Научная статья на тему 'Применение методологии М. Вебера при изучении выставочной деятельности Императорской Академии художеств второй половины ХIХ века'

Применение методологии М. Вебера при изучении выставочной деятельности Императорской Академии художеств второй половины ХIХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
выставочная деятельность Академии художеств / вторая половина ХIХ века / методология / социология М. Вебера / методология Вебера / Императорская Академия художеств. / exhibition activity of the Academy of Arts / second half of the 19th century / methodology / M. Weber's sociology / Weber's methodology / Imperial Academy of Arts.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пиндюр А. В.

В статье рассматривается применение методологии Макса Вебера в контексте выставочной деятельности Императорской Академии художеств (ИАХ). Проблемы методологии в современном искусствоведении являются наиболее уязвимой стороной научно-исследовательской деятельности, поскольку искусствоведение еще не выработало четкую систему методологии и ее практическое применение. В статье рассмотрены тенденции развития выставочного процесса ИАХ. Тема выставок принадлежит области социально-общественной сферы деятельности по вопросу культуры ХIХ века и включает в себя большой пласт социологических аспектов. Предлагаемая тема является актуальной, поскольку находит один из способов решения сущности проблемы методологии искусствоведения. Приведенные в статье периодические данные публикуются впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Пиндюр А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The application of M. Weber's methodology in the study of the exhibition activities of the Imperial Academy of Arts of the second half of the XIX century

The article analyses the use of Max Weber's methodology in the context of the exhibition activities of the Imperial Academy of Arts. Methodological issues in contemporary art history are a critical aspect of research activity, as art history lacks a clear system of methodology and practical application. The topic of exhibitions belongs to the field of social and public sphere of activity on the issue of culture of the 19th century and includes a large layer of sociological aspects. The proposed topic is relevant, as it finds one of the ways to solve the essence of the problem of methodology of art history. The periodical data given in the article are published for the first time.

Текст научной работы на тему «Применение методологии М. Вебера при изучении выставочной деятельности Императорской Академии художеств второй половины ХIХ века»

The application of M. Weber's methodology in the study of the exhibition activities of the Imperial Academy of Arts of the second half of the XIX century

Pindur Anastasia Vladimirovna, Postgraduate student, St. Petersburg Academy of Arts named after Ilya Repin (St. Petersburg Academy of Arts), Saint Petersburg

The article analyses the use of Max Weber's methodology in the context of the exhibition activities of the Imperial Academy of Arts. Methodological issues in contemporary art history are a critical aspect of research activity, as art history lacks a clear system of methodology and practical application. The topic of exhibitions belongs to the field of social and public sphere of activity on the issue of culture of the 19th century and includes a large layer of sociological aspects. The proposed topic is relevant, as it finds one of the ways to solve the essence of the problem of methodology of art history. The periodical data given in the article are published for the first time.

Keywords: exhibition activity of the Academy of Arts; second half of the 19th century; methodology; M. Weber's sociology; Weber's methodology; Imperial Academy of Arts.

Цитировать: Пиндюр А.В. Применение методологии М. Вебера при изучении выставочной деятельности Императорской Академии художеств второй половины ХIХ века // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №2(18). – С. 97-101. EDN: MQZSAE. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-18.13

Пиндюр Анастасия Владимировна, аспирантка, Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина (Санкт-Петербургская академия художеств), Санкт-Петербург

В статье рассматривается применение методологии Макса Вебера в контексте выставочной деятельности Императорской Академии художеств (ИАХ). Проблемы методологии в современном искусствоведении являются наиболее уязвимой стороной научно-исследовательской деятельности, поскольку искусствоведение еще не выработало четкую систему методологии и ее практическое применение. В статье рассмотрены тенденции развития выставочного процесса ИАХ. Тема выставок принадлежит области социально-общественной сферы деятельности по вопросу культуры ХIХ века и включает в себя большой пласт социологических аспектов. Предлагаемая тема является актуальной, поскольку находит один из способов решения сущности проблемы методологии искусствоведения. Приведенные в статье периодические данные публикуются впервые.

Ключевые слова: выставочная деятельность Академии художеств; вторая половина ХIХ века; методология; социология М. Вебера; методология Вебера; Императорская Академия художеств.

