Научная статья на тему 'Применение патентной информации в процессе инновационной деятельности'

Применение патентной информации в процессе инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТЕНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАТЕНТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паршина В.С., Корейша З.А.

В данной статье рассматривается определение целей применения патентной информации для конкретных групп (кластеров) потребителей. Для этого решаются следующие задачи: дать понятие патентной информации, определить возможные цели применения патентной информации и вывить группы потребителей патентной информации. Разработанная классификация целей использования патентной информации для каждого члена из общего состава потребителей обобщена в таблице. Делается вывод о том, что патентная информация может быть использована на каждом из этапов инновационной деятельности широким кругом потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение патентной информации в процессе инновационной деятельности»

ПРИМЕНЕНИЕ ПАТЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 2 © Паршина В.С. , Корейша З.А.

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург ООО «Царская привилегия», г. Екатеринбург

В данной статье рассматривается определение целей применения патентной информации для конкретных групп (кластеров) потребителей. Для этого решаются следующие задачи: дать понятие патентной информации, определить возможные цели применения патентной информации и вывить группы потребителей патентной информации. Разработанная классификация целей использования патентной информации для каждого члена из общего состава потребителей обобщена в таблице. Делается вывод о том, что патентная информация может быть использована на каждом из этапов инновационной деятельности широким кругом потребителей.

Ключевые слова патентная информация, инновационная деятельность, патентная деятельность.

Участники процесса инновационной деятельности с целью снижения риска неопределенности в процессе принятия управленческого решения используют различную научно-техническую, маркетинговую и коммерческую информацию. Полученная информация может быть применена для целей оценки сегодняшней ситуации и прогнозирования экономических, научно-технических и социальных показателей таких объектов исследования, как страна, отрасль, техническое направление, единичный технико-экономический показатель, рынок определенного товара или услуги, хозяйствующий субъект (предприятие, государственная организация, физическое лицо или другое). Однако часто необходимая информация является труднодоступной, не информативной, не упорядоченной, требующей проверки на достоверность и другое. Ее сбор может требовать большого числа материальных, финансовых и человеческих затрат. Выше перечисленные недостатки в процессе инновационной деятельности могут быть устранены патентной информацией.

В известной литературе было выявлено множество определений патентной информации, объединенных общей смысловой нагрузкой. В известных определениях патентной информации нет разделения на первичную и вто-

1 Профессор кафедры Управления в социальных и экономических системах Уральского государственного университета путей сообщения, доктор экономических наук, профессор.

2 Главный специалист по патентованию ООО «Царская привилегия», аспирант кафедры Управления в социальных и экономических системах Уральского государственного университета путей сообщения.

ричную (результата аналитико-статистической обработки первичной информации) патентную информацию. Большинство определений описывает ограниченное число источников первичной патентной информации, не указывая на возможность содержания патентной информации во всей патентной или заявочной документации. Описание патентной информации в некоторых определениях не учитывает наличие патентной информации, носящей коммерческий характер.

Устранив отмеченные недостатки известных определений, приходим к выводу, что патентная информация - это информация о технических, правовых и коммерческих аспектах технического решения, охраняемых в качестве изобретения и полезной модели, или решения внешнего вида изделия, охраняемого в качестве промышленного образца, а также информация, полученная путем аналитико-статистической обработки ее качественные и количественные показатели. Патентная информация содержится в патентной и заявочной документации, в документах, являющихся результатом аналити-ко -статистической обработки первичной информации, в документах публикуемых патентными ведомствами и официальными организациями, в отчете об информационном поиске, полученным в процессе экспертизы решения, описании правового и процессуального статуса патента.

Четкое понимание, что является патентной информацией позволяет определить ее виды, особенности и возможности применения.

Проведенное с декабря 2002 года по май 2003 года исследование, описанное в [3], 30 европейских стран и США, охватывающее 1904 компании средней численностью 1700 человек, 443 патентных поверенных и 29 университетов показало, что потребителей патентной информации можно разделить на четыре группы:

1. Заявители и прочие реальные потребители патентной информации (39 %).

2. Заявители и иные потенциальные потребители, пока не использующие патентую информацию (20 %).

3. Реальные потребители патентной информации, не являющиеся заявителями (6 %).

4. Потенциальные потребители патентной информации, не подающие патентных заявок (28 %).

