Научная статья на тему 'Применение метода программно-целевого прогнозирования разработке региональных программ развития ТЭК'

Применение метода программно-целевого прогнозирования разработке региональных программ развития ТЭК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение метода программно-целевого прогнозирования разработке региональных программ развития ТЭК»

СЕМИНАР 19

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 99" МОСКВА, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99

Н.В. Евдокимова, к.э.н.,

МГГУ

Применение метода программно-целевого прогнозирования разработке региональных программ развития ТЭК

Переход к рыночным отношениям управления экономикой практически исключил из практики научных исследований прежнюю систему разработки общеэкономических планов и прогнозов, основу которых составляли Генеральные схемы размещения производительных сил, Схемы развития и размещения отраслевых комплексов и Схемы развития производительных сил экономических районов и территориально-производст-венных комплексов.

Отказ от действовавшей до начала 90-х годов единой системы долгосрочного планирования привел к развалу организационной системы ее научного обеспечения. Наиболее негативным моментом является развал единой методологии и принципов прогнозирования, отказ от балансовой увязки разноуровневых программ отраслевого развития по ресурсам многоцелевого использования. Однако и в настоящее время многие положения программно-целевого подхода прогнозирования развития сложных экономических систем сохраняет свое значение. Это подтверждается в разработках ин-статутов Минтопэнерго, Минэкономики и РАН России при обосновании федеральных и региональных энергетических программ.

При всей значимости топливно-энергетического комплекса в реализации рыночных преобразований экономики, в методическом отношении ТЭК подчиняется общим принципам процесса соци-ально-экономи-ческого развития страны и ее регионов. Региональные энергетические программы, опирающиеся в своей разработке на прогнозы социально-экономического развития РФ и ее террито-

рий, являются наиболее эффективной формой оценки приоритетности и реальности реализации территориальных проблем развития с учетом энерго-экономи-ческих характеристик регионов и складывающихся условий формирования территориальных рынков топливно-энергетических ресурсов.

Целевая составляющая программно-целевого подхода в ТЭК направлена на решение следующих задач:

♦ выявление системы целей социально-экономического развития региона и места ТЭК в их решении;

♦ определение количественных характеристик прогнозируемых целей;

♦ обеспечение мобилизации ресурсного потенциала ТЭК региона с учетом его производственных возможностей;

♦ выявление и анализ сложных комплексных экономических, производственных и социальных проблем, требующих своего решения в рамках реализации программы. Программный подход призван обеспечить увязку целей с ресурсами по наиболее важным направлениям развития региона и страны с помощью комплексных программ. Программы при этом выступают в роли ведущих звеньев прогнозов, как особые формы концентрации ресурсов на решении важнейших задач перспективного периода.

Региональные программы являются разновидностью целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности.

Как правило, программа включает в себя следующие разделы, излагающиеся в подпрограммах соответствующих народно-хозяйственных комплексов, представителем которых является ТЭК:

1. «Анализ исходного состояния проблемы, подлежащей решению на программной основе». В разделе содержится описание программной ситуации и ее последствий для региона, обоснование решения проблемы в приоритетном порядке в данное время.

2. «Цели и задачи программы». В разделе описываются конечные результаты, которые будут достигнуты на основе ориентированных в пространстве и времени этапов, средств, мер и действий, согласованных по содержанию, срокам, исполнителям и ресурсам.

3. «Перечень мероприятий и работ по реализации программы». Раздел содержит конкретные программные мероприятия и виды работ. Каждое программное мероприятий оценивается соответствующими количественными и качественными показателями. Подпрограмма «Топливно-энергетический комплекс Челябинской области»

1. Современное состояние

Топливообеспечение Челябинской области формируется на основе собственных ресурсов и поступлений из других регионов России, доля которых в суммарном потреблении топливноэнергетических ресурсов (ТЭР) составляет около 80 %. Ресурсная база топливно-

энергетического комплекса (ТЭК) области представлена месторождениями бурого угля Челябинского бассейна и выработкой электрической и тепловой

228

энергии предприятиями АО ЭиЭ «Челябэнерго». Угледобываю щие предприятия Челябинского бассейна практически полностью

значительно превышают аналоги в развитых странах, что свидетельствует о низкой энергетической эффективности промышленного

т, в том числе промышленные запасы на действующих шахтах и разрезах - 160 млн т, из них благоприятные к отработке - 117 млн

обеспечивают собственными энергетическими углями потребности электро- и теплоэнергетики области. Завоз коксующегося угля в область из Кузнецкого, Воркутин-ского и Карагандинского бассейнов осуществляется на нужды металлургического комплекса. Электростанции области в 1995 г. обеспечивали порядка 55 % от суммарной потребности в электроэнергии. Потребность в природном газе и нефтепродуктах полностью обеспечивается за счет завоза из других регионов.

