Научная статья на тему 'Применение «Облачных» технологий в учебном процессе при подготовке бакалавров и магистрантов'

Применение «Облачных» технологий в учебном процессе при подготовке бакалавров и магистрантов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
358
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОБЛАЧНЫЕ" ТЕХНОЛОГИИ / ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ / "ОБЛАКО" / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРАНТОВ / ОБЩИЙ ДОСТУП / ВИРТУАЛЬНЫЙ СЕРВЕР / КАРТОГРАФИЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / CLOUD TECHNOLOGIES / TRAINING / CLOUD / BACHELORS AND MASTERS TRAINING / VIRTUAL SERVER / CARTOGRAPHY / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Воронкин Евгений Юрьевич, Касьянова Елена Леонидовна

В статье приводится пример использования «облачных» технологий в учебном процессе при подготовке бакалавров и магистрантов, ее плюсы и минусы. Подробно описаны разновидности «облаков» и технология их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF CLOUD COMPUTING IN BACHELORS AND MASTERSTRAINING PROCESS

An example of usage of cloud technologies in bachelors and masterstraining process is given in this paper. The advantages and disadvantages of using cloud technologies such process are described.

Текст научной работы на тему «Применение «Облачных» технологий в учебном процессе при подготовке бакалавров и магистрантов»

УДК 378:004

ПРИМЕНЕНИЕ «ОБЛАЧНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРАНТОВ

Евгений Юрьевич Воронкин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ассистент кафедры прикладной информатики и информационных систем, тел. (383)343-18-53, e-mail: evgeney.voron@gmail.com

Елена Леонидовна Касьянова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры картографии и геоинформатики, тел. (383)361-06-35, e-mail: helenkass@mail.ru

В статье приводится пример использования «облачных» технологий в учебном процессе при подготовке бакалавров и магистрантов, ее плюсы и минусы. Подробно описаны разновидности «облаков» и технология их использования.

Ключевые слова: «облачные» технологии, проведение занятий, «облако», подготовка бакалавров и магистрантов, общий доступ, виртуальный сервер, картография, программное обеспечение.

THE USAGE OF CLOUD COMPUTING IN BACHELORS AND MASTERSTRAINING PROCESS

Evgeniy Yu. Voronkin

Sibirian State University of Geosystems and Technology, 630108, Russia, Novosibirsk,

10 Plakhotnogo St., Assistant of the Department of Applied Informatics, tel. (923)127-58-86, e-mail: evgeney.voron@gmail.com

Elena L. Kasyanova

Sibirian State University of Geosystems and Technology, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Assoc. Prof., Ph. D., Assoc. Prof. department of Cartography and GIS, tel. (383)361-06-35, e-mail: helenkass@mail.ru

An example of usage of cloud technologies in bachelors and masterstraining process is given in this paper. The advantages and disadvantages of using cloud technologies such process are described.

Key words: cloud technologies, training, cloud, bachelors and masters training, virtual server, cartography, software.

В последние годы стала популярной тематика "облачной" инфраструктуры, "облачного" программного обеспечения. Под "облачной" инфраструктурой обычно понимают очень мощные сервера, которые пользователи или поставщики услуг арендуют у провайдера. Постепенно понятие "облачных" решений расширилось и

стало включать в себя не только упомянутую выше инфраструктуру, но и программное обеспечение. Развитие функциональных возможностей веб- интерфейсов, в сочетании с увеличенном пропускной способности каналов связи, уже позволяет перенести в "облако" практически любое программное обеспечение. Такой подход может дать отдельным пользователям преимущества в виде экономии средств на покупку лицензий, а также то, что программное обеспечение не привязано к определенному компьютеру, для доступа к нему достаточно иметь браузер и подключение к интернету.

В настоящее время подготовка учащихся невозможна без использования современных технологий при изучении таких дисциплин как «Геоинформационные системы», «Информатика», «ГИС в географии», «Создание геоинформационных систем (ГИС)», «Базы пространственных данных», «Основы геоинформационного картографирования», «Проектирование картографических баз данных» и т.д. Речь, прежде всего, идёт о применении в учебном процессе информационно-компьютерных технологий.

Как показывает опыт развитых зарубежных стран, отличным решением проблем компьютеризации образования является внедрение в учебный процесс «облачных вычислений». Популярный сейчас термин cloudcomputing («облачные вычисления») стал употребляться в мире компьютинга с 2008 года. К ним относятся бесплатные хостинги почтовых служб для студентов и преподавателей. Другие многочисленные инструменты облачных вычислений для образования практически не используются в силу недостаточности информации о них и отсутствия практических навыков их использования при подготовке бакалавров и магистрантов.

«Облако» обозначает сложную инфраструктуру с большим количеством технических деталей, спрятанных в них. Национальный институт стандартов и технологий США (National Institute of Standards and Technology - NIST) в документе «NIST Definition of Cloud Computing v15» [3] определил «облачные вычисления» следующим образом: модель облачных вычислений дает возможность удобного доступа посредством сети к общему пулу с настраиваемыми вычислительными ресурсами (например, сети, сервера, системы хранения, приложения, услуги); модель облака содействует доступности и характеризуется пятью основными элементами (самообслуживание по требованию, широкий доступ к сети, объединенный ресурс, независимое расположение, быстрая гибкость, измеряемые сервисы). Облако содержит три сервисные модели (программное обеспечение как услуга, платформа как услуга, инфраструктура как услуга) и четыре модели развертывания (приватные облака, групповые облака, общественные облака, гибридныеоблака).

При облачных вычислениях данные постоянно хранятся на виртуальных серверах, расположенных в «облаке», а также временно кэшируются на клиентской стороне на компьютерах, ноутбуках, нетбуках, мобильных устройствах и т.п.

