Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО СПОРТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО СПОРТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НЕСТАНДАРТНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аканеева Е.А., Беженцева Л.М., Лим М.С., Сосуновский В.С.

Цель исследования - обоснование эффективности использования нестандартного спортивного оборудования - мягких модулей в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовали дети 6-7 лет. 15 детей - в контрольной группе (КГ), 15 детей - в экспериментальной группе (ЭГ). Исследование проходило на базе МАДОУ № 99 г. Томска. Обе группы занимались физическим воспитанием три раза в неделю. Физическое воспитание детей КГ осуществлялось в соответствии с действующей программой «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой. ЭГ занималась по разработанной методике с использованием нестандартного спортивного оборудования - мягких модулей. ЭГ занималась по разработанной методике занятий физическим воспитанием с использованием нестандартного спортивного оборудования - мягких модулей, которые представляли собой различных размеров гимнастические маты, тоннели, арки, цилиндры, кубы, треугольники, прямоугольники, валики, брусы, выполненные из поролона и помещенные в чехлы из полимерной ткани. Результаты исследования и выводы. Применение нестандартного спортивного оборудования в физическом воспитании детей дошкольного возраста оказало положительное воздействие на формирование их двигательных навыков и развитие физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аканеева Е.А., Беженцева Л.М., Лим М.С., Сосуновский В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF NON-STANDARD SPORTS EQUIPMENT IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH PRESCHOOL CHILDREN

Objective of the study was to substantiate the effectiveness of the use of non-standard sports equipment - soft modules in the physical education of preschool children. Methods and structure of the study. Children of 6-7 years old participated in the pedagogical experiment. 15 children - in the control group (CG), 15 children - in the experimental group (EG). The study took place on the basis of Municipal Autonomous Preschool Educational Institution No. 99, Tomsk. Both groups were engaged in physical education three times a week. Physical education of children from the CG was carried out in accordance with the current program "Childhood" by V.I. Loginova, T.I. Babaeva. The EG was trained according to the developed methodology using non-standard sports equipment - soft modules. The EG was engaged in physical education according to the developed methodology of physical education using non-standard sports equipment - soft modules, which were gymnastic mats of various sizes, tunnels, arches, cylinders, cubes, triangles, rectangles, rollers, beams made of foam rubber and placed in covers made of polymer fabrics. Results and conclusions. The use of non-standard sports equipment in the physical education of preschool children had a positive impact on the formation of their motor skills and the development of physical qualities.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО СПОРТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО СПОРТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК/UDC 373.24

Поступила в редакцию 04.07.2022 г.

Информация для связи с автором: a.zagrevskaya@yandex.ru

Аспирант Е.А. Аканеева1, 2

Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Беженцева1 М.С. Лим1

Кандидат педагогических наук В.С. Сосуновский1

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

2МАДОУ детский сад комбинированного вида № 99, Томск

USE OF NON-STANDARD SPORTS EQUIPMENT IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH PRESCHOOL CHILDREN

Postgraduate student E.A. Akaneeva1 2 PhD, Associate Professor L.M. Bezhentseva1 M.S. Lim1

PhD V.S. Sosunovsky1

1 National Research Tomsk State University, Tomsk

2 Municipal Autonomous Preschool Educational Institution Combined Kindergarten No. 99, Tomsk

Аннотация

Цель исследования - обоснование эффективности использования нестандартного спортивного оборудования - мягких модулей в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовали дети 6-7 лет. 15 детей - в контрольной группе (КГ), 15 детей - в экспериментальной группе (ЭГ). Исследование проходило на базе МАДОУ № 99 г. Томска. Обе группы занимались физическим воспитанием три раза в неделю. Физическое воспитание детей КГ осуществлялось в соответствии с действующей программой «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой. ЭГ занималась по разработанной методике с использованием нестандартного спортивного оборудования - мягких модулей. ЭГ занималась по разработанной методике занятий физическим воспитанием с использованием нестандартного спортивного оборудования - мягких модулей, которые представляли собой различных размеров гимнастические маты, тоннели, арки, цилиндры, кубы, треугольники, прямоугольники, валики, брусы, выполненные из поролона и помещенные в чехлы из полимерной ткани. Результаты исследования и выводы. Применение нестандартного спортивного оборудования в физическом воспитании детей дошкольного возраста оказало положительное воздействие на формирование их двигательных навыков и развитие физических качеств.

