Научная статья на тему 'Применение народной росписи в дизайне как учебная практика'

Применение народной росписи в дизайне как учебная практика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектирование / традиционная культура / народная роспись / несюжетные техники / учебно-практическая деятельность / трендсеттинг / локальная идентичность / design / traditional culture / folk painting / non-plot techniques / educational and practical activities / trendsetting / local identity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Штифанова Евгения Вячеславовна, Козодой Юлия Тихоновна

Рассмотрен опыт применения народных росписей в рамках учебной практики студентов-дизайнеров по предмету «авторская графика». Народные росписи не только представлены как элемент культуры, несущий символическое значение, но и как элемент графической культуры с эстетическими особенностями, применяемыми в прикладных целях проектной деятельности. Актуализируются технологические и композиционные правила исполнения, используются три вида росписи для построения студентами собственного изобразительного языка при создании различных дизайн-решений для коммуникативных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Штифанова Евгения Вячеславовна, Козодой Юлия Тихоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of folk painting in design as an educational practice

The experience of using folk paintings in the framework of the educational practice of design students on the subject of «author‘s graphics» is considered. Folk paintings are not only presented as an element of culture bearing symbolic meaning, but also as an element of graphic culture with aesthetic features used for applied purposes of project activity. Technological and compositional rules of execution are updated, three types of painting are used for students to build their own visual language when creating various design solutions for communicative products.

Текст научной работы на тему «Применение народной росписи в дизайне как учебная практика»



УДК 745.03:378.14.015.62 ШТИФАНОВА Е. В., КОЗОДОЙ Ю. Т.

DOI 10.25628/UNIIP.2023.57.2.018

Применение народной росписи в дизайне как учебная практика

Штифанова

Евгения

Вячеславовна

кандидат философских наук, доцент, Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УралГАХУ), Екатеринбург, Российская федерация

e-mail:

shtifanovaevgenia@gmail.

Козодой

Юлия

Тихоновна

аспирант, Институт бизнес-коммуникаций, Санкт-Петербурский государственный университет промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД), Санкт-Петербург, Российская Федерация

e-mail:

yulya.kozodoi@gmail.com

Рассмотрен опыт применения народных росписей в рамках учебной практики студентов-дизайнеров по предмету «авторская графика». Народные росписи не только представлены как элемент культуры, несущий символическое значение, но и как элемент графической культуры с эстетическими особенностями, применяемыми в прикладных целях проектной деятельности. Актуализируются технологические и композиционные правила исполнения, используются три вида росписи для построения студентами собственного изобразительного языка при создании различных дизайн-решений для коммуникативных продуктов.

Ключевые слова: проектирование, традиционная культура, народная роспись, несюжетные техники, учебно-практическая деятельность, трендсеттинг, локальная идентичность.

Shtifanova E. V., Kozodoy Yu. T.

The use of folk painting in design as an educational practice

The experience of using folk paintings in the framework of the educational practice of design students on the subject of «author's graphics» is considered. Folk paintings are not only presented as an element of culture bearing symbolic meaning, but also as an element of graphic culture with aesthetic features used for applied purposes of project activity. Technological and compositional rules of execution are updated, three types of painting are used for students to build their own visual language when creating various design solutions for communicative products.

Keywords: design, traditional culture, folk painting, non-plot techniques, educational and practical activities, trendsetting, local identity.

Введение

Народная роспись является средством идентификации предметов быта, одежды, ритуальной атрибутики, но сейчас сложилась устойчивая тенденция выхода за пределы архаичного образа культурной нормы и использования объектов народных промыслов в массовой культуре. Обращение к этой теме встречается в работах Е. С. Графовой [6; 7, 772]. О месте народного искусства в современной культуре, а также проблемы традиций и новизны в народном творчестве рассматриваются в трудах М. А. Некрасовой [15-18]. Исследования теоретического характера, связанные с выявлением специфики прикладного творчества, принадлежат М. С. Кагану [10] и И. А. Крюковой [13].

