Научная статья на тему 'Применение отдельных положений трудового кодекса Российской Федерации (судебно-арбитражная практика)'

Применение отдельных положений трудового кодекса Российской Федерации (судебно-арбитражная практика) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виговский Е. В.

Основания для освобождения работников и организаций от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и единого социального налога (ЕСН) с выплаченных компенсационных выплат за работу во вредных и опасных условиях труда по-прежнему представляют интерес для предприятий и организаций, основной деятельностью которых является, прежде всего, производство товаров. На основе правовой оценки норм Налогового кодекса РФ и Трудового кодекса РФ, автор в статье делает вывод о том, что для целей налогообложения существенную роль имеет закрепление именно гарантий и прав работников прежде всего в локальных актах организации, коллективных и трудовых договорах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение отдельных положений трудового кодекса Российской Федерации (судебно-арбитражная практика)»

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ПРИМЕНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (судебно-арбитражная практика)

Е. В. ВИГОВСКИЙ,

советник налоговой службы Шранга

Общие положения

Основания для освобождения работников и организаций от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и единого социального налога (ЕСН) с выплаченных компенсационных выплат за работу во вредных и опасных условиях труда по-прежнему представляют интерес для предприятий и организаций, основной деятельностью которых является прежде всего производство товаров.

Давая правовую оценку нормам Налогового кодекса РФ (НК РФ) и Трудового кодекса РФ (ТК РФ), можно однозначно сделать вывод о том, что для целей налогообложения существенную роль имеет закрепление именно гарантий и прав работников прежде всего в локальных актах организации, коллективных и трудовыхдоговорах.

Давая сравнительный анализ отраслям права, можно с уверенностью утверждать, что для целей налогообложения (НДФЛ и ЕСН) компенсационных выплат возникают определенные условия.

Устанавливая государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и работодателей, связанных с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», законодатель указал на важность актов, содержащих нормы трудового права.

Рассматривая в дальнейшем определение и порядок принятия локальных актов, следует иметь в вид у, что компенсации и иные виды выплат работ-

никам связаны с установлением заработной платы работникам (ст. 135 ТК РФ). Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Подчеркивая важность гарантий оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, законодатель в ст. 147 ТК РФ указал следующее. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Локальные правовые акты

Статьей 5 ТК РФ определено, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения могут регулироваться как коллективными договорами, соглашениями, так и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В условиях развития и функционирования техногенных отраслей промышленности, создания надлежащих условий труда в ТК РФ закреплены полномочия различных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений.

Законодатель в ст. 6 ТК РФ особо подчеркнул полномочия органов государственной власти в сфере трудовых отношений.

К ведению органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

- основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

- принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему полномочий федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

- систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, что является одним из требований по соблюдению законодательства о труде и правил по охране труда во избежание применения административных мер по определенным статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Как было отмечено ранее, трудовые отношения могут непосредственно регулироваться как коллективными договорами, соглашениями, так и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Только работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, могут принимать локальные нормативные акты, содер-

жащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Следует иметь в виду, что локальные нормативные правовые акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, либо принятые без соблюдения порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными.

Нормы локальных нормативных актов, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Определение локального нормативного акта в ТК РФ законодателем не раскрывается. В связи с этим можно считать обязательными локальными актами следующие: правила внутреннего распорядка, приказы об установлении надбавок за особые условия трудовой деятельности, правила по охране труда и другие документы, которые принимаются самим работодателем и являются обязательными.

Обязательность принятия локальных актов прямо указана в ТК РФ. В ч. 4 ст. 13 ТК РФ законодатель указал, что принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Отличительным признаком изложения ч. 4 является именно место выполнения работы. Это могут быть филиалы, обособленные структурные подразделения организации, а также выполнение работы за пределами предприятия, включая и случаи выездного характера выполнения работы. Ранее действие локального акта распространялось только в пределах той или иной организации.

Определенные требования законодателем установлены к содержанию коллективных договоров, соглашений, а также к трудовым договорам. Например, согласно ч. 2ст. 9 ТК РФ коллективные и трудовые договоры, соглашения не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это является очень важной нормой.

Применение норм международного права

Большое значение для применения законодательства в сфере охраны труда, оценки работ во вредных и (или) опасных условиях труда имеют и нормы международного права. Международными правовыми актами устанавливаются также и гарантии прав работников. Знание данных норм международного права является очень важным как для работников предприятий, так и для работодателей и сотрудников кадровых служб предприятий.