Ключевые слова: физическое воспитание, дети дошкольного возраста, нестандартное спортивное оборудование, развитие физических качеств.

Abstract

Objective of the study was to substantiate the effectiveness of the use of nonstandard sports equipment - soft modules in the physical education of preschool children.

Methods and structure of the study. Children of 6-7 years old participated in the pedagogical experiment. 15 children - in the control group (CG), 15 children - in the experimental group (EG). The study took place on the basis of Municipal Autonomous Preschool Educational Institution No. 99, Tomsk. Both groups were engaged in physical education three times a week. Physical education of children from the CG was carried out in accordance with the current program "Childhood" by V.I. Loginova, T.I. Babaeva. The EG was trained according to the developed methodology using non-standard sports equipment - soft modules. The EG was engaged in physical education according to the developed methodology of physical education using non-standard sports equipment - soft modules, which were gymnastic mats of various sizes, tunnels, arches, cylinders, cubes, triangles, rectangles, rollers, beams made of foam rubber and placed in covers made of polymer fabrics.

Results and conclusions. The use of non-standard sports equipment in the physical education of preschool children had a positive impact on the formation of their motor skills and the development of physical qualities.

Keywords: physical education, preschool children, non-standard sports equipment, development of physical qualities.

Введение. Научные исследования ряда авторов затрагивают вопрос использования новых нетрадиционных форм, методов и средств физического воспитания дошкольников. Так, например, дети с большим интересом посещают занятия в нетрадиционной форме - карате, где благодаря разнообразию упражнений происходит прогрессивное развитие основных физических качеств [1, 6]. Применение кругового метода способствует формированию устойчивого интереса и желания у детей к занятиям физическим воспитанием [2].

Однако многие дошкольные образовательные учреждения недостаточно используют современные инновационные

здоровьесберегающие технологии, не применяют на занятиях по физическому воспитанию нетрадиционные методы физического воспитания, не внедряют в практику нестандартное спортивное оборудование [7].

М. А. Гераськина и В. В. Богдашкин (2015) считают, что одним из факторов, сдерживающим решение таких задач физического воспитания, как развитие двигательных умений, навыков, физических качеств, положительного отношения детей к физической активности, является недостаточная материальная база в дошкольном учреждении [3].

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

По мнению О. В. Семеновой (2019), от наличия и разнообразия спортивного оборудования зависит эффективность реализации задач физического воспитания дошкольников. Это дает возможность значительно расширить запас двигательных навыков и умений детей, а также положительно сказывается на общей физической подготовленности ребенка. Повышается моторная плотность физкультурных занятий и обеспечивается оптимальная физическая нагрузка на организм дошкольника [5].

Цель исследования - оценить эффективность применения нестандартного спортивного оборудования в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Методы и организация исследования. Эксперимент проходил на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида № 99 г Томска в период с сентября 2021 г по апрель 2022 г В нем приняли участие две группы детей 6-7 лет -15 человек в контрольной группе (КГ) и 15 человек в экспериментальной группе (ЭГ). Для формирования КГ и ЭГ было проведено предварительное педагогическое тестирование с целью определения однородности групп по уровню физической подготовленности.

