796.011.3
ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Л.В. Патрушева
Студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, занятия физическим упражнениями жизненно необходимы, поэтому весьма важным является повышение эффективности занятий в специальном медицинском отделении (СМО). Одним из действенных средств, способствующих достижению этой цели, можно считать проведение занятии по физической культуре с музыкальным сопровождением. При проведении занятий с музыкальным сопровождением у занимающихся студентов отмечается улучшение настроения, повышается интерес, работоспособность и мотивация к занятиям физической культурой.
Ключевые слова: физическая культура, студенты, специальное медицинское отделение, музыкальное сопровождение.
Среди учащейся молодежи около 30 % имеют различные отклонения в состоянии здоровья, заболевания временного или постоянного характера. С каждым годом это количество неуклонно увеличивается. Таким студентам занятия физическими упражнениями необходимы даже больше, чем их здоровым сверстникам, так как в основном все они имеют слабое физическое развитие и часто болеют.
В связи с этим весьма важным является повышение эффективности занятий в специальном медицинском отделении (СМО). Занятия в этом отделении способствуют укреплению здоровья, вовлечению физически ослабленных учащихся в активные занятия физической культурой, пропаганда здорового образа жизни.
Практика показывает, что организация занятий СМО в учебных заведениях пока серьезно отстает от требований времени. Многие преподаватели не владеют в достаточной мере необходимым уровнем знаний об организации и методике проведения занятий в СМО, проявляют пассивность и инертность в работе.
Между тем первостепенная роль в решении сложных методических проблем принадлежит преподавателю физкультуры. Процесс физического воспитания учащихся с ослабленным здоровьем очень сложен. Лишь при глубоком осмыслении всех составных этого процесса можно эффективно и правильно использовать все имеющиеся возможности для успешной работы с этим контингентом учащихся. Сейчас особенно необходимо обновление форм и методов этой работы, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма [2].
Реформа высшей школы призвана поднять работу преподавателя, в том числе и по физической культуре, на качественно новый уровень путем
применения прогрессивных методик и технических средств обучения. Одним из действенных средств, способствующих достижению этой цели, можно считать проведение занятии по физической культуре с музыкальным сопровождением [5].
С древнейших времён известно, что музыка обладает огромным потенциалом воздействия на духовное, эстетическое развитие человека, формирование его ценностных ориентиров, воспитание чувства прекрасного. Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на её целебную силу воздействия. Они отмечали, что музыка решает в обществе определенные задачи, способна управлять сознанием и поведением людей, регулировать их умственную и физическую деятельность, давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней, формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы и идеалы [6].
Музыкальное сопровождение на современном этапе развития физкультурного образования может иметь большое значение для решения многих задач, поставленных перед отраслью физической культуры. В зависимости от цели применения оно может способствовать повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывать у занимающихся чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его использование на занятиях может также способствовать преодолению нарастающего утомления и помочь избегать однообразия в проведении занятия, а также ускорять процессы овладения техникой движения.
Комплексное воздействие музыки и движения на психоэмоциональное состояние человека и его организм многогранно. Оно проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. В процессе занятий у занимающихся активизируются волевые усилия, возникают сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству, обогащается слуховой, двигательный и коммуникативный опыт [4].
Использование музыки в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие:
- содействовать всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души;
- способствовать в организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале);
- содействовать решению основных задач занятия и каждой его
части;
- содействовать улучшению эмоционального фона на занятии и психоэмоционального состояния занимающихся.
Учеными было доказано, что воздействие музыки зависит также от вкусов и предрасположенности самого слушателя. Мелодии, которые ему субъективно нравятся, способствуют нормализации артериального давления, в то время как нелюбимая музыка дает противоположный эффект (сужение сосудов, перебои сердечного ритма). Это налагает большую ответственность за выбор того или иного музыкального произведения для занятия по физической культуре на педагога и требует внимательного отношения к этому аспекту его профессиональной деятельности. Любое музыкальное произведение воспринимается лишь на основе запаса конкретных жизненных, в том числе и музыкальных, впечатлений, умений, привычек. Это зависимость восприятия от множества прошлых жизненных впечатлений, от живости воображения, представляет большие возможности для грамотного выбора музыки при занятиях физическими упражнениями с различным контингентом занимающихся [3].
Методически грамотный выбор музыкального сопровождения является важным условием правильной организации всего педагогического процесса, а значит, и важным профессиональным умением современного специалиста по физической культуре [1].
Значительные функциональные возможности музыки обусловливают перспективы её специального использования в учебном процессе физического воспитания студентов. Во многих учебных заведениях, и в нашем в частности, применяется музыка на занятиях физической культуры с элементами ритмической и атлетической гимнастики, аэробики. И как показала практика, выполнение физических упражнений под музыку имеет большое значение для решения многих двигательных задач, поставленных перед студентами. Однако для студентов СМО занятия такого формата практически не используются, несмотря на то, что при соответствующем применении музыка может оказывать существенный оздоровительный эффект на организм. Что для людей с отклонениями в состоянии здоровья очень важно. И исследований, направленных на изучение влияния музыкального сопровождения на студентов специального медицинского отделения на занятиях по физической культуре явно недостаточно.