УДК 7.75.03

5.10.3 (Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура)

Пиндюр А.В.

Применение методологии М. Вебера при изучении выставочной деятельности Императорской Академии художеств второй половины ХIХ века

Методология является неотъемлемой частью любого исследования. Под термином «методология» подразумевается совокупность научных методов познания практической деятельности, сочетающая в себе междисциплинарный подход. Иными словами – это вектор движения, по которому развивается научная работа. В современном искусствоведении методология играет ключевую роль. В предлагаемой статье рассматривается методология Макса Вебера (1864 – 1920), немецкого социолога, философа и историка, на примере темы выставочной деятельности Императорской Академии художеств (ИАХ) второй половины ХIХ века. Поскольку эта тема в значительной степени принадлежит области общественных интересов по вопросу культуры ХIХ века и включает в себя большой пласт социологических аспектов, при изучении темы выставок мы руководствуемся социологической методологией Вебера, которая находится на пересечении гуманитарных и естественных наук. «Социология изучает не все общество, а только его часть. Ею является социальная жизнь» [10, 180].

Искусство – одна из сфер бытия человека, составная часть культуры, которая в свою очередь принадлежит к области жизни социума, а именно к духовной сфере человеческих интересов. Если толковать слово «культура» широко, то оно включает в себя комплекс форм и способов реализации человеческой деятельности, демонстрируя уровень развития того или иного этноса. Мы же в рамках искусствоведения трактуем слово «культура» в узкоспециальном прочтении как квинтэссенцию организации социальной жизни на основании определённых правил и законов, сочетающую не только материальную и духовную сторону, но и социальную, которую можно рассмотреть в качестве коллективно-регулирующего механизма. В этом контексте рассматривать выставочную деятельность ИАХ становится более правильно, картина развития выставочного процесса обретает большую полноценность и объективность. Выставки – социальное явление, целенаправленная демонстрация произведений искусства, занимающая важнейшее место в общественно-художественной (культурно-социальной) жизни русского общества в исследуемое время (второй половины ХIХ в.).

В вопросах методологии и ее проблемах современное искусствоведение еще не выработало чёткую структуру, проблема междисциплинарных подходов до сих пор является предметом дискуссий современных искусствоведов. Что делает эту тему востребованной на сегодняшний день, позволяя обрести один из способов решения проблемы методологии искусствоведения, «ставшей краеугольным камнем…» [1, 177] посредством восприятия памятника искусства в определённом контексте и поиске «…методологии анализа, исходя из конкретных задач и обстоятельств» [1, 178]. Приведенные в статье периодические данные публикуются впервые.

Методология Вебера представляет интерес для искусствоведения, поскольку он как ученый предпринял попытку преодолеть разрыв между естественными и гуманитарными науками. «Он намеревался оставить в социологии все ценное и от методов естествознания, и от методов гуманитарных наук» [3, 155]. В основании методологии Вебера лежат следующие принципы: концепция «идеального типа», метод причинно-следственного объяснения исторических закономерностей, принцип сопереживающего понимания мотивов поведения, принцип отнесения к ценности [3].

Концепция «идеального типа» (научный анализ, базирующийся на распространенных явлениях, которые характеризуют определенную социальную группу) применяется в качестве метода исторического анализа в социологическом исследовании. Выставки академии – распространенное в ХIХ веке явление, которое будет правильно причислить к слову «традиция». По мере развития выставочной деятельности, менялся и характер самих выставок и способ их организации. К историческому анализу Вебер причисляет статистические данные, с помощью которых становится возможным обнаружение определенных тенденций и закономерностей (о чем будет подробнее описано далее).

Таким образом, социологическое исследование приобретает характер сравнительно-исторического. Опыт обеспечивает объективность выводов, а история позволяет выявлять причинно-следственные соотношения (для чего требуется анализ большой массы источников информации). В результате такого подхода веберовская методология делает возможным определить не только различие между старым и новым, но и выяснить причину этих различий. Чтобы определить, какие изменения происходили в художественной жизни России ХIХ века, важно досконально изучить историю эволюции выставочного дела ИАХ, через призму которой раскрываются особенности развития русского академического изобразительного искусства. До второй половины ХIХ столетия единственным инициатором проведения художественных выставок была ИАХ и Общество поощрения художников (с 1882 – Императорское общество поощрения художеств). При этом Общество и Академия были взаимосвязаны.