В целом данное исследование позволило выявить закономерность, что компании осознают истинную важность патентной информации лишь приступив к ее использованию, а первое обращение к информационным системам неизбежно генерирует новые информационные потребности [3]. Также можно заключить, что 45 % опрошенных используют патентную информацию на различных этапах инновационной деятельности.

После анализа имеющихся в литературных источниках определений инновационной деятельности приходим к выводу, что они достаточно схожи

и не противоречивы. Поэтому в качестве основы исследования принимаем сочетание определений изложенных в [1] и [4], что инновационная деятельность - это деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность) направленная на реализацию инновационных проектов, в том числе по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации в виде готового товара на рынке, а также направленная на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение деятельности.

Инновационную деятельность предприятия можно разделить на три блока:

1. Деятельность по разработке инноваций (в том числе изобретательская деятельность).

2. Патентная деятельность и деятельность по охране других инноваций.

3. Деятельность по коммерциализации инноваций.

На основе обобщения данных литературных источников и дополнения их на основе собственных исследований нами были предложены возможные цели применения патентной информации на каждом из этапов инновационной деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Применение патентной информации в процессе инновационной деятельности

Вид деятельности Цели применения патентной информации

Деятельность по разработке инноваций 1. усовершенствование существующих продуктов или процессов и разработка новых инноваций 2. идентификация новых технических решений и альтернативных технологий 3. исследование технического уровня исследуемых объектов, выявление тенденций, обоснование прогноза их развития [6] 4. оптимизация временных ресурсов, в том числе возможность использования известных технических решений и предотвращение дублирования изобретательской деятельности в процессе разработки инноваций 5. оценка технического и технологического уровня собственной разработки 6. изучение технического прогресса в стране, в отрасли и в мире 7. выявление партнеров для проведения совместных НИОКР 8. управление людскими интеллектуальными ресурсами: при поиске ведущих изобретателей в данной предметной области, определении способов их удержания в приобретаемой компании и др. [3]

Деятельность по охране инноваций 1. выявление потенциально охраноспособных технических, художественно-конструкторских, программных и других решений 2. оценка патентоспособности технических, художественно-конструкторских, программных и других решений 3. разработка стратегии охраны, в том числе стратегии патентования 4. исследование патентной чистоты объектов техники (экспертиза объектов техники на патентную чистоту, обоснование мер по обеспечению их патентной чистоты и беспрепятственному производству и реализации объектов техники в стране и за рубежом) [6] 5. принятие решения о целесообразности поддержания патента в силе 6. описание уровня техники в заявочной документации на патент

Окончание таблицы 1

Вид деятельности Цели применения патентной информации

Деятельность по коммерциализации инноваций 1. идентификация решений, предназначенных для использования путем собственного производства, отчуждения, предоставления лицензий 2. оценка потенциала компании и ее положения на рынке 3. оценка технической и коммерческой значимости (потенциала) технологий 4. конкурентный анализ 5. исследование состояния рынков исследуемой продукции, в том числе выявление прибыльных сегментов рынка 6. выявление потенциальных покупателей лицензии и оценки ее стоимости 7. выявление потенциальных продавцов лицензии и оценки ее стоимости 8. выявление потенциальных партнеров и предприятий для слияния, поглощения и технического партнерства 9. изучение потоков знаний в корпорациях 10. исследование требований потребителей к продукции, услугам и работам [2] 11. обоснование конкретных требований по обеспечению эффективности применения и конкурентоспособности продукции, услуг и работ [2] 12. анализ конкурентоспособности объектов хозяйственной деятельности, эффективности их использования по назначению, соответствия тенденциям и прогнозу развития [2] 13. выявление и отбор объектов лицензий и услуг типа инжиниринг [2] 14. исследование условий реализации объектов хозяйственной деятельности, обоснование мер по их оптимизации [2] 15. обоснование целесообразности и форм проведения в стране и за рубежом коммерческих мероприятий по реализации объектов хозяйственной деятельности, по закупке и продаже лицензий, оборудования, сырья, комплектующих изделий и т.д. [2] 16. оценка стоимости разработки, компании 17. и другое.

