Научная статья на тему 'Применение показателей качества жизни студентов медицинского университета для диагностики нарушений здоровья'

Применение показателей качества жизни студентов медицинского университета для диагностики нарушений здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
194
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ОПРОСНИК SF 36 / SF 36 QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зулькарнаев Т.Р., Лукманова А.И., Поварго Е.А., Зулькарнаева А.Т.

Обследовано 524 студента в возрасте 17-23 лет Башкирского государственного медицинского университета. Качество жизни оценивалось с помощью русскоязычной версии международного стандартизированного опросника SF36. Выявлены различия среди студентов по полу и возрастным группам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зулькарнаев Т.Р., Лукманова А.И., Поварго Е.А., Зулькарнаева А.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INDICATORS OF MEDICAL STUDENTS QUALITY OF LIFE TO DIAGNOSE ILL HEALTH

Five hundred and twenty four students aged 17-23 years studying at Bashkirian State Medical University were examined. The quality of life was assessed using the Russian version of the international standard SF36 questionnaires. The differences in terms of sex and age groups were detected among students

Текст научной работы на тему «Применение показателей качества жизни студентов медицинского университета для диагностики нарушений здоровья»

УДК 613.955

ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ Т.Р. Зулькарнаев, А.И. Лукманова, Е.А. Поварго, А.Т. Зулькарнаева

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа, Россия

Обследовано 524 студента в возрасте 17-23 лет Башкирского государственного медицинского университета. Качество жизни оценивалось с помощью русскоязычной версии международного стандартизированного опросника SF- 36. Выявлены различия среди студентов по полу и возрастным группам. Ключевые слова: студенты, качество жизни, опросник SF - 36

THE USE OF INDICATORS OF MEDICAL STUDENTS QUALITY OF LIFE TO DIAGNOSE ILL HEALTH T.R. Zulkarnayev, A.I. Lukmanova, E.A. Povargo, A.T. Zulkarnayeva

Bashkirian State Medical University, Ufa, Russia

Five hundred and twenty four students aged 17-23 years studying at Bashkirian State Medical University were examined. The quality of life was assessed using the Russian version of the international standard SF- 36 questionnaires. The differences in terms of sex and age groups were detected among students

Key words: students, quality of life, SF - 36 questionnaire

Реформирование образовательной системы в высшей школе, интенсификация учебной деятельности и переход от традиционных форм организации учебного процесса к инновационным технологиям существенным образом повышают требования к состоянию здоровья студентов [1,2,8]. Результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД, проводимых с целью определения современных тенденций в динамике состояния здоровья молодежи на протяжении последних 15 лет, показали увеличение заболеваемости в данной популяции, а также снижение уровня физического развития, изменение структуры выявленной патологии за счет роста частоты социально значимых болезней [3]. Вместе с тем, в современных условиях общепринятые показатели заболеваемости, инвалидности, смертности и физического развития населения не в полной мере характеризуют состояние здоровья населения, особенно здоровье здоровых. Методология исследования качества жизни открывает уникальные возможности измерения ключевых составляющих здоровья человека: физического, психологического и социального функционирования на основе его субъективного восприятия [2]. Сферы применения исследования качества жизни в практике здравоохранения достаточно обширны, в том числе проведение медико-социальных популяционных исследований с выделением групп

риска, а также обеспечение динамического наблюдения за ними и оценки эффективности профилактических программ [4,5,6,7].

Целью нашей работы была выявить региональные особенности формирования здоровья учащейся молодёжи г. Уфы на примере студентов медицинского университета. Качество жизни было изучено у 524 студентов (375 девушек и 149 юношей). Исследование проводили по общепринятой методике с применением опросника SF - 36 путем анализа физического и психического компонентов здоровья в баллах. Физический компонент здоровья включает в себя следующие показатели: физическое функционирование (ФФ), ролевое физическое функционирование (РФФ), боль (Б), общее здоровье (ОЗ). Психический компонент здоровья определяли по таким показателям как, социальное функционирование (СФ), ролевое эмоциональное функционирование (РЭФ), психическое здоровье (ПЗ). Проведен анализ показателей качества жизни у студентов, обучающихся на первом, третьем и шестом курсах вуза, а также дана сравнительная оценка результатов с материалами по качеству жизни населения г. Санкт-Петербурга в возрастных группах 15-19 лет и 20-24 года[5] и студентов г. Красноярска[2].