С целью подтверждения эффективности применения музыкального сопровождения на занятиях физической культурой для студентов СМО был подобраны комплексы упражнений на развитие кардио- и силовой выносливости, предусмотренные разделом оздоровительной аэробики. Комплексы состояли из 8 упражнений аэробики (кардио нагрузка), 8 на силовую выносливость и 4 упражнения на растягивание (стретчинг). Они были включены в основную часть учебного занятия. Так же были подобраны упражнения для подготовительной и заключительной частей.
Для студентов второго курса СМО занятия проводились под музыкальное сопровождение, а для третьего - без него. Основной особенностью занятий для второкурсников было музыкальное
сопровождение на протяжении всего занятия. При подборе музыкального сопровождения учитывалось соответствие музыки содержанию упражнений, темпу его выполнения. Для каждого упражнения была подобрана отдельная музыкальная композиция, а затем составлена музыкальная программа к трем комплексам упражнений (подготовительный, основной, заключительный). Все упражнения выполнялись поточным методом, переходя от одного к другому без остановок. Это метод хорошо зарекомендовал себя для кардио- и аэробных нагрузок. Обязательным условием занятия было применение в его заключительной части (заминки) музыкальной композиции, способствующей отдыху, снятию утомления и восстановлению сил, то есть успокаивающей музыки. Она положительно содействовала снижению нагрузки. Под успокаивающую музыку проводились дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении на растягивание мышц.
На заключительном занятии раздела оздоровительной аэробики со студентами СМО было проведено анкетирование для выявления эффективности и личного интереса к занятиям физической культуры с применением музыки для второго курса и без него - для студентов третьего курса.
Так, 97 % респондентов второго курса написали, что им нравится использование музыкального сопровождения на занятиях, лишь 3 % указали, что им все равно. Было отмечено также, что музыкальное сопровождение должно быть различным по интенсивности в разных частях занятия - 89 %, и только 11 % считают, что достаточно включать музыку только на разминке. По стилю отмечают различные направления, главное, чтобы музыка им нравилась. Многие студенты отметили, что занятия с музыкальным сопровождением ускоряют процессы овладения техникой движения - 86 %, повышают интерес к занятиям - 65 %, улучшают настроение - 59 %, способствуют развитию координации движений - 58 %, повышению работоспособности - 47 %, воспитывают чувство ритма -43 %.
Опрошенные студенты третьего курса положительно отметили только предложенный комплекс упражнений, для развития аэробной и силовой выносливости (69 %), моторную плотность занятия (60 %), а вот эмоциональный фон занятия не способствовал повышению работоспособности, у 45 % из опрошенных наблюдалось значительное её снижение.
Таким образом, можно заключить, что занятия физической культурой с музыкальным сопровождением способствуют улучшению настроения, повышают интерес, работоспособность и мотивацию к занятиям физической культурой. Такие занятия способствуют лучшему развитию координации движений, ускоряют процессы овладения техникой движения. Грамотный выбор и применение музыкального сопровождения является важным условием для правильной организации занятий, а также эффективным средством повышения их качества, которое характеризуется
благоприятным психоэмоциональным состоянием студентов СМО в процессе физкультурных занятий, повышением работоспособности, активизацией волевых усилий, а также комплексным оздоровлением студентов.
Список литературы
1. Девяткина А.П. Повышение качества занятий по физической культуре в вузе посредством музыкального сопровождения // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 75-77.
2. Значение музыкального сопровождения на занятиях по физической культуре / С.Ю. Попова [и др.] // Успехи современного естествознания. 2013. №10. С. 213-214.
3. Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. 1987. № 1. С. 28-30; № 2. С. 28-29; №4. С. 22-24.
4. Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В. Психологические аспекты музыкального сопровождения на оздоровительных занятиях физическими упражнениями // Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. Ч. 2. С. 46-52.
5. Смирнова Ю.В., Сайкина Е.Г., Кадыров Р.М. Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры в школе: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. Ч.1. 92 с.
6. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: АОЗТ «Антидор», 1998. 419 с.
Патрушева Лариса Викторовна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Амурская область, Благовещенск, Амурский государственный университет
APPLICATIONS MUSICAL ACCOMPANIMENT IN THE PHYSICAL TRAINING WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL DEPARTMENT
L.V. Patrusheva
Students with disabilities in the state of health physical exercise is vital therefore it is very important increasing the efficiency of employment in special medical department. One of the most effective means, contributing to the achievement of this goal. It can be regarded as conducting physical training with music. During the sessions with music have engaged students marked improvement in mood increased interest in efficiency and motivation for physical training.
Key words: physical education students' special medical office, musical accompaniment.
Patrushevа Larisa Viktorovna. candidate of pedagogic Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Amur Region, Blagoveshchensk, Amur State University