством и реализацией. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области управленческого анализа и системы ключевых показателей (КР1), тематические публикации в периодической печати. Исследование выполнено в рамках системного подхода. В качестве основных были использованы сравнительный и монографический методы, а также общенаучные методы - такие, как синтез, анализ, аналогия и др.

Результаты и их обсуждение

Управленческий анализ характеризуется рядом отличительных признаков, выявление и четкая формулировка которых необходимы для дальнейшего изучения функционирования, внедрения в практическую деятельность, модернизацию и адаптацию аналитических инструментов. В таблице 2 содержится характеристика управленческого анализа в сопоставлении с финансовым анализом.

В соответствии с таблицей 2 можно говорить о том, что управленческий анализ носит внутренний характер, то есть предназначен для разработки стратегии управления экономическим субъектом и координацией деятельности его структурных подразделений, а также центров финансовой ответственности. В связи с этим аналитические данные, аккумулируемые субъектами управленческого анализа, являются конфиденциальными и способствуют повышению эффективности деятельности в целом.

Проведение управленческого анализа невозможно без соответствующей информационной базы, формируемой не только из регламентированной бухгалтерской отчетности, но и из управленческой отчетности и других источников, то есть данные, формируемые управленческим учетом и группируемые в информационные потоки, возникают в результате регистрации и обобщения первичных данных на соответствующих счетах, впоследствии систематизируются и представляются в форме управленческой отчетности с периодичностью и степенью детализации, необходимыми для управленческого персонала (рис. 1).

Применение управленческого анализа обосновывается достижением разработанной стратегии функционирования экономического субъекта, а именно формированием аналитических данных для осуществления оперативного мониторинга и контроля всех направлений деятельности. Однако для повышения конкурентоспособности управленческому персоналу организации необходимо применять целевой подход в управлении, то есть принимать решения, способствующие реализации четко определенных целей. При этом оценка достижения поставленных целей и комплекса

действий, предшествующего этому, становится приоритетным направлением учет-но-аналитической деятельности. Управленческий анализ способен реализовывать множество методик: от классических до инновационных, но в данной ситуации оптимальным становится применение системы ключевых показателей (КР1). Рассмотрим трактовку данной экономической категории в трудах ученых-экономистов (табл. 3).

Таблица 2

Сравнительная характеристика управленческого и финансового анализа

Классификационные признаки Управленческий анализ Финансовый анализ

Цель анализа Оценка внутренней среды экономического субъекта (себестоимости продукции, финансовых результатов, оборотных и внеоборотных средств), маркетинговые исследования Изучение общего финансового положения, платежеспособности, финансовой устойчивости на основании системы показателей

Объект анализа Подразделения организации, центры финансовой ответственности, бизнес-процессы, отдельные сотрудники Экономический субъект как целостная единица

Субъект анализа Сотрудники учетно-аналитиче-ской, экономической, финансовой служб Аналитики сторонних организаций, кредитные организации и др.

Пользователи информации Управленческий персонал организации (внутренние пользователи) Инвесторы, кредитные организации, контрагенты, руководство (внешние и внутренние пользователи)

Информационная база Бухгалтерская и управленческая отчетность, а также другая информация, способствующая достижению целей анализа Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Единицы измерения показателей анализа Натуральная и денежная формы Денежная форма

Доступность аналитических данных Конфиденциальный характер Открытый доступ

Надежность информации Субъективный характер, обоснованный индивидуальным подходом к проведению анализа Достоверный характер, подтвержденный ревизионной или аудиторской группами

В соответствии с таблицей 3 можно говорить о том, что ключевые показатели эффективности ориентированы на определение уровня достижения поставленных целей перед отдельными подразделениями и сотрудниками, а также на повышение мотивации персонала в результате количественного измерения результатов работы с последующей увязкой с заработной платой. С помощью данного подхода устанавливается взаимосвязь между тактикой и стратегией деятельности, оперативным и долгосрочным контролем, общим результатом деятельности и конкретными исполнителями.

