Научная статья на тему 'Применение обобщенного метода качественных структур для уточнения понятия «Творчество»'

Применение обобщенного метода качественных структур для уточнения понятия «Творчество» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
788
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ХАРАКТЕРИСТИКИ ТВОРЦА / CREATIVITY / BASIC FUNCTION OF A CREATIVE PROCESS / STAGES OF A CREATIVE PROCESS / RESULT OF A CREATIVE PROCESS / CHARACTERISTICS OF A CREATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайкина Виктория Николаевна

Рассматривается многообразие понятийного поля «творчество». Уточняется содержание этого понятия по четырем основным аспектам: функционирования, связи, организации, координации. Анализ проводится на основе обобщенного метода качественных структур И.Н. Калинаускаса Б.В. Шмакова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF A GENERALIZED METHOD OF QUALITATIVE STRUCTURES FOR SPECIFICATION OF NOTION «CREATIVITY»1

The variety of conceptual field «creativity» is considered. The content of this concept is specified by four basic aspects: functioning, communication, organization, coordination. The analysis is carried out on the basis of the generalized method of qualitative structures by I. Kalinauskas B. Shmakov.

Текст научной работы на тему «Применение обобщенного метода качественных структур для уточнения понятия «Творчество»»

Теория и практика управления образованием

УДК 378.017+378.012

ББК 4481.2+4481.3+Ю945

ПРИМЕНЕНИЕ ОБОБЩЕННОГО МЕТОДА

КАЧЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ

ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСТВО»

В.Н. Шайки на Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Сатке

APPLICATION OF A GENERALIZED METHOD

OF QUALITATIVE STRUCTURES FOR SPECIFICATION

OF NOTION «CREATIVITY»

V. Shaykina Satka branch of South Ural State University

Рассматривается многообразие понятийного поля «творчество». Уточняется содержание этого понятия по четырем основным аспектам: функционирования, связи, организации, координации. Анализ проводится на основе обобщенного метода качественных структур И.Н. Калинаускаса - Б.В. Шмакова.

Ключевые слова: творчество, основная функция творческого процесса, этапы творческого процесса, результат творческого процесса, характеристики творца.

The variety of conceptual field «creativity» is considered. The content of this concept is specified by four basic aspects: functioning, communication, organization, coordination. The analysis is carried out on the basis of the generalized method of qualitative structures by I. Kalinauskas - B. Shmakov.

Keywords: creativity, basic function of a creative process, stages of a creative process, result of a creative process, characteristics of a creator.

Феномен творчества издревле привлекал к себе внимание многих ученых. Различные научные школы ставили своей задачей поиск механизмов появления оригинальных идей у человека. Существует, по мнению С.О. Гру-зенберга [1], несколько исторически сложившихся подходов к решению этой проблемы:

- философский, имеющий два направления: гносеологический и метафизический подходы. Философы заинтересованы в определении роли творчества в развитии окружающего мира, его места в совокупной деятельности человека, определении места категории творчества в системе философских категорий, а также места теории творчества в структуре основных разделов философии;

- психологический. Психология творчества ориентирована на исследование процесса и выявление психологического «механизма» протекания акта творчества как субъективного акта индивида;

- интуитивный, который может быть рассмотрен с позиций эстетического подхода, направленного на раскрытие метафизической сущности мира в процессе художественной

интуиции в музыке, живописи, архитектуре и т. п.

С середины XX века сформировался ещё один подход к изучению творчества:

- кибернетический (алгоритмический). Анализируя процесс разрешения возникающих противоречий в области техники, авторы подхода приводят его в систему, что позволяет найти алгоритмы решения поставленной задачи. При этом сам процесс возникновения идеи остается неизученным, так как не рассматривается природа самой творческой активности.

Неоднозначный подход к проблеме творчества привел к тому, что на сегодня нет единой точки зрения в понимании сущности «творчества». «Ряд исследователей делают из

Шайки на В.Н. Применение обобщенного метода качественных

___________________________________________структур для уточнения понятия штворчество»

значениях: «процесс» создания нового и «результат» такого процесса. Из-за однозначной трактовки второе значение не представляет интереса.