Сочетание отдельных традиционных элементов и пластических мотивов с новыми материалами служит источником многочисленных творческих поисков. Специфическая образность и тематика народного искусства способны существенно обогатить современное художественное высказывание. Обращение к многообразным ресурсам народных промыслов как к источнику формирования стиля и фактору, который определяет концепцию дизайн-

проекта, можно рассматривать в соединении народных промыслов и работ известных дизайнеров, таких как С. Сысоев, Ю. Герасимова, Д. Балашова, Э. Туктамышева и др. [20]. Примеры взаимодействия локальных ремесленников, местных фабрик с дизайнерами — предприятия «Крестецкая строчка» и Ульяны Сергиенко, «НаЦ'&НаЦ'» и объединения «Гжель», Марины Турлай и фабрики «Хохломская роспись». Эти коллаборации отражают общую мировую тенденцию обращения к «корням» — исследованию местного колорита, поиску вдохновения в традиции, создающейся веками и передаваемой новым поколениям [14].

В технологическом плане народная роспись — это комплекс неакадемических подготовительных изобразительных практик, эмпирически закрепленный и передаваемый от одного мастера к другому, что позволяет сохранить традиционные формы как в прикладном творчестве, так и найти связь со сложными производственными процессами [27]. Обращение к народной росписи актуализируется в современном дизайне в связи с потребностью развития средовой и информационной сфер проектирования. Возможности использова-

106

© Штифанова Е. В., Козодой Ю. Т., 2023

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 2|2023

Иллюстрация 1. Созданные из растительных элементов животные борецкой росписи. Источник: http://patlah.ru/etm/etm-01 /podelki/rospis/north-dvina/north-dvina-3.htm

ния элементов городецкои росписи как части оформления интерьера представлены в работе Н. В. Голу-бинской [5].

Синтез традиционного искусства и современных методов проектирования предстает в аспектах: познавательном; смыслообразующем; ценностно-моделирующем; средовом (экологическом) [23, 118]. Образование в дизайне направлено, прежде всего, на формирование личности проектанта, навыков комбинаторного мышления и умения генерировать творческие идеи. Способность работать над деталями, не упуская из виду целого, становится для дизайнера профессиональным способом общения с миром [28, 180]. Курс по применению и изучению народных мотивов в современном дизайне разрабатывался для апробации этих педагогических задач.

Народные мотивы в современном дизайне могут взять на себя следующие функции. Во-первых, обозначение региональной идентичности проекта или предмета [4, 89; 26, 254]. Дизайн, с одной стороны, формирует предметную среду, а с другой — задает отношение человека к этой среде, используя художественные и материальные формы прошлого [25, 401]. Во-вторых, придание проекту визуальной аутентичной эстетики.

Проведение курса и методология

Первый цикл занятий посвящен истории и визуальной специфике народных росписей. Студентам предлагается прослушать в первой части этого модуля информацию о несюжетных техниках народной росписи. Расшифровываются мифологические смыслы, содержащиеся

Иллюстрация 2. Каргопольская игрушка. Источник: http://www.ya-zemlyak.ru/nps. asp?id=40

в элементах росписи, предлагается найти примеры того, как народное искусство формирует первичный облик того или иного предмета, а также символически обозначает его роль и функции. Для осуществления поставленных задач выбраны три вида народных росписей: каргопольская [2; 8; 9; 19; 22], карельская [3], борец-кая [1; 24].

Второй цикл занятий посвящен технологиям нанесения росписи.

В каргопольской росписи предмет четко делится на верхнюю, среднюю и нижнюю части: нижняя часть обозначается окантовочным узором, средняя часть имеет наибольшую контрастность (там расположен главный орнаментальный акцент с центральной симметрией), верхняя часть изделия всегда покрыта росписью и заливкой, словно шапкой.

Технология нанесения борецкой росписи следующая: деревянное изделие грунтуется светлым грунтом на основе крахмального состава, далее расчерчивается поле и сегментируется на зоны для росписи, затем наносится роспись черным цветом (контуры и окантовки), затем это заливается основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий), после расставляются золотые акценты.

К особенностям техники карельских росписей относится сочетание работы кистью с обильным использованием «тычков» разных размеров. Она выполняется в свободной кистевой манере масляной краской, хотя более древняя роспись на этих же землях была геометрической. Берется достаточно широкая плоская кисть, на которую набирается краска двух цветов — с одного края основная, с другого — на оттенок светлее или белая. В процессе наложения

Иллюстрация 3. Последовательность нанесения борецкой росписи. Источник: http://patlah.ru/etm/etm-01 /podelki/rospis/north-dvina/north-dvina-3.htm

мазка краски смешиваются в середине кисти и таким приемом удается добиться тени, полутени, т. е. изображение получается объемным.