л-

Управленческий учет

о

Регистрация и обобщение первичных данных

Яг о г л/- л N

Счета 01,02, 03,04, 05, 04, 07, 08, субсчета, открытые к ним, свободные позиции плана счетов

Счета 10,41,43 и др. субсчета, открытые к

ним, свободные позиции плана счетов

Счета 20,23,25,26,29 идр. субсчета, открытые к

ним, свободные позиции плана счетов

Счета 90,91,99 идр. субсчета, открытые к

ним, свободные позиции плана счетов

о О * л

\ \ Управленческая отчетность

Анализ внеоборотных активов

Анализ оборотных активов

Анализ себестоимости

Анализ финансовых результатов

О

Управленческий анализ

Рис. 1. Взаимосвязь управленческого учета и анализа

Таблица 3

Содержание категории «Ключевые показатели эффективности (KPI)»

Автор Содержание категории

Д. Ткалич [14] КР1 - финансовая и нефинансовая система оценивания, которая помогает компании установить достижение стратегических и тактических (операционных) целей. Их применение дает компании возможность оценить свое положение и помочь в оценке осуществления стратегии

Н. Береза [14] КР1 - комплекс показателей, при помощи которого руководители проводят оценку собственных работников. Она обладает множеством общего с традиционным плановым подходом, а единственным основательным отличием является то, что показатели функционирования каждого работника «привязывают» к коллективным КР1 всей организации - таким, как прибыль, рентабельность или капитализация. Цель системы - сформировать такую ситуацию, чтобы деятельность работников из разнообразных служб не была двойственной и не замедляла функционирование сотрудников из иных подразделений

А. Гаврилюк [14] Ключевой показатель эффективности - среднее значение, или коэффициент, характеризующий эффективность достижения определенной цели

Т. Лобанова [14] КР1 - это данные, по которым оцениваются результативность и эффективность действий персонала, процессов и функций управления компанией, эффективность конкретной производственной, технологической и иной деятельности. Ключевые показатели эффективности позволяют осуществлять контроль деловой активности сотрудников компании в целом в режиме реального времени

В основе метода КР1 лежат несколько ключевых принципов, а именно:

- Принцип управляемости и контролируемости. Подразделению, ответственному за определенный показатель, должны быть выделены необходимые ресурсы на управление им, и полученный результат может быть проконтролирован.

- Принцип партнерства. Для успешного решения задачи повышения производительности требуется установление эффективного партнерства между всеми заинтересованными лицами.

- Принцип перенесения усилий на главные направления. Для повышения производительности труда требуются расширение полномочий сотрудников организации, повышение квалификации персонала, проведение тренингов, эффективное взаимодействие подразделений компании.

- Принцип интеграции процессов оценки показателей, отчетности и повышения производительности. Должна быть создана интегрированная схема оценки показателей и отчетности, стимулирующая конкретные действия сотрудников компании. Для этого следует регулярно проводить совещания, которые по срокам зависят от сложности решаемых вопросов.

Рассмотрим пример системы показателей эффективности в сфере строительства котлов для центрального и автономного отопления (табл. 4). В соответствии с организационной структурой экономического субъекта, функционирующего в данной сфере, разработаны показатели КР1 для отдельных категорий работников. Перед отделом производства поставлены цели производства продукции в соответствии с заключенными договорами при минимизации затрат в пределах, не влияющих на качество продукции, сокращение брака в производстве. Отдел продаж предлагается оценивать по критерию привлечения покупателей, выручки, а также по количеству и стоимостной оценке нереализованной продукции. Ввиду специфики деятельности присутствует должность инженера-конструктора с такими показателями эффективности деятельности, как модели, принятые в массовое производство и не подлежащие реализации. Организация осуществляет разработку уникальных моделей теплоэнергетического оборудования, в связи с чем возникает необходимость получения патентов на полезные модели. Ответственным за эту процедуру является юрист, оцениваемый по данному показателю. В хозяйствующем субъекте представлены и другие категории сотрудников, показатели оценки деятельности которых приведены в таблице 4.

