Научная статья на тему 'Применение онлайн-сервисов в обучении магистрантов, получающих педагогическое образование'

Применение онлайн-сервисов в обучении магистрантов, получающих педагогическое образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ WEB 2.0 / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ / NETWORK TECHNOLOGIES / WEB 2.0 ONLINE SERVICES / ELECTRONIC TRAINING MATERIALS / ICT COMPETENCE / MODERN INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ONLINE SERVICES APPLICATION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Елена Константиновна

Статья посвящена применению сетевых технологий, в частности онлайн-сервисов, в подготовке магистрантов, получающих педагогическое образование. Онлайн-сервисы рассматриваются как web-конструкторы для создания учебных материалов педагогом, даже не являющимся профессионалом в IT-сфере. Представлены примеры использования сервисов Mindomo, LearningApps.org, Google Sites в разработке сетевого контента учебного назначения. Предложена модель применения онлайн-сервисов в работе с магистрантами как будущими педагогами, отражающая преемственное взаимодействие между вузом и школой в подготовке лидеров будущего с определенным набором навыков, включающих технологические компетенции, эффективную коммуникацию и умение работать в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of online services in teaching master degree students receiving pedagogical education

This article is devoted to the applying of network technologies, in particular online services, in master degree student training who get the pedagogical education. Online services are considered as web-designers for the creation of educational materials by an educator, even a non-IT professional. Presents examples of the use of services Mindomo, LearningApps.org, Google Sites in the development of educational network content. A model is proposed for using online services in working with master degree students as future teachers, reflecting the continuity of interaction between the university and the school in training future leaders with a specific set of skills, including technological competencies, effective communication and teamwork.

Текст научной работы на тему «Применение онлайн-сервисов в обучении магистрантов, получающих педагогическое образование»

3. Дворкин Л. С, Тяжелая атлетика: методика под готовки юного тяжелоатлета : учеб. пособие длй вузов / Л. С Дворкин. - 2-е изд., исл. и доп. ■ М. г Юрайт,2017. -375 с.

4. Зверев В.Д. и др. Экспериментальное обоснование средств и методов обучения начинающих тяжелоатлетов / В,Д. Зверев, А.И. Сурков. // Атлетизм на рубеже веков. СПбГАФК им. 11.Ф. Л ее га ф-та.-СПб., 2001,-С. 26-32.

5. Смирнов Ю.А. и др. бодибилдинг, фитнес и здоровье. Гармоний специальных и оздорови тельных методических приёмов / Ю.А. Смирнов,

М.В. Зверева // Санкт-Петербург - родина отечественного атлетизма. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2004. - С. 26-29.

6. Казин Э.М. И др. Основы индивидуального здоровья человека: Введение е общую и прикладную валеологию: учеб. пособие дли студ. высш. учеб. заведений. / Э.М. Казин, И.Г. Блинов, Н.А. Литвинова. - М„ 2000,- 192 с.

7. Teodorescu С, R. Metodología imple mentar! rrnjloacelor de fitness in cadrul procesului de educatie ftzíca a eíevelor supraponderaíe. Teza de doctor in pedagogie. Chísinau, 2014. - 173 p.

СП

O CU

-0 =t

9 s:

THE USE OF ONLINE SERVICES INTEACHING MASTER DEGREE STUDENTS RECEIVING PEDAGOGICAL EDUCATION Gerasimova Elena Konstantinovna, PhD of Pedagogical sciences, head of Digital Educational Resources Department, Center for c learning and Distance Learning Technologies, North-Caucasus Federal University, Stavropol

CO cu

(A

-Z.

This article is devoted to the applying of network technologies, in particular online services, in master degree |_

student training who get the pedagogical education. Online services are considered as web-designers for the creation of educational materials by an educator, even a non-ITprofessional. Presents examples of the use of ^ services Mindomo, LearriingApps.org, Google Sites in the development of educational network content. A model is proposed for using online services in working with master degree students as future teachers, reflecting the" continuity of interaction between the university and the school in training future leaders with a specific set of skills, ^hU-including technological competencies, effective communication and teamwork. n

Keywords: network technologies; Web 2.0 online services; electronic training materials; ICT competence; modern information and educational environment; online services application model.

ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛА ЙН-СЕРВИСОВ В ОБУЧЕНИИ МАГИСТРАНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья посвящена применению сетевых технологий, в частности онлайн-сер висов, в подготовке магистрантов, получающих педагогическое образование. Онлайн сервисы рассматриваю тся как web конструкторы для создания учебных ма териалов педагогом, даже не являющимся профессионалом в ¡Т сфере. Представлены примеры использования сервисов Mindomo, LearningApps.org, Google Sites в разработке сетевого контента учебного назначения. Предложена модель применения онлайн-сервисов в работе с магистрантами как будущими педагогами, отражающая преемственное взаимодействие между вузом и школой в подготовке лидеров будущего с определенным набором навыков, включающих технологические компетенции, эффективную коммуникацию и умение работать в команде.

Ключевые слова: сетевые технологии; онлайн-сервисы Web 2.0; электронные учебные материалы; ИКТ-компетентность; современная информационно-образовательная среда; модель применения онлайн-сервисов.

УДК 371321.2 ВАК РФ 13.00.08

) Гераеммова Е,К„ 2019

S

49

В русле нарастающего темпа развития информационно-комму-никационных технологий (ИКТ) открываются перспективные направления трансформации образовательного процесса, создаются условия, отвечающие современным образовательным приоритетам. Внимание акцентируется не столько на ИКТ-квалификации педагога, сколько на его ИКТ-компетентносги, т.е. умении применять информационные технологии в решении педагогических задач [1].

Современная информационная образовательная среда не обходится без использования сетевых технологий, которые продолжают активно внедряться в образовательный процесс учреждений всех направленностей. С помощью сетевых технологий успешно осуществляется организация управления и контроля за учебной деятель-

ГЕРАСИМОВА Елена Константиновна, кандидат педагогических наук, начальник отдела цифровых

образова тельных ресурсов, Центр электронного обучения и дистанционных образова тельных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

UJ S

ü UJ

<

d uj

50

ностью, информационно-методическое обеспечение дисциплин,электронное обучение, сетевое взаимодействие участников образовательного процесса. На сегодняшний день сеть Интернет располагает большой ресурсной базой готовых к применению учебных материалов, которую создают специализированные компании, занимающиеся проектированием и технической реализацией учебного контента на образовательных сайтах и порталах, а также педагоги, размещающие свои разработки в сетевых методических сообществах, личных сайтах или блогах.

Ответственная роль в становлении педагога с набором профессиональных качеств отводится высшим учебным заведениям. В частности, реализация программ магистратуры "Педагогическое образование" позволяет получать знания и умения в сфере инновационных технологий, необходимых для работы в системе образования, к числу которых относится способность применять современные ИКТ-технологии в организации образовательной деятельности, диагностике и оценивании качества образовательного процесса по различным образовательным программам, использовать современные образовательные и педагогические технологии для трансляции информации во взаимодействии с участниками образовательного процесса.

Необходимо отметить, что в методологической основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования лежит системно-деятельностный подход в обучении. Важным инструментом формирования различных видов учебной деятельности, способствующих достижению обучающимися образовательных результатов, служит современная информационная образовательная среда [8,46]. При этом особенность существующего этапа развития образования заключается в применении усовершенствованных средств доставки информации, интерактивном режиме работы, различных взаимодополняющих технологиях обучения [4, 56J, поэтому немаловажное значение отводится активному освоению образовательными учреждениями Интернет-технологий и сетевых сервисов Web 2.0.

Социальные сетевые сервисы, или сервисы Web 2.0, представляют собой программные онлайн-приложения для решения разного рода задач [7]. По своей сути сетевые сервисы Web 2.0 принципиально отличаются от статичных сайтов, порталов и серверов глобальной сети [9],

Web 2.0 - это эпоха такого развития Интер-нет-технологий, при котором пользователи являются авторами и соавторами контента Сети [11]. В Интернет-пространстве можно встретить офисные, фото, видеоредакторы; сервисы для создания инфографики, ментальных карт, опросов, лент времени, интерактивных flash-ресурсов и т.д.

