КОНДАКОВА Юлия Андреевна,
студентка 3 курса по направлению подготовки «Экономика организаций и предприятий»,
Уральский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ,
Научный руководитель:
Спирина Наталья Александровна,
к.э.н., доцент кафедры экономической теории,
Уральский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ
KONDAKOVA Yulia Andreevna,
3rd year student in the field of Economics of Organizations
and Enterprises, Ural Institute of Management -
branch of RANEPA under the President of the Russian Federation,
Scientific supervisor:
Spirina Natalia Alexandrovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department
of Economic Theory, Ural Institute of Management -
branch of RANEPA under the President of the Russian Federation
| ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ
I ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
I В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
I (НА ПРИМЕРЕ МЕТОДА
? РАНДОМИЗИРОВАННОГО
I ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ)
I APPLICATION OF PRICE COMPETITION
I METHODS IN THE DIGITAL ECONOMY
I (USING THE RANDOMIZED PRICING
l METHOD AS AN EXAMPLE)
о
о _
и
Z Аннотация
Данная научная статья раскрывает методы ¡= ценовой конкуренции в контексте цифровой
экономики. Авторы рассматривают особенности ценовой стратегии, которую предприятия могут применять в условиях цифровизации экономики. В статье анализируются основные методы ценовой конкуренции, учитывая влия-
см о гм
X <
m О
ш
с; и и
и
УДК: 339.137
Abstract
This scientific article explores the methods of price competition in the context of the digital economy. The authors consider the features of the pricing strategy that enterprises can apply in the context of the digitalization of the economy. The article analyzes the main methods of price competition, taking into account the impact of digital
t
см о гч
<
m О ■з:
ш ^
U U
и
О с; О S
=г о и
и
О m
с; с;
2 ш
и
си <
ш 1/1 ш сс
—I
<
U 13
О _|
О и о 1/1
О
Z
<
и
о и
ние цифровых технологий на рыночные отношения и поведение потребителей. Сделан акцент на более применимом методе ценообразования, использующемся в онлайн-среде. В заключении был предложен список того, что компании необходимо сделать перед тем, как начать применять данный метод. Исследование призвано выявить изменения в механизмах конкуренции и принятия ценовых решений в новой цифровой среде, что может быть полезным для компаний, стремящихся адаптироваться к современным условиям рынка.
Ключевые слова: ценовая конкуренция, цифровая экономика, инновации, методы конкуренции, стратегии ценообразования, цифровые платформы.
technologies on market relations and consumer behavior. The emphasis is placed on a more applicable pricing method used in the online environment. In conclusion, a list of what the company needs to do before starting to apply this method was proposed. The study aims to identify changes in the mechanisms of competition and price decision-making in the new digital environment, which can be useful for companies seeking to adapt to modern market conditions.
Keywords: price competition, digital economy, innovations, competition methods, pricing strategies, digital platforms.
Современный мир окружен цифровыми технологиями, которые проникают во все сферы нашей жизни, изменяя привычный порядок вещей. Одной из ключевых областей, которая подвергается трансформации в результате цифровизации, является экономика. Развитие информационных технологий, Интернета, цифровых платформ и сервисов приводит к появлению новых моделей бизнеса, изменению потребительских привычек и реорганизации традиционных отраслей экономики. Вопреки сложности и непрерывности процесса преобразования, который заключается в адаптации существующих подходов и методов технологического функционирования к новым цифровым реалиям, сегодня можно заметить значительный интерес со стороны как государств, так и отдельных компаний всего мира к широкому внедрению цифровых технологий [5].
Цифровая экономика претерпевает быстрое развитие, и в ней можно выделить несколько ключевых тенденций:
1. Искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение. ИИ играет все более важную роль в цифровой экономике, помогая компаниям автоматизировать процессы, улучшить прогнозирование и принятие решений, а также создавать персонализированные продукты и услуги.
2. Интернет вещей (Ь1). Интернет вещей продолжает расширяться, объединяя все боль-
ше устройств и предметов, что позволяет собирать больше данных, оптимизировать производственные процессы, улучшать управление ресурсами и создавать новые бизнес-модели.