Для того чтобы выполнить композицию, прежде всего определяют место для главного элемента. Если композиция сложная и много дополнительных элементов, то они должны располагаться слева и справа от центрального элемента и быть симметричны относительно друг друга, а также и одинаковы по размеру. После того, как цветовые пятна определены, проводится «центр» — стебель и боковые ветки. Затем к стеблям пишут листья: в верхней части работы маленькие листья, в нижней части большие. Для того чтобы композиция была законченной, выполняются «приписки» и дополнения. Стилевое единство присуще карельской росписи по дереву: цветы, птицы выполняются тем же способом, что и растительные формы, в свободно-кистевой манере письма. Все растительные мотивы в работах карельских мастеров решаются одинаково с тональным переходом цвета. Основные элементы карельской росписи — ягодки, розы, тюльпаны, яблочки, сердечки, бутоны, листья.

Музыкальность ритма можно почувствовать и в тонких, изысканных сочетаниях красок, характерных для росписи карел. Эти качества

Иллюстрация 4. Основные элементы карельской росписи. Источник: http://patlah.ru/etm/etm-01 /podelki/rospis/ olonecZolonec-03.htm

Иллюстрация 5. Готовые композиции карельской росписи. Источник: http://patlah.ru/etm/etm-01 /podelki/rospis/olonec/ olonec-03.htm

Иллюстрация 6. Работа студентки третьего курса А. Соложниной (процесс работы над борецкой росписью)

Иллюстрация 7. Работы студентов второго и третьего курсов, опубликованные в авторских соцсетях (портрет певицы и социальный плакат об образовании)

в своей совокупности придают карельским росписям торжественный, монументальный строй, который можно назвать эпическим, способным передавать чувство особой важности и значительности изображаемого.

Студенты получают задание, где с учетом полученных знаний о технологии выполнения росписи нужно практически исполнить элементы росписи, усвоить композиционные законы, порядок нанесения элементов, их структуру и иерархию.

Третий цикл занятии модуля предлагает студентам ознакомиться с кейсами коммерческого дизайна и дизайн-проектов: по результатам прохождения трех циклов создать свой проект как в виде концепций, так и реализованных продуктов, где народные росписи и народные визуальные традиции осмысливали коммерческую идею, являлись графическими метафорами, элементами паттернов, логотипов, копирайта, интерфейсов, средового

Иллюстрация 8. Работа студентки третьего курса А. Соложниной (коллаж из примеров коммерческого применения народной росписи в разных видах дизайна)

дизайна, гейм-дизайна, айдентики, элементами предметов и феноменов модной индустрии. В заключительной части курса студентам предложено найти примеры того, как народное искусство в дизайне прототипирует объекты и формирует первичный облик того или иного предмета, а также символически обозначает его роль и функции. Студентам предлагается закрепить полученные навыки, а затем опубликовать результат работы.

Несколько жанров практических работ предлагались, исходя из анализа рынка: работа дизайнера успешна, если он умеет структурировать информацию и эффективно донести ее до пользователя, применяя метафорические и изобразительные приемы.

Во-первых, это умение работать в жанре инфографи-ки, что указывает на качество (наличие или отсутствие) компетенций по лого-семантическому и визуальному структурированию информации, коммерческой привлекательной подаче.

Во-вторых, успешное выполнение работы в жанре плаката указывает на умение с помощью лаконичной визуальной метафоры передать объемную смысловую (иногда многозначную) нагрузку. Плакат (в данном задании — рекламный), как жанр, не имеет срока давности и может воспроизводиться на физических и цифровых носителях. Мотивация связана с тем, чтобы расширить тематический ряд публичного плаката и как жанра и ин-фографики, и как направления мейнстрим-коммуни-кации, обогатить тематическую и декларативную базу для данных жанров; освободить студентов как представителей дизайнерского сообщества от стигмы визуальной привлекательности продукта, привить студентам толерантность к культуре наивного и аллегорического изображения предметов и сюжетов; актуализировать и вывести в цифровой мир культуру мифологизированной и примитивной народной живописи; внести через публикацию результатов занятия визуальную практику народных орнаментов и композиций.

Жанр инфографики предоставляет возможность создать: проект для этнического праздника; инфографику-портрет человека; инфографику-обзор странных новостей и событий региона.

После выполнения практической работы студенты публикуют результаты в социальных сетях и авторских аккаунтах.

