ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008
Выводы и практические рекомендации. При содержательном анализе хронобиологической оценки восприятия времени обращают на себя внимание межгрупповые различия. Статистически значимые различия между величиной «ИМ» наблюдаются у студентов, прошедших полный и неполный курсы нейробиоуправления. Курс альфа-тренинга улучшает количество дифференцируемых факторов с зависимостью между числом различий и успешностью тренинга. В высокоуспешной группе количество факторов увеличивается на шесть, в среднеуспешной — на четыре. Студенты, отказавшиеся от прохождения курса нейробиоуправления, не дифференцировали стандартные факторы в настоящем времени, с уменьшением общего числа различий.
Полученные данные свидетельствуют об изменении представлений человека о восприятии времени после прохождения курса нейробиоуправления.
Библиографический список
1. Кузнецова Л.А., Малкова Н.А., Шубина О.С. Коррекция психоэмоциональных нарушений у больных рассеянным склерозом // Биоуправление в медицине и спорте: Материалы VII Всероссийской научной конференции 25 — 26 мая 2005 года. — Москва: ИМББ СО РАМН, РГУФК, 2005. - С. 15 - 18.
2.Оценка эффективности и успешности метода биологически обратной связи в управлении потенциалами мозга / И.А.Свя-
тогор, И.А.Моховикова, С.С.Бекшаев, Т.А.Фролова // Биологически обратная связь. 2000. №1. С.8-11.
3. Погадаева О.В. Предикторы эффективности использования альфа-стимулирующего тренинга в спортивной тренировке / О.В. Погадаева. — Автореф. дисс. ... канд. биол. наук. — Томск, 2001. — 19 с.
4. Самохина Т.В., Методы изучения психического времени как показателя адаптации адаптационные возможности человека в условиях больших городов / Т.В. Самохина, О.Н. Кузнецов,
Н.И. Моисеева. — Л.: Зоолог. Ин-т АН СССР, 1988. — С. 64 — 66.
5. Тристан В.Г. Эффекты и физиологические механизмы в спорте // XIX Съезд физиолог. общества им. И.П. Павлова: Тезисы докладов. — Екатеринбург, 2004. — С. 33 — 39.
6. Тристан В.Г., Погадаева О.В. Нейробиоуправление в спорте. — Омск: Издательство СибГАФК, 2001. — 136 с.
ТАЛАМОВА Ирина Геннадьевна, кандидат биологических наук, и.о. доцента, заведующая кафедрой анатомии и физиологии.
ЧЕРАПКИНА Лариса Петровна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая учебной частью кафедры анатомии и физиологии.
СТЕПОЧКИНА Светлана Петровна, аспирант кафедры анатомии и физиологии.
Статья поступила в редакцию 13.02.08 г.
© И. Г. Таламова, Л. П. Черапкина, С. П. Степочкина
УДК 612.822.3 : 796 т. Ю. СТРИЖКОВА
Л. П. ЧЕРАПКИНА О. Ю. СТРИЖКОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОБИОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННЫМИ ВИДАМИ СПОРТА__________________________
Современный высокий уровень спортивных достижений требует разработки и применения новых методик подготовки спортсменов. Одной из них является нейробиоуправление. Внедрение данной методики в тренировочный процесс высококвалифицированных спортсменок, занимающихся сложнокоординационными видами спорта, доказало свою эффективность. После курса нейробиоуправления, направленного на повышение мощности альфа-ритма головного мозга, у спортсменок наблюдалось улучшение мышечного восприятия, моторной памяти и координации движений.
Спорт, как известно, является специфическим плацдармом для изучения резервных возможностей организма.
В этом плане методология биоуправления представляет собой интеграцию психических и физиологических свойств организма, что в конечном итоге
может привести к новым, сейчас кажущимся невероятными, достижениям [1].