3. Блокчейн. Технология блокчей используется для обеспечения безопасности транзакций, цифровых контрактов, управления цифровыми активами и аутентификации личности, а также для создания децентрализованных приложений и решений.
4. Цифровая трансформация. Компании активно внедряют цифровые технологии, чтобы улучшить свои бизнес-процессы, улучшить клиентский опыт, оптимизировать управление и увеличить эффективность.
5. Облачные технологии. Облачные сервисы становятся все более популярными из-за своей гибкости, масштабируемости и способности обрабатывать огромные объемы данных.
6. Кибербезопасность. В условиях все большей цифровой уязвимости защита данных и информации становится критически важной, и компании активно внедряют новейшие технологии и методы киберзащиты.
Понятие конкуренции многогранно: это и соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства и сбыта, и элемент рыночного механизма, позволяющий уравновесить спрос и предложение, и критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка [8]. Так, выделяют три основных подхода к трактовке понятия конкуренции:
см о
(М
X <
т О
ш
с; и и
и
О с;
О ^
=г о и
и
О
с; с;
т
и
о: <
ш
1/1 ш СИ
—I <
и
О _|
О и О 1/1
О <
и
О и
1. Поведенческий подход, который подразумевает борьбу продавцов и покупателей за редкие экономические ресурсы и за более выгодные условия продажи и покупки.
2. Структурный подход, который предполагает принципиальную возможность или невозможность влияния отдельной фирмы на рыночные условия, в первую очередь, - на общий уровень цен на рынке.
3. Функциональный подход, который определяет роль конкуренции в экономике. Она может выполнять такие функции как: регулирование, мотивация, распределение и контроль.
Современные тенденции в цифровой экономике, отмеченные выше, имеют значительное влияние на конкуренцию между компаниями. Так, быстрое развитие новых технологий и инноваций в цифровой экономике позволяет компаниям сокращать издержки, улучшать эффективность и качество продуктов и услуг. Компании, которые успешно внедряют эти технологии, могут обрести конкурентные преимущества перед своими конкурентами. В свою очередь, большие объемы данных, которые генерируются и обрабатываются в цифровом мире, предоставляют компаниям ценную информацию о потребителях, рынке, тенденциях и конкурентах. Грамотный анализ этих данных позволяет компаниям принимать обоснованные стратегические решения и адаптироваться к изменяющимся условиям рынка. Нельзя упустить из виду и онлайн-продвижения (социальные сети), ведь они позволяют компаниям установить прямой контакт с потребителями, а также быстро реагировать на их запросы и обратную связь. Компании, которые успешно используют цифровые каналы коммуникации, могут укрепить свою позицию на рынке и привлечь новых клиентов. Глобализация рынка - нарастающий тренд XXI века. Цифровая экономика снимает географические и временные ограничения, что позволяет компаниям конкурировать на мировом рынке. Поэтому они должны быть готовы к конкуренции не только с локальными игроками, но и с международными корпорациями. Рост цифровых технологий также увеличивает риск кибератак и утечек данных. Компании, которые не защищают свои данные и инфор-
мацию о клиентах, могут стать уязвимыми для конкурентов, которые могут использовать эту информацию в своих интересах.
В целом, компании, которые используют современные тенденции в цифровой экономике, могут укрепить свою конкурентоспособность и добиться успеха на рынке, ведь «быть конкурентоспособным значит опережать своих «соперников» в привлекательности предложения и стремиться быть впереди» [6].
Методы ведения «борьбы» на рынке могут основываться на многих факторах. Так, метод конкуренции включает в себя различные стратегии и формы, используемые компаниями для соперничества друг с другом [7, с. 28].
Так как фирмы могут по-разному поддерживать свою конкурентоспособность на рынке, выделяют два основных метода конкурентной борьбы: неценовую и ценовую конкуренцию.
Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение большей надежности, более длительных сроков службы, более совершенных потребительский свойств товара, а также техническое обслуживание, удобная упаковка и привлекательная реклама [8].