При достаточно сложной ситуации с энергообеспечением для экономики области характерно крайне нерациональное расходование энергоресурсов. Так, при душевом расходе ТЭР в среднем по России в 8 ту. т/чел, аналогичный показатель по области превышает 11 ту. т/чел. Удельные расходы топлива на производство продукции в сфере специализации

производства.

Состояние ТЭК области характеризуется высокой степенью износа электрооборудования и нагрузками, создаваемыми топливно-энергетическим комплексом на окружающую среду.

Существующие характеристики снижают возможности обеспечения потребностей экономики области собственными качественными энергоресурсами.

Челябинский бассейн, разрабатывающий бурые, гумусовые, высокозольные (32-47 %), малосернистые (0,6-1,5 %) угли марки 3Б имеет ярковыраженное региональное значение. Добываемый в бассейне уголь потребляется главным образом в Челябинской области.

К настоящему времени основные и лучшие по качеству запасы углей в бассейне отработаны. Оставшиеся балансовые запасы углей весьма ограничены и составляют на 01.01.97 г. около 544 млн

т. Горные работы ведутся на действующих шахтах на глубине 400500 м в условиях повышенной опасности по газу метану и взры-ваемости по угольной пыли. Старейший в России разрез «Коркинский» отрабатывает запасы угля на глубине 470 м и является самым глубоким в мировой практике. Резервные участки для строительства новых угледобывающих предприятий в Челябинской области отсутствуют.

По состоянию на 01.01.97г. в Челябинском бассейне работало 7 шахт и 3 разреза суммарной производственной мощностью 6845 тыс. т в год. В 1997 г. намечается закончить ликвидацию шахт «По-дозерная» и «Окрябрьская», на которых ранее были прекращены добычные работы.

Угледобывающие и углеперера-батываюшие предприятия Челябинского бассейна сосредоточены в трех шахтерских городах - Копейске,

Коркино и Еманжелинске, где на шахтах занято 18,8 тыс. человек промышленно-производственного

тановленной мощностью 1769 Мвт, блок-станции, имеющиеся у девяти крупнейших промышлен-

снижение зависимости от внешних поставщиков топлива и энергии, обеспечение улучшения экологи-

персонала и социально-экономическое положение населения которых целиком зависит от уровней развития угледобычи. В 1996 г. в Челябинской области было добыто 6,4 млн т угля, против 12,2 млн т в 1990 г.

Угольная промышленность Челябинской области является дотационной. Уровень господдержки для ее нормального функционирования в условиях длительно эксплуатируемого шахтного и карьерного фондов и снижения платежеспособности потребителей в 1996 г. оценивается на уровне 138, 5 млрд руб. Изменению этой ситуации будет способствовать постепенный переход на бездотаци-онность угольной отрасли.

Основу энергообеспечения Челябинской области составляют сети и станции АО ЭиЭ «Челяб-энерго», в состав которых входят Южно-уральская и Челябинская ГРЭС, Челябинские ТЭЦ-1,2 и 3 и Аргаяшская ТЭЦ, суммарной ус-

ных предприятий в основном металлургического комплекса суммарной мощностью 827 Мвт. В 1996 г. станции АО «Челяб-энерго» произвели 10,07 млрд кВт-ч. электроэнергии.

В январе 1997 г. в доверительное управление АО ЭиЭ «Челяб-энерго» передана Троицкая ГРЭС с установленной мощностью 2059 Мвт. Реализация ее потенциала позволит снизить дефицитность энергосистемы. Если в 1996 г. дефицит электроэнергии покрывался за счет федерального (общероссийского) оптового рынка электроэнергии в размере 10003 млн кВт-ч., то в 1997 г. планируется купить 4824 млн кВт-ч. Общее производство электроэнергии в области увеличится до 25-27 млрд кВт-ч в 2000 г. и 28-30 млрд кВт-ч в 2005 г.

2. Цели и задачи подпрограммы

Целью данной подпрограммы является повышение надежности и эффективности энергоснабжения,

ческой и социальной обстановки в области.