Заключение

В ходе проведения курса нами выявлены типичные ошибки, допущенные студентами при выполнении практической работы: несоответствие материалов для исполнения росписи относительно тех, которые заявлены в технологии; малое количество предварительно сделанных эскизов и тренировочных росписей; слабое владение компоновкой росписи (отсутствие акцентов и структуры росписи).

Курс призван обучить студентов применению изобразительных народных механик и технологий; обогатить багаж визуального и интерпретационного инструментария в креативной проектной графике студентов; привить любовь к региональным изобразительным культурам. Примеры предлагались как на основе отечественной практики применения народных наивных художественных традиций, так и на основе мирового опыта в компаниях и брендах. Через оформление продуктов дизайна и проектную деятельность, основанную на транслируемых народным изобразительным и декоративным искусством архетипах и эстетике, предлагалось создать собственный концепт. Делался акцент на развитие у студентов навыков, полученных в результате работы над росписями и изучения художественных и эстетических качеств, особенностей, композиционной структуры.

Список использованной литературы

[1] Энциклопедия Технологий и Методик / В. В. Патлах. 1993-2007 гг. — URL: http://patlah.ru/etm/etm-01 / podelki / rospis / olonec/olonec-03.htm (дата обращения: 20.12.2022).

[2] Величко Н. К. Русская роспись. — М.: Хоббитека, 2023. — Серия: Золотая библиотека увлечений. — 224 с.: ил.

[3] Вишневская В. М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. — Петрозаводск: Изд-во «Карелия», 1981. — 105 с.

[4] Вожева Л. Б., Вожев И. В. Региональная идентичность в музейном пространстве: связь поколений // Культурологические чтения — 2018. Межкультурный плюрализм в поликультурном и полиязычном мире: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 14-15 марта 2018 г.). — Екатеринбург: УрФУ, 2018. — С. 88-91.

[5] Голубинская Н. В. Особенности использования элементов городецкой росписи как части оформления интерьера // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сб. докл. VI Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, Белгород, 25 апреля 2018 г. / отв. ред. И. Е. Белогорцева: в 4 т. — Белгород: Белгород. гос. ин-т искусств и культуры, 2018. — С. 28-31.

[6] Графова Е. С. Образы традиционных художественных промыслов — актуальная тенденция современного дизайна // Традиционное прикладное искусство и образование. — 2019. — № 2 (28). — URL: https:// cyberleninka.ru / article/n / obrazy-traditsionnyh-hudozhestvennyh-promyslov-aktualnaya-tendentsiya-sovremennogo-dizayna (дата обращения: 31.01.2023).

[7] Графова Е. С. Традиционное народное искусство и возможности художественного текстиля в дизайн-проектировании костюма // Гуманитарное пространство. — 2018. — Т. 7. — № 4. — С. 771-777.

[8] Гунн Г. П. Каргополье и Онега. — М.: Искусство, 1989.

[9] Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. — Л.: Художник РСФСР, 1986.

[10] Каган М. С. О прикладном искусстве: некоторые вопросы теории. — Л., 1961. — 160 с.

[11] Каргопольская игрушка // Большая российская энциклопедия. Т. 13. — М., 2009. — С. 115.

[12] Круглова О. В. Народная роспись Северной Двины. — М.: Изобразит. искусство, 1987. — 192 с.: ил.

[13] Крюкова И. А. О природе декоративного искусства // Советское декоративное искусство 73/74/ ред. К. И. Рождественский, Л. В. Андреева и др. — М.: Сов. художник, 1975. — С. 19-25.

[14] Лефман Т. О. Новый дизайн на основе традиционного ремесла: опыт творческих коллабораций // К 150-летию со дня рождения Игоря Эммануило-вича Грабаря (1871-1960): материалы всерос. науч. конф., Архангельск, 25-26 марта 2021 г. — Архангельск: ООО «Консультационное информационно-рекламное агентство», 2021. — С. 268-274.

[15] Народное искусство России в современной культуре / под ред. М. А. Некрасовой. — М.: «Коллекция М», 2003. — 256 с.

[16] Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. — М.: Изобразит. искусство, 1983. — 343 с.: ил.

[17] Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. — М., 1983.

[18] Некрасова М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. — М.: Сов. Россия, 1989.

[19] Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.

[20] Промыслы и дизайн. Способы применения стилистики народных ремесел в предметном дизайне / А. Е. Докучаева. — URL: https://www.calameo.com/ books/006526468c68b296ce9ae (дата обращения: 31.01.2023).