Реализация применения онлайн-сервисов в образовании весьма масштабна. В сетевом доступе оказывается большое количество электронных ресурсов и материалов пользователей, которые могут использоваться для учебных целей. Посредством сетевых сервисов возможна организация групповой работы обучающихся и обеспечение коммуникация в научных и методических сообществах. Поскольку сетевые сервисы Web 2,0 являются свободным программным обеспечением, появляется возможность самостоятельного создания учебных материалов и их публикации даже для пользователей, не обладающих специальными знаниями в ИТ-сфере [6,13]. В зависимости от подхода к использованию онлайн-сервисов в педагогической деятельности можно добиться решения многих задач, реализующихся в информационно-образовательной среде: организация сетевого взаимодействия и контроля за учебной деятельностью, обеспечение проектно-творческой деятельности участников образовательного процесса, а также формирование комплекса сетевых электронных образовательных ресурсов, в том числе электронных учебных материалов, являющихся неотъемлемым компонентом ИКТ-насыщен-ной среды.

Следовательно, при выборе инструментов для создания учебных материалов на основе онлайн-сервисов следует принимать во внимание отмеченные ранее [3] преимущества сервисов.

Во-первых, это доступность, которая предполагает беспрепятственный доступ к ресурсам сервиса. Требуется лишь выполнить вход с помощью имеющегося аккаунта на сервисе или воспользоваться аккаунтом разрешенных социальных сетей, а при необходимости пройти регистрацию. Во-вторых, мультимедийное^, позволяющая работать с разными форматами информации одновременно: текст, изображения, аудио, видео. В-третьих, это простота в использовании. Большинство сетевых сервисов Web 2.0 имеют интуитивно понятный интерфейс, поэтому их пользователями могут быть не только ИТ-профессионалы.

Многие сетевые сервисы за время своего существования значительно усовершенствовались, появились функционально новые сервисы, вытеснив неактуальные в данный момент. Однако интересным для изучения продолжат оставаться вопрос об использовании сетевых сервисов Web 2.0 в образовательной деятельности, не относящейся напрямую к техническим специальностям, обладающей другой предметной направленностью.

Педагогический эксперимент протекал в рамках реализации программы магистратуры "Педагогическое образование (Биологическое образование}" по дисциплине "Интерактивные формы и методы обучения биологии". Данная дисциплина входит в профессиональный цикл обязательных дисциплин и изучается студентами магистратуры во втором семестре. Предусмотрено, что значительный объем занятий отводится на самостоятельную работу.

Выпускники магистратуры, получающие педагогическое образование, - это будущие педагоги, объектами профессиональной деятельности которых являются, в частности, обучающиеся средних общеобразовательных организаций базового и профильного уровней. В изучаемом курсе студенты учатся моделировать занятия, разрабатывать собственные учебные материалы, руководствуясь требованиями существующих федеральных государственных образовательных стандартов.

Курс был представлен в системе управления обучением Moodie вуза, при разработке некоторых авторских учебных материалов применялись сетевые сервисы Web 2.0 [2].

Learning managment system (LMS) Moodie - это платформа, посредством которой возможно создание учебных модулей с включением текстовых блоков, мультимедиа компонентов, вики-страниц, форумов, анкет, глоссариев, опросов и заданий различных типов. Альтернативной инструментальной средой, позволяющей формировать интерактивный путеводитель по курсу, может стать Google Sites. Неоспоримое преимущество Google Sites перед LMS Moodie в том, что преподаватель самостоятельно, без участия технических специалистов, поддерживающих и настраивающих платформу в вузе, может назначать роли, корректировать учебные материалы, предоставлять доступ студентам к определенным ресурсам, являясь автором и модератором в процессе реализации курса,

Google Sites - простой в обращении конструктор сайтов. Без специальных знаний в области ИТ-технологий, преподаватель может

