ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ 8,ГОТ-АНАЛИЗА ПРИ ОБОСНОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Я.А. Осипова, магистрант
Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10650
Аннотация. В статье исследуются особенности применения методики SWOT-анализа в рамках управленческих решений. Рассмотрено влияние стратегических решений на управление организацией и построение ее стратегии. Изучена «классическая» модель SWOT-анализа, проанализированы основные требования к данному анализу, а также представлен иной подход к рассматриваемой методики - анти SWOT-анализ.
Ключевые слова: стратегическое решение, SWOT-анализ, стратегия, модель, методика, факторы.
Для успешного функционирования предприятия в условиях рыночной экономики необходимо принимать стратегически правильные решения. Чтобы оценить управленческие ситуации в организации без серьёзных финансовых затрат и в доступной форме, наиболее эффективен SWOT-анализ. Данный подход позволяет исследовать сильные и слабые стороны предприятия, а также изучить возможности и угрозы при принятии управленческих решений.
В развитии бизнеса SWOT-анализ является важной технологией оценки незадей-ствованных ресурсов или наиболее уязвимых сторон в деятельности организации, позволяет систематизировать информацию.
Верно принятое управленческое решение способно повлиять на компанию как в лучшую, так и в худшую сторону. Грамотный руководитель, должен принимать взвешенные решения и правильно оценивать ситуацию. Чтобы строить свою деятельность эффективно, менеджер высшего звена должен использовать дополнительные возможности и современные технологии. Поэтому правильно сделанный SWOT-анализ и рациональное использование его результатов способны достигать поставленных целей и строить стратегию всей деятельности.
Разработка стратегии - это разновидность управленческого решения, заключение о реализации каких-либо действий, либо наоборот - воздержание. Подготовка
и принятие управленческого решения направлены на достижение цели компании и решении актуальных проблем. Решение определяет средства достижения поставленных задач. Решения имеют различную специфику, одно из них - стратегическое. Их основная мысль состоит в определении концепции и разработке направлений деятельности.
При выборе стратегии ключевое значение имеют факторы риски, к которым готова компания и опыт уже реализованных стратегий. Также важно учитывать непосредственную позицию руководства и временные рамки.
Стратегические решения предоставляют исполнителям свободу в плане исполнения тактического плана, но тем не менее не дают право нарушать главные установки.
Их основная функция организационная или предписывающая способы реализации каких-либо действий в зависимости от ситуации.
Данные решения нельзя предугадать и достаточно трудно заранее спрогнозировать точный план действий.
Важность стратегических решений обуславливается тем, что они направлены на основные проблемы деятельности фирмы и могут полностью определять основные пути развития компании на длительное время. Такие решения, как правило, вытекают из внешних условий и должны учитывать интересы различных субъектов и особенности сложившейся ситуации. Так как принятое решение невозможно обра-
тить, важно тщательно и всесторонне подходить к их планированию, учитывая, что положительный результат может не наступить.
Понятие стратегии представляет собой комплекс решений, которые объединяет общая цель, сроки и используемые ресурсы. Большая часть решений предполагает длительное прогнозирование, но существуют исключения, когда есть необходимость в сжатые сроки радикально осуществлять переломные моменты в функционировании компании. Для большей эффективности рекомендуется принимать долгосрочные решения, опираясь на радикальные.
В основном, при разработке стратегии, дальнейшее внесение коррективов крайне затруднительно. Именно поэтому краткосрочные решения способствуют последовательности в достижении поставленных целей. Несмотря на научную основу стратегических решений они несут вероятностный характер. Невозможно с детальной точностью спрогнозировать исход, так как объекты не находятся под тотальным контролем.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что неточность результата полностью зависит от срока, на который принимается решение. Применение стратегии требует привлечения больших средств, а также несет весомые значения.
Чаще всего стратегические решения несут творческий характер, именно поэтому не существует стандартного подхода к их разработке и реализации. Большая часть успеха заключается в процессе планирования, нежели от быстроты действий. Наиболее важным ориентиром стратегический решений являются финансовые показатели.
