Научная статья на тему 'ВЫСТАВОЧНАЯ ЖИЗНЬ МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ИЗДАНИЯ К ВЫСТАВКАМ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИСТОЧНИК'

ВЫСТАВОЧНАЯ ЖИЗНЬ МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ИЗДАНИЯ К ВЫСТАВКАМ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИСТОЧНИК Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ИСКУССТВО НАЧАЛА ХХ ВЕКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ВЫСТАВКИ / ИЗДАНИЯ К ВЫСТАВКАМ / RUSSIA / ART OF THE EARLY TWENTIETH CENTURY / ART LIFE / EXHIBITIONS / PUBLICATIONS FOR EXHIBITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна

Статья посвящена анализу изданий, сопровождавших художественные выставки Москвы и С.Петербурга начала ХХ века. Выставочные каталоги тех лет принципиально отличались от современных их вариантов, как по задачам, так по форме и содержанию. Эти скромные издания имеют значительное количество неточностей и ошибок, каталожная часть больше похожа на простые списки художников и их работ. Из-за отсутствия сведений о датах создания, технике, размерах произведений отдельной проблемой становится их идентификация. Тем не менее, каталоги тех лет являются важнейшим источником информации о выставочной жизни, о деятельности художественных объединений, о биографиях художников, об истории бытования и атрибуции произведений. Анализ выставочных каталогов различных объединений и групп художников, как специальный инструмент изучения художественного материала, становится актуален для современных научных исследований, музейной работы и коммерческой артдеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXHIBITION LIFE IN MOSCOW AND ST. PETERSBURG AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY: PUBLICATIONS FOR EXHIBITIONS AS AN INFORMATION SOURCE

The article is devoted to the analysis of publications that accompanied art exhibitions in Moscow and St. Petersburg in the early twentieth century. Exhibition catalogues of those years were fundamentally different from their modern versions, both in terms of tasks, form and content. These modest publications have a significant number of inaccuracies and errors, the catalog part is more like a simple list of artists and their works. Due to the lack of information about the dates of creation, technique, and size of works, their identification becomes a separate problem. Nevertheless, catalogues of those years are the most important source of information about exhibition life, about the activities of art associations, about biographies of artists, about the history of existence and attribution of works. The analysis of exhibition catalogues of various associations and groups of artists, as a special tool for studying artistic material, becomes relevant for modern scientific research, Museum work and commercial art activities.

Текст научной работы на тему «ВЫСТАВОЧНАЯ ЖИЗНЬ МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ИЗДАНИЯ К ВЫСТАВКАМ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИСТОЧНИК»

УДК 7 ГРНТИ 18

ВЫСТАВОЧНАЯ ЖИЗНЬ МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ИЗДАНИЯ К ВЫСТАВКАМ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИСТОЧНИК

Лебедева Ирина Владимировна

Действительный член Российской академии художеств 119034, Российская Федерация, Москва, ул. Пречистенка, 21

EXHIBITION LIFE IN MOSCOW AND ST. PETERSBURG AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY: PUBLICATIONS FOR EXHIBITIONS AS AN INFORMATION SOURCE

Irina V. Lebedeva

Full member of the Russian Academy of Arts 119034, 21 Prechistenka st., Moscow, Russian Federation

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу изданий, сопровождавших художественные выставки Москвы и С.Петербурга начала ХХ века. Выставочные каталоги тех лет принципиально отличались от современных их вариантов, как по задачам, так по форме и содержанию. Эти скромные издания имеют значительное количество неточностей и ошибок, каталожная часть больше похожа на простые списки художников и их работ. Из-за отсутствия сведений о датах создания, технике, размерах произведений отдельной проблемой становится их идентификация. Тем не менее, каталоги тех лет являются важнейшим источником информации о выставочной жизни, о деятельности художественных объединений, о биографиях художников, об истории бытования и атрибуции произведений. Анализ выставочных каталогов различных объединений и групп художников, как специальный инструмент изучения художественного материала, становится актуален для современных научных исследований, музейной работы и коммерческой арт-деятельности.

ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of publications that accompanied art exhibitions in Moscow and St. Petersburg in the early twentieth century. Exhibition catalogues of those years were fundamentally different from their modern versions, both in terms of tasks, form and content. These modest publications have a significant number of inaccuracies and errors, the catalog part is more like a simple list of artists and their works. Due to the lack of information about the dates of creation, technique, and size of works, their identification becomes a separate problem. Nevertheless, catalogues of those years are the most important source of information about exhibition life, about the activities of art associations, about biographies of artists, about the history of existence and attribution of works. The analysis of exhibition catalogues of various associations and groups of artists, as a special tool for studying artistic material, becomes relevant for modern scientific research, Museum work and commercial art activities.

Ключевые слова: Россия, искусство начала ХХ века, художественная жизнь, выставки, издания к выставкам.

Keywords: Russia, art of the early twentieth century, art life, exhibitions, publications for exhibitions.

Выставочная жизнь Москвы и Петербурга начала ХХ столетия была интенсивна и многообразна. Именно в эти годы происходили смена эстетических ориентиров, появление новых, отличных от традиционных, форм творческой деятельности, зарождение и развитие авангардного движения. Изучение этого противоречивого и крайне интересного периода художественной истории традиционно базируется на архивных источниках, мемуарах, публикациях в прессе и изданиях тех лет. Анализ выставочных каталогов различных объединений и групп художников, как специальный инструмент изучения

художественного материала, становится актуален для современных научных исследований, музейной работы и коммерческой арт-деятельности.

Каталоги тех лет - это важнейший источник информации связанной с исследованием творчества отдельных художников, деятельности

художественных объединений, истории бытования и атрибуции произведений. Однако, главная сложность использования выставочных каталогов как инструмента изучения, заключается в ограниченности представленных в них сведений. Скромные каталоги тех лет принципиально отличаются от современных изданий, которые следуют уже устоявшимся правилам описания произведений и подачи информации. Это касается не только серьезных музейных каталогов, имеющих характер научных изданий, но и более скромных публикаций, посвященных различным выставкам, в том числе современных художников.

Цель каталогов первых десятилетий ХХ века была иная и, соответственно, иными были издательские требованиях к ним. Материал, помещенный в каталогах, не подвергался редактуре и унификации, что влекло за собой огромное количество неточностей или ошибок в написании

фамилий, имен и отчеств художников, названий их работ. За редким исключением в этих изданиях отсутствуют такие важнейшие сведения, как год создания произведений, техника исполнения, размер. Сведения о работах, как правило, предоставлялись самими авторами. Каталоги часто печатались накануне открытия выставки и были больше похожи на списки художников-участников и их произведений. На сохранившихся фотографиях выставочных экспозиций можно увидеть, что под произведениями помещались лишь карточки с номерами, которые соответствовали нумерации в каталоге. Таким образом, эти издания были своего рода «этикетажными» списками, позволяя зрителю ориентироваться в экспонируемом материале.

Интересно рассмотреть выставочные каталоги начала ХХ века как тип издания. Анализ большого массива сопровождавших выставки каталогов позволяет выявить их общие принципы. Несмотря на то, что эти издания к различным выставкам были достаточно единообразны, они, в зависимости от успешности и финансового положения художественного общества или группы художников, имели свои особенности.

Обложки этих весьма скромных по объему каталогов, как правило, были графически простыми. Лишь иногда они выглядели более художественно (Выставка картин «Московского товарищества художников» М.,1900. Обложка по рисунку В.Я. Суреньянца; «Салон. Выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры. СПб., 1909. Обложка по рисунку И.А. Фомина). В оформлении каталогов таких художественных обществ, как «Мир искусства» (МИ), «Союз русских художников» (СРХ), в течение нескольких лет использовался один и тот же прием оформления, сохранялся стандартный формат обложки.

Саму каталожную часть иногда предваряла вступительная статья, которая раскрывала задачи выставки. Это мог быть авторский текст (Выставка «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив». М., 1914. Текст за подписью М. Ларионова), обзорная статья к юбилею (XXV выставка картин учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. М., 19021903. Вступ. статья С. Голоушева) или кредо вновь организованного объединения (Выставка живописи, скульптуры и архитектуры общества художников «Московский салон». М., 1911).

Формальные же требования соблюдались практически всегда. Одним из них было указание типографий, где печатались каталоги. В Москве наиболее популярными были: Скоропечатня А.А. Левенсона; типографии Т-ва И.Н. Кушнерев и К°, О.И. Лашкевич и К°, Н.И. Гросман и К°, А.И. Мамонтова. В Петербурге наиболее часто каталоги печатали типографии Р.Р. Голике, И.Ф. Вайсберга, бр. Пантелеевых, И. Флейтмана, Б. Авидона, Н.Я. Стойковой. Особую роль в выпуске иллюстрированных изданий к выставкам играла «Художественная фототипия К.А. Фишер» в Москве.

