Научная статья на тему 'Применение методов стратегического анализа для оценки конкурентоспособности телекоммуникационных компаний'

Применение методов стратегического анализа для оценки конкурентоспособности телекоммуникационных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1418
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ / ПОРТФЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кухаренко Е. Г., Салютина М. Е.

В практике бизнеса используются различные способы оценки конкурентоспособности предприятия. Рассматривается подход к оценке конкурентоспособности ведущих компанийNоператоров связи с помощью портфельных методов, применяемых в стратегическом менеджменте на этапе стратегического анализа. Цель портфельного анализа согласование стратегий и наиболее эффективное использование имеющихся инвестиционных ресурсов с точки зрения достижения устойчивого положения компании в целом и роста финансовых результатов. Различия методов портфельного анализа состоят в подходах к оценке конкурентных позиций стратегических единиц бизнеса и привлекательности рынка. После сравнительного анализа основных портфельных методов с точки зрения возможности их применения для оценки конкурентоспособности был выбран подход, используемый в многокритериальной модели General Electric/McKinsey. Рассматриваются результаты применения модели GE/McKinsey для оценки конкурентоспособности операторов в сегментах услуг фиксированного широкополосного доступа в Интернет и VASNуслуг сотовой подвижной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение методов стратегического анализа для оценки конкурентоспособности телекоммуникационных компаний»

Применение методов стратегического анализа для оценки конкурентоспособности телекоммуникационных компаний

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, стратегические анализ, порт-фельные методы, модель General Eleclric/McKinsey, критерии конкурентоспособности.

В практике бизнеса используются различные способы оценки конкурентоспособности предприятия. Рассматривается подход к оценке конкурентоспособности ведущих компаний-операторов связи с помощью портфельных методов, применяемых в стратегическом менеджменте на этапе стратегического анализа. Цель портфельного анализа — согласование стратегий и наиболее эффективное использование имеющихся инвестиционных ресурсов с точки зрения достижения устойчивого положения компании в целом и роста финансовых результатов. Различия методов портфельного анализа состоят в подходах к оценке конкурентных позиций стратегических единиц бизнеса и привлекательности рынка. После сравнительного анализа основных портфельных методов с точки зрения возможности их применения для оценки конкурентоспособности был выбран подход, используемый в многокритериальной модели General Electric/McKinsey. Рассматриваются результаты применения модели GE/McKinsey для оценки конкурентоспособности операторов в сегментах услуг фиксированного широкополосного доступа в Интернет и VAS-услуг сотовой подвижной связи.

Кухаренко Е.Г., Салютина М.Е.,

МТУСИ

Научно-технический прогресс открывает перед операторами широкие технические и коммерческие возможности, создает предпосылки для появления принципиально новых конкурентных преимуществ, с другой стороны, — появляются и новые угрозы, связанные с изменением фирменной структуры рынка, обострением конкуренции услуг и технологий связи. Высокая динамика конкурентной среды на рынке телекоммуникационных услуг заставляет компании уделять серьезное внимание оценке рыночных позиций и выработке конкурентной стратегии, позволяющей обеспечить предприятию устойчивую конкурентоспособность.

Наиболее обобщенно конкурентоспособность предприятия можно определить как потенциальную или реализованную способность экономического субъекта проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам являются более привлекательными для потребителей, чем товары их конкурентов [5].

Конкурентоспособность предприятия:

• основывается на конкурентных преимуществах предприятия;

• определяет способность предприятия выдерживать конкуренцию на определенном рынке;

• отражает позицию данного предприятия относительно конкурентов.

С другой стороны, конкурентоспособным является, как правило, то предприятие, которое длительное время может оставаться прибыльным в условиях рыночной экономики.

Поскольку конкурентоспособность предприятия характеризует степень реализации его потенциальных возможностей по приобретению и удержанию на протяжении длительного периода времени конкурентного преимущества, то под конкурентоспособностью следует понимать не только текущую эффективность, но и динамику приспособления предприятия к переменным условиям внешней среды1. Таким образом, с точки зрения системного подхода конкурентоспособность может быть представлена в виде свойства производственно-экономической системы! (которым и является предприятие) изменять траекторию развития либо определенный режим функционирования в процессе адаптации к влияниям внешней среды1 с целью сохранения и развития уже имеющихся, либо создание новых конкурентных преимуществ [3].

Конкурентоспособности предприятия присущ такой признак, как относительность — конкурентоспособность проявляется исключительно через сравнение характеристик данного экономического субъекта с

характеристиками других субъектов, действующих на том же рынке.