Для исследования важны различные подходы к толкованию понятия, поэтому в случае совпадения взглядов у группы специалистов на изучаемый вопрос определение использовалось один раз.

Таблица 1

Определения понятия «творчество»

№ Определение Источник

Педагогика

1 Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Т. имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на др. уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний [3]

2 Творчество - мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами [4]

Психология

3 Творчество - это деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что потом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства ит. д. [5]

4 Творчество - деятельность человека. Существует три признака творческого акта: 1) необходимость предварительных знаний; 2) подсознательное ассоциирование далеких понятий; 3) критическая оценка полученного результата. Любой творческий процесс требует выхода за пределы формальной логики, освобождения мысли от тесных рамок строгой дедукции. Сопоставление многих схем позволяет заключить, что и так называемый творческий акт, и обычное «решение проблемы» имеет одинаковую психическую структуру. Представим её в виде этапов: 1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования задачи. 2. Сосредоточение усилия и поиски дополнительной информации. Если задача все же не поддается решению, наступает следующий этап. 3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия. Этот период называют периодом инкубации...4. Озарение, или инсайт. Инсайт - это не всегда гениальная идея...5. Верификация, или проверка. Итог творчества - творческое решение, критерий которого меняет существующие методы, реже - традиции, ещё реже - основные принципы и совсем редко - взгляд людей на мир [6]

5 Творчество есть взаимодействие, ведущее к развитию. Здесь развитие - способ существования системы взаимодействующих систем, связанный с перестройкой конкретной системы, с образованием качественно новых временных и пространственных структур. Творчество традиционно связывается с новизной. Творчество природы и творчество человека - лишь разные сферы творчества, они имеют общие генетические корни. Творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых, меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм [7]

6 Творчество - ситуационно-нестимулированная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Творец обладает большим набором черт, потенциально относящихся к творческим (самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать) [В]

7 Творчество - психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностей... [9]

этого факта вывод о несовершенстве определений, о неразвитости теории творчества, другие говорят о невозможности дать определение понятия «творчество» ввиду его сложности, нечеткости и т. п.» [2, с. 116].

С целью анализа понятия «творчество» рассмотрим его определения (табл. 1). В универсальных энциклопедиях указывается, что «творчество» может употребляться в двух

Окончание табл. 1

№ Определение Источник

8 Творчество — продуктивная форма активности и самостоятельности человека, результатом которой являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, инженера и т. д. [10]

Изучение научного творчества и изобретательства

9 Творчество - это познавательный психический процесс, в результате которого совершается открытие или утверждается истина в науке, создается новое через преодоление познавательно-психологического барьера. В общем случае процесс научного познания проходит три ступени: единичность, особенность и всеобщность. На ступени единичности, когда устанавливаются новые факты, в творчестве ученого исключительно важна такая черта, как наблюдательность. Следующая ступень - особенность. Она предполагает способность группировать, систематизировать наблюденные факты, связывать их между собою, а значит, мыслить, причем мыслить индуктивно, формально-логически. На ступени всеобщности обнаруживаются такие черты ученого, как способность к абстрактному, теоретическому мышлению, к теоретическим обобщениям, раскрывающим сущность изучаемого и наблюдаемого явления [11]

10 Творчество - деятельность по созданию нового. Творец должен обладать комплексом качеств: 1) способностью смело выбрать достойную цель; 2) способностью видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения достойной цели; 3) способностью работать планомерно; 4) высокой работоспособностью (в выполнении планов); 5) хорошей техникой решения творческих задач; 6) способностью отстаивать свои идеи и разработки, умением «держать удар». При решении творческих задач использование АРИЗ значительно сократит время решения [12]

Философия

11 Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность индивида может выступать как творчество в любой сфере: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной, политехнической и т. д., - там, где создается, открывается, изобретается нечто новое [13]