Цена каталога указывалась на обложке, титульном листе («Московское общество любителей художеств» (МОЛХ), «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ) и др. или на задней странице обложки. Стоимость каталога варьировалась от 10 до 25 копеек, но чаще всего не указывалась совсем. На вернисаже каталоги продавались дороже и могли стоить до 1.50 рублей. Тираж зависел от успешности и финансовых возможностей устроителей выставочного проекта. Указывать тираж было не принято, поэтому судить о количестве изданных каталогов можно лишь по печатным или рукописным выставочным отчетам. Как правило, количество проданных каталогов было приблизительно в два раза меньше, чем количество посетителей на выставке [7].

Вся печатная продукция, выходившая в эти годы, должна была получать специальное разрешение на публикацию. В Москве осмотр выставки проводил Старший инспектор книгопечатания, в Петербурге - Старший инспектор типографий. И, если отдельные произведения выставки не допускались к показу, требовалось внести изменения в каталог, что могло повлечь подготовку нового тиража. Так, 1906 году, в разгар революционных событий, на «Весенней выставке картин», проходившей в Императорской Академии художеств в С.-Петербурге каталог был изъят цензурой из-за снятых с выставки запрещенных картин [8, с. 208]. Фраза «Дозволено цензурой» с указанием города, дня, месяца и года печаталась на обороте титула или в конце каталога. Это требование существовало до 1906 включительно. И вновь стало выполняться в 1914 году с началом Первой мировой войны уже в качестве военной цензуры. Поскольку каталоги обычно печатались сразу после получения разрешения, подобная информация дает возможность установить ориентировочную дату открытия выставки. В отдельных случаях на обороте титула указывалось еще одно разрешение: «Печатано по распоряжению Императорской Академии художеств» или в качестве варианта «Печатается с разрешения» («Весенняя выставка Императорской Академии художеств в Москве». М., 1909).

Несмотря на упрощенность подачи информации, каталоги тех лет предоставляют современному исследователю дополнительные сведения и о самой выставке. Существовал довольно распространенный вариант, когда место проведения выставки было напечатано на обложке или титульном листе каталога. Иногда эти сведения становились частью его названия (Каталог ХХ-ой выставки картин Общества Русских Акварелистов в залах Императорской Академии Художеств. СПб.: Тип. Р. Голике, 1900; «С.-Петербургское Общество Художников. Каталог 6-й выставки картин в Москве, в Императорском Историческом музее»). В отдельных случаях печатались даты ее проведения (XXII выставка Московского товарищества художников. М.,1916. Галерея

Лемерсье), приводилась информация о времени работы выставки (Выставка картин общества художников «Союз молодежи». СПб., 1913-1914).

1) В каталогах могли быть также указаны сведения об организаторах: «Устроительница выставки Н.Е. Добычина» - выставки «Художественного бюро Н.Е. Добычиной» в С.Петербурге; «Организатор выставки В.Е. Татлин» -московская выставка «Магазин» 1916 года и др. Отдельно обозначалось, что за сведениями и справками о ценах произведений необходимо обращаться к заведующему, уполномоченному общества, комиссионеру или агенту выставки. У этих специально назначенных людей можно было не только узнать цены работ, но и решить все вопросы, связанные с их продажей. Указывались также телефон и адрес выставки.

В отдельных случаях приводились сведения об оформлении выставки: «Декоративное устройство выставки по эскизам арх. И.А. Фомина (Третья выставка «Нового общества художников». СПб., 1906), «Декоративная часть выставки исполнена под наблюдением художника-архитектора Ф.И. Лидваля» (Выставка «Мир искусства», СПб., 1906), «Мебель из магазина Брайны Мильман» (Выставка графических искусств. СПб, 1913. Художественное бюро Добычиной).

Во время Первой мировой войны многие выставки носили благотворительный характер и это также указывалось на обложках или титульных листах каталогов (Каталог выставки картин Московского общества художниц «Художницы -жертвам войны» 1914-1915. На титульном листе: «Чистый сбор с выставки и 25 % с продажи картин поступят в пользу семейств призванных на войну»).

