5. Бим И. Л. Принципы конструирования личностно -ориентированного учебника по иностранному языку // Современный учебник: проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования // Сб. науч. тр. / [под ред. А.В. Хуторского]. М.: ИСМО РАО, 2004. С. 9-11.
6. Быкова О. П. Обучение русскому языку как иностранному в иноязычной среде (на примере южнокорейских университетов): Дис. ... д-ра педаг. наук. М., 2011. 350 с.
7. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы). М.: Русский язык, 1984. 144 с.
8. Triandis H.C. Culture and social behavior. N.Y. etc.: McGraw-Hill, Ш, 1994. 216 р.
References
1. Arutjunov A. R. Kommunikativnyj uchebnyj kurs RKI dlja zadannogo kontingenta uchashhihsja: Metodicheskoe posobie. M.: IRJa im. A.C. Pushkina, 1989. 97 s.
2. Arutjunov A. R. Teorija i praktika sozdanija uchebnika russkogo jazyka dlja inostrancev. M.: Russkij jazyk, 1990. 168 c.
3. Berdichevskij A. L., Golubeva A. V. Kak napisat' mezhkul'turnyj uchebnik russkogo jazyka kak inostrannogo. SPb.: Zlatoust, 2015. 140 s.
4. Bim I. L. Kljuchevye problemy teorii uchebnika: struktura i soderzhanie: V sb. Soderzhanie i struktura uchebnika russkogo jazyka kak inostrannogo. / Sost. L. B. Trushina. M.: Russkij jazyk, 1981. S. 9-17.
5. Bim I. L. Principy konstruirovanija lichnostno-orientirovannogo uchebnika po inostrannomu jazyku // Sovremennyj uchebnik: problemy proektirovanija uchebnoj knigi v uslovijah modernizacii shkol'nogo obrazovanija // Sb. nauch. tr. / [pod red. A.V. Hutorskogo]. M.: ISMO RAO, 2004. S. 9-11.
6. Bykova O. P. Obuchenie russkomu jazyku kak inostrannomu v inojazychnoj srede (na primere juzhnokorejskih universitetov): Dis. ... d-ra pedag. nauk. M., 2011. 350 s.
7. Vjatjutnev M.N. Teorija uchebnika russkogo jazyka kak inostrannogo (metodicheskie osnovy). M.: Russkij jazyk, 1984. 144 s.
8. Triandis H.C. Culture and social behavior. N.Y. etc.: McGraw-Hill, Ш, 1994. 216 р.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.142 Семенова Н.В.1, Рябцов С.Н.2, Рябцова Ю.А.3
1 Кандидат педагогических наук., доцент кафедры общей биологии, экологии и МОБ, Оренбургский государственный педагогический университет, 2кандидат биологических наук, доцент кафедры
общей биологии, экологии и МОБ, магистрант, Оренбургский государственный педагогический университет, 3 социальный педагог МОАУ «СОШ №69» г. Оренбург, магистрант ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЯ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ РАБОЧИХ ЛИСТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ И ЕГЭ
Аннотация
Применение ИКТ на разных этапах урока позволяет углубить знания учащихся, а также создаёт наиболее оптимальные условия для получения и усвоения знаний. Использование ИКТ в педагогической практике дает возможность саморазвития учащегося, что является одной из самых главных задач в образовательном процессе. При современных темпах жизни и загруженности учителя, информационно коммуникационные технологии позволяют в значительной степени разгрузить учителя, а также повысить интерес учеников к предмету и разнообразить формы обучения.
Ключевые слова: информационные технологии, информационный рабочий лист, показатель успешности
Semenova N.V.1, Rabtsov S.N.2, Ryabtsova Y.A.3 1PhD in Pedagogy, associate Professor of General biology, ecology and MOB, Orenburg state pedagogical University,
2PhD in Biology, associate Professor of General biology, ecology and mob, undergraduate, Orenburg state pedagogical University, 3social teacher, MOAU SOSH №69",. Orenburg, undergraduate THE USE OF ONLINE TESTING AND ELECTRONIC INTERACTIVE WORKSHEETS IN BIOLOGY LESSONS AND IN PREPARATION FOR OGE AND EGE
Abstract
The use of ICT at different stages of the lesson helps to deepen students knowledge and creates the optimal conditions for the acquisition and assimilation of knowledge. The use of ICT in teaching practice enables student self-development, which is one of the most important tasks in the educational process. The modern pace of life and workload of teachers, information and communication technologies would greatly relieve the teachers, and to increase the interest of pupils to the subject and to diversify forms of training.
Keywords: information technology, information worksheet, the rate of success.