Ценовая конкуренция, в свою очередь, подразумевает снижение издержек и связана с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта. Ценовая конкуренция должна иметь в основе какую-либо новую технологию, позволяющую сокращать издержки при неизменном или лучшем качестве.
Ценовая конкуренция - это стратегия привлечения потребителей за счет более низких цен, чем у конкурентов [2].
Наличие на рынке ценовой конкуренции напрямую зависит от ценовой стратегии, которой придерживаются фирмы. Так, в условиях цифровизации экономики отмечается ряд особенностей в ценовой стратегии предприятия, позволяющих успешно выстроить концепцию ведения бизнеса. Рассмотрим некоторые из таких особенностей:
1. Применение динамического ценообразования. В цифровой экономике предприятия намного чаще используют алгоритмы и данные
см о см
<
т О ■з:
ш ^
и и
и
О с;
О ^
=г о и
и
для анализа спроса, конкурентов и других факторов, что позволяет им устанавливать динамические цены в реальном времени.
2. Ценовая дискриминация. Благодаря цифровым технологиям компании могут лучше ориентироваться на рынке и сегментировать его, применяя ценовую дискриминацию, то есть устанавливая разные цены для различных групп потребителей.
3. Гибкие ценовые стратегии. Цифровые технологии позволяют быстро реагировать на изменения рыночной ситуации и управлять ценами, учитывая различные факторы, такие как спрос, сезонные колебания, действия конкурентов и т.д.
4. Системы подписок. Такая особенность в ценовой стратегии фирмы становится все более популярна в цифровой экономике. Предприятия могут предлагать услуги или продукты по подписке, что позволяет им стабильно генерировать доход и удерживать клиентов на длительный срок.
5. Прозрачность. В цифровой экономике потребители имеют доступ к большему количеству информации о ценах на товары и услуги. Поэтому предприятия начинают учитывать этот факт при установлении своей ценовой стратегии, чтобы в дальнейшем сохранить доверие потребителей.
Для более наглядного представления теоретических концепций и их применения на практике в цифровой реальности, рассмотрим основные тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации.
Согласно ежегодному исследованию НИУ ВШЭ, доля населения, использующая Интернет для заказа товаров и услуг, стремительно увеличивается [3]. Если в 2016 году доля составила 23,1%, то на конец 2022 года это значение достигло отметки в 53,7% (рис. 1).
Увеличение доли населения, использующего Интернет для заказа товаров и услуг, может привести к росту электронной
о
т
Таблица 1
Сходства и различия ценовой и неценовой конкуренции
Неценовая конкуренция Ценовая конкуренция
Общие черты 1) Стимулирование компаний к улучшению своих продуктов и услуг; 2) Повышение эффективности и инновационности рынка; 3) Улучшение качества обслуживания и клиентского опыта.
Различия Цена - не основа. Связана с такими аспектами как: маркетинг, реклама, качество продукции и уровень обслуживания. Цена - основа. Фокусируется на изменении цены продукта или услуги.
Включает в себя стратегии брендинга, инноваций, удобства, качества обслуживания. Придерживается стратегий изменения цен, введения скидок и акций.
Обычно более устойчива и долгосрочна, поскольку компании могут создавать уникальные продукты и имиджи, которые отличают их от конкурентов. Частно может привести к уступкам в ценах и снижению прибыли. Не долгосрочна, так как подвержена влиянию колебаниям рыночных цен.
В условиях ценовой конкуренции невозможно установить чрезмерно высокую наценку [4, с. 16].
с; с;
2 ш
и
сс <
ш 1/1 ш сс
—I
<
и
О _|
О и о 1/1
о
<
и
о и
Рис. 1. Использование интернета населением для заказа товаров и услуг в городской и сельской местности (в процентах от общей численности населения в возрасте 15-74 лет) [3]
см о гм
X <
т О
ш
с; и и
и
О с;
О ^
=г о и
и
О
с; с;
т
и
си <
ш
1/1 ш СИ
—I <
и
О _|
О и О 1/1
О <
и
О и
коммерции, изменению потребительских привычек, а также повышению конкуренции между онлайн-платформами и традиционными розничными магазинами. Именно поэтому организациям, желающим занять определенную долю рынка и увеличивать число своих покупателей, важно адаптироваться к меняющимся стандартам торговли и оказания услуг.
