Применение новых образовательных стандартов в процессе обучения студентов
инженерных специальностей вузов Еременко Л. Н. , Куропаткина О. В.
1 Еременко Лариса Николаевна /Eremenko Larisa Nikolaevna - кандидат технических наук, доцент,
кафедра РЛ 2;
2Куропаткина Ольга Васильевна /Kuropatkina Ol'ga Vasil'evna - старший преподаватель,
кафедра РК1,
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, г. Москва
Аннотация: актуальность данной темы обусловлена современными тенденциями развития высшего технического образования. Направленность данной статьи ориентирована на профессиональный стиль поведения преподавателя, профессиональной компетенции преподавателя, формы контроля требования к преподавателю технических университетов. Также рассмотрены: дидактические требования к лекциям, оценки уровня преподавания, типы контроля и оценки знаний в соответствии с федеральным государственным стандартом.
Abstract: the relevance of this topic due to current trends of development of higher technical education. The focus of this article is focused on the professional behaviors of the teacher, the professional competence of the teacher, forms of control requirements for teacher technical universities. Consider: didactic requirements for lectures, evaluation of teaching, types of monitoring and evaluation of knowledge in accordance with Federal government standards.
Ключевые слова: инженер, профессия, технический университет, образовательная технология, виды контроля, современные тенденции, компетентность стиля поведения преподавателя, виды лекций, оценка знаний, основные требования к выпускнику технических вузов.
Keywords: engineer, profession, technical University, educational technology, controls, current trends, competence behaviors of the teacher, types of lectures, assessment of knowledge, the basic requirements to graduate from technical universities.
УДК 13.00.08
Инженер - это профессия одна из самых востребованных и распространенных в высшем образовании. От подготовки высококвалифицированных специалистов зависит экономическое положение, безопасность страны и ее авторитет на международной арене.
Российское техническое образование - одно из лучших в мире, наши ведущие технические университеты не уступают техническим школам Запада, они сильны традициями, которые формировались десятилетиями, профессорско-преподавательским составом, среди которого ученые с мировыми именами.
Подготовка будущего инженера начинается еще в средней школе. В связи с новыми требованиями и возможностями процесса обучения идет переосмысление основных понятий, таких как «информационнообразовательное пространство», «образовательная среда» и «информационно-образовательная среда».
При технических университетах существует ряд колледжей, профильных школ и классов, где преподаватели высшей школы участвуют в процессе обучения будущих студентов по основным дисциплинам школьников 9-11 классов. Выпускникам таких заведений проще поступить в технические университеты, а также легче в последующем там учиться. Проводятся Всероссийские олимпиады для талантливых школьников. Их выпускники и победители имеют приоритет при поступлении и зачислении в технические университеты.
Высшая техническая школа нуждается в молодых и талантливых преподавателях, чаще всего это выпускники вузов. Молодые преподаватели проходят углубленное изучение преподаваемой дисциплины, а затем получают знания в области инженерной педагогики, психологии, экологии от высокопрофессиональных специалистов в этой области.
Рис. 1
Преподаватели технических университетов должны иметь знания по современным образовательным технологиям, это виды профессиональной компетентности:
- специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее развитие;
- социальная компетентность - владение принятыми приемами профессионального общения, социальной ответственности за результаты своего труда;
- личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, непосредственности к
профессиональному росту, умению организовать свой труд без перегрузок, потери времени и сил.
Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической деятельности к осуществлению педагогической деятельности, при этом компетентность педагога составляют множественные педагогические умения, характеризующие его готовность.
Общие дидактические методы обучения: объяснение и иллюстрирование, проблемное изложение, эвристический, исследовательский. Методика преподавания важна для обеспечения высокого уровня преподавания. Методика обеспечивает точность и последовательность в изложении материала и тенденций развития. Главное и первостепенное - это глубинное знание предмета.
Методика призвана к обучению дидактике. Дидактика - связь теории и практики, систематический и последовательный подход от простого к сложному, сознательность и активность студентов, сочетаемость с абстрактностью мышления, доступности знаний, единства во всех формах.