Обе группы занимались совместной двигательной деятельностью три раза в неделю. Продолжительность каждого занятия была 30 минут. Физическое воспитание детей КГ осуществлялось в соответствии с действующей программой «Детство» авторов В. И. Логиновой и Т. И. Бабаевой [4]. ЭГ занималась по разработанной методике занятий физическим воспитанием с использованием нестандартного спортивного оборудования - мягких модулей. Модули представляют собой различных размеров гимнастические маты, тоннели, арки, цилиндры, кубы, треугольники, прямоугольники, валики, брусы, выполненные из поролона и помещенные в чехлы из полимерной ткани.

Результаты исследования и их обсуждение. На констатирующем этапе педагогического эксперимента в показателях скоростно-силовых качеств, координационных способностей, силовой выносливости и гибкости между испытуемыми ЭГ и КГ не выявлено статистически значимых различий.

С целью повышения уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста в занятия по физическому воспитанию была внедрена методика с применением нестандартного спортивного оборудования - мягких модулей. При проведении занятий данный инвентарь использовался в структуре всех частей занятия. В подготовительной части при выполнении строевых упражнений мягкие модули служили ориентирами. Также они применялись во время ходьбы (перешагивание, перепрыгивание), беговых упражнений (бег змейкой, бег с препятствиями, бег зигзагом) и общеразвивающих упражнений (прыжки, лазанье, перелазание, пролазание).

В основной части занятия мягкие модули применялись при освоении техники новых или ранее изученных упражнений. При обучении детей технике упражнения сгибания, разгибания рук в упоре лежа мягкие модули применялись на основе метода направленного прочувствования движения, что способствовало ускоренному обучению техники изучаемого двигательного действия. На начальном этапе дети учились удерживать мягкий куб на спине в упоре лежа, не прогибаясь. Далее при выполнении сгибания рук в упоре лежа они касались грудью куба. В упражнениях на развитие гибкости дети выполняли наклоны к кубу (из положения сидя, стоя). Для увеличения амплитуды наклона модуль от ребенка отодвигался, либо заменялся на модуль меньшего размера. При обучении дошкольников технике челночного бега применялись цветные кубы небольших размеров. Во время этого упражнения

кубы располагались за линиями, которые необходимо было заступать ребенку.

Помимо группового и фронтального метода на занятиях применялся метод «круговой тренировки», во время которой группа детей делилась на пять станций (по три-четыре человека в каждой). В упражнениях всех станций применялись мягкие модули (прыжки через брус, ползание по тоннелю, удержание на голове мягкого треугольника, перешагивание через конструкции разной высоты, прыжки на гимнастическом мате). В зависимости от поставленных задач занятия, упражнения менялись.

В заключительной части занятия модули применялись во время проведения подвижных игр низкой интенсивности. Они были ориентирами, препятствиями и мишенью. Благодаря тому, что данный инвентарь мягкий, яркий и безопасный, можно использовать разные варианты игр. С целью развития творческих способностей, фантазии, самостоятельности детям предлагалось соорудить полосу препятствий на свое усмотрение. Для развития внимания в занятия включались игры, связанные с распределением мягких модулей по их характеристикам (по форме, цвету, размеру).

После проведения исследования проводилась диагностика развития физических качеств дошкольников. В таблице можно увидеть, что в ЭГ статистически значимо повысились результаты в показателях, оценивающих координационные и скоростно-силовые способности, а также силовую выносливость и гибкость испытуемых. В КГ также наблюдается положительная динамика в проявлении оцениваемых способностей, но статистически значимых различий за период исследования не было выявлено.

Выводы. Анализ научно-методической литературы показал, что педагоги используют в своей работе нетрадиционные методы, формы и средства с целью формирования у детей желания заниматься физическим воспитанием. Кроме того, успешность реализации задач физического воспитания зависит также от наличия и разнообразия спортивного оборудования. Исходя из результатов педагогического эксперимента, можно сделать вывод о том, что нестандартное спортивное оборудование эффективно в физическом воспитании дошкольников и способствует прогрессивному развитию основных физических качеств детей.

Литература

1. Аканеева Е.А. Применение метода «круговой тренировки» на занятиях по карате с детьми 6-7 лет / Е.А. Аканеева // Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы XII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского. - Томск: STT, 2018. - С. 28-31.