[21] Пучужская роспись: (Азбука нар. творчества) / Н. С. Козлова. — Архангельск: Арханг. обл. ин-т пе-реподгот. и повышения квалификации работников образования, 1993. — 8 с.: 12 л. ил.

[22] Рогов А. П. Черная роза. Книга о русском народном искусстве / под ред. В. А. Барадулина. — М.: Современник, 1978.

[23] Санду О. М. Метод мифопоэтики в дизайне // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. — 2020. — № 39. — С. 117-129.

[24] Тимофеева Л. Ф. Крестьянская роспись мастеров Борка: народная роспись Русского Севера. Борецкая роспись. — Архангельск: Правда Севера, 2004. — 88 с.: ил.

[25] Трошкин А. В., Руденко Ю. О. Проблема региональной идентификации в дизайне полиграфической продукции // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы IV Междунар. науч. конф., Донецк, 31 октября 2019 г. / под общ. ред. проф. С. В. Беспаловой. — Донецк: Изд-во ДонНУ, 2019. — С. 401-403.

[26] Трубина Е. Г. Идентичность персональная (статья) // Современный философский словарь / под общ. ред. д. ф. н., проф. В. Е. Кемерова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академ. проект, 2004. — С. 254-261.

[27] Чекалов А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искуства. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. — 68 с.

[28] Штифанова Е. В. Мировоззренческие координаты мышления дизайнера: логика проблематизирую-щего подхода // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 7-8 апреля 2020 г. Т. 1. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2020. — С. 178-182.

References

[1] Enciklopediya Tekhnologij i Metodik / V. V. Patlah. 1993-2007 gg. — URL: http://patlah.ru/etm/etm-01 / podelki / rospis / olonec/olonec-03.htm (data obrashcheniya: 20.12.2022).

[2] Velichko N. K. Russkaya rospis'. — M.: Hobbiteka, 2023. — Seriya: Zolotaya biblioteka uvlechenij. — 224 s.: il.

[3] Vishnevskaya V. M. Rez'ba i rospis' po derevu masterov Karelii. — Petrozavodsk: Izd-vo «Kareliya», 1981. — 105 s.

[4] Vozheva L. B., Vozhev I. V. Regional'naya identichnost' v muzejnom prostranstve: svyaz' pokolenij // Kul'turologicheskie chteniya — 2018. Mezhkul'turnyj plyuralizm v polikul'turnom i poliyazychnom mire: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 14-15 marta 2018 g.). — Ekaterinburg: UrFU, 2018. — S. 88-91.

[5] Golubinskaya N. V. Osobennosti ispol'zovaniya elementov gorodeckoj rospisi kak chasti oformleniya inter'era // Kul'turnye trendy sovremennoj Rossii: ot nacional'nyh istokov k kul'turnym innovaciyam: sb. dokl. VI Vseros. (s mezhdunar. uchastiem) nauch.-prakt. konf. studentov, magistrantov, aspirantov i molodyh uchenyh, Belgorod, 25 aprelya 2018 g. / otv. red. I. E. Belogorceva: v 4 t. — Belgorod: Belgorod. gos. in-t iskusstv i kul'tury, 2018. — S. 28-31.

[6] Grafova E. S. Obrazy tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov — aktual'naya tendenciya sovremennogo dizajna // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. — 2019. — № 2 (28). — URL: https:// cyberleninka.ru / article/n/obrazy-traditsionnyh-hudozhestvennyh-promyslov-aktualnaya-tendentsiya-sovremennogo-dizayna (data obrashcheniya: 31.01.2023).

[7] Grafova E. S. Tradicionnoe narodnoe iskusstvo i vozmozhnosti hudozhestvennogo tekstilya v dizajn-proektirovanii kostyuma // Gumanitarnoe prostranstvo. — 2018. — T. 7. — № 4. — S. 771-777.

[8] Gunn G. P. Kargopol'e i Onega. — M.: Iskusstvo, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Durasov G. P. Kargopol'skaya glinyanaya igrushka. — L.: Hudozhnik RSFSR, 1986.

[10] Kagan M. S. O prikladnom iskusstve: nekotorye voprosy teorii. — L., 1961. — 160 s.

[11] Kargopol'skaya igrushka // Bol'shaya rossijskaya enciklopediya. T. 13. — M., 2009. — S. 115.