Задачами, решаемыми в рамках подпрограммы для достижения поставленной цели являются:

♦ реструктуризация угольной промышленности области;

♦ техническое перевооружение и модернизация ТЭК области;

♦ развитие газификации в промышленности, электроэнергетике и коммунально-бытовом секторе;

♦ создание генерирующих мощностей на основе прогрессивных газотурбинных технологий и ТЭЦ с циркуляционным «кипящим слоем»;

♦ проведение политики энергосбережения и повышения использования ТЭР путем технического и технологического перевооружения производств с резким снижением их энергоемкости;

Реализация программных мероприятий будет производится в два этапа:

1 этап (1998-2000 гг.) - проведение технического перевооруже-

ния и модернизация энергетического комплекса Челябинской

тельную фабрику «Еманже-линская» (мощностью 1800 тыс. т)

без строительства новых угледобывающих предприятий

области, реконструкции и технического перевооружения перспективных угледобывающих предприятий и достижение бездотаци-онности работы Челябинского угольного бассейна, создание базы для энергосбережения и развития газификации.

II. этап (2001-2005 гг.) - реконструкция объектов электроэнергетики на основе прогрессивных газотурбинных технологий, создание высокотехнологичных объектов малой энергетики, развитие газификации.

3. Основные программные мероприятия

Стратегия реструктуризации угольной промышленности Челябинской области состоит в последовательной ликвидации до 2000 г. убыточных предприятий угледобычи и углепереработки со смягчением социальных последствий в районах угледобычи.

В 1998 г. намечается ликвидировать разрез «Батуринский»

(мощностью 410 тыс. т), обогати-

и в 2000 г. - шахту «Куллярскую» (мощностью 240 тыс. т). К концу первого этапа в Челябинском бассейне в эксплуатации останется 6 шахт и 2 разреза суммарной мощностью в пределах 6,2 млн т в год со средним сроком эксплуатации 10-15 лет и 3 обогатительные фабрики мощностью по переработке на 10 млн т.

В перспективный период добыча угля в Челябинской области сохранится в 2000-2005 гг. на уровне 6,4-6,5 млн т стабилизация добычи угля определяется:

1. Относительным постоянством рынка потребления, когда спрос на угли не превышает предложение.

2. Высокой освоенностью месторождений, наличием в достаточных размерах производственной и социальной инфраструктуры, производственного потенциала по добыче и переработке углей, позволяющим обеспечить гарантированный объем производства

3. Близостью расположения добычных предприятий от основных потребителей угольного топлива (расстояние транспортировки не превышает 100 км, а доля транспортных затрат в цене потребления составляет 11-14 %)

4. Сравнительно невысокое различие (до 26 %) в цене добычи с энергетическими углями Кузнецкого бассейна (без учета теплотворной способности).

Проведение реконструкции и технического перевооружения перспективных предприятий, технических и организационных мероприятий по снижению эксплуатационных затрат на добычу и переработку углей, повышающих среднесуточную нагрузку на очистной забой, снижающих цену товарной продукции на 3-4 %.

Реализация предусматриваемых мероприятий позволит угольной промышленности Челябинской области к 2000 г. приблизиться к бездотационности, а к 2003 г. освободиться от поддерж-

ки из федерального бюджета на покрытие убытков от промышленной деятельности.

Челябинская область - регион прохождения системы магистральных газопроводов из Западной Сибири. Возможный рост поставок газа для экономики области, их масштабы будут определяться платежеспособным спросом. Суммарное газопотребление в области может возрасти с 12,4 млрд куб. м в 1995 г. до 14 млрд куб. м в 2000 г. и 18-20 млрд куб. м в 2005 г. В период до 2000 г. будет производится газификация части областных энергетических объектов (Троицкая и ЮжноУральская ГРЭС, Челябинская ТЭЦ-3), к 2005 г. потребление газа увеличится за счет расширения газификации коммунально-

бытового сектора и ввода в эксплуатацию газотурбинных электростанций на крупнейших предприятиях металлургического комплекса области.

С целью повышения надежности электро и теплоснабжения предусматривается уже в ближайшие два года ввести в эксплуатацию, провести модернизацию, реконструкцию и замену оборудования на общий объем 570 Мвт электрической мощности, 1557 Гкал тепловой мощности, ввести большой объем электрических и тепловых сетей. В период до 2000 г., будут введены блоки на Челябинской ТЭЦ-3, ЮжноУральской ГРЭС, должна быть обеспечена реконструкция и тех-перевооружение целого ряда ТЭЦ и котельных, расширено использование природного газа на нужды энергетики.