Преподаватели должны разделять виды лекций по форме обучения:
- установочные лекции;
- эпизодические;
- обзорные.
Виды лекций разделяются по форме организации. Лекциям присущи три основные педагогические функции:
- познавательная;
- развивающая;
- организующая.
Дидактические требования к лекциям: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Компетенция преподавателя при проведении и подготовке к лекциям:
- знать предмет;
- иметь чувство юмора;
- находить контакт со студентами;
- самокритичность;
- отзывчивость;
- находчивость.
Преподаватель должен обладать дидактическими способами преподавания - это знание предмета, умение заинтересовать темой, показать профессиональное и практическое знание предмета, оригинальность.
При оценке уровня преподавания важны:
- мера ответственности за качество образовательного процесса, за последствия своей деятельности;
- стремление к постоянному совершенствованию своих научных, специальных и методических навыков;
- необходимое знание предмета обучения и достижений современной науки в нем;
- педагогические навыки, позволяющие рационально организовывать и проводить образовательный процесс;
- умение вести все виды образовательной деятельности;
- владение речью, мимикой, жестами;
- владение современными педагогическими технологиями, творческим мышлением, умение анализировать поведение учащихся;
- обладание педагогическим тактом.
Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, при этом основу компетентности педагога составляют умения, характеризующие эту готовность.
В процессе обучения производятся следующие типы контроля и оценки знаний в соответствии с п. 4.1.2 Федерального государственного стандарта третьего поколения:
- текущая;
- промежуточная;
- итоговая государственная аттестация.
Однако существует несколько дополнительных типов контроля, которые могут применяться в технических университетах при разработке образовательных программ - это пропедевтический контроль,
определяемый в традиционной дидактике как предварительный, а в практике обучения как «нулевой срез», направленный на получение оценок, рубежный (модульный) и контроль остаточных знаний (резидуальный контроль).
Применяются следующие виды контроля:
- устный опрос;
- письменная работа;
- контроль с помощью технических и информативных средств.
К устным формам контроля относятся:
- собеседование;
- коллоквиум;
- зачет;
- экзамен (по дисциплине, модулю).
Письменные формы контроля - это письменные работы, тесты, контрольные работы, рефераты, курсовые работы, научно-учебные отчеты, отчеты по научно-исследовательской работе студентов.
Современные образовательные технологии - это что нового, и над чем надо работать. Они обладают следующими характеристиками:
- гуманность - улучшение качества образования;
- эффективность - результативность в течение 3-5 лет;
- наукоемкость - серьезное и научное сопровождение;
- универсальность - широкое применение;
- интегрированность - взаимосвязанность, взаимообусловленность;
- должны дополнять друг друга.
Формы современных образовательных технологий, наиболее приемлемых для высшей школы. Это:
- метод проектов;
- кейсы;
- дебаты;
- портфолио.
К современным подходам к образованию относится инсепт. Данный подход на то, чтобы студенты отслеживали собственное понимание читаемой информации, используя при этом интерактивную систему пометок на полях, что развивает:
- навыки эффективной работы с текстом;
- активное, вдумчивое чтение;
- способность связать известный материал с новым;
- систематизировать дальнейшее изучение темы.
В настоящее время в процессе обучения активно внедряются новые средства, связанные с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Использование электронных средств обучения требует тщательного определения их места и назначения, однако электронные средства обучения сути процесса обучения не изменяет. Применяемые в разумных пределах современные средства обучения освобождает преподавателя от рутинной работы, высвобождают время для проведения научных изысканий, создают благоприятные условия для развития дидактического знания.
Литература
1. Богуславский М. В. Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательные технологии. - М: ИТИП РАО, 2008 200-301 с.
2. Иванова Е. О.Теория обращения в индустриальном обществе. - М: Просвещение. 2011. 190 с.
3. Краевский В. В. Общие основы педагогики. - М: Издательский центр «Академия», 2003.
4. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2007.
5. Менг Т. В. Педагогические технологии построения образовательной среды вуза: авт. реферат диссертации, кандидат педагогических наук - СПб, 1999.
6. Пейп С. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся. Директор школы, 2000. - N 1. - C. 75.