12 Творчество есть активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей [14]

Универсальные энциклопедии

13 Понятие творчество может быть использовано: 1) в широком смысле; творчество - создание нового. Термин может быть применен ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь - ряд непрерывных изменений, и все обновляющееся, все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил; 2) в узком смысле; творчество - психический акт, выражающийся в воплощении, воспроизведении комбинаций нашего сознания в (относительно) новой форме в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности [15]

14 Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П. Капица, везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества - в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность [16]

Проведем анализ понятия «творчество» по

обобщенному методу качественных структур (ОМКС) И.Н. Калинаускаса - Б.В. Шмакова. Метод качественных структур (МКС) был в свое время предложен И.Н. Калинаускасом, как эвристический метод рассмотрения целого.

ОМКС, разработанный Б.В. Шмаковым [17], является усовершенствованным вариантом МКС и позволяет определить уровень полноты информации описываемой системы текста. Сущность метода состоит в возможности рассмотрения любого целого по четырем аспектам.

Применение обобщенного метода качественных структур для уточнения понятия «творчество»

Аспект функционирования включает различные способы использования объекта, производство какого-либо продукта, способы выдачи информации вовне. Понятия творчества обобщены по этому аспекту в табл. 2. В квадратных скобках указана информация, не относящаяся к аспекту, но важная для уяснения значения аспекта.

Воспользуемся кругами Эйлера для выявления наиболее общего значения функции «творчества» - функция «созидать». В толковых словарях значение этого слова - «создавать, творить». Функция «порождать [нечто новое]» используется в значении «вызывать к жизни нечто новое» может быть включено в понятие «созидать».

Функция «сделать [изобретение]» не может быть полностью включена в понятие «создание», она имеет более широкий смысл. Функция «открыть» означает «установление неизвестных ранее, но объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания». Эта функция пересекается со «сделать изобретение», но не может быть соединена ни с одной другой.

Функция «найти истину», как и функция «решить задачу», может быть отнесена к более широким понятиям «открытие» и «создание». Найти истину можно в результате «ре-

шения конкретной задачи» и в результате случайных действий. Эта функция - решение задачи - это «заключение, вывод из чего-нибудь, избранный путь действий после обдумывания, обсуждения какого-нибудь вопроса». Задачи, требующие решения, могут быть различного уровня сложности. Поэтому некоторые решения относятся к понятию «создать», а некоторые - к понятию «открыть».

Функция «изменение [окружающего мира]». Конечно, эта функция - более широкое понятие по отношению ко всем предыдущим, но не всякое изменение есть творчество. Следовательно, дальнейшее наше исследование должно быть направлено на ограничение этого понятия, на выделение из него того пространства, которое можно назвать «творчеством».

Функция «развитие [материи]». Автором используется это понятие в значении «способа существования системы взаимодействующих систем, связанный с перестройкой конкретной системы, с образованием качественно новых временных и пространственных структур». Развитие не ограничивается изменением внешнего мира, а может относиться и к внутренней составляющей человека. ЯЛ. Пономарев указывает на возможность творчества и для неживой природы [7].

Функция «воплотить, воспроизвести [комбинации сознания в новой форме]» характери-

Таблица2

Аспект функционирования, выделенный из определений понятия «творчество»

№ определения Аспект

Педагогика

1 Порождающая [нечто новое]

2 Для решения [возникшей задачи у]

Психология

3 Созидать [нечто новое]

4 Решение [проблемы, задачи]

5 Развитие

7 Создание [новых ценностей]

8 Совершить [научное открытие], сделать [изобретение], создать [произведение], решить [задачу]

Изучение научного творчества и изобретательства

9 Совершить [открытие], найти [истину], создать [новое]

10 Совершить [открытие], найти [истину], создать [новое]

Философия

11 Порождать [нечто новое]

12 Изменение [окружающего мира], создание [нового]

Универсальные энциклопедии

13(1) Создание [нового]