Так, согласно исследованию, доля использования технологий сбора, обработки и анализа больших данных в организациях поступательно увеличивается (с 22,4% в 2020 году до 30,4% в 2022 году - увеличение показателя на 8%) (рис. 2). Аналогично за исследуемый временной интервал увеличились такие показатели как: использование облачных сервисов (рост на 3,2%), использование центров обработки данных (рост на 2,9%), использование технологий ИИ (рост на 1,2%).
Выявленный положительный тренд использования цифровых технологий в организациях оказывает значительное влияние на степень ценовой конкуренции на рынке.
Во-первых, цифровые технологии позволяют компаниям автоматизировать производственные процессы, оптимизировать управление запасами и сохранить расходы на инфраструктуру, что позволяет снизить издержки производства и, следовательно, помогает снижать цены на товары и услуги, поддерживая при этом свою конкурентоспособность.
Во-вторых, цифровые технологии помогают улучшить процессы маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Так, анализируя цели использования организациями Интернета, не составляет труда определить, что источниками больших данных для основных процессов (маркетинга, продаж, логистики) в наибольшей степени являются различное оборудование, цифровые датчики и радиочастотные метки (рис. 3). Для обеспечивающих процессов основными источниками данных являются вебсайт организации и учетные системы.
В-третьих, цифровые технологии позволяют создавать новые продукты и услуги, а также изменять существующие бизнес-модели. Компании, которые быстрее адаптируются к изменениям, могут обрести конкурентное преимущество и привлечь больше клиентов за счет инноваций.
В-четвертых, использование цифровых технологий способствует увеличению прозрачности рынка и доступности информации о товарах, услугах и ценах. Это делает сравнение продукции от различных производителей более простым для клиентов, что может усилить конкуренцию по ценам.
Таким образом, рост использования цифровых технологий в организациях может привести к усилению ценовой конкуренции на рынке за счет снижения затрат, увеличения эффективности и повышения прозрачности рынка.
Рис. 2. Использование цифровых технологий в организациях (в процентах от общего числа организаций) [3]
t
см о см
<
m О ■з:
ш ^
U U
и
О с; О S
=г о и
и
О m
с; с;
2 ш
и
си <
ш 1/1 ш сс
—I
<
U 13
О _|
О и о 1/1
О
Z
<
и
Однако, как же организациям адаптироваться в динамично развивающейся экономике? Какие методы ценообразования применить, чтобы остаться конкурентоспособными? Эти вопросы как никогда актуальны для руководителей организаций, осуществляющих свою деятельность в «цифровую эпоху». Каждый стремится разработать максимально эффективную ценовую стратегию, которая приведет компанию к стабильному росту и получению прибыли.
В ходе анализа, был выявлен сравнительно новый метод ценообразования в сфере онлайн-торговли, который был назван «рандомизированное ценообразование». Рандомизированное ценообразование - это стратегия установления цен на товары или услуги путем применения случайных или случайно-подобных методов. В отличие от традиционной стратегии ценообразования, где цены устанавливаются на основе изучения рынка, конкурентов, издержек производства и других факторов, рандомизированное ценообразование вводит элемент случайности в процесс установления цен (от англ. random - случайный).
В своей работе «A randomized pricing decision support system in electronic commerce» авторы утверждают, что в рамках данного
Веб-сайт организации
Учетные системы предприятия (ERP, CRM, SCM, HRIS и т. п.)
Различное оборудование, цифровые датчики, радиочастотные метки и др.
Социальные сети Операторы сотовой связи Геолокация
Дистанционное зондирование Земли Иные данные
не можно случайным образом запускать рекламные акции, изменяя цены на продукцию на неопределенное время [1].