создавать личные сайты с представлением наработанных методических материалов, а также сайты, иначе говоря путеводители, к дисциплинам или конкретным изучаемым темам, Google Sites позволяет формировать полноценные сайты с иерархической вставкой web-страниц, настраивать их интерфейс, размещать необходимый контент: текст, изображения, видео, аудиоресурсы, внутренние гиперссылки или ссылки на материалы глобальной Сети, дополнительные гаджеты. Сохраняется готовый к использованию интерактивный путеводитель в открытом или закрытом режиме доступа. Во втором случае режима доступ к сайту имеет только автор или ограниченная cu приглашенная аудитория пользователей, ко- г:

торым могут быть также назначены роли соав- ■_

торов. Ряд преимуществ дополняют удобная Z навигация между создаваемыми страницами, готовые темы и шаблоны оформления, пред-*Егг' взрительный просмотр сайта на смартфоне, K¿ планшете, компьютере. Применение сайтов является безусловно актуальным моментом в реализации дистанционного обучения, а также в организации самостоятельной работы обучающихся всех ступеней образования.

Независимо от платформы размещения учебного курса сетевое взаимодействие его участников представляется следующими интеракциями:

- преподаватель - ресурсы сетевой платформы - обучающийся;

- обучающийся - ресурсы сетевой платформы - обучающийся.

В первом случае преподавателю отводится роль тьютора и координатора, поддерживающего обратную связь со студентами и предоставляющего им своевременную консультацию по возникающим вопросам.

Вторая интеракция возникает во время групповой работы обучающихся в сетевых мероприятиях, проектной деятельности. Преподаватель в данной ситуации является модератором; формирует проблемные вопросы и задания, направляет на получение предусмотренных результатов, регулирует темп работы. Представленные интеракции применимы в образовательных учреждениях любого уровня и специализации.

Ресурсы сетевой платформы - это комплекс электронныхучебно-методических материалов, в состав которых могут входить и учебные материалы, созданные в среде сервисов Web 2.0.

В процессе реализации курса "Интерактивные формы и методы обучения биологии" при-

менялись авторские электронные учебные материалы на основе он л айн-сервисов Web 2.0. Студентам магистратуры также было предложено моделировать учебные занятия и материалы к ним, используя возможности сетевых сервисов.

Выбор онлайн-сервисов для разработки учебных материалов несомненно многообразен. В статье остановимся на возможностях сетевых сервисов Mindomo и LearningApps. org.

Mindomo (httpsY/www. mindomo.com/ru/) - он-лайн-сервис создания ментальных карт. Бета-версия сервиса располагает возможностью создания трех бесплатных карт. Ментальные карты применяются для ознакомления с идеями, задачами, планами, стратегиями в бизнесе, проектировании, ИТ-сфере. Однако большую популярность рассматриваемый сетевой сервис приобрел в образовании [10].

Карта, создающаяся посредством сервиса Mindomo, включает схематично расположенные мультимедийные блоки, объединенные друг сдругом иерархическими или равнозначными связям. Вставочные элементы блоков -текст, изображения, сетевое видео, гиперссылки, информационные всплывающие окна. Схема содержит главный блок и отходящие от него дочерние блоки. Для последовательного представления информации часть схемы может быть скрыта.

Сервис Mirtdomo в образовательных целях может служить онлайн-конструктором для разработки сетевого электронного учебного материала в виде интерактивных схем, позволяющих раскрывать взаимосвязь компонентов сложной структуры для целостного восприятия учебного материала, акцентировать внимание на важных блоках схемы, выстраивать маршрут (концепцию) изучения темы. Ссылка на опубликованную схему встраивается на страницу интерактивного путеводителя учебного курса.

Магистранты при моделировании учебных занятий для школьников также разрабатывали интерактивные схемы посредством сетево-

го сервиса МтсЬто. Схема одного из студентов представлена на рисунке 1,

Рисунок 1 Скриншот интерактивной схемы студента магистратуры

Еще одним онлайн-сервисом, заслуживающим внимания преподавателей и студентов, является LearningApps.org (https:// learningapps.org). Это русифицированный сетевой сервис Web 2.0 для создания интерактивных упражнений - комплекса разносторонних заданий, направленных на отработку полученных в ходе обучения знаний и умений.

