Научная статья на тему 'Применение параметров Родрига - Гамильтона для оценивания стохастического вектора состояния комплексированной навигационной системы подвижного объекта при наличии помех'

Применение параметров Родрига - Гамильтона для оценивания стохастического вектора состояния комплексированной навигационной системы подвижного объекта при наличии помех Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
159
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Погорелов В. А., Яковлев К. Ю., Рыжов В. В.

Рассмотрен вопрос применения параметров Родрига-Гамильтона для синтеза стохастической модели вектора состояния бесплатформенной навигационной системы, измерительный комплекс которой содержит три ортогональных акселерометра, три датчика угловой скорости и баровысотомер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Погорелов В. А., Яковлев К. Ю., Рыжов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение параметров Родрига - Гамильтона для оценивания стохастического вектора состояния комплексированной навигационной системы подвижного объекта при наличии помех»

Энергетические характеристики помехоустойчивости КО описываются следующими соотношениями [3]:

VA/KT

I

i+

J= g Sn KTs-TsoiWA/n / А/к1 ; g Sn =

аП = kToNmA/n, kTo _ 4-10-21 Вт/Гц;

PL •

а2;

где итт - среднеквадратичная погрешность при точном оценивании временного сдвига огибающей НС Si(t); £рк - отношение сигнал/помеха по напряжению на выходе РК; gф2 - отношение сигнал/помеха по напряжению на выходе ПФ Ф21 и Ф22; А/к2 - полоса пропускания ПФ Ф21 и Ф22; А/ш - шумовая полоса КСЗ в замкнутом состоянии; игпд - среднеквадратичная погрешность оценивания ПД.

А/к! = А/ф1/«к; А/ф! > А/д,

где gф1 - отношение сигнал/помеха по напряжению на выходе КФУ; g2 - отношение сигнал/помеха по мощности на входе АП; Р.2 - мощность НС Si(f) на входе АП; и2 - дисперсия помехи п(/) на входе АП;

А/, Ыш - ширина рабочего частотного диапазона и коэффициент шума линейного тракта приемника (ЛТП) АП; А/к1 - полоса пропускания ПФ Ф2; пк -количество каналов в МО; А/д - диапазон изменения доплеровских смещений излучений различных КА СРНС «Навстар».

В КО после обнаружения НС (т.е. после принятия

гипотезы Н.) осуществляется грубое оценивание т.; г

по номеру поискового пространства по временному сдвигу с погрешностью ит = Тэ/4 и грубое оценивание

л

/д; г по номеру канала МО с погрешностью и/ =

= А/к1/2. В случае приема НС Si(t) на фоне квазибелого шума п(() основные характеристики КСЗ в установившемся режиме описываются следующими соотношениями [5, 7]:

аТт T3/gpK; gpK

_ g2^A/k2 / A/m •

V1+2g

g22 _ gsn^l A/n / A/K2 ;

Литература

1. Соловьев Ю.А. Системы спутниковой навигации. М.: Эко-Трендз, 2000.

2. Волынкин А.И., Кудрявцев И.В., Мищенко И.Н. и др. Аппаратура потребителей СРНС «Навстар». // Зарубежная радиоэлектроника. 1983. № 4,5.

3. Дятлов А.П., Володин А.В., Дятлов П.А. Радиоподавление

канала обнаружения навигационных сигналов в аппаратуре потребителя СРНС «Навстар» // Тр. VIII МНТК, «Радиолокация, навигация, связь». Воронеж, 2001.

4. Дятлов А.П., Володин А.В., Дятлов П.А. Радиоподавление

канала слежения за частотой навигационных сигналов в аппаратуре потребителя СРНС «Навстар» // Тр. IX МНТК «Радиолокация, навигация, связь». Воронеж, 2003.

5. Дятлов А.П., Володин А.В., Дятлов П.А. Радиоподавление

канала слежения за задержкой навигационных сигналов в аппаратуре потребителя СРНС «Навстар» // Радиотехника. 2004. № 8.

6. Савинков А.Ю., Фурсов С.В., Зимовец К.А. и др. Определение координат мобильного абонента в городских условиях. Мобильные системы. 2003. № 10.