Газификацию объектов электроэнергетики, с целью снижения затрат на выработку электроэнергии и нагрузки на окружающую среду, по системе АО «Челяб-энерго» предусматривается вести по следующим направлениям:

♦ строительство третьего парогазового блока ПГУ-450 на Челябинской ТЭЦ-3:

♦ перевод Троицкой ГРЭС на сжигание природного газа;

♦ строительство газотурбинных электростанций для децентрализации электроснабжения отдельных территорий области.

Необходимо рассмотреть возможность строительства за пределами 2000 г. Южно-Уральской АЭС, разрешающей не только экологические, но и экономические проблемы. В ФЦП «Развитие атомной энергетики РФ на период 1998-2000 гг. и перспектива до 2010 г.», прошедшей стадию обсуждения в Минэкономики, Минтопэнерго и Минатома России (август-сентябрь 1997 г.) и слушания в Думском комитете по промышленности и энергетике (16.09.97г.) ввод первого блока ЮжноУральской АЭС предусмотрен в 2005-2010 гг. В качестве альтернативы представляет интерес сооружение «выносно-го» объекта на территории Тюменской области, запроектированного на использование природного газа.

Значительный рост производства электроэнергии должен сочетаться с энергетической эффективностью производства. В период до 2000 г. потенциал энергосбережения составляет 3,5 млн ту. т.

Базой для энергосбережения в Челябинской области является принятый областной закон об энергосбережении, разработанная программа энергосбережения. Одним из ее основных направлений является массовая установка средств регулирования и учета расхода энергоресурсов. Экономия энергии достигнет при этом 10-20 %. Образованные Областной внебюджетный межотраслевой фонд энергосбережения и Южно-

Уральский центр энергосберегающих технологий предлагают ряд инвестиционных проектов, позволяющих провести Программу оснащения средствами учета расходов энергоресурсов и воды объектов бюджетной сферы Челябинской области. Эти инвестиционные проекты, предусматривающие создание средств учета расхода энергоресурсов на базе предприятий оборонного комплекса, при-

водятся в соответствующей подпрограмме.

Вместе с тем необходимо отметить, что основным направлением энергосберегающей политики должна явиться структурная перестройка, техническое и технологическое перевооружение отраслей экономики.

Потребный объем капитальных вложений на реконструкцию и развитие топливно-энергетического комплекса Челябинской области составит в период 1998-2000 гг. 11396,8 млрд руб., 2001-2005 гг. -27429,6 млрд руб.

4. Инвестиционные проекты

Проект N1 «Реструктуризации угольной отрасли Челябинской области»

В результате реструктуризации ликвидации подлежат шахта «Куллярская» и разрез «Батуринс-кий», обогатительная фабрика «Еманжелинская», а также уже прекратившие добычу угля шахты «Подозерная» и «Октябрьская».

Закрытие убыточных наряду с реконструкцией и техническим перевооружением перспективных мероприятий позволит обеспечить бездотационность работы АО «Челябинский угольный бассейн» на покрытие убытков производства снизив эксплуатационные затраты и повысив конкурентоспособность продукции и рентабельность производства не ниже 5 %.

При этом будет достигнута стабилизация добычи угля на уровне 6,5 млн т. Диверсификация угледобывающих предприятий и создание новых производств по дроблению утильных автошин, выпуску теплоизоляционного материала из пеностекловерминули-та, выпуску металлических профилей, изготовлению стеновых материалов и столярных изделий позволит снизить социальное напряжение среди населения шахтерских городов области.

Срок реализации Программы -1996-2000 гг.

Потребное финансирование составляет 1356,9 млрд руб. в том числе:

♦ из федерального бюджета -912,1 млрд руб.

♦ местных бюджетов - 11,1 млрд руб.

Собственные средства составят 433,7 млрд руб.

Проект N2 «Перевод Троицкой ГРЭС на совместное сжигание угля и природного газа»

Троицкая ГРЭС запроектирована на сжигание экибастузского угля. Общая установленная мощность составила на 01.01.92 г. 2455 Мвт при проектной мощности 2500 Мвт. Ввод в эксплуатацию первого блока станции осуществлен в 1960 г., последнего - в 1970 г.

