Научная статья на тему 'Применение нейробиоуправления при подготовке высококвалифицированных спортсменок, занимающихся сложнокоординационными видами спорта'

Применение нейробиоуправления при подготовке высококвалифицированных спортсменок, занимающихся сложнокоординационными видами спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стрижкова Т. Ю., Черапкина Л. П., Стрижкова О. Ю.

Современный высокий уровень спортивных достижений требует разработки и применения новых методик подготовки спортсменов. Одной из них является нейробиоуправление. Внедрение данной методики в тренировочный процесс высококвалифицированных спортсменок, занимающихся сложнокоординационными видами спорта, доказало свою эффективность. После курса нейробиоуправления, направленного на повышение мощности альфа-ритма головного мозга, у спортсменок наблюдалось улучшение мышечного восприятия, моторной памяти и координации движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using of the neurobiofeedback for training of highly qualified athletes practicing complex coordination types of sport

Modern high level of athletic achievements requires creation and using new methods of athlete training and one of the methods is a neurobiofeedback. The introduction of this method in the training process of high qualified athletes of different specializations was proved. After the course of neurobiofeedback increasing power of -rhythm of the brain, the athletes have improved the perception, motor memory and coordination of the motion.

Текст научной работы на тему «Применение нейробиоуправления при подготовке высококвалифицированных спортсменок, занимающихся сложнокоординационными видами спорта»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

Выводы и практические рекомендации. При содержательном анализе хронобиологической оценки восприятия времени обращают на себя внимание межгрупповые различия. Статистически значимые различия между величиной «ИМ» наблюдаются у студентов, прошедших полный и неполный курсы нейробиоуправления. Курс альфа-тренинга улучшает количество дифференцируемых факторов с зависимостью между числом различий и успешностью тренинга. В высокоуспешной группе количество факторов увеличивается на шесть, в среднеуспешной — на четыре. Студенты, отказавшиеся от прохождения курса нейробиоуправления, не дифференцировали стандартные факторы в настоящем времени, с уменьшением общего числа различий.

Полученные данные свидетельствуют об изменении представлений человека о восприятии времени после прохождения курса нейробиоуправления.

Библиографический список

1. Кузнецова Л.А., Малкова Н.А., Шубина О.С. Коррекция психоэмоциональных нарушений у больных рассеянным склерозом // Биоуправление в медицине и спорте: Материалы VII Всероссийской научной конференции 25 — 26 мая 2005 года. — Москва: ИМББ СО РАМН, РГУФК, 2005. - С. 15 - 18.

2.Оценка эффективности и успешности метода биологически обратной связи в управлении потенциалами мозга / И.А.Свя-

тогор, И.А.Моховикова, С.С.Бекшаев, Т.А.Фролова // Биологически обратная связь. 2000. №1. С.8-11.

3. Погадаева О.В. Предикторы эффективности использования альфа-стимулирующего тренинга в спортивной тренировке / О.В. Погадаева. — Автореф. дисс. ... канд. биол. наук. — Томск, 2001. — 19 с.

4. Самохина Т.В., Методы изучения психического времени как показателя адаптации адаптационные возможности человека в условиях больших городов / Т.В. Самохина, О.Н. Кузнецов,

Н.И. Моисеева. — Л.: Зоолог. Ин-т АН СССР, 1988. — С. 64 — 66.

5. Тристан В.Г. Эффекты и физиологические механизмы в спорте // XIX Съезд физиолог. общества им. И.П. Павлова: Тезисы докладов. — Екатеринбург, 2004. — С. 33 — 39.

6. Тристан В.Г., Погадаева О.В. Нейробиоуправление в спорте. — Омск: Издательство СибГАФК, 2001. — 136 с.

ТАЛАМОВА Ирина Геннадьевна, кандидат биологических наук, и.о. доцента, заведующая кафедрой анатомии и физиологии.

ЧЕРАПКИНА Лариса Петровна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая учебной частью кафедры анатомии и физиологии.

СТЕПОЧКИНА Светлана Петровна, аспирант кафедры анатомии и физиологии.

Статья поступила в редакцию 13.02.08 г.

© И. Г. Таламова, Л. П. Черапкина, С. П. Степочкина

УДК 612.822.3 : 796 т. Ю. СТРИЖКОВА

Л. П. ЧЕРАПКИНА О. Ю. СТРИЖКОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОБИОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫМИ ВИДАМИ СПОРТА__________________________

Современный высокий уровень спортивных достижений требует разработки и применения новых методик подготовки спортсменов. Одной из них является нейробиоуправление. Внедрение данной методики в тренировочный процесс высококвалифицированных спортсменок, занимающихся сложнокоординационными видами спорта, доказало свою эффективность. После курса нейробиоуправления, направленного на повышение мощности альфа-ритма головного мозга, у спортсменок наблюдалось улучшение мышечного восприятия, моторной памяти и координации движений.

