Научная статья на тему 'Применение отдельных инструментов налогового бенчмаркинга для снижения налоговых рисков'

Применение отдельных инструментов налогового бенчмаркинга для снижения налоговых рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / НАЛОГОВЫЙ БЕНЧМАРКИНГ / BENCHMARKING / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX BURDEN / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / TAX RISKS / БЮДЖЕТНЫЕ РИСКИ / BUDGET RISKS / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / INCREASING EFFICIENCY / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICIES / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / BUDGETARY SYSTEM / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / TAX REVENUES / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / TAX AUDITS / УПУЩЕННАЯ ВЫГОДА / LOSS OF PROFITS / НАЛОГОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / TAX FIGURES / TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Наталья Николаевна, Колачева Наталья Вениаминовна

Цель: Рассмотреть применение отдельных инструментов налогового бенчмаркинга для снижения налоговых рисков. Методы : диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий провести оценку применения отдельных инструментов налогового бенчмаркинга для снижения налоговых рисков. Также в работе применялись общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность), так и другие специальные приемы и процедуры. Результаты : В настоящее время конкуренция в любой сфере деятельности приняла глобальные масштабы. Руководители многих компаний понимают, что необходимо всесторонне изучать положительный опыт конкурентов для того, чтобы заработать деньги и прогнозировать собственное успешное будущее. Чтобы не отставать от более успешных конкурентов и применяют бенчмаркинг. Термин «бенчмаркинг» очень приближен к понятию «маркетинговой разведки», но маркетинговая разведка представляет собой сбор практически конфиденциальной информации, в отличие от бенчмаркинга. Бенчмаркинг это способ изучения деятельности компаний-конкурентов для того, чтобы перенять их положительный опыт и применить данные о нем в своей деятельности. Научная новизна : в статье использованы общенаучные методы исследования, такие как диалектика, анализ, синтез, комплексность, которые дали возможность автору определить сущность и назначение налогового бенчмаркинга, а также проанализировать применение отдельных инструментов налогового бенчмаркинга для снижения налоговых рисков. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы для применения хозяйствующими субъектами при проведении мероприятий налогового планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быкова Наталья Николаевна, Колачева Наталья Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SEPARATE TOOLS TAX BENCHMARKING TO MINIMIZE TAX EXPOSURE

Objective: to Examine the use of individual tools tax benchmarking to minimize tax exposure. Methods: a dialectical approach to cognition of social phenomena, allowing to assess the use of separate tools tax benchmarking to minimize tax exposure. Also the paper used General scientific methods (dialectic, analysis, synthesis, consistency, complexity), and other special techniques and procedures. Results: currently, competition in any field has taken a global dimension. The leaders of many companies understand that it is necessary to comprehensively study the positive experience of competitors in order to make money and predict your own successful future. To keep up with more successful competitors and use benchmarking. The term "benchmarking" is very close to the concept of "marketing intelligence", but marketing intelligence is a collection of virtually confidential information, unlike benchmarking. Benchmarking is a way of studying the activities of competitors in order to learn from their positive experiences and apply data about their activities. Scientific novelty: the article used General scientific methods, such as dialectics, analysis, synthesis, complexity, which enabled the author to define the essence and purpose of the tax benchmarking, and to analyze the use of separate tools tax benchmarking to minimize tax exposure. Practical relevance: the main provisions and conclusions of the article can be used for use by business entities when carrying out activities of tax planning.

Текст научной работы на тему «Применение отдельных инструментов налогового бенчмаркинга для снижения налоговых рисков»

Быкова Наталья Николаевна, Колачева Наталья Вениаминовна ПРИМЕНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ...