О применении норм международного права законодатель особо указал в ст. 10 ТК РФ. В соответствии с ч. 1 данной статьи общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Международное законодательство характеризуется не только его многообразием, но и обширностью международно-правовых актов в различных сферах международных общественных отношений.

Примером этого являются следующие нормы международного права: Устав международной организации труда (принят в 1919 г., с изменениями и дополнениями от 1972г.), Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Международной организацией труда (заключено в Нью-Йорке (США) 30.05.1946), Декларация Международной организации труда «О целях и задачах Международной организации труда» (принятав Филадельфии (США) 10.05.1944 на26-й сессии Генеральной конференции МОТ), Акт о поправках к Уставу Международной организации труда (принят в Женеве (Швейцария) 22.06.1962 на 46-й сессии Генеральной конференции МОТ), Регламент международной конференции труда (принят 21.11.1919 на 1-й сессии Генеральной конференции МОТ, с изменениями и дополнениями 1995 г.).

Другими наиболее значимыми международными актами являются следующие: Конвенция № 171 Международной организации труда «О ночном труде» (принята в Женеве (Швейцария) 26.06.1990 на 77-й сессии Генеральной конференции МОТ), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (заключена в Страсбурге (Франция) 25.01.1996), Конвенция № 156 Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (принята в Женеве (Швейцария) 23.06.1981 на 67-й сессии Генеральной конференции МОТ) и др.

Верховенство норм международного права предусмотрено также ч. 2ст. 10 ТК РФ, согласно которой в случае если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, должны применяться правила международного договора.

Со ст. 10 неразрывно связана и ст. 11 ТК РФ, устанавливающая действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с ч. 4 ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Принципы равенства прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, закреплены также и в ст. 62 Конституции РФ. Согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Применительно к данной норме необходимо руководствоваться также ст. 15 Конституции РФ. Пунктом 4 данной статьи установлено, что именно общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Основу международного права составляют Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, Декларация о праве и обязанности отдельных групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1998 и ряд других.

«Каждое государство несет основную ответственность и обязанность защищать, поощрять и осуществлять все права человека и основные свободы, в частности путем принятия таких мер, какие могут потребоваться для создания всех необ-

ходимыхусловий в социальной, экономической и политической, а также в других областях, и правовых гарантий, необходимых для обеспечения того, чтобы все лица под его юрисдикцией индивидуально и совместно с другими могли пользоваться всеми этими правами и свободами на практике.

Каждое государство принимает такие законодательные, административные и иные меры, какие могут быть необходимы для обеспечения эффективных гарантий прав и свобод, упомянутых в данной Декларации» (пп. 1, 2 ст. 2 Декларации от09.12.1998).

При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (Декларация от 10.12.1948).

Обеспечение прав работников на охрану труда

Большое значение имеют закрепленные законодателем в ТК РФ нормы об охране труда. Появление подобного рода статей в сфере охраны труда неразрывно связано и с мерами административной ответственности (наложение штрафа и применение такой меры наказания, как дисквалификация) за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда.

Несомненно, представляют интерес ст. 216.1 ТК РФ «Государственная экспертиза условий труда», а также ст. 219 ТК РФ «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда».

Следует также отметить, что законодатель, устанавливая меры ответственности в КоАП за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда, коренным образом изменил название ст. 219 ТК РФ. Данная статья «Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены» в настоящее время изложена в редакции: «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда». Учитывая важность данной статьи и мер ответственности, следует остановиться на основных положениях ст. 219 ТК РФ.

Согласно данной статье, каждый работник имеет право на:

- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;

- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами, поименованными в данной статье, и на право обращения в различные органы власти и другие органы, атакже кработодателю.

Данный перечень не является исчерпывающим. Появление новых частей ст. 219 ТК РФ связано не только с необходимостью проведения аттестации рабочих мест, но и с закреплением выплаты компенсаций работнику за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда в коллективных договорах и локальных нормативных актах.

Например, согласно ч. 4 данной статьи в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсация работникам в данном случае не может быть установлена.

Придавая важное значение положениям гл. 36 ТК РФ, следует также изложить и названия отдельных статей данной главы: ст. 220 ТК РФ «Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда», ст. 221 ТК РФ «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты», ст. 222 ТК РФ «Выдача молока и лечебно-профилактического питания».