Таблица 1

Показатели качества жизни студентов в баллах

Показатели качества жизни Оба пола Девушки Юноши

Показатели физического компонента качества жизни

Физическое функционирование (ФФ) 91,40±0,67 91,11±0,78 92,11±1,26

Ролевое физическое функционирование 77,81±1,33 77,38±1,59 78,87±2,47

(РФФ)

Боль (Б) 86,79±0,69 86,51±0,81 87,48±1,26

Общее здоровье (ОЗ) 60,95±0,57 60,23±0,71 62,75±

0,9В1

Физический компонент (ФК) 53,42±0,35 53,14±0,40 54,14±0,72

Показатели психического компонента качества жизни

Жизнеспособность (ЖС) 60,97±0,77 60,16±0,87 63,04±1,141

Социальное функционирование (СФ). 58,37±0,75 58,28±0,89 58,59±1,37

Эмоциональное функционирование (РЭФ) 76,76±2,42 75,02±1,51 81,13±2,701

Психологическое здоровье (ПЗ) 65,81±0,80 65,14±0,92 67,49±1,58

Психический компонент (ПК) 45,50±0,59 44,91±0,65 46,95±1,30

- р<0,05 при сравнении показателей юношей с девушками

Показатель по шкале ФФ, отражающий объем повседневной физической активности, не ограниченной состоянием здоровья, составил 91,40±0,67 баллов (б), что следует оценивать как весьма высокий уровень (таблица 1). По шкале РФФ, позволяющей определить влияние физического состояния на ролевую деятельность человека, получена величина, равная 77,81±1,33 б. В целом, результаты исследования по этим двум шкалам свидетельствуют о наличии у студентов достаточных резервов для увеличения собственных физических нагрузок в повседневной жизни. По шкале Б, которая дает возможность определить влияние фактора боли на способность заниматься повседневной деятельностью, сумма баллов составила 86,79±0,69 б., что позволяет считать, что болевой фактор не

особенно заметно ухудшает качество жизни студентов-медиков. Сведения, полученные по шкале ОЗ, дают представление о субъективной оценке состояния здоровья: чем ниже баллы по этой шкале, тем ниже самооценка здоровья. Этот критерий качества жизни студентов был сравнительно низким - оказался на уровне 60,95±0,57 б. На этом же практически уровне был установлен показатель ЖС (жизнеспособность), позволяющий определить наличие у человека внутреннего ощущения полноты сил, энергии, или, напротив, состояния утомления, недостаточной активности (60,97±0,77 б). Шкала СФ (социальное функционирование) позволяет определить степень, с которой особенности физического или эмоционального состояния ограничивают социальную активность и общение в коллективе. Оценка по данной шкале составила 58,37±0,75 б. Показатель РЭФ (эмоциональное функционирование), характеризующий степень влияния эмоционального состояния на выполнение профессиональной деятельности, в наших исследованиях оказался сравнительно высоким -76,76±2,42 б., что, видимо, связано с личностным отношением будущих врачей к своей избранной профессии, пациентам, готовностью студентов - медиков к сопереживанию, самопожертвованию. Такое мнение косвенно подтверждается и данными, полученными при оценке по шкале ПЗ (психическое здоровье), характеризующей настроение, наличие положительных эмоций, или, напротив, явлений тревоги, депрессии. Результат составил 65,81±0,80 б. Были выявлены достоверные различия в зависимости от пола (таблица 1). Так, показатель, характеризующие общее здоровье, у юношей были достоверно выше, чем у девушек (62,75±0,93 б по сравнению с 60,23±0,71 б. , р<0,05). У них же были получены более высокие баллы и по шкалам ЖС и РЭФ (63,04±1,14 б. по сравнению с 60,16±0,87 б., р<0,05 и 81,13±2,70 б. по сравнению с 75,02±1,51 б. соответственно, р<0,05). Возможно, такая ситуация обусловлена с лучшей психосоциальной адаптацией юношей к особенностям студенческой жизни. Были выявлены статистические различия по курсам обучения (таблица 2).