Патентная информация находит все более широкое применение в процессе осуществления инновационной деятельности предприятиями. В процессе разработки инноваций патентная информация, в первую очередь, позволяет выявить известные решения с целью их анализа для разработки нового решения, а также оценить технический и технологический уровень данной разработки. Далее в процессе патентной деятельности, патентная информация позволяет оценить перспективы патентования и построить стратегию патентования. В процессе же этапа коммерциализации патентная информация позволяет оценить и разработать маркетинговую стратегию, стратегию взаимодействия с другими предприятиями в отношении слияний, поглощений и т.д., а также оценить стоимость разработки и компании.

На основании анализа целей применения патентной информации в процессе инновационной деятельности нами были выделены следующие группы потребителей патентной информации, при этом одно предприятие/лицо может относится к нескольким видам групп:

1. Разработчики, изобретатели. Данная группа лиц занимается НИОКР и другими видами научных исследований и, в первую очередь, ис-

пользует патентную информацию в процессе деятельности по разработке инноваций.

2. Заявители на получение патента. Данная группа потребителей использует патентную информацию для целей осуществления патентной деятельности.

3. Производители. К данной группе потребителей относятся: лица, занимающиеся производством товаров, предоставлением и работ и услуг самостоятельно, в том числе в партнерстве. В том числе группа включает предприятия, занимающихся коммерциализацией инноваций.

4. Лицензиары и продавцы исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности. Данная группа лиц занимается коммерциализацией инноваций с использованием патентной информации путем предоставления лицензий или отчуждая права.

5. Лицензиаты и приобретатели права. Данная группа лиц занимается приобретением исключительных прав и прав на использование результата интеллектуальной деятельности.

6. Патентные отделы предприятий, консалтинговые фирмы, оказывающие услуги в области охраны объектов интеллектуальной собственности, отдельные патентоведы. Данные виды лиц широко используют патентную информацию в процессе проведения патентных исследований, оформления заявочной документации на патент и другое.

7. Государственные эксперты ФИПС. Данная группа потребителей использует патентную информацию для целей экспертизы и принятия положительного или отрицательного решения по выдаче патента.

8. Консультанты, в том числе специалисты Центра трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, маркетологи и другое. Потребители данной группы осуществляют поддержку компаний и также активно используют патентную информацию в своей деятельности для целей помощи в разработке бизнес-планов, маркетинговых исследований, выдаче рекомендаций и другое.

9. Инвесторы, специалисты Фондов поддержки и другие. Патентная информация используется данной группой потребителей для целей принятия решения о инвестировании в проект, разработку.

10. Иные потребители, в том числе использующие патентную информацию в учебных целях, например аспиранты, студенты.

На основании нашего опыта был проведен сопоставительный анализ круга потребителей патентной информации и целей ее применения в инновационной деятельности.

Таблица 2

Цели применения патентной информации различными группами потребителей

№ Потребитель патентной информации Цели применения патентной информации

1 Разработчики, изобретатели усовершенствование существующих продуктов или процессов и разработка новых инноваций идентификация новых технических решений и альтернативных технологий исследование технического уровня исследуемых объектов, выявление тенденций, обоснование прогноза их развития оценка технического и технологического уровня собственной разработки изучение технического прогресса в стране, в отрасли и в мире выявление партнеров для проведения совместных НИОКР

2 Заявители на получение патента все цели из таблицы 1, относящиеся к деятельности по охране инноваций

3 Производители усовершенствование существующих продуктов или процессов и разработка новых инноваций оптимизация временных ресурсов, в том числе возможность использования известных технических решений и предотвращение дублирования изобретательской деятельности в процессе разработки инноваций оценка технического и технологического уровня собственной разработки управление людскими интеллектуальными ресурсами: при поиске ведущих изобретателей в данной предметной области, определении способов их удержания в приобретаемой компании и др. идентификация решений, предназначенных для использования путем собственного производства оценка потенциала компании и ее положения на рынке оценка технической и коммерческой значимости (потенциала) технологий конкурентный анализ исследование состояния рынков исследуемой продукции, в том числе выявление прибыльных сегментов рынка выявление потенциальных партнеров и предприятий для слияния, поглощения и технического партнерства изучение потоков знаний в корпорациях исследование требований потребителей к продукции, услугам, работам обоснование конкретных требований по обеспечению эффективности применения и конкурентоспособности продукции, услуг и работ анализ конкурентоспособности объектов хозяйственной деятельности, эффективности их использования по назначению, соответствия тенденциям и прогнозу развития выявление и отбор объектов лицензий и услуг типа инжиниринг исследование условий реализации объектов хозяйственной деятельности, обоснование мер по их оптимизации обоснование целесообразности и форм проведения в стране и за рубежом коммерческих мероприятий по реализации объектов хозяйственной деятельности, по закупке и продаже лицензий, оборудования, сырья, комплектующих изделий и т.д. оценка стоимости разработки, компании

