Научная статья на тему 'Применение обучающих и контролирующих компьютерных программ при изучении дисциплины «Конструкция бронетанкового вооружения и техники»'

Применение обучающих и контролирующих компьютерных программ при изучении дисциплины «Конструкция бронетанкового вооружения и техники» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩАЯ / TRAINING / КОНТРОЛИРУЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / CHECKING COMPUTER PROGRAM / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / SCHOLASTIC PROCESS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Костин К.В., Мунин В.А., Галкин А.Н.

В статье рассматривается повышение эффективности учебного процесса за счет применения обучающих и контролирующих компьютерных программ, которые позволяют повысить наглядность при изучении последовательности работ с различными системами бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) и значительно экономить ресурс учебно-материальной базы, а также самостоятельно дистанционно разобраться в работе различных систем БТВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING AND MONITORING OF COMPUTER PROGRAMS WHILE STUDYING THE DISCIPLINE «CONSTRUCTION OF ARMORED VEHICHLES AND ARMAMENT»

The article considers the increase of efficiency of educational process due to the use of training and control of computer programs, which allow to increase visibility in the study of the sequence of work with different systems of armored vehicles and armament (BTWC) and significantly save resource training and material base, and also independently remotely to understand the various systems BTWC.

Текст научной работы на тему «Применение обучающих и контролирующих компьютерных программ при изучении дисциплины «Конструкция бронетанкового вооружения и техники»»

УДК 623.486

К.В. Костин, K.V.Kostin В.А. Мунин, V.A.Munin А.Н. Галкин, A.N.Galkin

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНСТРУКЦИЯ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ»

THE TRAINING AND MONITORING OF COMPUTER PROGRAMS WHILE STUDYING THE DISCIPLINE «CONSTRUCTION OF ARMORED VEHICHLES AND ARMAMENT»

В статье рассматривается повышение эффективности учебного процесса за счет применения обучающих и контролирующих компьютерных программ, которые позволяют повысить наглядность при изучении последовательности работ с различными системами бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) и значительно экономить ресурс учебно-материальной базы, а также самостоятельно дистанционно разобраться в работе различных систем БТВТ.

The article considers the increase of efficiency of educational process due to the use of training and control of computer programs, which allow to increase visibility in the study of the sequence of work with different systems of armored vehicles and armament (BTWC) and significantly save resource training and material base, and also independently remotely to understand the various systems BTWC.

Ключевые слова: обучающая, контролирующая компьютерная программа, учебный процесс

Key words: training, checking computer program, scholastic process

В процессе освоения цикла дисциплин по изучению конструкции бронетанкового вооружения и техники, обучаемые должны изучит работу различных систем и выработать навыки и умения при работе с ними. Так, например, при изучении системы коллективной защиты (СКЗ) танка многие обучаемые сталкиваются с проблемой запоминания и отработки определённой последовательности действий на различных элементах СКЗ танка. С целью развития уверенного навыка работы с данными приборами и системами, наглядности доведения материала, возможности самоконтроля для обучаемых, были разработаны обучающие и контролирующие программы, в том числе по дисциплине «Конструкция БТВТ»:

1. Проверка работоспособности ПРХР без выдачи команд на исполнительные механизмы по дисциплине «Конструкция БТВТ» [1].

2. Проверка работоспособности ПРХР без выдачи команд на исполнительные механизмы по дисциплине «Конструкция БТВТ» [2].

3. Подготовка системы коллективной защиты танка по дисциплине «Конструкция БТВТ» [3].

4. Подготовка системы коллективной защиты танка по дисциплине «Конструкция БТВТ» [4].

5. Система автоматического тушения пожара в танке (система ППО) и проверка работоспособности системы от кнопок ручного дублирования» [5].

6. Система автоматического тушения пожара в танке (система ППО) и проверка работоспособности системы от кнопки ПРОВЕРКА [6].

7. Система автоматического тушения пожара в танке и проверка работоспособности системы от кнопок ручного дублирования [7].

8. Система автоматического тушения пожара в танке и проверка работоспособности системы от кнопки ПРОВЕРКА [8].