Любая компания неразрывно связана с внешней средой, но одновременно ограничена. Все необходимые ресурсы организация получает извне и также передает продукты своей производственной деятельности во внешнюю среду. Без нее невозможно существование систем. То, насколько успешно будет деятельность компании определяет уровень знания о внешней среде.
Окружающая среда это группы объектов, которые не входят в данную систему,
но взаимодействие с ними имеет важное значение при исследовании системы. За счет фактора взаимодействия происходит создание целого. При отсутствии взаимодействия существование системы невозможно. Данный фактор способствует передаче информации от элемента к элементу.
Внешняя среда включает в себя не только благоприятные параметры, которые выступают в качестве возможностей развития. Неблагоприятные факторы воспринимаются как угрозы для деятельности организации.
SWOT- анализ это название, состоящее из начальных букв английских слов: strengths (сила), weaknesses (слабости), opportunities (возможности), treats (угрозы). Наиболее популярный вид анализа в стратегическом управлении в настоящее время. Универсален, за счет чего делает возможным изучение различных объектов. Способствует избежать компании кризисных ситуаций.
Каково применение модели SWOT? Многие фирмы на основе данного анализа создают более сложные модели с математическими вычислениями конкретных параметров. Данный метод демонстрирует глубокое изучение ситуации и способствует разработке стратегических решений. С помощью матрицы SWOT удобно строить планы для выживания и успешного развития в условиях рынка.
Для корректного анализа необходимо уделить внимание первичному сбору информации. Важно руководствоваться не только субъективными аспектами, но и отобранными данными, отражающими внешнюю картину. Методика не может обеспечить качественные выводы, если исходные данные были недостоверны. Поэтому SWOT-анализ выступает как инструмент, который структурирует рассуждения. Необходимо учитывать сильные и слабые стороны с точки зрения потребителя.
Не стоит забыть, что характеристики рынка не подвластны компании и не могут ею контролироваться. Влияние можно оказывать на внутренние черты организации. То есть фирма может контролировать сильные и слабые стороны, но возможно-
сти и угрозы находятся вне зоны влияния. При составлении модели SWOT стоит привлекать сотрудников разных уровней и отделов. Такой подход позволит сделать анализ глубоким и более точным. Если фирма имеет обширную деятельность, при построение модели стоит концентрировать внимание на определенных сегментах. Охват всего рынка будет затруднителен и выводы могут быть не точными. Полученные данные будут более практичными при точно сформулированных мыслях.
Качество анализа не гарантируется большим списком факторов. Подобные стоит сгруппировать и не превышать количество более 15-20. Также важно обратить внимание на вероятность наступления событий.
Требования к SWOT-анализу:
- четко сфокусированные рамки проводимого анализа;
- определение сильных и слабых сторон по отношению с главным конкурентам;
- информация кратко и четко сформулирована.
Достаточно часто стратегия деятельности на рынке разрабатывается для конкретного предприятия и SWOT-анализ является неотъемлемой частью данного процесса. Ряд возможностей позволяет открыть новые перспективы. Более успешным считается рассматривать возможности не в ограниченном виде, касаемо конкретной компании, а также по отношению к конкурентам, работающим на том же рынке. С этой точки зрения разработка стратегии фирмы и программа действий будет более существенной и действенной.
С технической стороны применение SWOT-анализа различается в трудах различных авторов. Например, в учебнике
М. Мескона и др. «Основы менеджмента» 1998 год, всем привычный вид матрицы не представлен. Но алгоритм действий идентичен общепринятым. Многие консультанты составляют списки по каждому пункту анализа крайне длинными. Составление стратегических действий согласно такому списку будет иметь большой объем и станет трудновыполнимым.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что строгое следование рекомендациям ученых трудов не гарант качества. Необходимо основываться на имеющийся опыт и логику. Рекомендуется включать фантазию и мозговой штурм, дабы не ограничивать себя в ресурсах и более глубоко понимать, что стоит за рекомендациями авторов.
Важно помнить, что в действительности крайне трудно учесть все факторы как внутренней, так и внешней среды, именно поэтому необходимо для понимания сути модели стоит подходить к ее созданию на уровне абстракции.