Таблица 2

Показатели качества жизни студентов различных курсов обучения, в баллах

Показатели качества жизни 1 курс 3 курс 6 курс

Показатели физического компонента качества жизни

Физическое функционирование (ФФ) 88,69±1,34 91,93±1,11 92,98±0,973

Ролевое физическое функционирование (РФФ) 68,81±2,40 80,51±2,383 84,15±1,923

Боль (Б) 81,58±1,30 89,51±1,193 89,49±0,983

Общее здоровье (ОЗ) 59,11±1,44 62,94±0,571 60,63±0,58

Физический компонент (ФК) 51,03±0,52 53,85±0,60 55,41±0,583

Показатели психического компонента качества жизни

Жизнеспособность (ЖС) 60,30±1,30 59,29±1,51 62,94±1,201

Социальное функционирование (СФ) 62,02±1,54 56,55±1,473 56,39±0,793

Эмоциональное функционирование (РЭФ) 71,00±2,41 70,55±3,70 86,77±5,31В

Психологическое здоровье (ПЗ) 64,61±1,52 62,88±1,39 69,18±1,152

Психический компонент (ПК) 44,44±0,68 42,88±0,92 48,23±1,202

- р<0,05; - р<0,01; - р<0,001 при сравнении показателей качества жизни студентов 1 курса со студентами 3 и 6 курсов обучения.

Как видно, студенты 1 курса по всем показателям физического компонента качества жизни имеют достоверно более низкие самооценки по сравнению с показателями студентов 3 и 6 курсов. Следовательно, можно думать, что по мере взросления, накопления жизненного опыта, повышения профессиональных знаний по медицине будущие врачи дают более высокие баллы себе и условиям своей жизнедеятельности. Согласно ответам, за годы обучения наиболее значительно поднимается качество жизни по компонентам психического и психологического состояния, ролевого функционирования.

При сравнении показателей качества жизни студентов г.Уфы со студентами г. Красноярска и г. Санкт-Петербурга [2] были выявлены различия (таблица 3).

Таблица 3

Сравнительная характеристика показателей качества жизни студентов г.Уфы и лиц данной возрастной группы из Санкт-Петербурга и Красноярска, в баллах

Показатели качества жизни г.Уфа г.Красноярск г.Санкт-

Петербург

Показатели физического компонента качества жизни

Физическое функционирование (ФФ) 91,40±0,67 5В,4 92,5

Ролевое физическое 77,81±1,33 48,2 82,5

функционирование (РФФ)

Боль (Б) 86,79±0,69 51,4 77,5

Общее здоровье (ОЗ) 60,95±0,57 45,В 67,5

Физическое функционирование (ФФ) 53,42±0,35 51,0 -

Показатели психического компонента качества жизни

Жизнеспособность (ЖС) 60,97±0,77 51,8 62,5

Социальное функционирование (СФ) 58,37±0,75 46,1 77,5

Эмоциональное функционирование (РЭФ) 76,76±2,42 4В,7 75,0

Психологическое здоровье (ПЗ) 65,81±0,80 43,3 62,5

Психический компонент (ПК) 45,50±0,59 43,4 -

Показатели КЖ студентов г. Уфы по физическому и психическому компоненту были значительно выше, чем у сверстников из г. Красноярска, но ниже чем в г. Санкт-Петербурге.

Заключение. Исследование качества жизни студентов по стандартизированному опроснику БР-36 позволяет получить сведения, существенно дополняющие материалы традиционных объективных исследований физического развития, заболеваемости. Данные, характеризующие качество жизни студентов в зависимости от курса обучения, свидетельствуют о положительной динамике самооценки своего физического и психического функционирования в процессе обучения, накоплении знаний по медицинским наукам.

Список литературы:

1. Агаджанян Н. Качество и образ жизни студенческой молодежи / Н. А. Агаджанян, И. В. Радыш И.В.//Экология человека. -2009. - №5. - С. 3-8 .

2. Горбач Н. А. Перспективы использования метода оценки качества жизни в формировании здоровья студентов вузов /Н. А. Горбач,А. В. Жарова, М. А. Лисняк М.А.// Здравоохранение Российской Федерации. - 2007. - № 2. - С.43-46.

3. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков / А. Г. Ильин, И. В. Звездина, М. М. Эльянов, И. К. Раппопорт // Гигиена и санитария. - 2000. - №1. - С.59 -62.

4. Оценка качества жизни рабочих нефтехимических производств / М. Ф. Кабирова, А. Б. Бакиров, И. Н. Усманова, И. Р. Усманов // Медицинский Вестник Башкортостана. - 2010. -№3. - С.21-23.

5. Новик А. А.Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова. - М., 2007. - С. 18-22.

6. Русакова Л.Т. Обоснование интегрального показателя качества жизни населения / Л. Т. Русакова//Гигиена и санитария. -2006. - №5. - С. 68-70.

7. Ушаков И.Б., Соколова Н.В. Современные проблемы качества жизни студентов / И. Б. Ушаков, Н. В. Соколова// Гигиена и санитария. - 2007. - №1. - С. 56-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.