Модели развертывания «облаков», показанные на рис. 1, представлены приватными «облаками» (privatecloud) - это собственные или арендованные «облака» предприятия; общественными «облаками» (publiccloud) - общедоступные «облака» и гибридными «облаками» (hybridcloud) - «облака», состоящие из двух и более облаков различного типа.

Приведем несколько примеров общественных «облаков»: платформа Win-dowsAzure, веб - сервисы Amazon, GoogleAppEngine и Force.com

ЛИХИТКЮ'УРЛ ОБЛАЧНЫХ ВМЧИСЛКНИЙ

Инфраструктура как сервис laaS

Рис. 1. Архитектура облачных вычислений

Как показывает практика, термины «облачные технологии» /«облачный сервис», с их общепринятым графическим представлением, в виде «облачков», только путает пользователей, на самом деле их структуру, можно легко понять, если представить ее в виде пирамиды (рис. 2).

Рис. 2. Структура «облачного сервиса»

Основание пирамиды «инфраструктура» - это набор физических устройств (серверы, хранилища, жесткие диски и т.д.). Над ней выстраивается «платформа» — набор услуг, для решения или выполнения различных задач, в том числе и связанных с учебным процессом и картографией. Верхушка - программное обеспечение, доступное по запросу пользователей, сюда входит подготовленный, представителями данной услуги рабочая область для пользователей, с которой они работают на протяжении всего времени.

Говоря о программном обеспечении, надо платить не за продукт (за коробку с диском), а за конкретные функции/возможности, которые он вам предоставляет. Так и в учебном процессе, студентам интересно освоить некий набор программ, который пригодиться им в будущей работе по специальности. Студент, придя на первое практическое занятие, получает свой личный логин, пароль для доступа к интерфейсу «облачного» хранилища. В нем уже подготовлен необходимый набор программ и место для хранения выполненных\выполняемых работ, при его обучении на разных уровнях подготовки. Выполненные работы студентами имеет возможность проверять преподаватель и контролировать уровень изучения представленного материала.

Большинству пользователей, больше всего интересно именно программное обеспечение (а не всякие платформы, как сервис), то приведем наиболее популярные программные решения, которые сейчас существуют на рынке.

Согласно SaaS-концепции, как говорилось выше, оплата за программное обеспечение выполняется не единовременно, при покупке продукта. В этом нет необходимости, т.к. он берется в аренду. Причем, используются только те функции, которые необходимы при работе пользователя. Например, раз в год студенту нужна одна определенная программа при выполнении единичной работы по какой-то дисциплине, использовать дальше он ее не будет. Покупать данный продукт ему не надо, есть альтернативный вариант - бесплатный онлайн-сервис (предоставляющий полные функциональные возможности этой программы). Таким образом у учебных заведений и студентов статья расходов на программное обеспечение и обновление персональных компьютеров, практически снижается на «ноль», поскольку, при использовании «Облачных технологий», учебные заведения и студенты, будут работать с программным обеспечением в «облаке», которое взято в аренду. А для работы будет достаточно планшета или нетбука.

Именно по этому пути и пошли два хедлайнера IT-индустрии - Google и Microsoft. Обе компании выпустили наборы сервисов, позволяющих работать с документами, со стороны Google - это google диск, позволяющий работать с текстовыми документами, табличным процессором и создавать презентации, ш стороны Microsoft - это Microsoft officewebapps, где в облаке полноценный офис Microsoft для работы.

«Облако» — это возможность всегда иметь гарантированный и безопасный доступ ко всей своей личной информации, а также уход от необходимости держать в своем кармане флешки, диски, и т.д. или покупать новый компьютер/комплектующие/программы/игры и пр. Несомненно, что на данный момент, облачные технологии являются одной из самых востребованных и интересных тем в IT-сфере и всё больше интересных решений, появляющихся в мире, связано именно с ними.

На данный момент обычному пользователю пока сложно в полной мере оценить и раскрыть весь потенциал «облачных» вычислений, но то, что ониво многом могут улучшить и сделать легче и проще учебный процесс при подготовке бакалавров и магистрантов - это, несомненно. Можно предположить, что будущее «облачных» технологий представляется весьма перспективным, ведь еще два года назад концепция «облако» казалась лишь красивой идеей и смелым экспериментом, а сегодня преимущества «облачных» технологий могут почувствовать отдельные пользователи и организации, которые не связаны с разработкой программ, веб-технологиями и прочими узкоспециализированными компьютерными работами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воронкин Е.Ю., Касьянова Е.Л. Использование «облачных технологии» для геоинформационного картографирования - «Известия ВУЗов» №4, 2014г. С. 91-95

2. Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] / К. Г. Кречетников, И. В. Кречетникова / Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова. -http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf

3. Портал Интернет-обучения E-education.ru [Электронный ресурс]. - http://www.e-education.ru

4. NIST Definition of Cloud Computing v15 [Электронныйресурс]. -

5. http://csrc.nist.gov/groups/SNS/cloud-computing/cloud-def-v15.doc

6. http://www.compgramotnost.ru/internet-gramotnost/oblachnye-texnologii-plyusy-i-minusy.

7. http://venture-biz.ru/informatsionnye-tekhnologii/205-oblachnye-vychisleniya.

8. http://wiki.vspu.ru/workroom/tehnol/index

9. http://ru.wikipedia.org - статья «Облачные вычисления».

10. http://www.xakep.ru - статья «Заоблачные вычисления: CloudComputing на пальцах».

11. http://it.sander.su - статья «Облачные технологии и распределенные вычисления».

12. http://www.bureausolomatina.ru статья «Будущее облачных технологий: европейский взгляд».

© Е. Ю. Воронкин, Е. Л. Касьянова, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.