Проблема саморегуляции функций организма является одной из ключевых в многолетнем процессе подготовки спортсмена, частичное ее решение возможно при использовании курсов нейробиоуправ-
■со
до титга гост* т№№гй
Рис. 2. Время ипотваввя смжнои»рднац»вы1АВ1ХЁА11 рукан
■со
до посте ткптта
Рис 4 1Ъушлы БЫ1юл помня программы верхнвин нопсчпосгяив
ления. Исследования Л. П. Черапкиной с соавторами (2005) [2] показали, что нейробиоуправление, направленное на повышение мощности альфа-ритма головного мозга, вызывает у спортсменов психоэмоциональные изменения, выражающиеся в проявлении самоутверждения, упорства и волевого напряжения, а также изменение представлений человека о восприятии им времени и увеличение возможности тонко различать в динамически временных характеристиках личности предполагаемое время поведенческих реакций человека
После проведения курса тренинга с биологической обратной связью у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой, отмечено значительное улучшение чувства ритма и других координационных способностей [3].
Анализ литературных источников показал, что методы биоуправления могут оказывать неоценимую помощь в процессе подготовки спортсменов, однако до настоящего времени не выявлено специфического влияния биоуправления на организм высококвалифицированных спортсменов.
Целью исследования явилось изучение влияния нейробиоуправления, направленного на повышение мощности альфа-ритма головного мозга, на нервномышечный аппарат высококвалифицированных спортсменок, занимающихся сложнокоординационными видами спорта и восприятие ими временных характеристик движений.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 58 высококвалифицированных спортсменок, средний возраст которых составил 17,35±1,40. В экспериментальную группу вошли спортсмены, прошедшие курс нейробиоуправления, направленный на повышение мощности альфа-ритма головного мозга. Всего курс прошли 34 спортсменки, из них 5 спортсменок специализации художественная гимнастика, 4 — спортивные танцы, 2 — спортивная
гимнастика, 4 — акробатика, 19 — аэробика. Контрольную группу составили 24 спортсменки (спортивная гимнастика — 1, художественная гимнастика — 3, акробатика — 3, спортивные танцы — 2, спортивная аэробика — 15). Спортсменки контрольной группы тестировались в одно время со спортсменками экспериментальной группы, но без проведения курса нейробиоуправления.
До и после курса нейробиоуправления со всеми спортсменками были проведены тесты: усложненная проба Ромберга, тест на усвоение сложнокоординационных движений [4], идеомоторное выполнение соревновательной программы и выполнение программы верхними конечностями. Поскольку в исследованиях приняли участие спортсменки разных специализаций, соревновательная программа которых имеет разную продолжительность, результаты тестов на идеомоторное выполнение программы и выполнение программы верхними конечностями было выражено в процентном соотношении к эталонному времени выполнения.
Тренинги нейробиоуправления проводились по методике О. В. Погадаевой, В. Г. Тристана [5]. Электроды располагались согласно международной системе «10 — 20» в лобной и теменной областях, два миографических электрода располагались на лбу, на M. Procerus, термоэлектрод крепился на среднем пальце правой руки.
Были использованы параметрические методы математической статистики (среднее значение, ошибка средней, стандартное отклонение, t-критерий Стью-дента).
Результаты исследований. В ходе проведенного исследования было выявлено, что у спортсменок, прошедших курс нейробиоуправления, направленный на повышение мощности альфа-ритма, наблюдалось существенное увеличение времени выполнения усложненной пробы Ромберга (P<0,05). В то время как, у
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008
спортсменок, не проходивших тренинг, существенных изменений по данному показателю не выявлено (рис. 1).
В тесте на усвоение сложнокоординационных движений (рис. 2) у спортсменок экспериментальной группы сократился период времени запоминания новой двигательной комбинации руками с 91,75±6,86с до 69,11±6,67 с (Р<0,05). У спортсменок контрольной группы существенного изменения времени освоения новой двигательной не наблюдалось (время усвоения сложнокоординационных движений при первичном обследовании составило 73,33±6,15 с, а при повторном обследовании этот показатель изменился до 84,41±5,78 с (Р<0,05).
Тренинг не оказал существенного влияния на время идеомоторного выполнения соревновательной программы спортсменками (рис. 3). До тренинга время теста у спортсменок экспериментальной группы в среднем составило 91,05±4,21 % от эталонного, а после тренинга — 93,74 %, у спортсменок контрольной группы время идеомоторного выполнения программы при первичном обследовании составило 89,24 %, а при повторном — 93,36% (Р>0,05).