Новые информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь и в образовательный процесс. Использование информационно коммуникационных технологий открывает перед нами целый ряд возможностей, которые были недоступны нам при использовании традиционных методов и средств обучения.
При современных темпах жизни и загруженности учителя, информационно коммуникационные технологии позволяют в значительной степени разгрузить учителя, а также повысить интерес учеников к предмету и разнообразить формы обучения.
Применение ИКТ на разных этапах урока позволяет углубить знания учащихся, а также создаёт наиболее оптимальные условия для получения и усвоения знаний.
Использование ИКТ в педагогической практике дает возможность саморазвития учащегося, что является одной из самых главных задач в образовательном процессе.
Большое внимание применению ИКТ уделялось в ходе педагогической практики со студентами, проходившей на
3 и 4 курсах в МОБУ СОШ города Оренбурга №52. Уроки проводились в 8 «А» классе на 3 курсе и в 9 «А» классе на
4 курсе.
В ходе проведения уроков применялись как уже всем привычные и широко распространённые средства, как например презентации, так и малоиспользуемые в рамках урока - онлайн-тестирование.
На 3 курсе была проведена контрольная работа по теме «Внутренняя среда организма», где ученикам предлагалось пройти её в форме онлайн-тестирования. Для работы использовалась платформа «Мастер-Тест», описание которой располагается ниже. Занятие проходило в компьютерном классе. Перед началом работы был проведён инструктаж. На выполнение контрольной работы было выделено 30 минут. Как только ученики завершали решение работы, они видели свой результат. Одновременно результат работы выводился и в профиле преподавателя, что позволило учителю сразу видеть проверенные работы учеников, и в оставшееся время на уроке провести анализ контрольной работы, указав и разъяснив наиболее часто допускаемые ошибки.
После окончания занятия ученикам было предложено оценить такую форму проведения контрольной работы, ответив на вопрос: «Является ли данная форма тестов более удобной перед традиционным (бумажным) вариантом» Для ответа было предложено четыре варианта ответов:
1) Всё понравилось;
2) Не увидел (а) разницы;
3) есть недостатки;
4) Не понравилась.
По результатам опроса было выявлено, что 16 учащимся 8 «А» класса такая форма тестирования показалась более удобной, 4 ответили, что в такой форме есть свои недостатки, 3 ученика не заметили разницы, и лишь 1 ученику не понравилось.
Таким образом, такая форма проверки знаний показала себя с положительной стороны и имеет ряд плюсов:
- автоматизированная проверка и выдача результатов
- экономия времени на уроке и использование оставшегося времени для анализа результатов
- экономия ресурсов, электронные тесты являются менее, экономически затратными, чем бумажные.
На 4-м курсе в ходе педагогической практики было решено использовать положительный опыт применения онлайн-тестов и был разработан курс по подготовки к ОГЭ для 9-го класса.
На сегодняшний день подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ - одна из важных задач школы, которая становится особенно актуальна в старших классах. Всем известны проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при непосредственной сдаче ЕГЭ и при подготовке к нему и одна из главных заключается в нехватки учебного времени. В связи с этим возникают проблемы с поиском альтернативных способов подготовки помимо уроков. Как показала практика, наиболее удобным способом является применение online-тестирования.
Существует два основных способа работы с онлайн-тестами.
Первый заключается в использование сайтов, где уже разработаны готовые онлайн-тесты и автоматизированная проверка. Наиболее популярными и надёжными являются такие, как:
- Решу ЕГЭ (reshuege.ru/)
- Открытый банк заданий ЕГЭ от ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege)
- ЕГЭ-портал (http://4ege.ru/)
- ЕГЭ РУ (http://ege.ru/)
Данные сайты обладают целым рядом достоинств, среди которых можно выделить:
- Огромная база заданий, как по ЕГЭ, так и по ОГЭ
- Автоматизированная проверка
- Широкий выбор тем и параметров сложности
- Постоянно пополняющаяся база заданий
Однако, при использование этих сайтов учитель не может контролировать учеников, кроме как с его слов, что значительно затрудняет работу с этими источниками. Именно поэтому данные сайты лучше всего использовать для самопроверки.
Для более эффективной работы существуют сервисы, которые позволяют самостоятельно разрабатывать свои тесты. Вот некоторые из них:
- Банк Тестов (http://www.banktestov.ru/)
- QUIZLET (https://quizlet.com/)
- Google формы (https://drive.google.com)
- Мастер-Тест (http://master-test.net/)
Для работы на практике были выбраны последние две платформы.
Мастер-Тест является наиболее удобным и больше остальных подходит для учебных целей.