В каталогах некоторых художественных объединений традиционно печатались сведения о составе правления или комитета общества, перечень его членов, указывались фамилии комитета по устройству выставки, ее секретаря («Мир искусства», «Московский салон» (МС) и др.). Особый интерес представляют списки действительных членов общества и его экспонентов. Эти данные позволяют проследить как со временем менялся состав членов и руководства того или иного общества.

Сама каталожная часть строилась практически по одному принципу.

Как правило, в алфавитном порядке перечислялись фамилии с инициалами участников, иногда инициалы заменялись именем, в некоторых случаях раскрывались полностью. Перечень работ приводился под фамилией, его

часто предварял адрес участника. Однако иногда такой порядок нарушался,

и сначала перечислялись фамилии действительных членов общества, затем экспонентов (ТПХВ). В некоторых случаях фамилии участников располагались хаотично и неоднократно повторялись («С. -Петербургское общество художников» (ПОХ), «Весенние выставки», «Общество русских акварелистов» (ОРА). Возможно, это связано с порядком развески

произведений, и должно было облегчать осмотр экспозиции, Интересно, что в случае последующего перемещения выставки в другой город фамилии художников располагались по алфавиту.

Обычно такие художественные объединения как ПОХ, ОРА, МИ, СРХ, ТПХВ, в некоторых случаях «Московское товарищество художников» (МТХ), «Бубновый валет», «Союз молодежи» (СМ) проводили свои выставки в Петербурге и Москве. Чаще всего это были варианты одной выставки, состав которой мог различаться, в том числе из-за финансовых возможностей устроителей, объема выставочной площади и условий экспонирования. Некоторое количество работ могло быть продано и, часто, дальше не экспонировалась. В то же время в состав выставки добавлялись новые работы или новые художники. Сопоставление каталогов таких вариантов выставок позволяет уточнить данные о ее участниках. Особенно актуальным это становится, когда возникает путаница из-за одинаковых фамилий, имен или инициалов, а также из-за неточностей и ошибок в их написании. Иногда фамилии указывались без инициалов (XXVI выставка картин учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. 1903-1904) или вместо инициала ставилась заглавная буква «Г.», (господин, госпожа) (VII выставка картин Московского товарищества художников. М., 1900). Наиболее важными подобные детали становятся при изучении творчества неизвестных или малоизвестных художников. Сравнительно достоверные сведения можно получить, когда фамилия, имя, отчество художника и адрес его проживания указывались отдельным списком в начале или в конце каталога.

Однако информация о художниках и их работах подлежит критическому анализу не только из-за многочисленных неточностей и ошибок, но и из-за наличия нескольких изданий одного выставочного проекта. Причины подготовки второго издания были разные. Часто это был результат быстрой продажи запланированного тиража. Каталоги в таких случаях были идентичны, иногда отличаясь цветом обложки или слегка измененным расположением текста. В таких случаях ссылки на 1-е издание обычно не было, а сведения о 2-м издании или не указывалась вовсе (фактически это был дополнительный тираж) или помещалась на обложке, титульном листе.

Но часто 2-е издание имело содержательные отличия, связанные с изменением состава выставки. По разным причинам включались новые художники и произведения, или наоборот что-то исключалось из каталога. Это могло быть связано, в том числе, со сложными отношениями художников и устроителей. Так, в 1-м издании каталога выставки картин МИ (СПб., 1916) была включена работа Н. Альтмана «Голова молодого еврея», которая во 2-е издание не попала, т.к. «жюри не взяло двух незначительных вещей на выставку, и он, обидевшись, снял и другие» [1]. Иногда работы не успевали привезти к открытию

выставки или возникала дополнительная возможность включить их в состав экспозиции (Выставка картин общества художников «Союз молодежи». СПб, 1913-1914). В таких, наиболее распространенных случаях, когда фиксируется только 2-е издание, исследователь, часто не обладая всей полнотой информации, ориентируется лишь на сведения, указанные в первоначальном издании каталога, которые в итоге не являются полными и достоверными. Отсюда возникают разночтения, неточности и ошибки в биографиях художников и выставочной истории произведений. Значительно проще разобраться в составе выставки, когда 1 -е и 2-е издание обозначались на обложке, титульном листе или на обороте задней страницы обложки.