Данные программы позволяют:

- использовать индивидуальный подход к обучаемым при доведении сложных последовательностей действий и привитии навыков при работе с приборами и системами танка;

- сохранить наглядность в доведении материала;

- экономить ресурс ученой материально технической базы;

- изучать работу систем танка дистанционно и развивать навыки самостоятельно без участи преподавателя.

Рассмотрим особенности построения интерфейса на примере работы обучающей программы «Проверка работоспособности системы ППО от кнопки ПРОВЕРКА» (рис. 1).

При нажатии кнопок-курсоров I (рис. 1) программа пошагово доводит последователь-

ность действий обучаемого при работе с прибором (системой). Для этого в диалоговом окне программы появляется описание необходимых действий обучаемого текущего шага, а на моделях приборов отражается анимация отклика системы (рис. 2).

Рис. 1. Интерфейс обучающей программы Рис. 2. Визуализация последовательности действий

Важной особенностью создания данных программ является то, что визуализация, позволяет наглядно увидеть какую именно кнопку необходимо нажать (она будет подсвечиваться), какая сигнальная лампа при этом загорается или гаснет и т.д. Таким образом, создаётся полная имитация работы прибора (системы).

Другой особенностью является то, что если обучаемый при необходимости имеет возможность вернуться к любому пройденному этапу работы системы используя кнопки-курсоры I.

Рассмотрим особенности построения интерфейса на примере работы контролирующей программы «Проверка работоспособности системы ППО от кнопки ПРОВЕРКА» (рис. 3).

Для осуществлении контроля знаний обучаемый нажимает кнопку «Начать» (рис. 3), при этом открывается диалоговое окно (рис. 4), в котором имеется счётчик ошибок (количества неверных действий). При выполнении правильного действия последовательности, справа от счётчика ошибок высвечивается - «верно» (рис. 5а). При выполнении неправильного действия - «не верно» (рис. 5б). Переход к следующему шагу последовательности возможен, только после полного усвоения обучаемым правильных действий текущего шага.

По окончании всей последовательности действий высвечивается диалоговое окно с общим количеством сделанных ошибок и оценка.

Рис. 3. Интерфейс контролирующей программы

Рис. 4. Диалоговое окно контроля со счётчиком ошибок

а) б)

Рис. 5. Состояние счётчика ошибок: а) действие выполнено правильно, б) действие выполнено не правильно

Таким образом, обучаемый, при работе с контролирующей программой видит свои ошибки и визуально сможет запомнить необходимую последовательность действий на приборе (системе), при этом разработанные компьютерные программы можно использовать как на занятиях, так и во время самостоятельной подготовки. Необходимым условием является только наличие ПЭВМ.

Данные программы могут быть использованы для обучения работе с системами СКЗ курсантами военных учебных заведений, студентами, обучающимися по программе подготовке офицеров запаса на военных кафедрах высших учебных заведений и курсантами, обучающимися по программе подготовке офицеров кадра в учебных военных центрах при высших учебных заведениях при изучении дисциплины «Конструкция БТВТ».

Библиографический список

1. Свидетельство регистрации электронного ресурса, М.: ОФЭРНиО, 2011. - N° 50201150273.

2. Свидетельство регистрации электронного ресурса, М.: ОФЭРНиО, 2011. - N° 50201150271.

3. Свидетельство регистрации электронного ресурса, М.: ОФЭРНиО, 2011. - № 50201150274.

4. Свидетельство регистрации электронного ресурса, М.: ОФЭРНиО, 2011. - № 50201150272.

5. Свидетельство регистрации электронного ресурса, М.: ОФЭРНиО, 2011. - № 50201151503.

6. Свидетельство регистрации электронного ресурса, М.: ОФЭРНиО, 2011. - № 50201151501.

7. Свидетельство регистрации электронного ресурса, М.: ОФЭРНиО, 2011. - № 50201151502.

8. Свидетельство регистрации электронного ресурса, М.: ОФЭРНиО, 2011. - № 50201151504.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.