13(2) Воплотить, воспроизвести [комбинации сознания в новой форме]

14 Открытие и создание [качественного нового]

зует внутренний процесс творчества. Автор рассматривает творчество как особые процессы по воплощению, воспроизведению комбинаций сознания (копий реальных объектов и процессов). Сознание, при отсутствии информации, заполняет отсутствующий компонент своим воображением, т. е. достраивает символьную систему до полной - это и есть творчество. Ведь процесс творчества и состоит в том, чтобы установить, какой информации не хватает исходной системе, чтобы достроить её до полной таким образом, чтобы главная функция системы выполнялась наиболее эффективно. Тогда творчество и заключается в изменении (комбинировании) исходных частей с добавлением новых частей из прошлого опыта, которые и дополняют систему до полной.

Вывод по аспекту функционирования:

основная функция системы - изменение окружающего мира путем создания [объекта действия].

Аспект связи (под связью понимается

все многообразие воздействий внешней среды на данное целое, существующих в том пространстве, в котором это целое выделено из фона как единичный объект). Понятия обобщены по этому аспекту в табл. 3.

Соотнесем систему и надсистему, то есть выясним, как связаны между собой система и надсистема. Творчество мы рассматриваем как процесс, где «система-процесс» - это психическая деятельность человеческого сознания при решении какой-либо проблемы, связанной с информационной неопределенностью об объекте, в котором она возникла. И эта неопределенность заполняется (устраняется)

Таблица 3

Аспект связи, выделенный из определений понятия «творчество»

№ определения Аспект

Педагогика

1 Деятельность Нечто новое Комбинации знаний, умений, продуктов

2 Мышление в высшей форме

Психология

3 Деятельность Нечто новое, оригинальное Входит в историю развития науки, искусства и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Деятельность человека Решение [адекватное, новое оригинальное, доработанное] Меняет существующие методы, традиции, принципы, взгляды на мир

5 Взаимодействие

6 Л ктивность [ситуационно-нестимулированная]

7 Процесс [психический]

8 Форма активности [продуктивная] и самостоятельности человека

Изучение научного творчества и изобретательства

9 Познавательный психический процесс

10 Деятельность человека

Философия

11 Деятельность Нечто новое В любой сфере: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной, политехнической и т. д.

12 Взаимодействие [активное] субъекта с объектом, новое, социально значимое

Универсальные энциклопедии

13(1) Все процессы органической и неорганической жизни Всё обновляющееся, всё зарождающееся в природе

13(2) Психический акт комбинаций нашего сознания в (относительно) новой форме; в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности

14 Качественно нового, имеющего какую-либо ценность. Художественное, научное и техническое творчество; в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении

Применение обобщенного метода качественных

структур для уточнения понятия «творчество»

активной деятельностью сознания. Сознание является устройством, совершающим процесс творчества. Все что находится вне этого процесса - надсистема для «системы-процесса», в том числе и само сознание как устройство (т. е. как определенные зоны мозга, активизирующиеся при работе сознания).

Аспект связи характеризует место системы в надсистеме, продукт, который передается в надсистему и потоки (вещественные, энергетические, информационные), поступающие в систему и необходимые для выполнения главной функции:

а) место системы в надсистеме. Процесс творчества в определениях чаще всего относят к деятельности человека - так считает большинство исследователей (5 из 14).

В самом общем смысле «деятельность» -специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Деятельность по отношению к творчеству является надсистемой, но не всякая деятельность (например, физиологическая, или физическая деятельность по преобразованию объекта) - творческая. Когда решение о направлении преобразования окружающего мира уже принято, человек его только исполняет. Для повышения эффективности выполнения решения в реальном мире, человек «выполняет» его сначала в виртуальном. Таким образом, творческая деятельность всегда «осознана», - ставится цель, выбирается позиция, и затем совершаются действия в реальном мире, которые оцениваются по результату. Таким образом, не сама деятельность, а её оценка по отношению к проблеме является необходимой для творчества. Рассуждая аналогичным образом, рассматриваем остальные определения и приходим к выводу.