7.Спилкер Дж. Цифровая спутниковая связь. М., 1979.

8. Дятлов А.П., Дятлов П.А., Кульбикаян БХ. Корреляци-

онно-фильтровая обработка ФМ сигналов на фоне аддитивной смеси квазибелого шума и сигналоподобных помех // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Естест. науки. 2004. № 4.

Ростовский государственный университет путей сообщения

25 июня 2004 г.

агпд _ с ат

УДК 531.383

ПРИМЕНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ РОДРИГА - ГАМИЛЬТОНА ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ СТОХАСТИЧЕСКОГО ВЕКТОРА СОСТОЯНИЯ КОМПЛЕКСИРОВАННОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА ПРИ НАЛИЧИИ ПОМЕХ

© 2004 г. В.А. Погорелов, К.Ю. Яковлев, В.В. Рыжов

Эффективность управления автономными высокоскоростными подвижными объектами (ПО) во многом определяется точностью работы бортового информационно-измерительного комплекса (ИК), который может быть построен с использованием гироста-билизированной платформы (ГСП), или бесплатформенной навигационной системы (БНС) [1 - 3].

Измерительные комплексы, содержащие в своем составе ГСП, в силу их высокой стоимости, находят применение только в ИК уникальных ПО, системы управления которых предъявляют высокие требования к точности определения параметров движения [2]. В то же время низкая стоимость БНС делает привлекательным их применение в широком классе ПО [2].

Однако ошибки измерений недорогих БНС увеличиваются пропорционально квадрату времени движения ПО, и при отсутствии дополнительной информации о параметрах его движения достигают недопустимо больших значений [3]. Таким образом, возникает задача коррекции показаний БНС. Она может быть осуществлена либо с помощью неинерциальных датчиков (баровысотомера (БВМ), указателя воздушной скорости и др.), либо от внешних навигационных систем, например, спутниковых (СНС) [4]. Очевидно, что применение СНС (имеющих требуемую точность определения параметров движения) в качестве системы коррекции приводит к потере автономности ПО, в то время как применение в ИК неинерциальных датчиков (имеющих значительно меньшую по сравнению с СНС точность) позволяет ее сохранить, что особенно важно для объектов, функционирующих в аварийных режимах эксплуатации и ПО военного назначения.

Высокая эффективность комплексирования показаний неинерциальных датчиков с показаниями БНС достигается в случае синтеза стохастического вектора состояния навигационной системы ПО в форме близкой к линейной. При этом любые допущения о характере движения ПО и распределении помех измерений приводят к значительному снижению точности навигации. Разрешить указанное противоречие оказывается возможным, если использовать параметры Родрига -Гамильтона для синтеза стохастического вектора состояния БНС. Преимущества использования параметров Родрига - Гамильтона широко раскрыты в [5]. Поэтому подчеркнем лишь то, что их применение позволяет синтезировать вектор состояния БНС в форме, близкой к линейной, а алгоритмы навигации, построенные на их основе, легко реализуются в бортовых вычислительных комплексах современных ПО.

Рассмотрим далее один из возможных способов использования параметров Родрига - Гамильтона для синтеза стохастического вектора состояния комплек-сированной навигационной системы ПО.

Введем в рассмотрение следующие правые системы координат (СК) [5]:

- инерциальную СК (ИСК) с началом в центре Земли,

- гринвичскую СК (ГрСК),

- сопровождающую СК (ССК) 0ХУ2, начало которой совпадает с центром масс ПО, а плоскость 0ХУ относительно оси 2 не вращается, т.е. юг = 0 ,

- приборную СК (ПСК) 0ху2, оси которой направлены по соответствующим осям чувствительности приборов, входящих в состав измерительного комплекса ПО.

Считаем, что в состав ИК входят три акселерометра, три датчика угловой скорости (ДУС), оси измерения которых ортогональны и совпадают с соответствующими осями ПСК, и БВМ, удовлетворяющий заданным требованиям по точности измерения в предполагаемом режиме функционирования объекта.