УДК 336.02

ПРИМЕНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОГО БЕНЧМАРКИНГА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ

© 2017

Быкова Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Колачева Наталья Вениаминовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое моделирование» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: ncolacheva@mail.ru)

Аннотация. Цель: Рассмотреть применение отдельных инструментов налогового бенчмаркинга для снижения налоговых рисков. Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий провести оценку применения отдельных инструментов налогового бенчмаркинга для снижения налоговых рисков. Также в работе применялись общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность), так и другие специальные приемы и процедуры. Результаты: В настоящее время конкуренция в любой сфере деятельности приняла глобальные масштабы. Руководители многих компаний понимают, что необходимо всесторонне изучать положительный опыт конкурентов для того, чтобы заработать деньги и прогнозировать собственное успешное будущее. Чтобы не отставать от более успешных конкурентов и применяют бенчмаркинг. Термин «бенч-маркинг» очень приближен к понятию «маркетинговой разведки», но маркетинговая разведка представляет собой сбор практически конфиденциальной информации, в отличие от бенчмаркинга. Бенчмаркинг - это способ изучения деятельности компаний-конкурентов для того, чтобы перенять их положительный опыт и применить данные о нем в своей деятельности. Научная новизна: в статье использованы общенаучные методы исследования, такие как диалектика, анализ, синтез, комплексность, которые дали возможность автору определить сущность и назначение налогового бенчмаркинга, а также проанализировать применение отдельных инструментов налогового бенчмаркинга для снижения налоговых рисков. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы для применения хозяйствующими субъектами при проведении мероприятий налогового планирования.

Ключевые слова: бенчмаркинг, налоговый бенчмаркинг, налоговая нагрузка, налоговые риски, бюджетные риски, повышение эффективности, налоговая политика, бюджетная система, налоговые поступления, налоговый контроль, упущенная выгода, налоговые показатели, налоговая нагрузка.

THE USE OF SEPARATE TOOLS TAX BENCHMARKING TO MINIMIZE TAX EXPOSURE

© 2017

Bykova Natalya Nikolaevna, senior teacher of Department "Finance and credit" Kolacheva Natalia Veniaminovna, candidate of pedagogical science, associate professor of the chair «Higher mathematics and mathematical modeling» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, 14, e-mail: ncolacheva@mail.ru)

Abstract. Objective: to Examine the use of individual tools tax benchmarking to minimize tax exposure. Methods: a dialectical approach to cognition of social phenomena, allowing to assess the use of separate tools tax benchmarking to minimize tax exposure. Also the paper used General scientific methods (dialectic, analysis, synthesis, consistency, complexity), and other special techniques and procedures. Results: currently, competition in any field has taken a global dimension. The leaders of many companies understand that it is necessary to comprehensively study the positive experience of competitors in order to make money and predict your own successful future. To keep up with more successful competitors and use benchmarking. The term "benchmarking" is very close to the concept of "marketing intelligence", but marketing intelligence is a collection of virtually confidential information, unlike benchmarking. Benchmarking is a way of studying the activities of competitors in order to learn from their positive experiences and apply data about their activities. Scientific novelty: the article used General scientific methods, such as dialectics, analysis, synthesis, complexity, which enabled the author to define the essence and purpose of the tax benchmarking, and to analyze the use of separate tools tax benchmarking to minimize tax exposure. Practical relevance: the main provisions and conclusions of the article can be used for use by business entities when carrying out activities of tax planning.

Keywords: benchmarking, benchmarking, tax, tax burden, tax risks, budget risks, increasing efficiency, tax policies, budgetary system, tax revenues, tax audits, loss of profits, tax figures, tax burden.

Любая предпринимательская деятельность напрямую связана с событиями, результат которых имеет вариативный характер [1]. К таким событиям, наряду с другими, можно отнести и налоговые риски, регламентация которых осуществляется не только нормами в области финансовых отношений, но и публичными нормами уголовного права.

Налоговая политика государства на федеральном, региональном и местном уровне в настоящее время преследует не только фискальные, но и регулирующие цели. С фискальной точки зрения основным видом негативных последствий является недопоступление налоговых доходов в бюджетную систему государства, то есть налоговый риск представляет собой разновидность бюджетного риска. С позиций хозяйствующих субъектов и физических лиц налоговые риски могут привести к появлению налоговых и иных финансовых потерь, в том числе в виде дополнительных налогов, штрафов, пеней, упущенной выгоды, потери материальных и иных ценностей и так далее.

Рассмотрим понятие налогового риска в современной трактовке.

Налоговый риск - это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого субъект, принявший решение в сфере налогообложения, теряет или недополучает ресурсы, утрачивает предполагаемую выгоду или несет дополнительные финансовые и имиджевые издержки [2].

В настоящем определении предпринята попытка уравновесить интересы противоположных сторон: государства и представителей бизнеса.