Типы разрабатываемых упражнений следующие: соответствие, классификация, хронологическая линейка, простой порядок, ввод текста, сортировка картинок, викторина с выбором правильного ответа, заполнение пропусков. Кроме этого, есть возможность создавать аудио и видеоконтент, сетку из различных приложений, а также упражнения в игровой форме: "Кто хочет стать миллионером?", "Пазл "Угадай-ка", "Кроссворд", "Слова из букв", "Где находится это?" и т.д. Вспомогательные web-HHcrpyMeHTbinossonfiioropraHHSoebi-BaTb голосование, чаты, отмечать события в календаре, создавать заметки в блокноте, оставлять объявления на встроенной онлайн доске.

На рисунке 2 показан скриншот авторского интерактивного упражнения на классификацию элементов по теме "Органы эндокрин-

I 11II jl I j l¡ Эволюция человека

Внешне они уже походили на современного человек», хотя отличались мощными надглазными валиками, отсутствием подбородного выступа, низким и понятым лбом. Масса мозга достигла 800 - 1000 г.

Это были существа с низким скошенным лбом, низким затылком, сплошным надглазным валиком, слабо развитым подбородочным выступом, крупными зубами. Рост - 155 - 165 см, мощно развитая мускулатура. Масса мозга достигала 1500 г.

Рост - до 180 см, с высоким лбом, объем черепной коробки достигал 1600 смЗ. Сплошной надглазничный валик отсутствовал. Кроманьонцы владели членораздельной речью, о чем свидетельствует хорошо развитый подбородочный выступ.

Древнейшие люди

питекантроп синпнгроп

■«йделвбергский человек

ной системы, демонстрирующимся студентам магистратуры в качестве примера.

Органы эндокринной смсгены

I • •

ÜSSS

Определите, кв«ие органы отиоеите* t железам внутренней секреции. a rawe - к

ок

W •

аш

Ф Яичное лршшшиыю

¿1

Разработка учебных

Рисунок 2 - Авторское интерактивное упражнение, выполненное вереде онлайн-сервиса LearnlngApps.org

Таким образом, интерактивные схемы незаменимы в организации познавательной и про-ектно-творческой деятельности обучающихся для постановки проблемных задач и вопросов, экспериментов. Интерактивные упражнения служат источником обеспечения регулятивной деятельности обучающихся, направленной на оценку уровня самоподготовки, внесения соответствующих коррективов. Подобные сетевые схемы и упражнения играют важную роль в становлении интерактивно-коммуника-тивной деятельности, содержание которой сводится к умению организовывать совместную деятельность, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, а также позволяет формировать и развивать компетентности в сфере применения информационно-коммуникационных технологий.

Следовательно, исходя из специфики дисциплины, реализующей программу магистратуры, модель применения онлайн-сервисов в работе со студентами может иметь следующий вид (рис. 3}.

В заключение следует отметить, что одним из важных требований к профессиональным умениям современного педагога является раз-

работка и применение электронных средств обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, предъявляемых к достижению обучающимися новых образовательных результатов. От вузовской ступени подго-онной товки во многом зависит

и уровень профессиональ-

ных компетентностей выпускника педагогических специальностей, в частности, в области успешной реализации информаци-онно-коммуникационных технологий в дальнейшей образовательной деятельности, Поэтому важно по-:: казать студенту, получающему педагогическое образование, возможные приемы и методы проектирования учебных материалов, которые активизируют учебную деятельность, направленную на достижение современных образовательных результатов обучающимися.

®

i Олкбпйюынмое ж

СП

о cu

-О X

Q з:

со cu

ел

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Z.