Статистически значимое изменение времени выполнения программы верхними конечностями (рис. 4) наблюдалось у спортсменок экспериментальной группы. До тренинга время теста составляло 86,51±3,44 % от эталонного, а после тренинга этот показатель улучшился до 97,43±3,56 %. У спортсменок контрольной группы изменение данного показателя практически не произошло. При первичном обследовании время выполнения программы верхними конечностями составило 89,06 %, а после — 90,4 %.
Таким образом, курс нейробиоуправления оказал положительное влияние на состояние нервно-мышечного аппарата спортсменок, занимающихся сложнокоординационными видами спорта, и восприятие ими временных характеристик движений. Возможно, механизмы саморегуляции, развиваемые в ходе нейробиоуправления, расширяют нейрональную пластичность премоторной и моторной зон коры головного мозга, способствует оптимизации состояния
корково-подкорковых взаимоотношений, что проявляется в улучшении мышечного восприятия, моторной памяти и координации движений.
Библиографический список
1. Кучкин, С.Н. Биоуправление в тренировочном процессе: проблемы и перспективы / С.Н. Кучкин // Биоуправление в медицине и спорте: Материалы IV Всероссийской конференции 8 — 9 апреля 2002. — Омск: ИМББ СО РАМН СибГАФК, 2002. — С. 62 — 63.
2. Черапкина, Л.П. Опыт использования нейробиоуправления в тренировочном и образовательном процессах / Л.П. Черапкина, В.Г. Тристан, Н.А. Баёва, И.Г. Таламова // Научные труды СибГУФК. — 2005. - Омск: ИМБК СО РАМН, СибГУФК, 2005. — С. 149 — 159.
3. Иноземцева, Е.С. Использование метода кардиоинтерва-лографии и тренинга с биологической обратной связью при планировании учебно-тренировочных занятий по оздоровительной аэробике / Е.С. Иноземцева, Н.И. Гудомарова, Л.В. Капилевич, В.Г. Шилько, А.В. Кабачкова // Теория и практика физ. культуры. — 2007. —№ 3. — С. 62 — 64.
4. Стрижкова, О.Ю. Эффективность ЭЭГ-БОС тренинга в разные периоды тренировочного процесса у спортсменок-аэро-бисток / О.Ю. Стрижкова, Л.П. Черапкина, Т.Ю. Стрижкова // Биоуправление в медицине и спорте. Материалы VII Всероссийской конференции 25 — 26 мая 2005.— Омск: ИМББ СО РАМН СибГАФК, 2005. — С. 68 — 70.
5. Погадаева, О.В. Предикторы эффективности использования альфа-стимулирующего тренинга в спортивной тренировке. — Автореф. дисс. . канд. биол. наук. / О.В. Погадаева. — Томск, 2001. — 19 с.
СТРИЖКОВА Татьяна Юрьевна, магистрант кафедры «Анатомия и физиология».
ЧЕРАПКИНА Лариса Петровна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая учебной частью. СТРИЖКОВА Ольга Юрьевна, магистрант кафедры «Анатомия и физиология».
Статья поступила в редакцию 13.02.08 г.
© Т. Ю. Стрижкова, Л. П. Черапкина, О. Ю. Стрижкова
Книжная полка
Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности 033100 «Физическая культура» / Б. Р. Голощапов. — 4-е изд., испр. — М. : Академия, 2007. — 311, [1] с.: ил. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр.: с. 308-310. — ISBN 978-5-7695-3676-2.
В учебном пособии рассказывается о происхождении, формировании, развитии и функционировании основных отечественных и зарубежных систем физического воспитания, международного спортивного движения. В рамках этих систем рассматривается эволюция общих принципов физической культуры и спорта, таких, как ее оздоровительная направленность, формирование положительных личностных качеств в процессе физического воспитания.
Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности 033100 «Физическая культура» / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. — 3-е изд., испр. — М. : Академия, 2007. — 265, [1] с.: рис. — (Высшее профессиональное образование). - Библиогр. в конце глав. — ISBN 978-5-7695-3824-7.
Рассматриваются вопросы выбора темы и планирования научного исследования в области физической культуры и спорта, виды научных и методических работ, оценка их результатов и возможности внедрения в практику. Особое внимание уделено современным информационным технологиям в обеспечении научнометодической деятельности, математико-статистической обработке материалов, а также оформлению работы. Во 2-е издание были внесены изменения в соответствии с Гос. образовательным стандартом и новыми методическими разработками.