Вывод 1 по аспекту связи: творчество -деятельность [человека];

б) потоки (вещественные, энергетические, информационные), переданные в систему для выполнения главной функции. Наиболее общим является выражение: «в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении».

Все остальные определения тоже указывают на сферы применения творчества: входит в историю развития науки, искусства и т. д.; в любой сфере: научной, художествен-

ной, производственно-технической, хозяйственной, политехнической и т. д.; художественное, научное и техническое творчество; в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.

Вывод 2 по аспекту связи: творчество реализуется в любом виде деятельности человека;

в) продукт, переданный в надсистему (результат творчества). Результат «нечто новое». Здесь имеется в виду впервые созданное, не заимствованное, оригинальное, причем вообще новое творение, без указания конкретных свойств или сферы применения. Значительно уже понятие «качественно нового, имеющего какую-либо ценность, социально значимое», - это впервые созданная система, выполняющая какую-либо функцию и имеющая ценность в человеческом обществе. Но далеко не все результаты творческого акта были признаны современниками, часто общество не может оценить - важен для него этот результат или нет. Ведь многие открытия и произведения были оценены потомками через столетия после смерти автора. «Имеющее ка-кую-либо ценность, социально значимое» из определения следует исключить. Этой же точки зрения придерживается и Я.А. Пономарев. Но не все «качественно новое» есть результат реализации главной функции - изменения окружающего мира. Иначе возникает мнение, что любое изменение есть творческое, а процесс, приведший к нему, - творчество. А это явно противоречит ранее рассмотренному материалу. Таким образом, приходим к необходимости отбросить то новое, что не повышает идеальности надсистемы. Следовательно, результат - качественно новое, повышающее идеальность окружающего мира. Кроме того, следует заострить внимание и на тот факт, что новое должно определять результат психического акта, а не объектного результата. То есть новое, но по отношению к создателю. Так как психический акт - явление личностное, то и понятие нового должно быть субъектным - личностным. Следовательно, новое это по отношению к решателю - не известное ему (тогда можно говорить о творческих задачах для учащихся).

Результат «все обновляющееся, все зарождающееся в природе». В определении обобщены процессы живой и неживой природы, что с точки зрения диалектического материализма (которой мы придерживаемся в науч-

ных исследованиях) неприемлемо. В философии такие обобщения встречаются, например, в античной философии, философии средневековья и др.

Результат «решение [адекватное, новое оригинальное, доработанное]» - это заключение; вывод; избранный после обдумывания, обсуждения, путь. В определении взято тоже понятие «нового» в достаточно узком смысле -как поиск нового выхода из ситуации, нового ответа или плана действия, что включается в понятие «нового».

Результат «комбинации нашего сознания в (относительно) новой форме». В определении подчеркивается, что основную функцию системы выполняет сознание человека, а результат такой деятельности - выраженные в конкретной новой форме идеи человека.

Вывод по аспекту связи: результат творчества - качественно новое (по отношению к создателю), повышающее идеальность окружающего мира.

Аспект организации характеризует понятие «творчества» как процесс, т. е. указывает порядок действий, которые необходимо выполнить, чтобы добиться выполнения главной функции системы. Аспект организации,

Аспект организации, вь

выделенный из определений, представлен в

табл. 4.

Из пятнадцати определений девять не содержат аспекта организации (60 %). Многие авторы указывают на сложность исследования данного аспекта, так как часто и сами творческие личности не могут объяснить, какие действия привели их к открытию или созданию нового. В конце XIX - начале XX вв. возрос интерес к техническому и научному творчеству. Появились научные труды, посвященные вопросам творчества, и психологами были выделены основные этапы творческого процесса: 1) накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования задачи; 2) сосредоточение усилия и поиски дополнительной информации; 3) период инкубации; 4) инсайт; 5) верификация.