Виды налоговых рисков хозяйствующих субъектов классифицируются по разным критериям [3].

Рассмотрим некоторые из них.

Так, по характеру возникновения налоговые риски делят на следующие виды:

- внешние, то есть не зависящие от деятельности хозяйствующих субъектов. Это риски, связанные с макроэкономическими факторами или политическими переменами в государстве, которые приводят к изменениям в налоговой системе;

- внутренние, возникающие в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Это может быть переход организации на другую систему налогообложения, сме-

Быкова Наталья Николаевна, Колачева Наталья Вениаминовна экономические

ПРИМЕНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ... науки

на поставщиков, увеличение количества работников и так далее.

По времени возникновения выделяют следующие налоговые риски:

- текущие, которые имеют место здесь и сейчас. К примеру, если срок представления налоговой декларации истекает текущей датой, то пропуск срока и не представление декларации несет в себе риск приостановления операций по счетам организации. Это предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее по тексту НК РФ) [4, пп.1, п. 3, ст. 76];

- перспективные, которые заключаются в том, что действия хозяйствующих субъектов в текущее время, например, заключение договора с сомнительным контрагентом, могут привести к негативным последствиям в будущем.

Также в научной литературе выделяют такие основные группы налоговых рисков, как:

- риски налогового контроля - возможные доначисления по результатам камеральных и выездных проверок. Это установлено Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30 июля 2013 года № 57 [5, п.50];

- риски увеличения налоговых обязательств - повышение налоговых ставок, отмена налоговых льгот, введение новых налогов и так далее;

- риски правового характера. Речь идет, в первую очередь, о неопределенности налогового законодательства, которая приводит к различным толкованиям норм права со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это могут быть разные точки зрения налогоплательщиков и налоговых органов, доначисления по налогам, пени, штрафы, судебные издержки и так далее.

Кроме того, налоговые риски хозяйствующие субъекты могут создавать себе сами. Например, при непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов, либо при умышленном уклонении от уплаты налогов [6].

Некоторые налоговые риски организация может оценить самостоятельно. Так, хозяйствующий субъект может самостоятельно рассчитать уровень налоговой нагрузки компании и тем самым оценить вероятность включения организации в план проведения выездных проверок.

Оценка рисков представляет собой единый непрерывный и актуализируемый автоматизированный процесс выявления, учета и выработки мер по минимизации или ликвидации факторов риска и рисков в целом. Оценка рисков служит основой для выработки стратегии деятельности хозяйствующего субъекта и координации его деятельности [7].

Выявление - это всесторонний, комплексный и динамичный процесс определения исходного списка возможных рисков и факторов риска. Такие риски и факторы риска выводятся из известных или подозреваемых угроз и уязвимостей.

Важно понимать существование риска или факторов риска даже тех, которые не изучены и не установлены.

Анализ - это основной этап оценки рисков, который включает в себя изучение характера, источников, вероятности и ущерба от выявленных рисков, а также факторов риска.

Оценка заключается в определении приоритетов в области минимизации или ликвидации рисков [8].

И так, в качестве самостоятельного последствия налоговых рисков для бизнеса выделяется не только риск увеличения налоговой нагрузки и риск уголовного преследования, но также и риск налогового контроля [9].

Однако сам по себе риск налогового контроля не может быть отнесен к последствиям налоговых рисков, поскольку не влечет негативных последствий, а скорее чреват появлением негативных финансовых последствий.

Далее рассмотрим, что представляет собой бенчмар-

кинг и какие инструменты бенчмаркинга применимы в налоговой сфере, в частности - для снижения налоговых рисков.

Бенчмаркинг - это особый вид деятельности по поиску и получению информации о лучших решениях в бизнесе, технологиях и практических разработках, используемых другими компаниями, их усовершенствование и применение. Родоначальниками бенчмаркинга считаются Японские компании, которые положили основу свой бизнес-технологии копирования чужих достижений, бизнес-технологий и удачных и перспективных товаров в 50-х годах XX века [10].

В настоящее время в России большинству руководителей малых и средних предприятий слово «бенчмар-кинг» не знакомо, а метод эталонного сопоставления воспринимается ими не как один из методов управления бизнесом, а как обычный анализ деятельности и бизнес-процессов конкурентов или же как маркетинговое исследование.