2. Аканеева Е.А. Использование средств карате для коррекции нарушений осанки и стоп детей 6-7 лет / Е.А. Аканеева, Л.М. Бе-женцева // Физическая культура, здравоохранение и образование: материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского. - Томск: STT, 2019. - С. 20-24.

3. Гераськина М.А. О некоторых проблемах физического воспитания дошкольников / М.А. Гераськина, В.В. Богдашкин // Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью: материалы Международной научно-практической конференции. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2015. - С. 38-43.

4. Логвинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логвинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб., 2004. - 244 с.

5. Семенова О.В. Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста / О.В. Семенова // Педагогика: традиции и инновации: материалы XI Международной научной конференции. - Казань: Молодой ученый, 2019. - С. 11-13.

6. Сосуновский В.С. Структура и содержание кинезиологической образовательной технологии физического воспитания дошкольников / В.С. Сосуновский // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 96-98.

7. Шиндина И.В. Нетрадиционные методы физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении / И.В. Шиндина

84

http://www.teoriya.ru

№10^ 2022 Октябрь | October

// Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью: материалы Международной научно-практической конференции. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2015. - С. 223-225.

References

1. Akaneeva E.A. Primeneniye metoda «krugovoy trenirovki» na zanyati-yakh po karate s detmi 6-7 let [Application of the method of "circular training" in karate classes with children aged 6-7 years]. Fizicheskaya kultura, zdravookhraneniye i obrazovaniye [Physical culture, health care and education]. Proceedings international scientific-practical conference dedicated to the memory of V.S. Pirussky. Tomsk: STT publ., 2018. pp. 28-31.

2. Akaneeva E.A., Bezhentseva L.M. Ispolzovaniye sredstv karate dlya korrektsii narusheniy osanki i stop detey 6-7 let [The use of karate tools for the correction of posture and foot disorders in children aged 6-7 years]. Fizicheskaya kultura, zdravookhraneniye i obrazovaniye [Physical culture, health care and education]. Proceedings international scientific-practical conference dedicated to the memory of V.S. Pirussky. Tomsk: STT publ., 2019. Pp. 20-24.

3. Geraskina M.A., Bogdashkin V.V. O nekotorykh problemakh fizichesk-ogo vospitaniya doshkolnikov [On some problems of physical education of preschoolers]. Sovremennyye aspekty fizkulturnoy i sportivnoy raboty s uchashcheysya molodezhyu [Modern aspects of physical

culture and sports work with students]. Proceedings international scientific-practical conference. Penza: Penza State University publ., 2015. Pp. 38-43.

4. Logvinova V.I., Babaeva T.I., Notkina N.A. et al. Detstvo: Programma razvitiya i vospitaniya detey v detskom sadu [Childhood: A program for the development and education of children in kindergarten]. St. Petersburg, 2004. 244 p.

5. Semenova O.V. Ispolzovaniye myagkikh moduley v fizicheskom razvitii detey starshego doshkolnogo vozrasta [The use of soft modules in the physical development of children of senior preschool age]. Peda-gogika: traditsii i innovatsii [Pedagogy: traditions and innovations]. Proceedings International scientific conference. Kazan: Molodoy uchenyy publ., 2019. Pp. 11-13.

6. Sosunovsky V.S. Struktura i soderzhaniye kineziologicheskoy obrazo-vatelnoy tekhnologii fizicheskogo vospitaniya doshkolnikov [Kinesio-logical physical education model for preschoolers]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 10. Pp. 96-98.