Весьма важными являются требования ст. 225 ТК РФ, что, несомненно, является гарантией соблюдения законодательства о труде, в частности, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны

труда в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Устанавливая гарантии прав работников на безопасные условия труда, законодатель в ст. 212 ТК РФ установил обязанности работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации.

Указанный перечень обязанностей не является исчерпывающим.

Необходимо подчеркнуть, что весьма важными являются термины и определения, данные в ст. 209 ТК РФ «Основные понятия». В данной статье законодатель особо подчеркнул, что вредным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Особенно важным является также определение аттестации рабочих мест. Аттестация рабочих мест по условиях труда осуществляется в целях оценки условий труда на рабочих местах для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых

нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» определен порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ст. 226 ТК РФ).

В соответствии с ч. 2 и 3 данной статьи финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Следует также иметь в виду, что в ряде норм ТК РФ предусмотрены гарантии работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, ограничение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда и др.

Расследование несчастных случаев, подлежащих учету

Немаловажным в сфере трудовой деятельности является не только учет, но и проведение определенного расследования несчастных случаев на производстве. В ст. 227 ТК РФ законодатель обратил внимание на обязательность проведения подобного рода расследований, что, несомненно, регламентирует вопросы предотвращения подобного рода негативных явлений.

С внесением изменений в ТК РФ коренным образом изменена не только формулировка ст. 227, но и ее содержание. Например, законодатель расширил сферу производственной деятельности, которая по содержанию статьи является в настоящее время производственной деятельностью, а не производством, как было ранее. Кроме того, в статье дан значительный перечень лиц, выполняющих трудовые обязанности.

Следует также отметить, что учету подлежат все случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности именно работодателя или в выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), атакже при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных

трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Круг данной категории лиц значительно расширен и конкретизирован. Например, в ч. 2 ст. 227 ТК РФ вместо трех абзацев стало шесть. В них перечислены лица, участвующие в сфере трудовых отношений. Законодатель изменил содержание данной части и указал, что к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, выполняющих свои обязанности по трудовомудоговору, в частности, относятся (что ранее отсутствовало в статье) «работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором». Кданным лицам относятся студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику. Кроме того, к указанным лицам относятся лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ, члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие.

Существенно претерпела изменения и ч. 3 ст. 227 ТК РФ. В настоящее время законодатель указал, что кроме несчастных случаев расследованию в установленном порядке подлежат и события, в результате которых были получены телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом. Временной фактор утраты трудоспособности остался прежним, как и указанных событий, кроме перечисления иных телесных повреждений. Значительно изменен фактор совершения событий.

Формулировка «территория организации или вне ее» детально конкретизирована и дополнена следующим содержанием: «Расследованию в установленном порядке подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни. Выполнение работ в сверхурочное время из содержания данного абзаца исключено.

Подлежат учету и расследованию события, которые произошли при использовании личного

транспортного средства в производственных, в том числе в служебных целях, или по соглашению сторон трудового договора. В частности, расследованию и учету подлежат случаи, если они произошли при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком.

Перечень иных происшедших событий не был конкретизирован, но законодателем указано именно на выполнение трудовых обязанностей. В частности, при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Вопросы налогообложения

Рассмотренные вопросы компенсационных выплат на работах с вредными и (или) опасными условиями труда сверх установленных на предприятии ставок, окладов имеют более широкое значение. Примерами таких выплат можно назвать и выдачу специальной одежды и обуви и т. д.

На протяжении ряда лет между налоговыми органами и налогоплательщиками возникали споры по вопросам налогообложения НДФЛ и ЕСН компенсационных выплат. Арбитражные суды рассматривали налоговые споры об оспаривании решений налоговых органов о привлечении организаций к ответственности по соответствующим статьям НК РФ. Детальное изучение не только писем и разъяснений ФНС России и Минфина России, но и судебно-арбитражной практики оказывает существенную помощь руководителям в отстаивании своих интересов в судебных инстанциях.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п.З ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Рассматривая данную норму НК РФ, необходимо руководствоваться прежде всего и соответствующими статьями ТК РФ. Так, в ст. 222 ТК РФ говорится, что на работах с вредными условиями труда

работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Молочные продукты или другие равноценные пищевые продукты работники должны получать в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденным приказом Мин-здравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н.