Также, рекомендуется применение SWOT-анализа на промежуточном уровне, так как подобная модель не до конца понята менеджерами высшего звена и ключевое значение имеет генерация собственных стратегических идей и творческий подход. Всем привычная методика оптимистичных стратегических решений демонстрирует доступность реализации, но это далеко от действительности. Рекомендуется проводить анти анализ. Суть SWOT-анализа остается неизменной, но при составлении мероприятий, основываясь на пересечении всех сторон матрицы, изменяются вопросы. Дословно это выглядит следующим образом:
Таблица 1. Пересечение сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами._
Сильные стороны | Возможности
- Как не реализовать сильные стороны, используя сильные стороны?
-_Как завышенные ожидания не позволят использовать сильные стороны_
Сильные стороны | Угрозы
- При каких обстоятельствах сильные стороны не позволят снизить угрозу?
_-_Как усиление угроз снизит сильную сторону?_
Слабые стороны | Возможности
- Как и при каких условиях, изменение слабых сторон не позволяет использовать возможности?
- Как и при каких обстоятельствах, завышенные ожидания возможностей могут минимизировать слабые
стороны?_
Слабые стороны | Угрозы
-_Как и при каких условиях угрозы усилят слабые стороны?_
Таким образом, формируются антимеры, которые не дают стратегии реализовы-ваться. Можно сделать вывод, что первое пересечение доказывает низкую эффективность новых каналов сбыта и невозможность использования потенциала сотрудников на высшем уровне. Низкий уровень экономического роста делает невозможным использование современных технологий и мощностей.
Сильные стороны и угрозы. Если конкуренты усилят свои позиции, возможно ослабление потенциала собственных сотрудников и их переход на сторону конкурента. За счет снижения платежеспособности привлечение инвесторов будет крайне проблематично.
Третий пример пересечения доказывает, что работу по анализу рынка не возможно наладить. Маловероятно использование
Библиографический список
1. Монин А.А. Как сэкономить на маркетинге и не потерять его. - СПб.: Питер, 2008.
2. Маркетинг: конспект лекций / Егорова М. М., Логинова Е. Ю., Швайко И. Г. - 2008. - 160 с.
3.Маркетинг:учеб. пособие / Н. К. Розова. - СПб.: Вектор, 2005. - 222 с.
4. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 236 с.
5. Лапыгин Ю.Н. Принятие управленческих решений. - М.: МЭСИ, 2007. - 200 с.
6. Журнал "Управление компанией" // Е. Леднева / По материалам статей В. Токарева. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iteam.ru/
7. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник.-3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 416 с.
8. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 328 с.
9. Игнатьева А.В. Исследование систем управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -157 с.
10. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / Под.общ.ред.проф. М П. Переверзева. - М.:ИНФРА-М, 2005. - 288 с.
11. Смирнов Э.А.Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 271 с.
новых каналов сбыта из-за низкой эффективности при планировании работы по мониторингу рынка.
Слабые стороны и угрозы. Вследствие отсутствия анализа рынка из виду будет упущена низкая платежеспособность покупателей.
Оценивая общую ситуацию экономического роста в России следует понимать, какой именно рост для компании является возможным, а какой нет. Перечень антимероприятий наиболее четко отражает реальную картину рынка.
Таким образом, необходимо подходить нестандартно к реализации SWOT-анализа. При следовании стандартной методике следует дорабатывать данные до величины их значения.
THE APPLICATION OF SWOT ANALYSIS TO INFORM MANAGEMENT DECISIONS
I.A. Osipova, graduate student
Siberian state university of railway engineering
(Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article investigates the features of the application of SWOT-analysis methods in the framework of management decisions. The influence of strategic decisions on the management of the organization and the construction of its strategy is considered. The "classical" model of SWOT analysis is studied, the basic requirements for this analysis are analyzed, and a different approach to the considered technique - anti SWOT analysis is presented.
Keywords: strategic decision, SWOT analysis, strategy, model, methodology, factors.