Сайт позволяет возможность создания двух профилей - «учитель» и «студент».
Профиль учителя имеет возможность создания тестов для проверки знаний учащихся по своему предметы. На сайте есть возможность «привязки» учеников к определённому преподавателю, что позволяет давать доступ к заданию только необходимому кругу людей. Помимо этого есть обратная связь, что позволяет решить проблему связи с учеником и учителем. Также на сайте выводится статистика, которая показывает всех учеников и их результаты.
Профиль учащихся позволяет видеть доступные ему тесты и решать их, а также статистику и рейтинг по сравнению с другими учениками.
Мастер-Тест при создание тестов позволяет выбирать следующие параметры для создания тестов:
1. Тип вопроса.
Выделяют такие типы, как:
- однозначный ответ - вопрос с несколькими вариантами ответа, на который есть только один верный вопрос
- множественный ответ - на один вопрос может быть два и более правильных ответов
- слово - используется при создание заданий, где требуется ответ в одно слово или вставить пропущенный фрагмент в предложение
- номер - применяется в заданиях, где ответ необходимо записать в числовом формате
- сопоставления - удобен при заданиях, в которых необходимо сопоставить какие-либо явления, процессы и объекты
2. Добавление мультимедиа (добавление изображения)
Этот параметр особенно актуален в рамках предмета биологии, где наглядность является одной из главных задач
3. Вес вопроса
Количество баллов за один вопрос от 1 до 10
4. Время
Общее время на прохождение всего теста, а также начало прохождения теста.
5. Результат
Позволяет выбрать какие параметры результата будет показываться при прохождение теста, можно выбрать следующее
- Задать текст, отображаемый, если будет получено определенное количество баллов
- Отображать процентное соотношение набранных баллов к максимальному количеству балов
- Отображать количество набранных баллов
- Отображать правильные ответы после прохождения теста
- Отображать количество правильных ответов
После создания теста можно провести тестирование одного или нескольких студентов, опубликовать тест или скачать как текст, что бы использовать без доступа к интернету.
Для работы с учениками в рамках курса по подготовке к ОГЭ было разработано 10 тестов, вводный, 8 тематических и один итоговый:
1. Вводное тестирование
2. Клетка
3. Бактерии
4. Грибы и Лишайники
5. Органы растений
6. Многообразие растительных организмов
7. Беспозвоночные и хоровые животные
8. Человек и его здоровье
9. Эволюционное учение
10. Итоговое тестирование
Так, как приступать к прохождению тестирования нельзя без подготовки и разбора темы, перед тем, как проходить тесты с учениками проходило занятие по данной теме, где разбирались все необходимые аспекты данной темы. Также после каждого занятия ученикам в электронном виде на почту присылалась вся необходимая информация, необходимая для усвоения той или иной темы. Лишь после изучения теоретических аспектов, ученики проходили тестирование через приложение Мастер-Тест. Сразу после прохождения его результаты были доступны как ему самому, так и учителю.
После прохождения каждого теста, проводился его анализ, и в случае допущения ошибок на почту ученика отправлялся их разбор с указанием правильного решения ситуации.
По окончанию курса был проведён итоговый тест, для того, что бы оценить насколько был повышен уровень знаний по сравнению с вступительным. Данные представлены ниже в виде диаграммы:
Средний показатель успешности выполнения теста вводного тестирования 60,6 %, а уровень итогового тестирования 74,5 %. Таким образом, уровень знаний учеников повысился на 13,9 %, что говорит об успешности данной формы занятий.
Тесты это прекрасная удобная форма контроля, не требующая много затрат, однако она не всегда является удобной. Например, при помощи тестирования невозможно подготовиться к части С, им именно здесь нам поможет сервис Coogle Формы и Coogle Диск. Этот сервис удобно использовать для создания электронных дидактических материалов по биологии в виде так называемого интерактивного рабочего листа. Под электронным дидактическим материалом понимают документы, целенаправленно разработанные для использования в учебном процессе с помощью прикладных программ общего назначения (или учебных программных сред) и построенные в соответствие с содержанием учебной темы и методикой преподавания учебного предмета.
Создание таких интерактивных рабочих листов удобно реализовывать через приложение Гугл Диск.
Гугл Диск - облачное хранение данные принадлежащие компании Google Inc., Позволяющее пользователям хранить свои данные на сервисах в облаке и делиться с ними с другими пользователями в интернета.