Такая стратегия может использоваться компаниями с целью привлечения внимания к продукту или, наоборот, для избежания предсказуемости рыночной реакции на изменение цен. Примером применения этой стратегии могут быть акции с рандомизированными скидками. Например, ритейлер может провести специальную распродажу, где цены на определенные товары будут изменятся каждый час по случайному принципу в определенном диапазоне (например, от 10% до 50%). Покупатели будут заинтригованы и мотивированы отслеживать изменения цен, что может привести к увеличению продаж. Однако рандомизированное ценообразование может быть рискованным, поскольку цена может оказаться неподходящей для рыночных условий, а также вызвать недовольство у потребителей.
В целом, такой метод ценообразования представляет собой инновационный и довольно необычный подход к установлению цен, и вполне может быть использован в качестве метода ценовой конкуренции в цифровой экономике.
49.В 7,0 9.5 33.7
1 39.9 8.5 10.1
\
1 14.9 30.6 10,1 44.4
\
1 35.1 1,7 В ,7 50.5
I 30.6 8.9 1 52.0
\
I 29.9 77 1 .6 56.8
-I
: 36.4
н
| 23.9 ш 1 - 59.9
20
40
60
80
100
О и
М Для обеспечивающих процессов
(организации информационной безопасности, управления кадрами)
□ Для основных процессов
(маркетинга, продаж, производственных процессов, логистики)
□ Для управленческих процессов
(депового администрирования, управления организацией)
□ Не используется
Рис. 3. Источники больших данных по целям использования технологий их сбора, обработки и анализа: 2022 (в процентах от числа организаций, использующих соответствующий
источник больших данных) [3]
метода ценообразования в Интернет-магази-
см о гм
X <
m О
ш
с; и и
и
О с; О S
=г о и
и
О
с; с; Q.
LQ
U
СИ <
ш
1/1 ш
СИ <
U (J
О _|
О и О to
О
Z <
и
о и
Внедрение метода рандомизированной ценообразования может быть сложным процессом. Компания может делать это пошагово. Примерный список задач для внедрения такого метода в свою ценовую стратегию может включать следующее:
1. Исследование рынка. Необходимо изучить спрос на товары или услуги, конкурентную среду и возможности ценообразования на рынке. Важно определить, насколько эффективно будет использование метода рандомизированного ценообразования для бизнеса.
2. Подготовка сотрудников. Необходимо также обучить сотрудников по методологии рандомизированного ценообразования, объяснить им цели и ожидания от этого метода.
3. Планирование и настройка системы. Необходимо разработать алгоритм выбора случайных цен и способы их реализации. Следует настроить систему управления ценообразованием так, чтобы она поддерживала и отслеживала процесс случайного установления цен.
4. Проведение тестов. Заранее важно провести тестовые запуски на небольших группах клиентов, чтобы оценить реакцию рынка на такой подход.
5. Оценка и анализ результатов. После успешного тестирования и анализа, можно масштабировать применение такого метода на всю компанию. В дальнейшем следует оп-
тимизировать процессы и методику работы с новой стратегией.
Как и с любым другим новым методом, внедрение рандомизированного ценообразования требует тщательной подготовки, контроля и анализа результатов. Важно помнить о рисках и быть готовым к оперативным коррекциям в случае необходимости.
В цифровой экономике применение методов ценовой конкуренции приобретает особую важность и актуальность. Результаты проведенного исследования демонстрируют, что использование ценовых стратегий и подходов в онлайн-среде и цифровых платформах может существенно повлиять на поведение потребителей, динамику спроса и предложения, а также на конечные результаты деятельности компаний. Кроме того, был сделать акцент на значимости учета факторов, таких как ценовая прозрачность, дифференциация продуктов и услуг, динамичность мониторинга конкурентов для успешной реализации стратегий ценовой конкуренции в цифровой экономике.
Таким образом, использование методов ценовой конкуренции в цифровой экономике требует комплексного и глубоко подхода, который обоснован комбинацией новейших технологий, аналитики данных, понимания поведения потребителей и инновационного подхода к управлению ценами, обеспечивающего компаниям конкурентное преимущество и устойчивое развитие в цифровой среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Wu J., Li L., Xu L.D. A randomized pricing decision support system in electronic commerce. Decision Support Systems, 2014, vol. 58, pp. 43-52. DOI: 10.1016/j.dss.2013.01.015. WOS:000332442300006.