Спорт, как известно, является специфическим плацдармом для изучения резервных возможностей организма.

В этом плане методология биоуправления представляет собой интеграцию психических и физиологических свойств организма, что в конечном итоге

может привести к новым, сейчас кажущимся невероятными, достижениям [1].

Проблема саморегуляции функций организма является одной из ключевых в многолетнем процессе подготовки спортсмена, частичное ее решение возможно при использовании курсов нейробиоуправ-

■со

до титга гост* т№№гй

Рис. 2. Время ипотваввя смжнои»рднац»вы1АВ1ХЁА11 рукан

■со

до посте ткптта

Рис 4 1Ъушлы БЫ1юл помня программы верхнвин нопсчпосгяив

ления. Исследования Л. П. Черапкиной с соавторами (2005) [2] показали, что нейробиоуправление, направленное на повышение мощности альфа-ритма головного мозга, вызывает у спортсменов психоэмоциональные изменения, выражающиеся в проявлении самоутверждения, упорства и волевого напряжения, а также изменение представлений человека о восприятии им времени и увеличение возможности тонко различать в динамически временных характеристиках личности предполагаемое время поведенческих реакций человека

После проведения курса тренинга с биологической обратной связью у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой, отмечено значительное улучшение чувства ритма и других координационных способностей [3].

Анализ литературных источников показал, что методы биоуправления могут оказывать неоценимую помощь в процессе подготовки спортсменов, однако до настоящего времени не выявлено специфического влияния биоуправления на организм высококвалифицированных спортсменов.

Целью исследования явилось изучение влияния нейробиоуправления, направленного на повышение мощности альфа-ритма головного мозга, на нервномышечный аппарат высококвалифицированных спортсменок, занимающихся сложнокоординационными видами спорта и восприятие ими временных характеристик движений.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 58 высококвалифицированных спортсменок, средний возраст которых составил 17,35±1,40. В экспериментальную группу вошли спортсмены, прошедшие курс нейробиоуправления, направленный на повышение мощности альфа-ритма головного мозга. Всего курс прошли 34 спортсменки, из них 5 спортсменок специализации художественная гимнастика, 4 — спортивные танцы, 2 — спортивная

гимнастика, 4 — акробатика, 19 — аэробика. Контрольную группу составили 24 спортсменки (спортивная гимнастика — 1, художественная гимнастика — 3, акробатика — 3, спортивные танцы — 2, спортивная аэробика — 15). Спортсменки контрольной группы тестировались в одно время со спортсменками экспериментальной группы, но без проведения курса нейробиоуправления.

До и после курса нейробиоуправления со всеми спортсменками были проведены тесты: усложненная проба Ромберга, тест на усвоение сложнокоординационных движений [4], идеомоторное выполнение соревновательной программы и выполнение программы верхними конечностями. Поскольку в исследованиях приняли участие спортсменки разных специализаций, соревновательная программа которых имеет разную продолжительность, результаты тестов на идеомоторное выполнение программы и выполнение программы верхними конечностями было выражено в процентном соотношении к эталонному времени выполнения.

Тренинги нейробиоуправления проводились по методике О. В. Погадаевой, В. Г. Тристана [5]. Электроды располагались согласно международной системе «10 — 20» в лобной и теменной областях, два миографических электрода располагались на лбу, на M. Procerus, термоэлектрод крепился на среднем пальце правой руки.

Были использованы параметрические методы математической статистики (среднее значение, ошибка средней, стандартное отклонение, t-критерий Стью-дента).

Результаты исследований. В ходе проведенного исследования было выявлено, что у спортсменок, прошедших курс нейробиоуправления, направленный на повышение мощности альфа-ритма, наблюдалось существенное увеличение времени выполнения усложненной пробы Ромберга (P<0,05). В то время как, у

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

спортсменок, не проходивших тренинг, существенных изменений по данному показателю не выявлено (рис. 1).

В тесте на усвоение сложнокоординационных движений (рис. 2) у спортсменок экспериментальной группы сократился период времени запоминания новой двигательной комбинации руками с 91,75±6,86с до 69,11±6,67 с (Р<0,05). У спортсменок контрольной группы существенного изменения времени освоения новой двигательной не наблюдалось (время усвоения сложнокоординационных движений при первичном обследовании составило 73,33±6,15 с, а при повторном обследовании этот показатель изменился до 84,41±5,78 с (Р<0,05).