В качестве модели шумов измерений чувствительных элементов НС примем белый гауссовский шум (БГШ). Такой подход не накладывает принципи-

альных ограничении на решение поставленной задачи, поскольку, при необходимости, путем расширения вектора состояния за счет введения формирующих фильтров оказывается возможным получить из БГШ процесс с требуемым законом распределения.

Для синтеза вектора состояния БНС необходимо определить через его переменные текущую ориентацию ССК относительно ПСК. Для этого предварительно рассмотрим текущую ориентацию ПСК и ССК относительно ИСК.

Взаимная текущая ориентация ПСК относительно ИСК описывается известной системой кинематических уравнений [6]

х = 2 ф[х]ю ; (1

*1(0) = V х 2 (0) = х 20, Хз (0) = Хз0, х 4 (0) = х 40,

где ю = [юх ю7 mZ ] - вектор абсолютной угловой скорости ССК, проекции которого на оси ССК равны: ю^ = юХ0; ю7 = ю7() +Q cos ф ; fflZ = ^ sinф,

х = [х1 х2 хз х4 ] - вектор параметров Родрига -

— х 2 —хз —х 4

Гамильтона [6], Ф(Х) =

Xj Х 4 — Х з — X 4 Xj X 2 X з —X 2 Xj

кватер-

нионная матрица; ф - широта центра масс ПО, которая может быть выражена через параметры Родрига - Гамильтона следующим образом: ф = (-1)к агс8т2(Х1Х3 +Х0Х2) + кп, к = 0,^; ^ -скорость вращения Земли.

В свою очередь текущая ориентация трехгранника ПСК I относительно ИСК описывается вектором

ц = [ ц 2 ц3 ц4 ], записанным в параметрах Родри-га - Гамильтона:

М = -2 Ф(мОюp ;

Mi (0) = Min, М 2 (0) = М 20, Мз (0) = Мз0, М 4 (0) = М 40

(2)

где Ф(м) =

= [

— М 2 — Мз — М 4 М1 М 4 — М 3

— М 4 М1 М 2

М 3 — М 2 М1

кватернионная матри-

ца, ® p = L®x % ю z

- вектор абсолютной угловой

скорости вращения приборного трехгранника, который может быть получен по показаниям

= [ ] Г ДУС = юр + Wd, откуда

Юр = - Wd, (3)

где Wd = [[ Wy Wz ] - вектор аддитивных помех

измерения ДУСов, который может быть представлен в виде белого гауссовского вектор-шума (БГШ) с нулевым средним и матрицей интенсивностей Dd .

С учетом (3) угловое движение БНС (2) может быть представлено в векторном виде:

А = 1 Ф[А]( - W).

(4)

Для окончательного синтеза вектора состояния навигационной системы ПО необходимо представить в замкнутой форме правые части системы уравнений (1). Для этого первоначально рассмотрим возможность представления в форме Ланжевена проекций угловой скорости ССК юХд, ют0 , которое позволило

бы записать в дальнейшем уравнения вектора состояния НС в замкнутой форме.

Учтем, что проекции угловой скорости юХо, ют0

связаны с проекциями линейной скорости объекта Ух, Ут на соответствующие оси сопровождающей СК линейными соотношениями:

Ух = -®70 (г + к), Ут = юх0 (г + к), (5)

где г - радиус Земли, к - высота объекта над уровнем моря, которая может быть получена по показаниям БВМ

(6)

где Щк - помеха измерения, описываемая в общем случае стохастическим нелинейным дифференциальным уравнением не ниже 2-го порядка:

^ = /ко (г, Щ, , /) + Д (г, Wк, , Ы к1 ;

1Ук = = /к2 (г, Щк, , t) + /кз (г, Щк, , ^ к2, (7)

/к -, / = 0,3 - известные нелинейные функции, опре-

Ч = h + Wh:

деляемые типом прибора; Ъh =

Ъ h

Ъ h2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нормирован-

ный белый гауссовский вектор-шум.