Кроме определения ключевых показателей эффективности отдельных категорий работников, целесообразным является установление КР1 бизнес-процессов, что позволит не только контролировать деятельность экономического субъекта, но и осуществлять процесс планирования наиболее эффективным образом. Показатели КР1 благодаря адресности своей оценки способствуют отражению реальной ситуации в хозяйствующем субъекте в текущем периоде с последующей координацией и модернизацией процесса планирования. При разработке показателей необходимо соблюдать баланс, то есть определять количество показателей, достаточное для оценки результатов осуществления бизнес-процессов. Каждый из показателей должен иметь количественное измерение, а также затраты трудовых и временных ресурсов на расчет КР1 должны быть сопоставимы с экономическим эффектом от полученной информации. Виды КР1 бизнес-процессов отражены в таблице 5.

В соответствии с таблицей 5 каждый бизнес-процесс может быть подвержен оценке системой ключевых показателей эффективности (КР1) по следующим направлениям: КР1 результата, КР1 затрат, КР1 производительности, КР1 эффективности. Данные показатели способствуют комплексной диагностике эффективности, целесообразности и оптимальности осуществления определенных бизнес-процессов.

Таблица 4

Ключевые показатели эффективности (КР1) применительно к промышленному производству теплоэнергетического оборудования

Должность Показатель Единица измерения

Начальник отдела производства Затраты тыс. руб.

Незавершенное производство тыс. руб.

Брак в производстве тыс. руб., ед. продукции

Сотрудник отдела производства Произведенная продукция ед. продукции

Брак в производстве тыс. руб., ед. продукции

Инженер-конструктор Разработанные модели, принятые в производство ед. продукции

Разработанные модели, не прошедшие апробацию ед. продукции

Начальник отдела продаж Выручка тыс. руб.

Прибыль от продаж тыс. руб.

Нереализованная продукция тыс. руб., ед. продукции

Сотрудник отдела продаж Привлеченные контрагенты количество контрагентов

Выручка тыс. руб.

Заведующий складом Обеспеченность запасами текущего производства ед. продукции

Своевременность реализации продукции ед. времени

Главный бухгалтер Отсутствие штрафных санкций тыс. руб.

Юрист Запатентованные модели количество патентов

Интернет-маркетолог Посещение сайта численность посетителей сайта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производственные процессы являются основными для большинства сфер деятельности, так как осуществляют выпуск продукции для дальнейшей реализации с целью извлечения прибыли, что является целью создания всех коммерческих организаций. Особенно актуальным становится выявление целей, ответственных лиц и количественных результатов бизнес-процессов в хозяйствующем субъекте, осуществляющем научно-исследовательскую деятельность с последующей апробацией и запуском в массовое производство моделей котлов. В таблице 6 представлена система показателей (KPI) бизнес-процесса «Производство» экономического субъекта, осуществляющего перерабатывающее производство в сфере строительства котлов для центрального и автономного отопления.

Таблица 5

Виды ключевых показателей эффективности (KPI) бизнес-процессов

Вид показателя Сущность Назначение

КР1 результата Мониторинг итогов осуществления бизнес-процесса в соответствии с установленной целью Структурированная количественная оценка результатов бизнес-процесса

КР1 затрат Изучение понесенных затрат по видам для определения ресур-соемкости бизнес-процесса Выявление затрат в денежной и натуральной оценках (в случае с материальными ресурсами)

КР1 производительности Оценка целесообразности расходования временных ресурсов на осуществление бизнес-процессов Установление соотношения между результатом и временем, затраченным на его получение

КР1 эффективности Определение экономического эффекта от осуществленного бизнес-процесса Выявление соотношения полученного результата к затратам ресурсов

Таблица 6

Система ключевых показателей эффективности (KPI) бизнес-процесса

«Производство»

Показатель Способ расчета Пример расчета

а т а ать Прирост выпуска продукции от планового показателя (ДQп) ДQп = ^1/Зп-1) ■ 100, %; Q1 = фактический выпуск продукции, шт.; Qп = плановый выпуск продукции, шт. ДЭп = (1153/1000 - 1) х х 100 = 15,3%

льу з е р о! Прирост выпуска продукции от базисного периода (ДЭб) ДQб = (31/30-1) ■ 100, %; Q1 = фактический выпуск продукции, шт.; 30 = выпуск продукции в предшествующем или др. периодах (базисном), шт. ДЭб = (1153/1094 - 1) х х 100 = 5,3%

