Научная статья на тему 'Применение новых информационных технологий в процессе обучения'

Применение новых информационных технологий в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степукова О. Е.

Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение новых информационных технологий в процессе обучения»

Результатом реализации программного комплекса являлось повышение мотивациистудентов на сохранение и укрепление собственного здоровья, осознание ими значимости и ценности семьи и брака, наметились позитивные тенденции в студенческой среде в плане соблюдения принципов ЗОЖ. Отмечалось повышение заинтересованности студентов к вопросам сохранения собственного репродуктивного здоровья, активизировалась работа студенческих групп по пропаганде здорового образа жизни, безопасного репродуктивного поведения среди молодежи и школьников.

В дальнейшей перспективе автором планируется разработка компьютерной программы, предполагающей развитие у будущих учителей на основе анализа, синтеза, обобщения и систематизации текстовой информации когнитивной составляющей готовности будущих учителей к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников.

Список литературы:

1. Беляева М. А. Репродуктивное поведение человека: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010.

2. Соколова Н.Н. Движение Нью Эйдж и контроль деторождения в России [Электронный ресурс] // Демографические исследования. - 2010. -№ 10. - Режим доступа: www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=23& idArt =1576.

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ © Степукова О.Е.*

Лянторская средняя общеобразовательная школа № 6, г. Лянтор

Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

Ключевые компетенции рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих Приоритет-

* Учитель математики.

ного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.

Создание оптимальных условий учащимся для развития их потенциальных возможностей, может быть достигнуто с помощью применения новых информационных технологий в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволит реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.

Применение ИКТ на уроках математики способствует: активизации познавательной деятельности учащихся; развитию вариативности мышления, математической логики; направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

По данным исследований, в памяти человека остается 25 % услышанного материала, 33 % увиденного, 50 % увиденного и услышанного, 75 % материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения [2].

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Возможности компьютера могут использоваться в предметном обучении в следующих вариантах: фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; использование диагностических и контролирующих материалов; использование презентаций на уроках; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников; формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным [3].

Применение презентаций на уроке позволяет: более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении; эффективнее использовать время на уроке; создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

Остановимся более подробно на характеристике принципа наглядности, поскольку знакомство учащихся с преобразованиями графиков функций неизбежно требует опоры на наглядные представления подростков. Принцип наглядности обучения - это один из старейших и важнейших в дидактике принципов обучения. Означает, эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский [4].

Цель наглядного обучения математике - формирование математических понятий в соответствии с особенностями детской психологии, развитие наблюдательности, воспитание внимания и памяти. Наглядное восприятие протекает не изолированно, а во взаимодействии со словом, которое усиливает значение наглядности. От правильного сочетания слова и наглядности зависит успех обучения. Ученику легче сосредоточиться на процессе восприятия наглядного, чем на словесном изложении; даже точное словесное изложение материала учениками не всегда легко воспринимается. Осмысленность, ясность и прочность знаний зависят от умелого и своевременного использования наглядности. При этом должны затрагиваться различные органы восприятия: зрительные, речедвигательные, моторные и слуховые.

Однако использование наглядности должно быть в той мере, в которой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Наглядностью надо пользоваться тогда, когда в этом есть потребность. Не должно быть наглядности ради наглядности [1]. Высшим проявлением педагогического мастерства И.П. Павлов считал использование элемента новизны, управление первыми впечатлениями ученика, которые оставляют след в его сознании иногда на всю жизнь. Поэтому демонстрация наглядных пособий должна создавать яркое зрительное впечатление, как качеством изготовленного пособия, так и своевременным и умелым показом его. Наглядные пособия употребляются не только при сообщении нового материала, но и при закреплении его, для контроля над правильным пониманием пройденного и для помощи ученикам, которые не овладели необходимыми знаниями, понятиями [1]. Наглядные пособия должны быть дидактически целесообразны, соответствовать программе математики, а также возрасту учеников.

Использовать компьютер на уроках математики в демонстрационном режиме можно: при устном счете, когда в начале урока через мультимедиапроектор проводится решение различных заданий; при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал; при проверке домашнего задания, через мультимедиапроектор; при работе над ошибками и т.д. [3].