Характеризуя творческую деятельность, все авторы указывают на то, что существует несколько уровней этого процесса. На одном уровне решаются более простые задачи (применение известных методов в новой сфере) и для этого необходимо использование уже существующих знаний и расширение области их применения за счет реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбина-

Таблица4

енный из определений

№ определения Аспект

Педагогика

1 .. .реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Один уровень использования уже существующих знаний и расширение области их применения; Другой уровень - создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний

Психология

4 ...выхода за пределы формальной логики, освобождения мысли от тесных рамок строгой дедукции. Представим её в виде этапов: 1) накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования задачи; 2) сосредоточение усилия и поиски дополнительной информации. Если задача все же не поддается решению, наступает следующий этап; 3) уход от проблемы, переключение на другие занятия. Этот период называют периодом инкубации; 4) озарение, или инсайт. Инсайт - это не всегда гениальная идея; 5) верификация, или проверка

5 ...связанный с перестройкой конкретной системы, с образованием качественно новых временных и пространственных структур

Изучение научного творчества и изобретательства

9 ...через преодоление познавательно-психологического барьера. Этапы творчества: 1) наблюдение; 2) систематизация, группировка фактов, установка их связей, т. е. мышление индуктивное, формально-логическое; 3) абстрактное теоретическое мышление, теоретическое обобщение

10 ...использование АРИЗ

Универсальные энциклопедии

14 ...действия не по инструкции

Применение обобщенного метода качественных

структур для уточнения понятия «творчество»

ций знаний, умений, продуктов. На другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Все исследователи сходятся во мнении, что в процесс творчества отдельным этапом следует выделить инсайт (озарение). Эта часть процесса наиболее сложна для изучения. До недавнего времени её либо игнорировали, подчеркивая особую значимость логических размышлений, развития кругозора, правильной организации рабочего времени и т. д., либо преувеличивали её роль, сводя творческий процесс к «божественному наитию», наличию особых свойств личности и подчеркивая сложность управления творческим процессом. Б.М. Кедров определяет этап озарения (инсайта), как преодоление познава-тельно-психологического барьера.

Отдельно следует выделить работы Г.С. Альтшуллера, его учеников и последователей, которые разработали АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), что позволило свести сложный процесс осмысления задачи к строгой последовательности шагов.

Вывод по аспекту организации: основные этапы творческого процесса: 1) накопление знаний и навыков; 2) сосредоточение усилия и поиски дополнительной информации; 3) период инкубации; 4) инсайт; 5) верификация.

Аспект координации несёт выражение принципа единства, иными словами, тоталь-

Аспект координации,

ности. В этом смысле аспект может быть сопоставлен с объектом-связью в целом идеальном объекте. Понятия обобщены по этому аспекту в табл. 5.

Аспект координации указывает на главное системное свойство объекта - каким должен быть человек, чтобы стать творческой личностью. Из пятнадцати выбранных определений двенадцать не содержат аспект координации (80 %). Психологами давно предпринимаются попытки выявить ключевые «творческие качества», но до сих пор эта задача не решена. Дж. Гилфордом выделено 150 ключевых характеристик. Современными авторами составляются новые списки творческих характеристик, но часто они являются вариантами перечня Дж. Гилфорда. Осложняются исследования ещё и тем, что неизвестны веса каждой из характеристик в структуре личности творца.

Практически все психологи сходятся во мнении, что личность творческого человека должна характеризоваться стремлением выйти за пределы заданной проблемы. Кроме того, творческий исследователь обладает большим набором черт, потенциально относящихся к творческим (самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать).