Экономия (перерасход) затрат на оплату труда (Зот) Зот = (0Т1/0Т0-1) ■ 100, %; ОТ1 = оплата труда, фактически выплаченная, руб.; ОТ0 = плановый показатель оплаты труда, руб. Зот = (3282/3719,4 - 1) х х 100 = -11,75% (экономия). *Показатель рассчитан на единицу продукции

КР1 затрат Экономия (перерасход) затрат отчислений на социальные нужды (Зсн) Зсн = (СН1/СН0-1) ■ 100, %; СН1 = оплата труда, фактически выплаченная, тыс. руб.; СН0 = плановый показатель оплаты труда, руб. Зсн = (984,60/1115,82 - 1) х х 100 = -11,75% (экономия). *Показатель рассчитан на единицу продукции

Экономия (перерасход) материальных затрат (Зм) Зм = (М1/М0-1) ■ 100, %; М1 = оплата труда, фактически выплаченная, тыс. руб.; М0 = плановый показатель оплаты труда, руб. Зм = (13723,4415/14819,3 - 1) х х 100 = -7,39% (экономия). *Показатель рассчитан на единицу продукции

Окончание табл. 62

Показатель Способ расчета Пример расчета

Экономия (перерасход) затрат на содержание основных средств (Зос) Зос = (001/000-1) ■ 100, %; 0С1 = оплата труда, фактически выплаченная, тыс. руб.; ООО = плановый показатель оплаты труда, руб. Зос = (357,64/351,89 - 1) * х 100 = 1,63% (перерасход). *Показатель рассчитан на единицу продукции

Экономия (пере-расход)прочих затрат (Зпр) Зпр = (ПР1/ПР0-1) ■ 100, %; ПР1 = оплата труда, фактически выплаченная, тыс. руб.; ПР0 = плановый показатель оплаты труда, руб. Зпр = (241,1 / 232,4 - 1) * * 100 = 3,74% (перерасход). *Показатель рассчитан на единицу продукции

КР1 производительности Выработка (В) В = Q / Т; Q - объем произведенной продукции, шт.; Т - количество рабочего времени, затраченное на производство продукции, чел.-час В = 1153/11856 = 0,09

Трудоемкость (Тр) Тр = Т / Q; Т - количество рабочего времени, затраченное на производство продукции, чел.-час.; Q - объем произведенной продукции, шт. Тр = 11856/1153 = 10,28

КР1 эффективности Агрегированная эффективность производства(Е) Е = Q / (Р+М+А); Q - объем произведенной продукции, тыс. руб.; Р - затраты рабочей силы, тыс. руб.; М - затраты материалов, тыс. руб.; А - затраты внеоборотных активов, тыс. руб. Е = 144 125/(3784,14 + + 15823,12 + 412,35) = 7,19

Рентабельность производства(Р) Р = П/ВА + ОА; П = прибыль, тыс. руб.; ВА = среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс. руб.; ОА = оборотные активы, тыс. руб. Р = 122 692,19/(16484 + + 22771) = 5,38

Доля прироста продукции за счет интенсификации производства (Д) Д = ДР^ ■ 100; ДР - прирост применяемых ресурсов за определенный период (расчетный год), %; ДQ - прирост объема производства продукции за тот же период (год), % Д = 5,3/78,42 * 100 = 6,75%

Выводы

Полученные результаты проведенной работы соответствуют цели и задачам исследования, имеют теоретическую и практическую значимость. Рассмотрены трактовки категорий «Управленческий анализ» и «Ключевые показатели эффективности (KPI)», в связи с чем можно говорить о том, что система KPI способствует

детализации стратегических целей хозяйствующего субъекта до уровня сотрудника. Приведена сравнительная характеристика управленческого и финансового анализа, в результате чего определена ориентированность управленческого анализа на внутренних пользователей, финансового анализа - на внешних пользователей. Выявлена взаимосвязь управленческого учета и анализа, проявляющаяся в формировании информационной базы с помощью учета для проведения последующего анализа. Составлены показатели эффективности деятельности KPI для различных категорий сотрудников организаций, осуществляющих перерабатывающее производство.