[12] Kruglova O. V. Narodnaya rospis' Severnoj Dviny. — M.: Izobrazit. iskusstvo, 1987. — 192 s.: il.

[13] Kryukova I. A. O prirode dekorativnogo iskusstva // Sovetskoe dekorativnoe iskusstvo 73/74/ red. K. I. Rozhdestvenskij, L. V. Andreeva i dr. — M.: Sov. hudozhnik, 1975. — S. 19-25.

[14] Lefman T. O. Novyj dizajn na osnove tradicionnogo remesla: opyt tvorcheskih kollaboracij // K 150-letiyu so dnya rozhdeniya Igorya Emmanuilovicha Grabarya (1871-1960): materialy vseros. nauch. konf., Arhangel'sk, 25-26 marta 2021 g. — Arhangel'sk:

000 «Konsul'tacionnoe informacionno-reklamnoe agentstvo», 2021. — S. 268-274.

[15] Narodnoe iskusstvo Rossii v sovremennoj kul'ture / pod red. M. A. Nekrasovoj. — M.: «Kollekciya M», 2003. — 256 s.

[16] Nekrasova M. A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury: teoriya i praktika. — M.: Izobrazit. iskusstvo, 1983. — 343 s.: il.

[17] Nekrasova M. A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury. — M., 1983.

[18] Nekrasova M. A. Narodnoe iskusstvo Rossii. Narodnoe tvorchestvo kak mir celostnosti. — M.: Sov. Rossiya, 1989.

[19] Osnovy hudozhestvennogo remesla. — M.: Prosveshchenie, 1979.

[20] Promysly i dizajn. Sposoby primeneniya stilistiki narodnyh remesel v predmetnom dizajne / A. E. Dokuchaeva. — URL: https://www.calameo.com/ books/006526468c68b296ce9ae (data obrashcheniya: 31.01.2023).

[21] Puchuzhskaya rospis': (Azbuka nar. tvorchestva) / N. S. Kozlova. — Arhangel'sk: Arhang. obl. in-t perepodgot. i povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya, 1993. — 8 s.: 12 l. il.

[22] Rogov A. P. Chernaya roza. Kniga o russkom narodnom iskusstve / pod red. V. A. Baradulina. — M.: Sovremennik, 1978.

[23] Sandu O. M. Metod mifopoetiki v dizajne // Vestn. Tom. gos. un-ta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. — 2020. — № 39. — S. 117-129.

[24] Timofeeva L. F. Krest'yanskaya rospis' masterov Borka: narodnaya rospis' Russkogo Severa. Boreckaya rospis'. — Arhangel'sk: Pravda Severa, 2004. — 88 s.: il.

[25] Troshkin A. V., Rudenko Yu. O. Problema regional'noj identifikacii v dizajne poligraficheskoj produkcii // Doneckie chteniya 2019: obrazovanie, nauka, innovacii, kul'tura i vyzovy sovremennosti: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf., Doneck, 31 oktyabrya 2019 g. / pod obshch. red. prof. S. V. Bespalovoj. — Doneck: Izd-vo DonNU, 2019. — S. 401-403.

[26] Trubina E. G. Identichnost' personal'naya (stat'ya) // Sovremennyj filosofskij slovar' / pod obshch. red. d. f. n., prof. V. E. Kemerova. — 3-e izd., ispr. i dop. — M.: Akadem. proekt, 2004. — S. 254-261.

[27] Chekalov A. K. Osnovy ponimaniya dekorativno-prikladnogo iskustva. — M.: Izd-vo Akademii hudozhestv SSSR, 1962. — 68 s.

[28] Shtifanova E. V. Mirovozzrencheskie koordinaty myshleniya dizajnera: logika problematiziruyushchego podhoda // Innovacii v professional'nom

1 professional'no-pedagogicheskom obrazovanii: materialy 25-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Ekaterinburg, 7-8 aprelya 2020 g. T. 1. — Ekaterinburg: Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2020. — S. 178-182.

Статья поступила в редакцию 11.01.2023. Опубликована 30.06.2023.

Shtifanova Evgeniya V.

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Ural State University of Architecture and Art (USUAA), Yekaterinburg, Russian Federation e-mail: shtifanovaevgenia@gmail.com

Kozodoy Yulia T.

Postgraduate Student, Institute of Business Communications, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg, Russian Federation e-mail: yulya.kozodoi@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.