S

53

Преподаватель магистратуры

i /

занятии с использованием онлайн-сервисов

Формирование Некомпетентности магистрантов, будущих педагогов

Обучение магистрантов моделированию учебных занятий с использованием онлайн-сесвисов

Формирование универсальных учебных действий обучающихся

Лидеры будущего

V

Рисунок 3 Модель применения онлайн-сервисов в работе с магистрантами как будущими педагогами

В качестве полезных инструментальных средств разработки электронных учебных материалов педагогом могут применяться он-лайн-сервисы Web 2.0. Педагогу предоставляется возможность без помощи специалистов технической сферы самостоятельно создавать интерактивные учебные материалы, учитывая собственные методические позиции. В этой связи, сетевые технологии как неотъемлемая

Î3É

UJ S

ü UJ

<

d UJ

*

54

часть современной информационной образовательной среды являются перспективным средством на пути реализации цепочки важных преемственных взаимодействий между вузом и школой в формировании лидеров будущего, согласно Национальной технологической инициативе [5] обладающих навыками современного образования, среди которых технологические компетенции, кооперация (умение работать в команде), эффективная коммуникация, саморегуляция и самоорганизация.

Литература:

Т. Асмолов А. Г, Российская школа и новые информационные технологии: взгляд В следующее десятилетие / А. Г. Асмолов, АЛ. Семенов, AJO. Ува ров. -М. : НексПринт, 2010.-84 с.

2. Герасимова Е, К. Применение элементов дис Та н ци он ноге? обучения а подготовке магистров / Е,К. Герасимова, И.Е. Панова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2017. - № 5 (62). - С. 144-149.

3. Герасимова Е. К. Сетевые сервисы как инструментальная среда для проектирования электронных учебных материалов : учебно-методическое пособие / Е,К. Герасимова, C.B. Зенкина, - Ставрополь : Ставролит, 2015,- 108 с.

4. Красильникова 8.А. Использование информа ционных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В.А. Красильии-кова - Оренбургский гос. ун-т, 2012.-291 с.

5. Навыки будущего, Национальная технологическая инициатива/ - URL : https://asi.rii/futr.ire, skills/

6. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Web 2.0 в помощь учителю: учебно методическое пособие / Е. Д. Патаракин, М.: Интуит.ру, 2007. 64 с.

7. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 / Е. Д, Патаракин. М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2009,- 176 с.

8. Суворова Т. Н. Использование дидактических возможностей электронных ресурсов для повышения качества образования / Т.Н. Суворова // Информатика и образование. - 2014, - №6.- С. 43 48.

9. Яковлева И. В. Образовательное значение сетевых социальных сервисов / И.В. Яковлева, E.S. Ос-пенникова // Педагогическое образование в Рос сии. - 2012, - №5. - С. 118-121.

10. Berg J. Visual Leap: A Step-by-Step Guide to Visual Learning for Teachers and Students. - Lamprey & Lee,-2015.-280 p.

11.O'Reilly T. What Is Web 2.0 Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. - URL : http://www.oreillynet.eom/prjb/a/ o re i 11 y/ti m /п e ws/2005/09/30/wh a t- i s - we b-20.html

LEGAL THEORETICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF FORMATION OF LEGAL CULTURE Zhuzhgov igor Viadimirovich, PhD of Juridical science Ivancheriko Elena Anatolevna, PhD of Juridical science, Associate Professor North-Caucasus Federal University, Stavropol

The article describes the empirical and theoretical features of formation of legal culture, is the analysis of individual determinants of legal culture, focuses on the problems of legal education and its significance in the aspect of improving the legal loyalty, the emphasis on the need for its optimization.

Keywords: education; legal culture; legal consciousness; citizenship; determinants of legal culture; legal education; legal state; civil society.

УДК 34.01 ВАК РФ 13,00,05

ФЖужговИ.В,, 2019 0 Иванченко Е.А., 2019

ЖУЖГОВ Игорь Владимирович, кандидат юридических наук

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье раскрываются эмпирические и теоретические особенности форми рфания правовой культуры, осуществляется анализ отдельных детерминант правовой культуры, акцентируется внимание на проблемах правового образования и его значении в аспекте повышения правовой лояльности, делается акцент на необходимости его оптимизации.

Ключевые слова; образование; правовая культура; правосознание; гражданственность; детерминанты правовой культуры; правовое образование; правовое государство; гражданское общество.

ИВАНЧЕНКО Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

Изменение вектора образования от традиционного на направленного непосредственно на личность, а также ориентация отечественного образования на установленные государственные стандарты, обуславливают совершенствование деятельности всех уровней образования и ее концентрацию на оптимизации лодго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.