Библиографический список

1. Бороненкова С.А. Комплексный экономический анализ в управлении предприятием: Учебное пособие / С.А. Бороненкова, М.В. Мельник. - М.: Форум, 2016. -352 с.

2. Булгакова С.В. Управленческий учет в оценке эффективности экономического субъекта и процессов деятельности / С.В. Булгакова, Н.В. Коротаева // Современная экономика: проблемы и решения. - 2017. - № 3 (87). - С. 152-168.

3. Булгакова С.В. Моделирование финансовых показателей в стратегическом управленческом учете / С.В. Булгакова // Анализ, моделирование и прогнозирование экономических процессов: Материалы V Международной научно-практической интернет-конференции / Под ред. Л.Ю. Богачковой, В.В. Давниса. - 2013. -С.41-43.

4. Волкова О.Н. Управленческий учет: Учебник и практикум / О.Н. Волкова. -М.: Юрайт, 2019. - 461 с.

5. Ендовицкий Д.А. Экономический анализ эффективности использования ресурсов медицинских организаций на основе выполнения показателей использования коечного фонда / Д.А. Ендовицкий, С.В. Головин, А.В. Чуриков // Современная экономика: проблемы и решения. - 2020. - № 1 (121). - С. 77-86.

6. Ендовицкий Д.А. Анализ влияния идеи корпоративной устойчивости на современную практику внутреннего контроля корпораций / Д.А. Ендовиц-кий, М.В. Панкратова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2018. -№ 3 (99). - С. 49-64.

7. Иванова К.А. Взаимосвязь управленческого и финансового анализа на предприятии / К.А. Иванова, И.И. Максимова // Вестник современных исследований. -2018. - № 6.4 (21). - С. 151-153.

8. Константинов В.А. Управленческий учет и анализ с практическими примерами / В.А. Константинов, И.А. Коростелкина, Л.В. Попова. - М.: Дело и сервис, 2017. - 176 с.

9. Коробейникова Е.В. Разработка матрицы ключевых показателей эффективности (KPI) / Е.В. Коробейникова, Ю.А. Масаев, В.Ю. Масаев // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2015. - № 6 (112). - С. 216-222.

10. Костюкова Е.И. Управленческий учет в условиях применения концепции жизненного цикла продукции / Е.И. Костюкова, А.В. Фролов, Е.А. Медведева // Современная экономика: проблемы и решения. - 2020. - № 1 (121). - С. 118-125.

11. Лубков В.А. KPI как инструмент мотивации персонала / В.А. Лубков, Т.А. Бузина // Финансовый вестник. - 2016. - № 4 (35). - С. 31-34.

12. Любушин Н.П. Экономический анализ устойчивого развития субъектов хозяйствования в условиях цикличности / Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева, А.И. Лы-лов // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - Т. 17. - № 1 (472). - С. 4-17.

13. Попова Л. В. Развитие инструментария управленческого учета и управленческого анализа / Л.В. Попова, Г.И. Жабер, В.В. Крылова // Управленческий учет. -

2018. - № 11. - С. 36-48.

14. Пряничникова А.К. Анализ отклонений как инструмент контроллинга / А.К. Пряничникова, М.А. Вахрушина // Современные системы финансового и управленческого учета: от теории к практике: Сборник научных студенческих статей. - М., 2017.- С. 114-120.

15. Руденко Л.Г. Сущность KPI и его роль в управлении предприятием / Л.Г. Ру-денко, Н.П. Дегтярь // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. - Серия 1 «Экономика и управление». - 2017. - № 2 (21). - С. 50-54.

16. Савицкая Г.В. Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2018. - 217 с.

17. Садыкова Р.Р. Применение системы KPI для мотивации и оценки сотрудников / Р.Р. Садыкова, А.А. Галимова // Экономика и предпринимательство. - 2016. -№ 8 (73). - С. 1010-1013.

18. Сытник О.Е. Учетное поле экономического субъекта - видение будущего / О.Е. Сытник, А.В. Фролов // Вестник Чеченского государственного университета. -

2019. - Т. 36. - № 4. - С. 29-35.

19. Чепсина А.В. Генерация KPI как основа программно-целевого метода в системе стейкхолдер-менеджмента / А.В. Чепсина // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3 (56). - С. 595-597.