2. Заздравных А.В. Экономика отраслевых рынков: учебник и практикум для вузов / А.В. Заздравных, Е.Ю. Бойцова. - 2-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 359 с.
3. Индикаторы цифровой экономики: 2024: статистический сборник / В.Л. Абашкин, Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л М Гохберг и др.; И 60 Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 276 с.
4. Кобринский Г.Е. Ценовая и неценовая конкуренция на предприятии почтовой связи и направления её развития в современных условиях / Г.Е. Кобринский // Экономика. Бизнес. Финансы. 2023. № 8. С. 14-18.
5. Кондакова Ю.А. Внедрение цифровых технологий в современную экономику России: проблемы и пути их решения // Проблемы внедрения цифровых технологий в различные сферы деятельности: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 25 апреля 2023 года. Екатеринбург: Уральский институт управления - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2023. С. 37-41.
6. Кудашкина Я.В. Ценовая конкуренция в экономике / Я.В. Кудашкина // Аллея науки. 2017. Т. 5. № 16. С. 478-481.
OI
7. Лутошкина Н.К. Методы и формы ценовой и неценовой конкуренции на рынке банковских услуг / Н.К. Лу-^ тошкина // Финансы и кредит. 2013. № 6(534). С. 28-31.
8. Соловьева Ю.Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг: учебное пособие для вузов / Ю.Н. Соловьева. - 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 139 с.
х REFERENCES
<
1. Wu J., LiL., Xu L.D. A randomized pricing decision support system in electronic commerce. Decision Support Systems, 2014, vol. 58, pp. 43-52. DOI: 10.1016/j.dss.2013.01.015. WOS:000332442300006.
2. Zazdravnyh A.V. Jekonomika otraslevyh rynkov: uchebnik i praktikum dlja vuzov. A.V. Zazdravnyh E.Ju. Bojcova. -2-e izd. Moskva: Izdatel'stvo Jurajt, 2024. 359 p.
3. Indikatory cifrovoj jekonomiki: 2024: statisticheskij sbornik. V.L. Abashkin, G.I. Abdrahmanova, K.O. Vishnevskij, L.M. Gohberg i dr.; I60 Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». M.: ISIJeZ VShJe, 2024. 276 p.
4. Kobrinskij G.E. Cenovaja i necenovaja konkurencija na predprijatii pochtovoj svjazi i napravlenija ejo razvitija v О sovremennyh uslovijah. Jekonomika. Biznes. Finansy, 2023, no 8, pp. 14-18.
§ 5. Kondakova Ju.A. Vnedrenie cifrovyh tehnologij v sovremennuju jekonomiku Rossii: problemy i puti ih reshenija.
Problemy vnedrenija cifrovyh tehnologij v razlichnye sfery dejatel'nosti: Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 25 aprelja 2023 goda. Ekaterinburg: Ural'skij institut upravlenija - filial Federal'nogo gosudarstvennogo bjudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego obrazovanija «Rossijskaja akademija narodnogo hozjajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii», 2023. Pp. 37-41.
6. Kudashkina Ja. V. Cenovaja konkurencija v jekonomike. Alleja nauki, 2017, vol. 5, no 16. pp. 478-481.
7. Lutoshkina N.K. Metody i formy cenovoj i necenovoj konkurencii na rynke bankovskih uslug. Finansy i kredit, 2013, no 6(534), pp. 28-31.
8. Solov'eva Ju.N. Konkurentnye preimushhestva i benchmarking: uchebnoe posobie dlja vuzov. - 2-e izd., ispr. * i dop. Moskva: Izdatel'stvo Jurajt, 2024. 139 p.
c;
2 Ш
и
cc <
Ш 1/1 Ш
cc
—I
<
и
О _i
О и о l/l
о
z
<
и
о и
Статья поступила в редакцию 23.04.24; Принята к публикации 14.05.24. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The article was submitted 23.04.24; accepted for publication 14.05.24. The authors read and approved the final version of the manuscript.