Налоговый бенчмаркинг - это сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка [10]. Обладание такой информацией важно как для анализа эффективности внутренних бизнес-процессов, организации налогового учета, так и в случае споров с налоговыми органами.

Налоговый бенчмаркинг позволяет предприятию существенно снизить налоговые риски за счет учета опыта других компаний.

Следует подчеркнуть, что налоговые показатели являются одними из актуальных показателей финансового менеджмента организации, характеризующим уровень налогового бремени налогоплательщика.

Налоговая нагрузка является относительной величиной, рассчитываемой как отношение суммы начисленных налогов за налоговый период к экономической базе (доходы (выручка), прибыль, чистые активы и т. д).

Увеличение налоговой нагрузки негативно влияет на финансово-экономические показатели деятельности предприятия. Тяжесть налогового бремени побуждает налогоплательщиков искать пути его снижения, что возможно осуществить за счет налоговой оптимизации и налогового планирования. Но в данном случае необходимо учитывать, что при проведении налогового контроля налоговые органы будут обязательно пытаться доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды [11, 12, 13].

Следует учитывать, что существенно более низкие налоговая нагрузка и рентабельность налогоплательщика в сравнении с показателями отрасли является одним из критериев для назначения выездной налоговой проверки. В настоящее время ФНС РФ установлены критерии, при анализе которых может быть принято решение о проведении внеплановой налоговой проверки. Показатели подготовлены на основании Концепции системы планирования, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (далее по тексту Концепция) [14].

Данные критерии и должны явиться основой налогового бенчмаркинга.

Существует достаточно много методик расчета налоговой нагрузки (НН). Одна из них предложена Федеральной налоговой службой Российской Федерации (далее по тексту ФНС РФ):

НН = Н / ВР, (1)

сум ' '

где Н - совокупность всех уплачиваемых предприятием налогов;

ВР - выручка предприятия от реализации товаров, работ или услуг, а также от произведенной предприятием продукции.

Назначение данной методики заключается в выявлении доли налогов в выручке от реализации. Данный показатель характеризует налогоёмкость продукции производства.

Быкова Наталья Николаевна, Колачева Наталья Вениаминовна

ПРИМЕНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ...

НН = (В-З-ЧП) / (В-З), (2)

где В - выручка от реализации (полные издержки и прибыль);

З - затраты на производство реализованной продукции без учёта налогов;

ЧП - чистая прибыль предприятия или иначе - остающаяся в распоряжении предприятия прибыль за минусом налогов, уплачиваемых за счёт прибыли.

Прибыль считается некорректным измерителем налоговой нагрузки, поскольку предприятие может работать, не принося прибыли, но платить налоги исправно.

Вместе с налоговой нагрузкой по каждому налогу можно рассчитать эффективную ставку налога, которая позволяет определить реальную налоговую нагрузку налогоплательщика.

ЭСН = Нсум. / НОБ., (3)

где Нсум. - сумма, подлежащая уплате в бюджет по конкретному налогу;

НОБ. - налогооблагаемая база по конкретному налогу. 1

Показателями налогового бенчмаркинга являются:

1. Налоговая нагрузка налогоплательщика. Контроль данного показателя осуществляется с учетом вида деятельности компании. Для расчета налоговой нагрузки выручка определяется как сумма полученных доходов, отраженных в отчете о финансовых результатах. Внимание должны привлечь такие факты, как:

- значение показателя ниже среднеотраслевого по региону;

- снижение показателя в сравнении с предыдущим отчетным периодом;

- значение налоговой нагрузки по налогу на прибыль не должно быть ниже 3 % для предприятий производственной сферы и ниже 1 % для торговых организаций;

- доля вычетов по НДС не должна превышать 89 %.

Аргументами, объясняющими низкую налоговую нагрузку, могут быть проблемы с реализацией (например, сезонность), увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками, создание запаса товара, проведение модернизации производства и прочее.

С целью снижения налогового риска и для контроля соответствия уровня налоговой нагрузки нормативному значению можно воспользоваться налоговым калькулятором по расчету налоговой нагрузки на сайте ФНС РФ [15].