В практике бизнеса используются различные методы оценки конкурентоспособности предприятия [3]. В настоящей работе предпринимается попытка решить проблему оценки конкурентоспособности ведущих компаний-операторов связи с помощью известных методов портфельного анализа, что в основе не противоречит подходам к оценке конкурентоспособности, применяемым зарубежными и отечественными специалистами. Для решения задач стратегического планирования кнастоящему времени в мире разработан ряд аналитических методов и моделей, которые используются на этапе стратегического анализа при принятии решений. Эти методы1 и модели принято именовать методами портфельного анализа [1,6,7].

В общепринятом понимании портфельный анализ — это инструмент стратегического планирования, с помощью которого предприятие оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления и прекращения или сокращения инвестиций в неэффективные проекты [7]. Таким образом он обеспечивает ясное представление о затратах и прибыли диверсифицированной компании.

Цель портфельного анализа — согласование стратегий и наиболее эффективное использование имеющихся инвестиционных ресурсов с точки зрения достижения устойчивого положения компании в целом и роста финансовых результатов. В общем виде процедура анализа состоит в перекрестном классифицировании каждого направления деятельности компании по двум независимым параметрам: привлекательности базового рынка, на котором работает компания, и ее способности использовать возможности, имеющиеся на этом рынке. То есть основным приемом портфельного анализа является построение двумерных матриц, с помощью которых бизнес-единицы или отдельные продукты (услуги) сравниваются между собой по таким критериям, как темпы роста продаж, стадия жизненного цикла, доля рынка. Разнятся методики наборами переменных, однако в любом случае это двумерные матрицы, в которых по одной оси фиксируются значения внутренних возможностей фирмы, по другой — внешние факторы [5]. Квадранты матрицы образуются пересечением пограничных значений обоих факторов. Попадание бизнес-единиц (товаров, услуг) в тот или иной квадрант означает применимость к ним типовых стратегических рекомендаций.

Построение портфельных матриц требует большой работы по сегментации рынка, сбору маркетинговой информации. Различия методов портфельного анализа состоят в подходах к оценке конкурентных позиций стратегических единиц бизнеса и привлекательности рынка.

Наиболее известными матрицами для портфельного анализа в настоящее время являются [4,5]:

Матрица BCG (Boston Consulting Group) — анализ темпов роста спроса и относительной доли рынка. Матрица BCG помогает выполнению двух функций: принятию решений о намеченных позициях на рынке и распределению стратегических средств между различными зонами хозяйствования в будущем.

Матрица МСС (Mission and Core Competencies) — анализ соответствия бизнеса миссии предприятия и его ключевым компетенциям. Матрица MCC представляет собой модифицированный вариант матрицы BCG, где были заменены основные модули. Любая матрица стратегического планирования является инструментом выбора между различными возможностями использования ограниченных ресурсов компании: проектами, продуктами, бизнес-единицами. Результатом выбора должна быть концентрация усилий и ресурсов на тех направлениях, которые наиболее важны и перспективны с точки зрения долгосрочного развития компании.

Матрица направленной политики (матрица Shell/DPM — Direct Policy MatrX) — анализ привлекательности ресурсоемкой отрасли в зависимости от конкурентоспособности. Основополагающей идеей модели Shell/DPM является идея, заимствованная из матрицы BCG и состоящая в том, что общая стратегия компании должна обеспечивать поддержание баланса между денежным излишком и его дефицитом путем регулярного развития новых перспективных видов бизнеса.

Матрица Ансофа — анализ стратегии по отношению к рынкам и продуктам. Матрица Ансофа — это стратегическая модель на основе: внутренней оценки фирмы; оценке внешних возможностей; формулировки целей и задач; выбора портфельной и конкурентной стратегий; создания альтернативных проектов, их отбора и реализации.

Матрица ADL/LC (Arthtur D. Little/Life Cycle) — анализ жизненного цикла отрасли и относительного положения на рынке. Исходное предназначение модели ADL/LC состояло в том, чтобы обеспечить менеджеров оригинальной методикой стратегического анализа и планирования, дать им по возможности мощный инструмент анализа портфельных стратегий для определения разумной диверсификации деятельности многоотраслевой организации, который можно было бы использовать как на корпоративном уровне, так и на уровне отдельных хозяйственных звеньев.