Разработанные идеи Интерактивно рабочего листа (ИРЛ) как электронный рабочий лист, созданный учителем предназначен в большей степени не для повторения пройденного материала, а овладение новым способом действием, направленным на преобразование исходного листа, актинию работу ученика с ним. Как и любой дидактический материал, интерактивный рабочий лист должен содержать рабочую часть и инструкцию для работы с ним.
Учитель, работая с интерактивным листом, должен содержать инструкцию и рабочую часть.
Информационный рабочий лист был дополнением к тестовой форме проверки знаний и являлся также обязательной частью. После выполнения заданий информационного рабочего листа с ним проводились аналогичное действия, что и с тестом - анализ и разбор ошибок на электронную почту ученика.
В случае необходимости и серьёзных затруднений при выполнение заданий ученик мог воспользоваться онлайн -консультацией с преподавателем посредством скайп, где пользуясь режимом «показать рабочий стол» учитель мог видеть действия ученика непосредственно при выполнение заданий и давать необходимые пояснения.
Литература
1. Зенкина С.В., Борис С.И. Интерактивные объекты в электронных образовательных ресурсах по биологии. // Биология в школе. - 2010. - №2.
2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.2011 - 112 с.
3. Суматохин С.В. Новые информационные технологии в общем биологическом образовании. // Биология в школе. - 2008. - №4.
4. Тимофеева А.В. Информационные технологии - друзья или враги? // Биология в школе. - 2010. - №4.
References
1. Zenkin S. V., Boris, S. I. Interaktivnye ob'ekty v jelektronnyh obrazovatel'nyh resursah po biologii [Interactive objects in e-learning resources in biology]. // Biologija v shkole [Biology at school]. - 2010. - No. 2. [In Russian].
2. Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Teorija obuchenija v informacionnom obshhestve [Theory of learning in the information society]. M. 2011 - 112. [In Russian].
3. Sumthin S. V. Novye informacionnye tehnologii v obshhem biologicheskom obrazovanii [New information technologies in General biological education]. // Biologija v shkole [Biology at school]. - 2008. - No. 4. [In Russian].
4. Timofeev A.V. Informacionnye tehnologii - druz'ja ili vragi? [Information technology - friends or enemies?] // Biologija v shkole [Biology at school]. - 2010. - No. 4. [In Russian].
DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.048 Суриков А.А.1, Лежнина М.Н.2, Кожанов В.И.3
'ORCID: 0000-0003-0610-2844, кандидат педагогических наук, доцент,
2ORCID: 0000-0002-3251-0959, кандидат биологических наук, доцент,
Зкандидат педагогических наук, доцент Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Аннотация
Цель работы - создать и экспериментально подтвердить педагогические требования продуктивного применения личностно-ориентированного модульного обучения в физическом воспитании студенток специальных медицинских групп.
Разработана личностно-ориентированная модульная программа физического воспитания студенток специальных медицинских групп, включающая теоретический, методический и физкультурно-оздоровительный блоки с базовыми и вариативными модулями познавательного и операционного типов.
Экспериментально установлено положительное влияние физического воспитания на основе личностно-ориентированной модульной программы на формирование физической культуры студенток специальных медицинских групп.
Ключевые слова: студенты, специальная медицинская группа, личностно-ориентированная модульная программа, физическая культура.
Surikov A.A.1, Lezhnina M.N.2, Kozhanov V.I.3
'ORCID: 0000-0003-0610-2844, PhD in Pedagogy, assistant professor, 2ORCID: 0000-0002-3251-0959, PhD in Pedagogy, assistant professor, 3PhD in Pedagogy, assistant professor Chuvash state pedagogical University named after I. Y. Yakovlev STUDENT-ORIENTED FOCUS IN PHYSICAL EDUCATION STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP
Abstract
The aim of this work was to establish and experimentally confirm the pedagogical requirements of the productive use of personality-oriented modular training in physical education students of special medical groups.
Developed student-oriented modular programme for physical education students of special medical groups, including theoretical, methodological, sports and health units with basic and optional modules in cognitive and operational types.
Experimentally, the positive influence of physical education on the basis of personality-oriented modular programme for the formation ofphysical culture of students of special medical groups.
Keywords: students, special medical group, personal-oriented modular program, physical culture.
В настоящее время устоявшиеся принципы, способы и методы физического воспитания школьников, студентов полностью не справляются с основными направлениями становления индивидуума, которые способствуют плодотворному освоению значений физического культуры, способствующих закреплению здоровья, физическому саморазвитию. Если по направлению физического воспитания студентов, являющихся почти здоровыми, на сегодня формируются теоретико-методологические основы и программно-методические материалы, то, к сожалению, слабо исследованы вопросы теории, методики и организации физического воспитания школьников, студентов с разного