Для определения искомых выражений проекций Ух и Ут обратимся к основному уравнению инерци-альной навигации [7, с.403]

a = I/ + (2Q, +ю0) V - g,

(8)

где а - ускорение, измеряемое акселерометрами в ССК, ю0 = [соXo a¡Y о] - вектор угловой скорости ССК, обусловленные движением ПО относительно Земли, V = [X VY VZ ] - вектор скорости центра масс ПО

относительно Земли, Qз = [о Q cos в' Q sin в'] -вектор угловой скорости вращения Земли в ССК,

g=

0 Q2(r + h)cos©'sin©' - Q2(r + h) cos2 ©' -

вектор ускорения силы тяжести, g0 = g(Я, ф, к) -гравитационное ускорение, в наиболее общем случае рассматриваемое как функция g 0 = g 0(к, ф, г) высоты к и широты ф , аппроксимируемая конечным рядом Лежандра.

Стохастическое выражение для вектора ускорения а может быть получено из выражения вектора выходных сигналов акселерометров 2а = [ 22 г3 ] в

следующем виде: 2а = а + Ща = Са + Ща или, учитывая, что Ст = С-1, в виде

а = Ст (га - Ща), (9)

где С[ц, X] =£>[ц]Вт[Х] - матрица направляющих косинусов в параметрах Родрига - Гамильтона, определяющая ориентацию ПСК относительно ССК, -матрица поворота 2-го рода в параметрах Родрига -Гамильтона [6], определяющая ориентацию ПСК относительно ИСК,

D[] =

1 - 2(А2 + А2) 2(^2 + АоАз) 2(^3 - А0А2) 2(^1^2 - АоАз) 1 - 2(Ai + Аз) 2(А2Аз +А0А1) 2(А,Аз + А0А2) 2(А2Аз - А0А1) 1 - 2(Ai + А2)

В=В[ ц ] - матрица 2-го рода в параметрах Родрига -Гамильтона, определяющая ориентацию ССК относительно ИСК, Ща = [[ Щ2 Щ3 ] - вектор помех акселерометров, который в общем случае может быть описан БГШ с нулевым математическим ожиданием и известной матрицей интенсивностей Ба .

Из первого и второго уравнений системы (8), с учетом (6) и (9), а также сделанных допущений об ориентации осей ССК получим стохастические выражения для Ух и Ут :

Ух = С(1) (га - Ща )+ 2^ -- (х + Ух (г + - Щк )-1) (г?к - /к0 - /к11к1) + gх;

^т = С(2)(га - Ща )- 2^гУх +

+ (х - Ут (г + ^ - Щк)-1)к - /к0 - /к1 ^) + gт (10)

где для компактного представления стохастического вектора состояния ПО через С^ (/ = 1,2) обозначена

/-я строка матрицы С .

Объединяя в единую систему уравнения (1), (4), (7) и (10), в окончательном виде получим стохастический вектор состояния БНС:

0

X = 1 Ф[Х]

(r + Zh - Wh )-

Vx

Vy

Zh fhn fh ^h

Q cos©' Q sin ©'

(X = 2 ФМ(( - Wd);

í>x = C0)( - W(a))+ 2QzVy - (2Qy + Vx(r + Zh - Wh}-1)x

x (zZh - fho)+^x + (y + К (r + Zh - Wh )ч ) ^; Vy = C(2)(a - Wa)-2QzVx + ( - Vy(r + Zh - Wh)-1)x x Z - fho) + & -(x - Vy (r + Zh - Wh )-1)) wWht = fho (Zh, Wh W, t) + fhi(Zh, Wh, Wht, t)^hi; Wh = fh2(Zh,Wh,Wht,t) + fh3(Zh,Wh,Wht,t)^h2 . Или в каноническом виде

Y = F(Y, t) + Fo(Y, t)Z ,

(11)

+

где 7 = [ Fx VrWhiWh2 - , Z = [[ W ^ -F (Y, t) =

" Vx " ' 0 1

(r + Zh - Wh )-1 Vy + Q cos 0'

Zh - fh0 Q sin 0'