Самая первая выставка художественных произведений проходила не в 1765 году (как это принято считать), а в 1762 году [5]. Вначале устраивался ежемесячный просмотр в классах и продолжался показом работ учеников профессорско-преподавательскому составу (таким образом просмотр работ плавно «перетекал» в выставку). Такие выставки носили закрытый, внутренний характер. Публику на них не приглашали. Затем организовывались уже публичные выставки, на которых демонстрировались приглашенным зрителям, завершенные, принятые Советом Академии программы на большую золотую медаль, работы пенсионеров (с 1766 г.), и работы педагогов. Отмеченные наградами произведения отправляли в музей ИАХ.

Выставка 1770 года была самой первой, устроенной в специально предназначенном для этой цели помещении (галерея по 3 линии В.О.). К ней готовились весьма ответственно и скрупулезно, поэтому она оправдала ожидания и продлилась вместо отведенных 8 дней – целый месяц (с начала ХIХ в. месяц как продолжительность проведения выставки становится нормой и правилом). До вступления на должность президента ИАХ А.И. Мусина-Пушкина (1795-1797), выставки имели характер нерегулярный и именовались «всенародным обозрением» [4, 284]. Они не удостаивались ни объявлений, ни освящений в периодической печати. Привычные ежегодные академические выставки, которые будут широко распространены в ХIХ веке, берут свое начало с 1797 года. Так постепенно выстраивался процесс развития выставочной деятельности ИАХ. С 1800-х гг. появляются выставки-продажи, благотворительные выставки (одна из подобного рода выставок – выставка редких вещей в пользу кассы Общества посещения бедных), выставки-отчеты. Выставочная система не оставалась статичной, она развивалась, учитывая контекст времени, находила новые способы организации. После знаменитого «бунта четырнадцати» (1863 г.) Академия охотно принимала на ежегодные выставки работы Артели (предтечу Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)).

Как социально-культурное явление выставки, инициированные Академией, были своего рода катализатором, обнажившим накопившиеся проблемы как в организационной системе, так и в уровне демонстрированных работ. Благодаря методу причинно-следственного объяснения исторических закономерностей Вебера можно смело утверждать этот тезис. В периодической печати того времени появляются указания на тенденцию снижения уровня академических работ, например в журнале «Всемирная иллюстрация»: «Выставки наши в Академии делаются беднее и беднее… на этот раз выставка действительно не богата…» [2, 7]. После резкой критики академических выставок в печати началось кардинальное реформирование выставочного процесса: отказ в проведении ежегодных академических выставок, создание художественной организации Общества выставок художественных произведений (ОВХП) (1874-1884 гг.), проведение передвижных выставок (1886-1889 гг.), организация при Академии Товарищества вспомогательной Кассы недостаточных академистов (1871-1917), материально поддерживающая учеников ИАХ. Таким образом академией осуществлялся поиск «идеального» типа выставки и условий их проведения.

Ценностный принцип Вебер определяет как установку определенной исторической эпохи и условно выделяет два типа интереса: частный и общественный. Первый тип носит более субъективный характер, второй – объективный, конструктивный. В исследуемое время важнейшими критериями ценности искусства является прежде всего соответствие эстетическим потребностям общества и отклик, реакция зрителей на экспонируемые произведения. Например, первая передвижная академическая выставка, прошедшая в Одессе в 1886 году, заслужила высокую оценку местного населения: «В общем, академическая выставка затмит, без сомнения, все бывшие у нас до сих пор передвижные выставки, интерес которых сосредотачивался, главным образом, на десятке выдающихся картин. Академическая выставка, напротив, располагает в свою пользу тем, что большинство ее картин принадлежат к выдающимся произведениям» [6, 3].