Наибольший интерес в контексте анализа изданий к выставкам, несомненно, представляют сведения о самих произведениях, которые были на них представлены. Как уже отмечалось, информация в каталогах была очень краткой. Обычно приводились лишь названия, в отдельных случаях с указанием графической или скульптурной техники. Иногда работы группировались по разделам: скульптура, художественная индустрия; картины и акварели. Крайне редко указывались даты создания произведений, размеры практически не обозначались. Часть этих работ попала в музейные собрания, в частные коллекции, стала участниками арт-рынка. Поэтому атрибуция (установление авторства, уточнение названий и датировок), «провенанс» (история бытования) произведений -это неотъемлемая часть современных исследовательских интересов.

Выставки были не только демонстрацией художественных устремлений их авторов, но и важнейшей формой арт-рынка того времени. Художники, предоставляя работы, либо указывали, что работа не продается и это фиксировалось в каталоге, либо сами определяли цену своих произведений.

Поэтому в каталогах некоторых объединений (ОРА, выставки журнала МИ, иногда ПОХ и др.) рядом с работами печатались цены произведений. Их сравнительный анализ позволяет современному исследователю получить представление о ценообразовании и о популярности художников. Об этом же свидетельствуют сведения о премиях, которые получали художники за свои работы [4].

Важным источником для установления поступлений и бытования произведений были указания на их приобретения. Сведения о покупках, сделанных до открытия выставки, обычно включались в текст издания. Непременно указывались члены царской фамилии, имевшие возможность осмотреть выставку до официального вернисажа и приобрести понравившиеся работы. Это касалось, прежде всего, наиболее популярных в 1900-е годы выставок: ОРА, ПОХ, «Весенних». На выставках проводились закупки «Комиссией по приобретениям произведений», образованной в С. -Петербурге в 1898 году. Она покупала работы для

Императорской Академии художеств и Русского Музея Императора Александра III. Приобретались работы и «Комиссией по покупке картин для Третьяковской галереи». Это также находило свое отражение в тексте каталогов. Данные о покупателях, не принадлежащих к царской фамилии, обычно не приводились, рядом с работой просто печаталось слово «продано». Более полные сведения о приобретениях можно получить из прессы, выставочных отчетов, архивных материалов, а также зафиксированных в музейной документации источников поступления. Интересной информацией об истории бытования произведений становятся также сведения о частных лицах или музеях, предоставивших на выставку работы из своих собраний. Так, например, в каталоге выставки картин «Салон Золотого Руна» (М., 1908) под № 50 значится: М.Ф. Ларионов. Весна (собств. И.А. Морозова).

Однако упрощенность сведений в выставочных каталогах не позволяет проводить точную идентификацию произведений. Поэтому особую ценность приобретают те сохранившиеся экземпляры этих изданий, в которых зрителями сделаны рукописные пометки. Это могут быть комментарии и впечатления от увиденной экспозиции, зарисовки произведений, цены работ, фамилии художников, не включенные в каталог. Так, например, в одной из современных публикаций анализируются маргиналии художника и критика А.Н. Бенуа, которые тот делал на полях каталогов выставок СМ - первого объединения художников авангарда. «А.Н. Бенуа свои визуальные впечатления выражал в пометах на полях каталогов. В каталогах не только записи, но и наброски композиций» [3]. Последнее наиболее ценно, так как позволяет более точно определить работы, которые экспонировались на выставке.

Какие именно произведения скрываются в каталогах выставок за указанными названиями, можно определить более точно лишь по воспроизведениям в иллюстрированных каталогах, альбомах к выставкам, описаниям и иллюстрациям в прессе. Так, более полноценно представить состав выставки, характер экспозиции, можно, например, по каталогам выставок ПОХ, когда в период 19001913 годов издания включали 30-50 иллюстраций, что отражалось в самом их названии («С.-Петербургское Общество Художников. Иллюстрированный каталог X выставки в С.Петербурге». СПб., 1902. 40 с., 50 ил.). Иногда иллюстративный материал включали даже выставки художников авангарда (Выставка «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив. М., 1914. 15 ил.).