2

-

C(1) + 2%Vy - ( + Vx (r + Zh - Wh r ) - fh0) + gx C(2)Za - 2&zVx + ( - Vy (r + Zh - Wh )-1) - fh0) + gY

fh0(Z ,Wh ,Wht, t) fh2(Z,WhW,t)

Fo(Y, t) =

" 1 1 0j"2" ф3<Х)[г + Zh - Wh ]-1 fh1 1 + 2Q sin 0' ¡0 1

1 П - Ф(Ц)|0

0 ¡C0)j [ + Vx [r + Zh - Wh ]-1 — 0

0 C(2) j [x + Vy [r + Zh - Wh\-1 - fh2 |0

0 f ! 0

_ 0 ; fh2

По окончании синтеза стохастических уравнений вектора состояния БНС в виде (11) с целью возможности последующего использования методов оптимальной фильтрации необходимо получить, следуя работе [7], уравнение наблюдения за вектором У, т.е. аналитическую модель информационно-измерительного сигнала, явно зависящую от одного или нескольких компонентов вектора У и позволяющую построить его апостериорную плотность в соответствии с известными в теории фильтрации подходами.

Используя третье уравнение системы (8) и выражения проекций параметров движения в ССК через выходные сигналы измерителей и их помех, получим уравнение наблюдения за вектором состояния У:

Z3 = C- (Zh - fh2 - ( - Vx (R + Zh - Wh)-1) V

C33

+ (x + Vy (R + Zh - Wh)-1 )Vy - gz - fh3lh2)-

C31 C32 C33 C33

W

W2

W3

- 1/C33A3 l h2-

Или в каноническом виде

Z 3 = H (Y, t) + H 0 (Y, t)

Wa

(12)

где H0 =

C31 C32 1 C33 C33

1/C33f*

н(У, /) = -С- (¿к - /н - (у - (Я + - wh)-1)х

С33

х (X + Уу (Я + - Wh)-1) - - /h3 ).

Для иллюстрации возможности практического использования такого подхода было рассмотрено численное моделирование движения БНС совместно с текущей оценкой навигационных параметров на временном интервале 0 - 10000 с при шаге /=0,001 с.

Значения характеристик помех измерительного комплекса выбирались в соответствии с существующими в настоящее время ДУС, БВМ и акселерометрами.

Оценка вектора состояния У производилась на основе использования обобщенного фильтра Калмана [9, с.187], выбор которого был обусловлен близостью синтезированного вектора состояния БНС к линейной форме, а следовательно, адекватностью гауссовской аппроксимации апостериорной плотности вероятно -сти стохастического вектора состояния исследуемой БНС.

По окончании временного интервала моделирования максимальные ошибки оценивания переменных вектора состояния составили: по вертикальной составляющей скорости движения ПО - 2 %, по высоте - 6 %, по углам ориентации - 0,1 %, по угловой скорости - 0,03 %.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о возможности эффективного практического использования предложенного подхода в реальных навигационных системах автономных ПО.

Литература

1. Петров Б.С. Вопросы теории инерциальных навигационных систем. М., 2003.

2. Ривкин С.С., Берман З.М., Окон И.М. Определение пара-

метров ориентации объекта бесплатформенной инерци-альной системой. СПб., 1996.

3. Разоренов Г.Н., Бахрамов Э.А., Титов Ю.Ф. Системы управления летательными аппаратами. М., 2003.

4. Интегрированные инерциально-спутниковые системы навигации: Сб. статей и докл. / Под. редакцией В.Г. Пе-шехонова СПб., 2001.

5. Ишлинский А.Ю. Ориентация, гироскопы и инерциальная навигация. М., 1976.

6. Онищенко С.М. Применение гиперкомплексных чисел в теории инерциальной навигации. Автономные системы. Киев, 1983.

7. Командно-измерительные приборы / Под. ред. Б.И. Назарова. М., 1975.

8. Хуторцев В. В., Соколов С.В., Шевчук П.С. Современные

принципы управления и фильтрации в стохастических системах. М., 2001.

9. Справочник по теории автоматического управления / Под. ред. А.А. Красовского М., 1987.

Ростовский военный институт ракетных войск

24 марта 2004 г.

1

l

h

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.