На академической передвижной выставке было представлено 122 произведения русского искусства, среди которых «Молящиеся христиане» (В каталоге ГРМ – «Первые христиане в Киеве») В.Г. Перова, «Заливные луга» Н.А. Сергеева, «Красная шапочка» Ю.Ю. Клевера, «Иван Грозный и его мамка» К.В. Венига и др. «Посредственных картин мало; поэтому посетители долго останавливались почти пред каждой картиной» [7, 2], «В настоящем году впервые Академия художеств устроила передвижную выставку…и этот почин имеет весьма важное значение в смысле развития художественного вкуса, особенно в провинции» [8, 3] – такие характеристики позволяют прийти к следующему выводу: не только работы Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), которое организовало в это же самое время в Одессе свою ХIV передвижную выставку, отвечали потребностям публики, но и художники академического толка также являлись воплощением живого общественного интереса. Обратим внимание на статистические данные, которые играют значимую роль в социологической методологии и исследуемой теме. Первую передвижную академическую выставку посетило – 9.200 человек, в то время как выставку Товарищества 8.000. Таким образом, выставки Академии стали вновь завоёвывать зрителей и собирать большое количество человек.

Когда Совет ИАХ приступил к реформированию Устава (1893 г.), пересматривалось и функционирование выставочной деятельности. Первоначально хотели перенести академические ежегодные выставки для демонстрации публике на осеннее время, а остальные месяцы предложить художественным обществам, которые могли бы реализовать свою выставочную инициативу в помещениях ИАХ (например, для ТПХВ предложили залы Академии на 1895 г., для Общества акварелистов – 1896 г. [9]), но признали, что все же, самый лучший выставочный сезон непосредственно для академии – весна (время Великого поста). «С великим постом наступил… сезон художественных выставок – пора, в которую большинство наших живописцев и скульпторов обыкновенно представляет на общественный суд произведения, исполненные ими в течение года… Каждый из них успел окончить то, что работал осенью и зимою по заготовленным летом этюдам и эскизам» [11, 195]. Факт того, что выставки приурочили к началу этого основополагающего для православной империи праздника, подтверждает важность учета социологических аспектов при изучении истории искусства. Осознавая сакральность церковного праздника, менталитет русского народа легко понять, почему выставки приурочили именно к этому времени, когда после суровых долгих дней поста устраивались ярмарки, гуляния, в Петербург приезжало огромное количество людей, что стало удобным временем для проведения академических выставок.

Таким образом, благодаря социологической методологии, становится возможным реконструировать события прошлого в русской художественной жизни, постепенно эпизод за эпизодом установить закономерную картину развития выставочной деятельности ИАХ, сопоставить с имеющимися данными на сегодняшний день и сделать выводы о том, насколько они объективны. Социологические методы изучения сконцентрированы вокруг деятельности человека, а значит, социума. Поскольку искусство есть порождение этого социума, чтобы его правильно интерпретировать и верно излагать, и изучать факты, не искажая истории, учитывая контекст, необходимо прибегать к помощи социологической методологии. Она позволяет анализировать и понимать, как устроен социальный мир, какие в нем есть взаимосвязи, как различные аспекты социальной жизни соотносятся с культурной средой и при помощи всего этого установить первопричину исследуемых событий.

Литература:

1. Арутюнян Ю.И. Методологические проблемы искусствоведения в контексте современного гуманитарного образования // СПбГУКИ. - 2013. - Т. 200. - С. 174-185.

2. Всемирная иллюстрация. – 1874. – № 14. - 20 с.

3. Кравченко А.И. Основные принципы Веберовской методологии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2011. - № 4. - С. 153-171.

4. Логутова Е.В. К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге ХIХ-начала ХХ в. // Призвание – история, 2010. - С. 284-294.

5. Моисеева С.В. Публичные выставки Академии художеств 1760-начала 1770 годов как отражение процесса развития отечественного изобразительного искусства: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. - СПб., 1997. – 24 с.

6. Одесский листок. 1 октября. - 1886. - №263. - 4 с.

7. Одесский листок. 3 октября. - 1886. - №264. - 4 с.

8. Одесский листок. 6 октября. – 1886. - № 267. - 4 с.

9. Отчет о деятельности ИАХ со времени введения устава 15 октября 1893 года до 1 января 1896 года. – 18 с.

10. Смольников Н.С. О предмете социологии // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2014. - № 2. - С. 178-193.

11. Художественные новости. Приложение к журналу «Вестник изящных искусств». – 1884. – № 6. - С. 196-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.