APPLICATION OF KPI INDICATORS IN THE MANAGEMENT ANALYSIS SYSTEM AS EXEMPLIFIED BY INDUSTRIAL PRODUCTION

A.N. BOBRYSHEV, A.M. SERDYUKOV (Stavropol State Agrarian University)

To increase competitiveness, management of an economic entity in conditions of high competition and economic instability requires the formation of an analytical base for making effective and economically sound decisions. In this connection, management analysis aimed at identifying internal resources and external capabilities of the organization becomes especially relevant, as it allows assessing the current state of production, sales and management processes, and identifying strategic problems in the functioning of an economic entity. Industrial production, which is quite resource- and labor-intensive, requires targeted control and analytical procedures, namely, a comprehensive study of the activities of structural divisions that perform various functions, aimed at improving the quality component of management processes. The study involved the analysis of theoretical and practical knowledge of the management analysis methods, comparative assessment of financial and management analysis, in terms of their purpose, subject, data base, information user, etc. The authors have identified information flows generated in the system of management accounting and serving as the basis for conducting the management review. The expediency of using key performance indicators (KPIs) of structural divisions and individual categories of emploees has been proved, since KPIs indicate the effectiveness and acual degree of achieving the goals set. The study helped form key performance indicators of industrial organizations engaged in research activities in the field of heat power engineering (the manufacturing of central heating boilers) to ensure their subsequent mass production and sale.

Key words: management analysis, management accounting, key performance indicators (KPIs), financial analysis, information flow, analytical activities.

References

1. Boronenkova S.A., MelnikM.V. Kompleksnyy ekonomicheskiy analiz v upravle-nii predpriyatiem. Uchebnoe posobie [Complex economic analysis in enterprise management. Study manual] / M.: Forum. 2016: 352. (In Rus.)

2. Bulgakova S.V., Korotaeva N.V. Upravlencheskiy uchet v otsenke effektivnosti ekonomicheskogo sub"ekta i protsessov deyatel'nosti [Managerial accounting in assessing the effectiveness of an economic entity and business processes]// Sovremennaya ekonomi-ka: problemy i resheniya. 2017; 3 (87): 152-168. (In Rus.)

3. Bulgakova S.V Modelirovanie finansovykh pokazateley v strategicheskom uprav-lencheskom uchete [Modeling of financial indicators in strategic management accounting] // In: Analiz, modelirovanie i prognozirovanie ekonomicheskikh protsessov Materia-ly V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy Internet-konferentsii. Ed. by L.Yu. Bogach-kova V.V. Davnis. 2013: 41-43. (In Rus.)

4. Volkova O.N. Upravlencheskiy uchet. Uchebnik i praktikum [Managerial accounting. Study manual and practical training guide] / M.: Yurayt, 2019: 461. (In Rus.)

5. Endovitskiy D.A., Golovin S.V, Churikov A.V. Ekonomicheskiy analiz effek-tivnosti ispol'zovaniya resursov meditsinskikh organizatsiy na osnove vypolneniya po-kazateley ispol'zovaniya koechnogo fonda [Economic analysis of the resource efficiency of medical organizations based on the utilization of hospital beds] // Sovremennaya eko-nomika: problemy i resheniya. 2020; 1 (121): 77-86. (In Rus.)

6. Endovitskiy D.A., Pankratova M.V. Analiz vliyaniya idei korporativnoy ustoychi-vosti na sovremennuyu praktiku vnutrennego kontrolya korporatsiy [Analysis of the impact of the corporate stability idea on the modern practice of the internal control of corporations] // Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. 2018; 3 (99): 49-64. (In Rus.)

7. Ivanova K.A., Maksimova I.I. Vzaimosvyaz' upravlencheskogo i finansovogo analiza na predpriyatii [Interrelation of managerial and financial analysis at an enterprise] // Vestnik sovremennykh issledovaniy. 2018; 6.4 (21): 151-153. (In Rus.)

8. Konstantinov V.A., KorostelkinaI.A., PopovaL.V. Upravlencheskiy uchet i analiz s prakticheskimi primerami [Managerial accounting and analysis with practical case study] / M.: Delo i servis. 2017: 176. (In Rus.)