Окончание таблицы 2

№ Потребитель патентной информации Цели применения патентной информации

4 Лицензиары и продавцы исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности. идентификация решений, предназначенных для использования путем собственного производства, отчуждения, предоставления лицензий выявление и отбор объектов лицензий выявление потенциальных покупателей лицензии и оценки ее стоимости выявление потенциальных продавцов лицензии и оценки ее стоимости оценка стоимости разработки

5 Лицензиаты и приобретатели права идентификация решений, предназначенных для использования путем собственного производства, отчуждения, предоставления лицензий выявление и отбор объектов лицензий выявление потенциальных покупателей лицензии и оценки ее стоимости выявление потенциальных продавцов лицензии и оценки ее стоимости оценка стоимости разработки

6 Патентные отделы предприятий, консалтинговые фирмы, оказывающие услуги в области охраны объектов интеллектуальной собственности, отдельные патентоведы все цели из таблицы 1

7 Государственные эксперты ФИПС все цели из таблицы 1, относящиеся к деятельности по охране инноваций

8 Консультанты, в том числе специалисты Центра трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, маркетологи и другое все цели из таблицы 1, относящиеся к деятельности по коммерциализации инноваций

9 Инвесторы, специалисты Фондов поддержки и другие оценка технического и технологического уровня разработки изучение технического прогресса в стране, в отрасли и в мире оценка потенциала компании и ее положения на рынке оценка технической и коммерческой значимости (потенциала) технологий исследование состояния рынков исследуемой продукции, в том числе выявление прибыльных сегментов рынка анализ конкурентоспособности объектов хозяйственной деятельности, эффективности их использования по назначению, соответствия тенденциям и прогнозу развития оценка стоимости разработки, компании

Таким образом, патентная информация может быть использована на каждом из этапов инновационной деятельности широким кругом потребителей. Разработанная классификация целей использования патентной инфор-

мации для каждого члена из общего состава потребителей позволит конкретизировать процесс управления инновационной деятельностью.

Список литературы:

1. Большой юридический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jurisprudence.academic.ru/2621... (дата обращения: 07.05.2016).

2. ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stroyportal.ru/doc/gosti/ poleznoe/gost-r-1501196-sistema-ra-532/ (дата обращения: 07.05.2016).

3. Новые методы, средства и организационные формы патентно-информационной деятельности: аналит.-темат. обзор по материалам отечеств. и зару-беж. лит. / Информ.-изд. центр Роспатента; [Кравец Л.Г., вступ. ст., сост.]. -М.: ИНИЦ Роспатента, 2005. - Библиогр.: с. 80-81. - 350 р.

4. Официальная терминология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://olficial.academic.ru/8087... (дата обращения: 07.05.2016).

5. Паршина В. Патентная деятельность как фактор эффективности функционирования предприятия / В. Паршина, З. Корейша// Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2016. - N 5. - С. 33-42.

6. Скорняков Э.П., Горбунова М.Э. Патентные исследования: учебноме-тодическое пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНИЦ «ПАТЕНТ», 2011. - 164 с.

7. Скорняков Э.П. Теория и практика патентных исследований / Э.П. Скорняков, М. Э. Горбунова. - М.: ИНИЦ «ПАТЕНТ», 2014. - 164 с.

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ИННОВАЦИИ -ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Старостина Е.А.1

Государственный университет управления, г. Москва

Статья посвящена актуальным вопросам возможности активизация инновационной деятельности и повышению восприимчивости к инвестированию в развитие технологий, которые становятся основными приоритетами для развития национальной экономики в условиях глобализации.

Ключевые слова импортозамещение, инвестиции, инновации, исследование, комплексность, стимулирование.

Экономическая наука - это основа широкомасштабных процессов генерации идей и теорий, вопросов приоритетности проблем инноватики и экономических предпосылок необходимости инновационных идей.

1 Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.