7. Shindina I.V. Netraditsionnyye metody fizicheskogo vospitaniya v doshkolnom obrazovatelnom uchrezhdenii [Non-traditional methods of physical education in a preschool educational institution]. Sovremennyye aspekty fizkulturnoy i sportivnoy raboty s uchashcheysya molodezhyu [Modern aspects of physical culture and sports work with students]. Proceedings International scientific-practical conference. Penza: Penza State University publ., 2015. Pp. 223-225.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Кандидат социологических наук О.В. Котова1 Г.Б. Уколова1

Доктор биологических наук, профессор И.Н. Медведев2 Аспирант А.В. Черкасов3

1Юго-Западный государственный университет, Курск

2Российский государственный социальный университет, Москва

3Курский государственный университет, Курск УДМ^С 796.01: 612

Ключевые слова: физические возможности, юношеский возраст, легкая атлетика, активность, физическое развитие, координация.

Введение. Высокая общая физическая активность, особенно в молодом возрасте, повышает резистентность и ослабляет любые дисфункции [1]. Регулярная мышечная активность аэробного характера стимулирует опорно-двигательный аппарат и все органы жизнеобеспечения [2]. Весьма доступным вариантом такого вида тренировок является легкая атлетика, аспекты влияния которой на организм еще нуждаются в уточнении.

Цель исследования - выявить динамику общего физического развития юношей на фоне регулярных занятий легкой атлетикой.

Методика и организация исследования. В работу взяты 33 клинически здоровых юноши (17-21 год). Их разделили на две группы. Группа исследования (16 юношей) приступила к тренировкам по легкой атлетике четыре раза в неделю по 60 минут в день дополнительно к университетским занятиям по физической культуре. Группа контроля (17 человек) состояла из юношей, оставшихся физически неактивными. Определяли результаты стандартных функциональных проб, оценивающих общий уровень физической подготовленности. Статистическая обработка цифровых данных выполнялась путем расчета величины критерия Стьюдента

Результаты исследования и их обсуждение. Исходно у юношей обеих групп отмечен невысокий уровень физического развития. В исходе во всех случаях выносливость, скорост-но-силовые и координационные характеристики были невысоки. Через полгода легкоатлетических тренировок у юношей

FUNCTIONAL CAPABILITIES OF THE ORGANISM OF YOUNG ATHLETES

PhD O.V. Kotova1 G.B. Ukolova1

Dr. Biol., Professor I.N. Medvedev2 Postgraduate student A.V. Cherkasov3

1Southwest State University, Kursk 2Russian State Social University, Moscow 3Kursk State University, Kursk

Поступила в редакцию 17.07.2022 г.

группы исследования возросли скоростно-силовые возможности (сократилось на 31,4 % время пробегания дистанции в 60 м, снизилось на 25,8 % время пробегания дистанции в 30 м, возросла на 43,6 % дистанция прыжка в длину, возросло на 59,6 % число подъемов тела из положения лежа за минуту, повысилось на 61,7 % количество подтягиваний). К концу наблюдения у них улучшились показатели координации (повысилось на 88,4 % количество прыжков, совершаемых со скакалкой, сократилась на 34,7 % продолжительность челночного бега), возросла общая выносливость (увеличилась на 29,5 % пробегаемая за 6 минут дистанция). В группе контроля значимой динамики учитываемых показателей отмечено не было.

Выводы. Тренировки по легкой атлетике являются доступным вариантом физической активации организма. При этом отдельные моменты ее влияния на юношеский организм выяснены не в полной мере. В результате полугодовых занятий легкой атлетикой у юношей возросли физические возможности, увеличилась четкость движений и повысились резервы кардиореспираторной системы. Продолжение ведения малоактивного образа жизни сохраняло у юношей группы контроля все показатели на уровне, близком к изначальному.

Литература

1. Завалишина С.Ю. Функциональные особенности эритроцитов у здоровых молодых людей, не тренирующихся физически / С.Ю. Завалишина, Т.С. Фадеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2011. - № 2. - С. 55-62.

2. Киперман Я.В. Активность кровяных пластинок у молодых людей под действием умеренных регулярных физических нагрузок / Я.В. Киперман, С.Ю. Завалишина, Н.В. Кутафина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 1413.

Информация для связи с автором: alexm-77@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.