Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ИСПРАВЛЕНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутенко Татьяна Павловна, Чжу Цзинвэй

В статье рассматриваются проблемы применения основных средств исправления осужденных к лишению свободы, закрепленные в уголовно-исполнительном законодательстве, в условиях введения чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения. Авторы приходят к выводу, что в уголовно-исполнительном законодательстве отсутствует должная регламентация применения основных средств исправления осужденных в условиях форс-мажора, в связи с чем высказаны предложения по оптимизации уголовно-исполнительного законодательства по обозначенному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бутенко Татьяна Павловна, Чжу Цзинвэй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE BASIC MEANS OF CORRECTING THE CONVICTED IN THE STATE OF EMERGENCY OR AN EMERGENCY SITUATION

The article examines the problems of using the main means of correcting the convicted to imprisonment, enshrined in the criminal-executive legislation, in the context of the introduction of an emergency situation or a state of emergency. The authors come to the conclusion that in the penal legislation there is no proper regulation of the use of basic means of correcting the convicted in conditions of force majeure, so proposals were made to optimize the penal legislation in the context of this issue.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ»

Право

УДК 343.8

Бутенко Татьяна Павловна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: butanya1979@yandex.ru Чжу Цзинвэй Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: huaf7611@gmail.com Butenko Tat'yana Pavlovna Amur State University Blagoveschensk, Russia E-mail: butanya1979@yandex.ru Zhu Jingwei Amur State University Blagoveschensk, Russia E-mail: huaf7611@gmail.com

ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

APPLICATION OF THE BASIC MEANS OF CORRECTING THE CONVICTED IN THE STATE OF EMERGENCY OR AN EMERGENCY SITUATION

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы применения основных средств исправления осужденных к лишению свободы, закрепленные в уголовно-исполнительном законодательстве, в условиях введения чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения. Авторы приходят к выводу, что в уголовно-исполнительном законодательстве отсутствует должная регламентация применения основных средств исправления осужденных в условиях форс-мажора, в связи с чем высказаны предложения по оптимизации уголовно-исполнительного законодательства по обозначенному вопросу.

Abstract. The article examines the problems of using the main means of correcting the convicted to imprisonment, enshrined in the criminal-executive legislation, in the context of the introduction of an emergency situation or a state of emergency. The authors come to the conclusion that in the penal legislation there is no proper regulation of the use of basic means of correcting the convicted in conditions of force majeure, so proposals were made to optimize the penal legislation in the context of this issue.

Ключевые слова: основные средства исправления, чрезвычайная ситуация, чрезвычайное положение, осужденные к лишению свободы.

Key words: basic means of correction, emergency situation, state of emergency, the convicted.

DOI: 10.22250/20730284_2022_96_12

Достижение такой цели уголовно-исполнительного законодательства как исправление осужденных (ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации - далее УИК РФ) осуществляется посредством применения к осужденным различных средств исправления.

Законодатель в ч. 2 ст. 9 УИК РФ называет их «основными». Таковых всего 6, и либо все, либо некоторые из них подлежат применению в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

2020 и 2021 гг. запомнились тем, что Российская Федерация, как и другие страны, должна была реагировать на ситуацию, связанную с распространением новой коронавирусной инфекции. Не обошло это стороной и уголовно-исполнительное законодательство. В последнее время все чаще правоприменителем упоминаются такие термины как «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайное положение» и «пандемия». Однако если проанализировать уголовно-исполнительное законодательство, то можно прийти к выводу, что данные термины в контексте регулирования уголовно-исполнительных отношений отсутствуют.

Единственная статья в УИК РФ - 85, где упоминается о случаях стихийного бедствия, введении чрезвычайного положения, не дает ответов на вопросы: как применяются средства исправления в форс-мажорных ситуациях.

Надо сказать, что чрезвычайное положение означает введение в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающего установленные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения, как ранее один из авторов статьи писал в иных публикациях [1], - это временная мера, применяемая исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток. Примечательно, что законодатель исчерпывающим образом закрепляет меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения (ст. 11-14 ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

Так, в п. «ж» ст. 12 ФКЗ «О чрезвычайном положении» прописано, что возможно «продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца». Думается, что это оправдано с позиции обеспечения безопасности населения и изменения формата работы правоохранительных и правоприменительных органов, в том числе судов. Однако подобные нормы отсутствуют в законе относительно осужденных.

Напомним, что летом 2019 г. и летом 2021 г. в ряде регионов Дальнего Востока (Амурская область, Хабаровский и Приморский края) в связи с обильными осадками был введен режим чрезвычайной ситуации. В Амурской области возникла необходимость из ушедшего под воду сельского поселения эвакуировать жителей. Тем не менее никаких особых указаний в плане изменения порядка отбывания наказаний осужденными в указанный период не поступало (и уголовно-исполнительные инспекции, и исправительные учреждения работали в обычном режиме). В 2013 г., когда в Амурской области было наводнение и регион находился в режиме объявления чрезвычайной ситуации, из лечебно-исправительного учреждения в г. Свободном осужденные были этапированы в аналогичное учреждение Приморского края.

К сожалению, УИК РФ не регламентирует порядок применения средств исправления осужденных в условиях введения чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения.