Компьютер обладает большими возможностями в реализации принципа наглядности на уроках математики. С его помощью можно изобразить плоские, объемные фигуры, предъявить фигуры в статичном и динамичном режиме. К компьютерным изображениям могут быть приложены определенные задания для выполнения их учащимися, что дает возможность отойти от обычной созерцательности и вовлечь учащихся в активную работу по изучению учебного материала [3].

Многослайдовые презентации задуманы для сопровождения выступления и эффективны на любом уроке вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. Такие уроки вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности школьников [4].

С помощью мультимедийной презентации можно очень эффективно преподнести объяснение нового материала, показать приемы и методы решения задач, организовать повторение изученного. Ученик видит на экране то, о чем говорит учитель, у него есть возможность зафиксировать в тетради необходимую для запоминания информацию. Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда компьютерных презентаций. Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты. Наиболее распространенными приложениями для разработки презентаций являются Microsoft PowerPoint Star Office и Impress. Они предоставляют пользователю возможности при разработке презентаций: графический интерфейс и набор команд меню этих приложений практически одинаковые; панель инструментов Рисование позволяет помещать на слайды растровые и векторные рисунки (в том числе трехмерные); файлы презентаций могут сохраняться в одинаковом формате РРТ [5].

При наличии практики можно создать слайды для любого урока. Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране - совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Изучать новую тему по такому чертежу - одно удовольствие.

Немного сложнее создание анимационных слайдов в среде PowerPoint. Широко используется такой мультимедийный эффект, как анимация, создание движения объектов на экране монитора [5]. Очень удобно, например, в процессе объяснения показать, как передвигается в системе координат график функции, выделить элементы, на которые следует обратить внимание, чтобы нужная информация появилась в определенное время [4].

Презентации PowerPoint - наиболее удобный и простой способ проведения уроков с помощью компьютера. Преимущества презентаций заключается в следующем: требуется небольшое время для их создания; просты в использовании; занимают небольшие объемы; большие возможности по настройке и динамизации объектов; исправление ошибок и неточностей даже во время объяснения материала.

40 учащимся 8 класса было предложено ответить на вопрос:

Что тебе помогает усвоить новый материал в большей степени: 1) самостоятельное изучение темы по учебнику; 2) объяснение учителя; 3) объяс-

нение учителя + самостоятельное изучение темы (написание конспекта, выполнение презентации по теме); 4) объяснение учителя, сопровождаемое презентацией или другими видеоматериалами по теме?

Результаты анкетирования показали, что усвоить новый материал помогает самостоятельное изучение темы по учебнику 1 ученику (3 %); объяснение учителя - 4 ученикам (10 %); объяснение учителя с самостоятельным изучением темы - 13 ученикам (33 %); объяснение учителя, сопровождаемое презентацией или другими видеоматериалами - 22 ученикам (54 %).

С применением компьютера и мультимедийного проектора появились новые возможности сделать урок интереснее. И уже не осталось сомнений, надо ли использовать презентации на уроках, так как такие уроки во многом выигрывают перед традиционным приемом «доска-мел».

Список литературы:

1. Наглядность на уроках математики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Kaknauchit.ru>content/view/63/42.

2. ИКТ на уроках математики. Документ учителя математики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Shanina. ucoz.ru.

3. Использование компьютера на уроках математики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 4stupeni.ru.

4. Методические возможности компьютера и компьютерной графики в обучении школьников на уроках математики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Otherreferats.allbest.ru.

5. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ИНФОРМАЦИОННЫМИ СРЕДАМИ © Тарасенко М.М.*

Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва

В работе представлен анализ роли взаимодействия с разными формами информационных сред в психическом развитии ребенка; изучены особенности формирования информационной грамотности младшего школьника; представлены психологические основания понятия «информационная культура»; выделены риски психического развития ребенка, связанные с обеспечением информационной безопасности образовательной деятельности ребенка.

* Заведующий сектором интернет-разработок, аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.