По Б.М. Кедрову, для творческого человека, в первую очередь, важны качества наблюдательности, способности группировать, систематизировать наблюденные факты, связывать их между собою, а значит, мыслить,

Таблица 5

1енный из определений

№ определения Аспект

Психология

6 ...стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Большой набор черт, потенциально относящихся к творческим (самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать)

Изучение научного творчества и изобретательства

9 Наблюдательность, способность группировать, систематизировать наблюденные факты, связывать их между собою, а значит, мыслить, причем мыслить индуктивно, формально-логически. Способность к абстрактному, теоретическому мышлению, к теоретическим обобщениям

10 Творец должен обладать комплексом качеств: - способностью смело выбрать достойную цель; - способностью видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения достойной цели; - способностью работать планомерно; - высокой работоспособностью (в выполнении планов); - хорошей техникой решения творческих задач; - способностью отстаивать свои идеи и разработки, умением «держать удар»

причем мыслить индуктивно; формальнологическая способность к абстрактному, теоретическому мышлению и теоретическим обобщениям.

Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин тоже составили список качеств, необходимых творческой личности: способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной Цели; способность работать планомерно; высокая работоспособность (в выполнении планов); хорошая техника решения творческих задач; способность отстаивать свои идеи и разработки, умение «держать удар» [12, с. 11]. Однако основным качеством они считали способность смело выбрать достойную цель.

Целеустремленность, как основное качество творческой личности, отмечают многие исследователи. Подчинение своей деятельности сознательно поставленной цели составляет основу личностных характеристик творческой личности. С .Л. Рубинштейн отмечает, что мотивы и цели деятельности как таковой (в отличие от мотивов и целей отдельных действий) носят обычно обобщенный, интегральный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется [5, с. 467]. С точки зрения Д.Б. Богоявленской, мотивация на «весах» гениальности может перевесить такие факторы, как интеллектуальные способности и даже особый, творческий дар, «искру божию» [8, с. 92].

Вывод по аспекту координации: основное качество творческой личности - наличие цели.

В итоге при обобщении понятия «творчество» по всем аспектам ОМКС нами синтезировано следующее обобщенное определение:

Творчество - целенаправленная деятельность человека в любой сфере (научной, производственно-технической, хозяйственной, искусства и т. п.) по изменению окружающего мира путем создания качественного нового по отношению к создателю, повышающее идеальность окружающего мира. Основные этапы творческого процесса: 1) накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования задачи; 2) сосредоточение усилия и поиски дополнительной информации; 3) уход от проблемы, переключение на другие занятия (этот период называют периодом инкубации); 4) озарение, или ин-сайт; 5) верификация, или проверка.

Литература

1. Грузенберг, С.О. Гений и творчество: основы теории и психологии творчества / С. О. Грузенберг. -Л: Сойкин, 1924. - 254 с.

2. Лихолетов, В.В. Профессиональное образование: гуманизация и технологии творчества: моногр. /В.В. Лихолетов. -М.: МГИУ,

2001.-260 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджас-пиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2005. - 448 с.

4. Псшолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В.А. Ми-жериков. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. -544 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер,

2002. -720 с.

6. Лук, А.Н. Мышление и творчество /

A.Н. Лук. -М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

7. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1976. -303 с.

8. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. -М.: ИЦ «Академия», 2002. - 320 с.

9. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. -800 с.

10. Психологический словарь-справочник. -

Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. - 576 с.

11. Кедров, Б.М. О творчестве в науке и технике: научно-популярные очерки для молодежи / Б.М. Кедров. - М.: Молодая гвардия, 1987. -192 с.

12. Альтшуллер, Г.С. Как стать еретиком /Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - 365 с.

13. Философская энциклопедия / гл. ред.

B.Ф. Константинов. - М.: Совет, энцикл., 1970.-Т. 5.-740с.

14. Новейший философский словарь. - 3-е изд., исправл. - Минск: Кн. Дом, 2003. -1280 с.

15. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.- СПб., 1890-1907. - Т. 64.

16. Басин, Е. Энциклопедия «Кругосвет» / Е. Басин, 2007. - http://slovari.yandex.ru/dict/ кгщозуе1

17. Шмаков, Б.В. Моделирование процессов управления материальным потоком дистрибьюторской фирмы (системный подход): моногр. / Б. В. Шмаков, И Б. Егоров. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 262 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 22 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.