В настоящее время ФНС РФ опубликовала данные по налоговой нагрузке по отраслям за 2016 год.

В 2016 году в целом налоговая нагрузка незначительно снизилась до 9,6% (в сравнении с 9,7% в 2015 году).

Больше всего выросла налоговая нагрузка в 2016 году в отраслях:

- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви - 7,3% в 2016 году (6,2% в 2015 году);

- производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них - 4,3% в 2016 году (3,5% в 2015 году);

- производство кокса и нефтепродуктов - 4,7% в 2016 году (2,6% в 2015 году).

Больше всего снизилась налоговая нагрузка в 2016 году в отраслях:

- добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - 35,6% в 2016 году (41,5% в 2015 году);

- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации -11,6% в 2016 году (13,4% в 2015 году);

- химическое производство - 3,5% в 2016 году (4,2% в 2015 году);

- строительство - 10,9% в 2016 году (12,7% в 2015 году);

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг -15,4% в 2016 году (17,2% в 2015 году).

2. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Если темп роста расходов выше темпа роста доходов, то существует высокая вероятность включения налогоплательщика в план выездных проверок.

Если темп роста расходов ниже темпа роста доходов, то имеется достаточно небольшая вероятность включения налогоплательщика в план выездных проверок.

Если темп роста расходов равен темпу роста доходов, то, скорее всего, показатель по данному критерию не заинтересует налоговый орган.

3. Среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Если официальная заработная плата в организации не соответствует среднеотраслевой, то, скорее всего, следует ждать приглашения для дачи пояснений в налоговую инспекцию на зарплатную комиссию, основной функцией которой является не повышение заработной платы сотрудникам организаций (для этого есть ведомства, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда.

4. Уровень рентабельности значительно отклоняется по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики, наличие убытка в течение нескольких отчетных периодов. Налоговым риском считается убыточная отчетность на протяжении более двух налоговых периодов с отраженной суммой крупного убытка, величина которого определяется конкретным регионом. На мысль о выездной проверке наведет уменьшение рентабельности от среднего показателя по аналогичному виду деятельности более чем на 10 процентов. Данные о рентабельности по видам деятельности есть в приложении 2 к Концепции [14]. Компаниям, вызывающим подозрение у ФНС РФ, грозят также отказ в вычете НДС и аннулирование многих сумм расходов из расчета налогооблагаемой базы по прибыли.

Отметим, контролеры не учли, что отклонение рентабельности возможно по вполне объективным причинам. Так, прибыльность иногда снижается в ходе рекламных акций, когда клиентам предоставляются скидки (решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 июля 2005 года по делу № А40-34656/05-118-331) [16]. Кроме того, рентабельность может иметь пониженный уровень из-за жесткой конкуренции, когда предприниматель, подняв цены, рискует потерять покупателей (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2006 года № А56-54/2006, Московского округа от 22 июля 2005 года № КА-А40/6606-05) [17,18].

По данным ФНС РФ в 2016 году рентабельность продаж в целом снизилась до 8,1% (9,3% в 2015 году), а рентабельность активов возросла до 6,4% (5,0% в 2015 году).

Данные по налоговой нагрузке по видам экономический деятельности за последний год и предыдущие годы можно скачать с сайта ФНС РФ. Там же можно скачать данные по рентабельности по видам экономический деятельности [15].

Несмотря на налоговые риски, убыточность компании может быть обоснованной также в связи со следующими факторами:

- экономической ситуацией в стране и отрасли;

- снижением спроса на продукцию, работы, услуги в определенные периоды года, что необходимо подтвердить аналитикой по продажам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ростом закупочной цены сырья и материалов [19].

Кроме этого, к налоговым рискам относится:

- не предоставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

- недостаточный штат компании при значительных оборотах деятельности;

- пропущенные сроки сдачи отчета в налоговые органы;

Быкова Наталья Николаевна, Колачева Наталья Вениаминовна ПРИМЕНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ...

- увеличение расходов, без увеличения объема продаж.

Налоговые органы при решении вопроса о проведении налоговой проверки используют федеральный информационный ресурс «Риски», который содержит сведения о налогоплательщиках, имеющих потенциальные риски неуплаты налогов. Ведение информационного ресурса «Риски» осуществляется в соответствии с Приказом ФНС России от 24 июня 2011 года № ММВ-8-2/42дсп@ «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса «Риски»» [20]. Этот документ носит гриф ДСП (для служебного пользования) и является внутренним ресурсом налоговых органов.