Для «Весенних выставок» в Императорской Академии художеств до середины 1900-х годов издавалось 2 каталога: обычный и иллюстрированный (40-60 ил.), стоимость которого доходила до 1 руб. Такое широко известное общество как ТПХВ в течение многих лет (до 1913 года), помимо обычных каталогов издавало специальные иллюстрированные, подготовленные «Художественной фототипией К.А. Фишер». В

них, помимо воспроизведений отдельных работ (40-80 ил.), до середины 1900-х годов помещались краткие отчеты о предыдущей выставке. Эти отчеты в виде таблицы давали информацию о маршруте выставки, датах ее открытия в разных городах, о количестве посетителей и суммах от продаж произведений. Такое успешное художественное объединение, как СРХ, в течение десятилетия (1903-1915) издавало к выставкам специальные иллюстрированные издания в виде альбомов, включавших 30-40 иллюстраций. Такие альбомы готовились в Москве («Художественная фототипия К.А. Фишер», Издательство И.Н. Кнебель, Издательство товарищества

«Образование») или в Петербурге (Издательство «Общины Св. Евгении»).

Важнейшим источником информации, безусловно, становятся все издания, сопутствовавшие выставкам. Профессионально выставки освещались в таких солидных журналах, посвященных искусству, как «Мир искусства» (СПб., 1898-1904), «Весы» (М., 1904-1909), «Искусство» (М., 1905), «Золотое Руно» (М., 19061909), «Искусство и художественная промышленность» (СПб., 1898-1903), «Аполлон» (СПб., 1909-1917). На страницах этих изданий публиковались не только статьи, рецензии, объявления и заметки, связанные с выставками, но и помещались фото отдельных выставочных экспозиций, дающих представление о составе выставки: «Мир искусства» (СПб., 1901), «Голубая Роза» (М., 1907), «Золотое Руно» (М., 1909). Особое место на страницах этих журналов занимают многочисленные воспроизведения работ участвовавших на выставках. Так, в одном из выпусков журнала «Мир искусства» в 1904 году было помещено 45 фотографий произведений, экспонировавшихся на выставках СРХ, ТПХВ, «Весенняя» [6, а 139-172]. Большое количество иллюстраций помещалось на страницах более популярных массовых изданий, таких как «Нива», «Синий журнал», «Огонек», «Искры», иногда они размещались на страницах различных газет. Важным дополнением к этой галерее становятся также специально изданные к выставкам художественные открытки, выпускавшиеся большими тиражами.

Для произведений авангарда идентификация работ представляет особую сложность. Поэтому большую ценность представляют не только своеобразные фото-отчеты, публиковавшиеся в таких изданиях как «Огонек», «Синий журнал», но даже цветные карикатуры, периодически

помещавшиеся на страницах юмористического журнала «Будильник» [2, c. 9]. Особую роль играют издания, специально подготовленные к выставке. Так, например, В.Е. Татлин во время работы «Последней футуристической выставки 0,10» (Пг., 1915-1916) выпустил иллюстрированный буклет с изложением своих творческих взглядов и воспроизведением нескольких работ [5].

Незнание особенностей выставочных каталогов начала ХХ века, недостаточное внимание к незначительным на первый взгляд деталям, подчас приводит современных исследователей к ошибочным выводам. Результатом их может быть неверная атрибуция произведений, неточности в истории их бытования и выставочной истории. Эти ошибки могут возникнуть при составлении биографий художников, описании деятельности художественных обществ, конкретных

выставочных проектов и экспозиций. Только внимательное изучение всего комплекса изданий к выставкам начала ХХ века дает возможность получить более полноценную информацию как о конкретных фактах и интересных эпизодах происходивших тогда событий, так и об общих процессах художественной жизни тех лет.

Список литературы:

1. Бенуа А. Разговор в редакции // Речь. -1916. - № 131. - С. 3.

2. Бубновый валет // Будильник. - 1912. - №

10.

3. Васильева Н.М. «Je veus être cubiste»: маргиналии А.Н. Бенуа на страницах каталогов выставок общества «Союз молодежи» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2019. - Том 9. - № 1. - С. 125-144.

4. Весенняя выставка в залах Императорской Академии художеств. 1905 г. Иллюстрированный каталог произведений премированных на конкурсе профессора А.И. Куинджи. - СПб: Тип. А.Н. Михайлова, 1905. - 4 с. - 24 л. ил.

5. Владимир Евграфович Татлин. 7.XII.1915 : буклет. - Пг.: Изд. «Нового журнала для всех», 1915. - [4 с.].

6. Мир искусства. - 1904. - № 5.

7. Отчет о деятельности Общества художников «Бубновый валет» за 1911-12-й г. -[М., 1912].

8. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. - М.: Искусство, 1976. -221 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.