Матрица GE/McKinsey — анализ сравнительной привлекательности рынка и конкурентоспособности бизнеса. В отличие от матрицы BCG, в модели GE/McKinsey каждая ось координат учитывает множество факторов и аспектов. Такой подход делает данную модель более реалистичной и позволяет эксперту точнее учесть все факторы, но, в то же время, модель находится в большой зависимости от экспертного мнения при ее составлении.

В нашем исследовании не ставилась задача определения стратегии развития компании связи — нас интересовал метод определения одного из параметров, или индикаторов, — в частности, конкурентной позиции компании на рынке конкретной услуги.

Представляется, что наилучшим образом решить эту задачу позволяет подход, используемый в многокритериальной модели General Electric/ McKinsey [4], в части расчета индикатора конкурентного преимущества компании, который предполагает привлечение достаточно большого количества факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности.

Очевидно, что для достижения цели нет необходимости строить матрицу — достаточно использовать подходы авторов компании McKinsey&Co в части формирования показателей, характеризующих конкурентоспособность операторов связи на телекоммуникационном рынке, и провести сравнительный анализ этих показателей во времени и среди конкурентов. Очевидно также, что при таком подходе характеристика привлекательности рынка не играет решающей роли,

поскольку все участники рынка — конкуренты находятся в одинаковых условиях при продвижении на рынок конкретного продукта.

Многофакторная модель GE/McKinsey основана на сочетании как объективно измеримых параметров (емкость рынка, рентабельность, доля рынка и т.п.), так и субъективно оцениваемых.

Неизмеримые критерии должны оцениваться экспертами — наиболее квалифицированными сотрудниками компании (включая руководителей всех уровней) и сторонними экспертами. Компания должна оценить свое положение по каждому из факторов, приведенных в сформированном перечне, и определить его исходя из трех возможных уровней: низкого, среднего, высокого. Самооценка должна быть максимально объективной. Только при выполнении таких условий результаты могут быть близкими к реальным.

Исследование проводилось в сегментах услуг фиксированного широкополосного доступа в Интернет (ШПД) и VAS-услуг сотовой подвижной связи, оценивались конкурентные позиции операторов Московского региона. Расчет параметров, определяющих конкурентную ситуацию на указанных рынках, проводится за период 2005-2010 гг.

Алгоритм расчета заключался в следующем. На первом этапе был проведен анализ московских рынков VAS-услуг сотовой подвижной связи и фиксированного ШПД в Интернет, выявлены лидирующие операторы в каждом из сегментов. В итоге были получены и систематизированы данные о деятельности ведущих операторов за период 2005-2010 гг.

Затем осуществлялось формирование перечней показателей, характеризующих привлекательность рынков доступа в Интернет и VAS-услуг сотовой подвижной связи. Основной трудностью при этом являлась закрытость компаний. С одной стороны, для получения более достоверной оценки необходимо оперировать достаточно большим количеством показателей, с другой — не всегда возможно получить доступ к информации о компании, которая, как правило, составляет коммерческую тайну. Поэтому такой перечень, так же, как и оценки показателей, были сформированы экспертным путем.

Следующий шаг — формирование групп экспертов для оценки привлекательности рынка и конкурентных позиций операторов на московском рынке, получение экспертных оценок значимости и балльных оценки показателей, характеризующих конкурентные позиции услуг ШПД и VAS-услуг, оказываемых ведущими операторами.

На последнем этапе осуществлялось вычисление взвешенных оценок показателей, характеризующих конкурентные позиции рассматриваемых компаний, и делались выводы о конкурентоспособности ведущих операторов на московских рынках VAS-услуг и фиксированного ШПД в Интернет. Телекоммуникационной компании при выработке стратегии развития важно иметь представление о конкурентной ситуации на рынке услуг, о конкурентоспособности и эволюции конкурентных позиций на протяжении последних лет. И предложенный подход позволяет решить эту задачу.

Литература

1. Артур А. Томпсон-мп и А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент. Концеп-ции и ситуации для анализа (Strategic Management. Concepts and Cases). — М.: Вильямс, 2007. — 928 с.

2. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом, 2010.

— №4. — С. 24-32.

3. Винокуров ВА Организация стратегического управления на предприятии. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 160 с.

4. Голубицкая ЕА, Кухаренко Е.Г. Основы маркетинга в телекоммуникациях. Учебное пособие. — М.:Радио и связь, 2005. — 320 с.

5. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; пер. с англ. — 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 453 с.

6. Фатхутдинов РА Стратегический менеджмент. 7-е изд., испр. и доп.

— М.: Дело, 2005. — 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.