Рассмотрим это на примере общественного воздействия в отношении осужденных к лишению свободы как наиболее сложно понимаемого в плане реализации средства исправления в названных условиях.

Элементами названного средства выступают очные встречи осужденных с представителями различных гражданских институтов. Как справедливо утверждают ученые А.В. Бриллиантов и С.И. Курганов, «общественное воздействие призвано способствовать приобретению или восстановлению осужденным социально полезных связей, привитию навыков участия в жизни общества» [2].

В контексте ст. 23 УИК РФ речь идет об общественных объединениях, которые «оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных» (ч. 3 ст. 23 УИК РФ) [3].

В настоящее время правовой основой для деятельности общественных объединений выступает федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в котором под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание таких объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

В ст. 7 названного федерального закона исчерпывающим образом перечислены организационно-правовые формы, в которых могут создаваться общественные объединения: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Значимая роль отводится различным общественным советам, Общественной палате РФ и аналогичным органам в субъектах. Основной посыл законодателя в закреплении данного средства исправления в законе, думается, сводится именно к развитию коммуникабельности и возможности скорректировать взгляды на дальнейшую жизнь осужденных, в том числе и собственным примером. В условиях чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения, а также пандемии, когда все приезды в исправительные учреждения ограничены, осуществить это проблематично. Как правильно было замечено на страницах печати: «... с целью сокращения физических контактов между людьми в условиях введения ограничительных мер, общественное воздействие в такой период не осуществляется» [4].

Как же тогда достигать цели наказания и цели уголовно-исполнительного законодательства как исправление осужденных? С учетом развития технологических процессов в обществе и повсеместного внедрения цифровизации, на наш взгляд, следует подумать о применении информационно-телекоммуникационных средств с позиции расширения средств исправления осужденных и использования таких средств в числе уже имеющихся в ч. 2 ст. 9 УИК РФ [3].

В качестве предложения можно высказать мысль относительно закрепления данной возможности в ведомственных приказах ФСИН России и Минюста России.

Введение ограничительных мер в связи с форс-мажорными условиями в любом случае спо-двигнет законодателя к корректировке ряда положений, связанных с процессом исправления осужденных к лишению свободы. Определенные проблемы могут вызвать такие средства исправления как получение общего образования и профессиональное обучение.

В обычной ситуации осужденные к лишению свободы получают образование и профессию в самом исправительном учреждении. Образовательная деятельность в исправительном учреждении организуется в соответствии с УИК РФ (ст. 108, 112), федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 80), законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учре-

ждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст. 16), приказом Минюста России № 274, Минобрнауки России № 1525 от 06.12.2016 «Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы», приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», приказом Минюста России от 06.10.2006 № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» (раздел XXI, XXII), приказом Минюста РФ от 21.11.2005 № 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы», приказом Минюста РФ от 24.03.2020 № 59 «Об утверждении Порядка организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».

Важным фактором на основании перечисленных документов является возможность использовать различные формы донесения информации, в том числе дистанционные. Однако, с точки зрения обеспечения безопасности, возникают сложности направления учителями и лекторами средних и высших образовательных организаций материалов для изучения через Интернет. В связи с этим необходимо проработать вопрос относительно организации обучения с использованием дистанционных технологий в исправительных учреждениях.

Электронные образовательные ресурсы в условиях введения режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения нивелируют негативные последствия запрета очного посещения осужденных.

Думается, что именно использование дистанционного обучения позволит говорить об эффективности внедрения и использования современных образовательных технологий. В настоящее время существует необходимость применения информационно-телекоммуникационных и технических устройств в уголовно-исполнительной системе, а также внесения изменений в нормативные акты, регламентирующие порядок получения общего образования и профессионального обучения в части обязательного использования дистанционной формы при введении ограничительных мер в период отбывания наказания.

Примечательно, что в Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г. среди вызовов, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, названа «необходимость дополнительного совершенствования нормативно-правового регулирования, направленного на обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что на современном этапе возникла потребность в дополнении УИК РФ главой, которая будет регулировать уголовно-исполнительные правоотношения в случае введения чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения на территории всей Российской Федерации или отдельных ее субъектов. На наш взгляд, в данной главе должны найти отражение вопросы исправления осужденных, в том числе особенности применения средств исправления.

1. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения: монография / Т.П. Бутенко, Д.В. Горбань, Ф.В. Грушин и др.; под общ. ред. А.А. Крымова; под науч. ред. А.П. Скибы; Университет ФСИН России; Академия ФСИН России; журнал «Российский криминологический взгляд». - Изд. 3-е, исправл. и доп. - М.: Криминологическая библиотека, 2020. - С. 81.

2. Бриллиантов, А.В., Курганов, С.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2016. - С. 98.

3. Чжу Цзинвэй. Применение некоторых средств исправления осужденных к лишению свободы в период пандемии // Политика и право. Ученые записки. - Вып. 21. - Благовещенск: АмГУ, 2021 - С. 180.

4. Бутенко, Т.П. Реализация основных средств исправления осужденных в условиях пандемии вируса СОУГО-19 // Уголовно-исполнительное право. - 2020. - Т. 15 (1-4), № 2. - С. 150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.