УДК 623.438.3
В.П. Погодаев, О.И. Чикирев, К.В. Костин, В.А. Мунин Омский государственный технический университет, г. Омск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТАНКА
При разработке и модернизации современной военной техники одним из направлений является создание устройств, позволяющих проводить непрерывный контроль над параметрами состояния основных систем изделия, которые в свою очередь определяют его пригодность к использованию по назначению. Одним из способов контроля за состоянием систем объекта является звуковая сигнализация.
Звуковые сигналы могут передаваться или в форме тональных звуков (гудки, звонки, сирены, зуммер и т.п.), обозначающих какие-то события, или в речевой форме.
На сегодняшний день область применения звуковых сигналов ограничена.
Наибольшее распространение средства речевой сигнализации получили в авиастроении. С развитием средств цифровой записи речи бортовые системы стали сохранять и воспроизводить заранее записанные речевые сообщения в цифровом формате. Такие системы способны также хранить в своей памяти и воспроизводить по мере необходимости любые звуковые тональные сигналы, так что необходимость в дополнительной аппаратуре для генерации таких сигналов отпала.
Техническая реализация. Средства воспроизведения речи (СВР) конструктивно могут оформляться в виде отдельного небольшого блока или могут представлять из себя модуль, встраиваемый в другой блок.
При разработке и модернизации современной военной техники одним из направлений является создание систем, позволяющих проводить непрерывный контроль параметров.
На танках Т-80, Т-90 устанавливается блок аварийной сигнализации БАС-6А, который обеспечивает выдачу световой и звуковой сигнализации членам экипажа о критических параметрах силовой установки. Звуковая сигнализация осуществляется через аппаратуру внутренней связи и коммутации (АВСК). Аналогичная сигнализация предусмотрена от прибора радиационной химической разведки (ПРХР) и системы постановки завес (СПЗ). Недостатком существующей системы является то, что звуковая сигнализация передается тональным звуковым сигналом. При этом экипажу, при выполнении боевой задачи, приходится отвлекаться на распознание сигнализирующей системы. На танке Т-72 тональная звуковая сигнализация предусмотрена только от ПРХР. Для сигнализации о критических параметрах силовой установки предусмотрена только световая сигнализация.
При проведении работ по подготовке танка Т-72 к преодолению водной преграды, необходимо выполнить проверку герметичности изделия, для этого требуется запустить силовую установку, закрыть все люки. При этом по требованиям безопасности наличие членов экипажа внутри машины исключается. Таким образом, контроль за состоянием силовой установки, на время проверки герметичности изделия отсутствует.
Разработанное устройство позволяет решить указанные выше проблемы. После запуска силовой установки и закрытии люков оно обеспечивает прослушивание информации о состоянии силовой установки через розетку АВСК установленную снаружи объекта на крыше башни. Устройство также может использоваться при обучении механиков-водителей, при осуществлении контроля инструктором параметров силовой установки дистанционно.
Рис. 1. Сигнальное звуковое устройство механика водителя Т-72Б:
1 - кабель; 2 - разъем; 3 - выключатель;
4 - разъем; 5 - вилка; 6 - кнопка
Перед использованием сиг- нального устройства (рис. 1) необ- ходимо отключить выносной пульт механика-водителя ПВ-85 от пере- ходника П-25 в отделении управ- ления объекта. Подключить кабель
1 устройства к переходнику П-25 вместо пульта ПВ-85, пульт ПВ-85 подключить к разъему
2 устрой- ства, вилку 5 включить в розетку ШР-51 в отделении управления, подключить разъем 4 к нагрудному переключателю АВСК, запустить двигатель объекта, включить АВСК, включить выключатель
3 устройства, нажать кнопку 6 и прослушать информацию через шлемофон.
В основе конструкции устройства лежит микросхема 18Б1416Р - цифровой диктофон (рис. 2). При подаче питания на вывод +24 В включается дежурный
режим, при этом включается микросхема УМЗЧ, а диктофон отключен. При нажатии на кнопку «ПРОВЕРКА/ЗАПИСЬ» или поступлении сигнала на любой из входов 1-4 включается воспроизведение записанного фрагмента. В устройстве имеются 2 режима: «РАБОТА» и «ЗАПИСЬ». Для записи необходимо перевести переключатель Б2 в положение «ЗАПИСЬ», подключить источник сигнала к входу и, удерживая кнопку «ПРОВЕРКА/ЗАПИСЬ», сохранить фрагмент в памяти устройства. После данной процедуры нужно обязательно переключатель рода работы установить в положение «РАБОТА». Необходимый уровень громкости в шлемофонах устанавливается подстроечным резистором Я6.
Рис. 2. Принципиальная электрическая схема модуля, блока аварийной речевой сигнализации
Разработанная и апробированная схема позволяет создать блок аварийной речевой сигнализации объектов «БАРС» который может собирать информацию от различных устройств БАС, ПРХР, СПЗ и т.п., распознавать и передавать ее в виде речевой информации членам экипажа через АВСК.
Предлагаемое устройство, с целью наименьшего изменения конструкции выпускаемой серийно аппаратуры внутренней связи и коммутации, конструктивно состоит из двух независимых модулей имеющих одинаковую конструкцию. Один устанавливается во вращающейся башне и предназначен для работы с аппаратурой расположенной в ней, второй в корпусе объекта.
Таким образом, используя разработанную и апробированную схему блока аварийной речевой сигнализации объектов, представляется возможным дооборудовать существующие образцы бронетанковой техники современными средствами сигнализации, повысив тем самым их боевую эффективность.
Библиографический список
1. Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации / под ред. И. М. Голощапова. - М. : Воениздат, 1989. - Кн. 2, ч. 2. - 338 с.
2. Авиационные приборы и системы. // Г. И. Клюев [и др.]. - Ульяновск : УлГТУ, 2000. - 343 с.
3. Бортовые информационные системы : курс лекций / А. А. Кучерявый ; под. ред. В. А. Мишина, Г. И. Клюева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ульяновск : УлГТУ, 2004. - 504 с.