9. Korobeynikova E.V., Masaev Yu.A., Masaev V.Yu. Razrabotka matritsy kly-uchevykh pokazateley effektivnosti (KPI) [Development of the matrix of key performance indicators (KPIs)] // Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2015; 6 (112): 216-222. (In Rus.)

10. Kostyukova E.I., Frolov A.V., Medvedeva E.A. Upravlencheskiy uchet v us-loviyakh primeneniya kontseptsii zhiznennogo tsikla produktsii [Managerial accounting considered in terms of the concept of a product life cycle] // Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. 2020; 1 (121): 118-125. (In Rus.)

11. Lubkov V.A., Buzina T.A. KPI kak instrument motivatsii personala [KPIs as a tool for personnel motivation] // Finansoviy vestnik. 2016; 4 (35): 31-34. (In Rus.)

12. Lyubushin N.P., Babicheva N.E., Lylov A.I. Ekonomicheskiy analiz ustoychivo-go razvitiya sub"ektov khozyaystvovaniya v usloviyakh tsiklichnosti [Economic analysis of the sustainable development of economic entities in cyclical conditions] // Ekonomi-cheskiy analiz: teoriya i praktika. 2018; 17; 1 (472): 4-17.

13. Popova L.V., Zhaber G.I., Krylova V.V. Razvitie instrumentariya upravlenchesk-ogo ucheta i upravlencheskogo analiza [Development of tools for management accounting and management analysis] // Upravlencheskiy uchet. 2018; 11: 36-48. (In Rus.)

14. PryanichnikovaA.K., VakhrushinaM.A. Analiz otkloneniy kak instrument kontrollinga [Analysis of deviations as a controlling tool] // In: Sovremennye sistemy

finansovogo i upravlencheskogo ucheta: ot teorii k praktike. Sbornik nauchnykh stu-dencheskikh statey. Moskva, 2017: 114-120. (In Rus.)

15. Rudenko L.G., Degtyar', N.P. Sushchnost' KPI i ego rol' v upravlenii predpriyat-iem [KPI analysis and its role in enterprise management] // Vestnik Moskovskogo univer-siteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. 2017; 2 (21): 50-54. (In Rus.)

16. Savitskaya G.V. Teoreticheskie osnovy analiza khozyaystvennoy deyatel'nosti. Uchebnoe posobie [Theoretical fundamentals of economic activity analysis. Study manual] / M.: Infra-M, 2018: 217. (In Rus.)

17. Sadykova R.R., Galimova A.A. Primenenie sistemy KPI dlya motivatsii i ot-senki sotrudnikov [Application of the KPI system for personnel motivation and evaluation] // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016; 8 (73): 1010-1013. (In Rus.)

18. Sytnik O.E., Frolov A.V. Uchetnoe pole ekonomicheskogo sub"ekta - videnie bu-dushchego [Accounting field of an economic entity - some forecasts for the future] // Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; 36; 4: 29-35. (In Rus.)

19. Chepsina A.V Generatsiya KPI kak osnova programmno-tselevogo metoda v sisteme steykkholder-menedzhmenta [Generation of KPI as the basis of the program-target method in the system of stakeholder management] // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015; 3 (56): 595-597. (In Rus.)

Бобрышев Алексей Николаевич, профессор кафедры бухгалтерского управленческого учета, доктор экономических наук, Ставропольский государственный аграрный университет (355017, г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, 12; е-mail: bobrishevaleksey@yandex.ru; тел.: (8652) 35-75-87).

Сердюков Алексей Максимович, аспирант кафедры бухгалтерского управленческого учета, Ставропольский государственный аграрный университет (355017, г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, 12).

Aleksei N. Bobryshev, Professor, the Department of Management Accounting, DSc (Econ), Stavropol State Agrarian University. 355017, Stavropol, 12, Zootekhnicheskiy Lane; e-mail: bobrishevaleksey@yandex.ru; phone: (8652) 35-75-87

Aleksei M. Serdyukov, post-graduate student, the Department of Management Accounting, Stavropol State Agrarian University. 355017, Stavropol, 12, Zootekhnicheskiy Lane.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.