Информационный ресурс «Риски» содержит справочную информацию для принятия решения налоговыми органами о целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении конкретных налогоплательщиков. Данный ресурс является внутренним (непубличным) информационным ресурсом, созданным для автоматизации и систематизации процессов сбора, накопления, хранения и обработки определенных сведений об организациях, получаемых налоговыми органами законным путем в ходе выполнения своих функций.

В заключение можно сделать вывод, что основной целью налогового бенчмаркинга является минимизация налоговых рисков с учетом критериев, установленных ФНС РФ [10].

Компаниям рекомендуется анализировать контролируемые ФНС РФ показатели в сравнении с нормативными значениями, со среднеотраслевыми показателями по региону, в динамике по своей компании за несколько отчетных периодов [9]. При выявлении критических значений необходимо разрабатывать мероприятия по улучшению показателей, либо иметь убедительные аргументы для контролирующих органов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пименов Н. А. Налоговые риски в системе экономической безопасности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Пименов. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА,

2015. - 351 с. - ISBN 978-5-238-02704-3

2. Быкова Н.Н. Риски налогоплательщиков и их оценка // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3 (46). С. 24-27.

3. Курилова А. А. Методические положения оценки рисков на предприятиях автомобильной промышленности // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 21-23.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (ред. от 03 апреля 2017 года) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04 мая 2017 года) [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата просмотра 14 мая 2017 года)

5. Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: http:// base.consultant.ru (дата просмотра 10 мая 2017 года)

6. Путилин Д. Опасные налоговые схемы [Электронный ресурс] / Д. Путилин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Альпина Паблишер, 2016. 346 с. - ISBN 9785-9614-2064-7

7. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение : теория и практика : учеб. для вузов / В. Г. Пансков. - Москва : Юрайт, 2010. - 677 с. - (Университеты России). -Библиогр.: с. 679-680. - ISBN 978-5-9916-0251-8 (Изд-во Юрайт). - ISBN 978-5-9692-0580-2 (ИД Юрайт) : 347-80

8. Барулин С. В. Налоговый контроллинг : учебник / С. В. Барулин, Е. В. Барулина. - Москва : [РУСАЙНС],

2016. м 167 с. : ил. Библиогр.: с. 164-165. - ISBN 978-54365-0631-9

9. Евстигнеев Е. Е. Налоги и налогообложение : теория и практикум : учеб. пособие / Е. Е. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. - Москва : Проспект, 2015. - 520 с. : ил. -

Библиогр.: с. 510-512. - ISBN 978-5-392-16373-1 : 400-00

10. Джаарбеков С.М. Основы налогового планирования : для всех, кто платит налоги : методическая база законной оптимизации налогообложения / под общ. ред. С. М. Джаарбекова. - Москва : Сменные страницы, 2006 (М. : Типография М-КЕМ). - 245 с.

11. Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата просмотра 15 мая 2017 года)

12. Письмо ФНС РФ от 23 марта 2017 года № ЕД-5-9-547/@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды»

13. Письмо ФНС РФ от 24 мая 2011 года № СА-4-9/8250 «О доказывании необоснованной налоговой выгоды»

14. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата просмотра 15 мая 2017 года)

15. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации: - Режим доступа // URL: http://nalog.ru (дата просмотра 12-15 мая 2017 года)

16. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 июля 2005 года по делу № А40-34656/05-118-331[Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: http:// base.consultant.ru (дата просмотра 10 мая 2017 года)

17. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2006 года № А56-54/2006 [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата просмотра 14 мая 2017 года)

18. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 июля 2005 года № КА-А40/6606-05 [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата просмотра 15 мая 2017 года)

19. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (ред. от 01 мая 2017 года) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс] -Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата просмотра 13 мая 2017 года)

20. Приказ ФНС России от 24 июня 2011 года № ММВ-8-2/42дсп@ «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса «Риски»» [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата просмотра 12 мая 2017 года)

Статья поступила в редакцию 28.04.2017.

Статья принята к публикации 02.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.