Приведенные нормы свидетельствуют, что стоимость молока или других равноценных продуктов, атакже лечебно-профилактического питания, бесплатно выдаваемых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подпадает под понятие «компенсационные выплаты» и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии сп. 3 ст.217 НК РФ.

В деятельности организаций возникают вопросы налогообложения НДФЛ бесплатно выдаваемых работникам специальной одежды и обуви. Законодатель в ст. 221 ТК РФ подчеркнул, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

В настоящее время Минздравсоцразвитием России (постановление от 18.12.1998 № 51) утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Пунктом 3 Правил установлено, работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, средства индивидуальной защиты выдаются независимо от того, в каких производствах, цехах и на участках они работают, если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах.

Наименования профессий рабочих и должностей специалистов и служащих, предусмот-

ренные в Типовых отраслевых нормах, указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случаях, когда средства индивидуальной защиты не указаны в Типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании аттестации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых работ со сроком носки «до износа» или как дежурные и могут включаться в коллективные договоры и соглашения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» предусмотрено, что отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России.

В соответствии с подп. 2 п. 1ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН (взносом) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением работником трудовых обязанностей, а также возмещение других расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников. Отсюда можно сделать вывод, что стоимость спецодежды, спецпитания и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в пределах установленных норм, не подлежит обложению единым социальным налогом (взносом).

Следует также отметить, что установление тех или иных компенсаций работникам, в частности работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, может определяться также коллективным или трудовым договором. Нормы упомянутых компенсаций действующим законодательством не определены.

Как отмечалось ранее, основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с постановлением Минздравсоцразвития России от 14.03.1997 № 12

«О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244 «Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» государственную экспертизу труда осуществляют Федеральная служба по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.

Следует также иметь в виду, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, установленные работодателем коллективным и (или) трудовым договором, на основании п. 3 ст. 255 НК РФ учитываются в составе расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

О судебной практике

Представляет интерес определенная категория дел, рассмотренных федеральными арбитражными судами округов. Применение судебно-арбитражной практики об обжаловании актов налоговых органов о привлечении организаций к налоговой ответственности за неуплату НДФЛ и ЕСН может быть использовано в случае спорных с налоговыми органами ситуациях.

Принятые судами решения являются незначительными: постановления ФАС Уральского округа от 27.09.2005 № Ф09-4324/05-С2, от 31.08.2005 № Ф09-3779/05-С2, от 10.03.2005 № Ф09-654/05-АК. Так, рассматривая конкретное дело, суд удовлетворил заявление организации о необоснованном доначислении налоговой инспекцией НДФЛ, ЕСН, пени и применении налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа установил следующее. Налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка организации в связи с ее ликвидацией по вопросу правильности исчисления НДФЛ и ЕСН, согласно которому заявителю начислены налоги, пени и налоговые санкции, суммы налоговых санкций по п. 1 ст. 122 и по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление НДФЛ.

Считая решение в указанной части нарушающим ее права и законные интересы, организация обратилась в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, являют-

ся суммами, не подлежащими налогообложению НДФЛ и ЕСН, следовательно, основания для доначисления налогов у инспекции отсутствовали.

В соответствии с п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

На основании ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В силу ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

Судом было установлено и материалами дела подтверждено, что коллективным договором общества были предусмотрены доплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которые являются компенсационными выплатами, не подлежащими налогообложению НДФЛ и ЕСН.

Данный налоговый спор был разрешен судом в пользу налогоплательщика.

Следует отметить, что, применяя те либо иные нормы трудового законодательства, необходимо сопоставлять конкретные возникшие ситуации с нормами НК РФ. Во избежание налоговых споров, которые разрешаются арбитражными судами, следует внимательно изучать судебно-арбитражную практику и разъяснения налоговых органов и Минфина России.

Несмотря на то, что трудовое законодательство в отличие от налогового права имеет различные методы правового регулирования, руководителям

предприятий, главным бухгалтерам и сотрудникам кадровых подразделений необходимо изучать и владеть значительным количеством законодательных актов, включая и судебно-арбитражную практику.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), утвержденный Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или

других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».

4. Постановление Минтруда России от 18.12.1998 № 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».

5. Трудовой кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.