Тренинг не оказал существенного влияния на время идеомоторного выполнения соревновательной программы спортсменками (рис. 3). До тренинга время теста у спортсменок экспериментальной группы в среднем составило 91,05±4,21 % от эталонного, а после тренинга — 93,74 %, у спортсменок контрольной группы время идеомоторного выполнения программы при первичном обследовании составило 89,24 %, а при повторном — 93,36% (Р>0,05).

Статистически значимое изменение времени выполнения программы верхними конечностями (рис. 4) наблюдалось у спортсменок экспериментальной группы. До тренинга время теста составляло 86,51±3,44 % от эталонного, а после тренинга этот показатель улучшился до 97,43±3,56 %. У спортсменок контрольной группы изменение данного показателя практически не произошло. При первичном обследовании время выполнения программы верхними конечностями составило 89,06 %, а после — 90,4 %.

Таким образом, курс нейробиоуправления оказал положительное влияние на состояние нервно-мышечного аппарата спортсменок, занимающихся сложнокоординационными видами спорта, и восприятие ими временных характеристик движений. Возможно, механизмы саморегуляции, развиваемые в ходе нейробиоуправления, расширяют нейрональную пластичность премоторной и моторной зон коры головного мозга, способствует оптимизации состояния

корково-подкорковых взаимоотношений, что проявляется в улучшении мышечного восприятия, моторной памяти и координации движений.

Библиографический список

1. Кучкин, С.Н. Биоуправление в тренировочном процессе: проблемы и перспективы / С.Н. Кучкин // Биоуправление в медицине и спорте: Материалы IV Всероссийской конференции 8 — 9 апреля 2002. — Омск: ИМББ СО РАМН СибГАФК, 2002. — С. 62 — 63.

2. Черапкина, Л.П. Опыт использования нейробиоуправления в тренировочном и образовательном процессах / Л.П. Черапкина, В.Г. Тристан, Н.А. Баёва, И.Г. Таламова // Научные труды СибГУФК. — 2005. - Омск: ИМБК СО РАМН, СибГУФК, 2005. — С. 149 — 159.

3. Иноземцева, Е.С. Использование метода кардиоинтерва-лографии и тренинга с биологической обратной связью при планировании учебно-тренировочных занятий по оздоровительной аэробике / Е.С. Иноземцева, Н.И. Гудомарова, Л.В. Капилевич, В.Г. Шилько, А.В. Кабачкова // Теория и практика физ. культуры. — 2007. —№ 3. — С. 62 — 64.

4. Стрижкова, О.Ю. Эффективность ЭЭГ-БОС тренинга в разные периоды тренировочного процесса у спортсменок-аэро-бисток / О.Ю. Стрижкова, Л.П. Черапкина, Т.Ю. Стрижкова // Биоуправление в медицине и спорте. Материалы VII Всероссийской конференции 25 — 26 мая 2005.— Омск: ИМББ СО РАМН СибГАФК, 2005. — С. 68 — 70.

5. Погадаева, О.В. Предикторы эффективности использования альфа-стимулирующего тренинга в спортивной тренировке. — Автореф. дисс. . канд. биол. наук. / О.В. Погадаева. — Томск, 2001. — 19 с.

СТРИЖКОВА Татьяна Юрьевна, магистрант кафедры «Анатомия и физиология».

ЧЕРАПКИНА Лариса Петровна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая учебной частью. СТРИЖКОВА Ольга Юрьевна, магистрант кафедры «Анатомия и физиология».

Статья поступила в редакцию 13.02.08 г.

© Т. Ю. Стрижкова, Л. П. Черапкина, О. Ю. Стрижкова

Книжная полка

Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности 033100 «Физическая культура» / Б. Р. Голощапов. — 4-е изд., испр. — М. : Академия, 2007. — 311, [1] с.: ил. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр.: с. 308-310. — ISBN 978-5-7695-3676-2.

В учебном пособии рассказывается о происхождении, формировании, развитии и функционировании основных отечественных и зарубежных систем физического воспитания, международного спортивного движения. В рамках этих систем рассматривается эволюция общих принципов физической культуры и спорта, таких, как ее оздоровительная направленность, формирование положительных личностных качеств в процессе физического воспитания.

Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности 033100 «Физическая культура» / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. — 3-е изд., испр. — М. : Академия, 2007. — 265, [1] с.: рис. — (Высшее профессиональное образование). - Библиогр. в конце глав. — ISBN 978-5-7695-3824-7.

Рассматриваются вопросы выбора темы и планирования научного исследования в области физической культуры и спорта, виды научных и методических работ, оценка их результатов и возможности внедрения в практику. Особое внимание уделено современным информационным технологиям в обеспечении научнометодической деятельности, математико-статистической обработке материалов, а также оформлению работы. Во 2-е издание были внесены изменения в соответствии с Гос. образовательным стандартом и новыми методическими разработками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.