Перевод Троицкой ГРЭС на сжигание природного газа позволит:

♦ снизить затраты на выработку электроэнергии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ укрепить энергетический потенциал области за счет отказа от завоза экибастузских углей Казахстана, что будет иметь позитивное значение для энергетической безопасности региона;

♦ энергосистеме области перейти из энергодефицитных в разряд сбалансированных;

♦ обеспечить снижение вредных выбросов с уходящими газами котлов до нормативных без сооружения дорогостоящих очистных сооружений серогазоочистки.

Переход на сжигание природного газа позволит увеличить степень использования установленной мощности до 100 %. Мощность электростанции увеличится на 141 Мвт.

Срок реализации проекта - 7 лет, срок окупаемости - 3 года.

Реализация проекта при соблюдении графика финансирования потребует привлечения инвестиций в размере 303,14 млрд руб. в виде заемного капитала под 15 % годовых, в том числе:

♦ федеральный бюджет - 90,942 млрд руб.;

♦ областной бюджет - 212,198 млрд руб.

♦ индекс прибыльности проекта

- 1,06;

♦ внутренняя норма рентабельности - 65 %.

Проект N3 «Строительство парогазового блока на Челябинской ТЭЦ-3»

Комбинирование паро- и газотурбинных установок в одном тепловом цикле позволяет сочетать высокотемпературный подвод с низкотемпературным отводом теплоты, в результате чего обеспечивается повышение термического КПД цикла (на 15 %) и экономичность производства электрической энергии. Наряду с этим снижаются в 5 раз выбросы окислов азота. На Челябинской ТЭЦ-3 уже находятся в эксплуатации два блока, применяющих парогазовые технологии производства электроэнергии и тепла. Ввод нового парогазового блока повышает надежность энергоснабжения за счет использования более маневренного оборудования, укрепляет энергетическую безопасность и независимость территории вследствие снижения перетоков электроэнергии, обеспечивает рост федеральных и местных налогов за счет увеличения производства.

Общий объем инвестиций составляет 1.045.830 млн руб., в том числе:

♦ средства федерального бюджета - 313.749 млн руб.;

♦ средства областного бюджета-732.081 млн руб.

Срок окупаемости проекта - 6 лет.

Внутренняя норма доходности

- 3,5 %.

Рентабельность инвестиций достигает 26,9 %.

Проект N4 «Строительство ТЭЦ с циркулярным «кипящим слоем» г. Копейск.

Разработчиками проекта является акционерное общество АО “Мини- ТЭЦ”, учредителями которого являются:

♦ АО «Челябинский угольный бассейн»;

♦ АО «Челябэнерг»;

♦ АО «Челябоблкоммунэнерго».

Мини-ТЭЦ использует на основе новых технологий сжигания топлива в циркулирующем кипящем слое (ЦКС) высокозольни-стые угли и отходы углеобогаще-

ния, то есть может работать на местных углях.

Эта технология обладает рядом исключительно важных преимуществ:

♦ устранение необходимости в применении дополнительного оборудования для очистки топочных газов от SO;

♦ возможность использования низкосортного топлива (с зольностью до 65 %);

♦ маневренность котлоагрегата, способного работать с полезной нагрузкой, составляющей 100-25 % от установленной мощности;

♦ высокая заводская готовность котлоагрегата и комплектность поставки;

♦ выполнение жестких требований по выбросам вредных веществ в окружающую среду.

Возможность использования на ТЭЦ с ЦКС низкокачественного топлива позволяет продлить срок эксплуатации на 25-30 лет предприятиям угледобычи, неконкурентоспособным в настоящее время, с сохранением рабочих мест в угледобывающей и смежных отраслях, а также изменить макроэкономическую ситуацию в ТЭК области за счет создания рынка энергии частных производителей.

Предварительная стоимость проекта Мини-ТЭЦ оценивается в 150 млн долл. США (870 млрд руб при курсе 5800 руб/долл). Строительство предполагается вести двумя очередями со стоимостью по 75 млн долл.

Установленная мощность предприятия 100 Мвт по электроэнергии и 200 Мвт по теплу.

Ведутся переговоры с американской фирмой FOSTER WHEELER ENERGY INTERNATIONAL о создании совместного предприятия по финансированию и строительству ТЭЦ в г. Копейске.

Предполагается, что американская фирма и российская сторона в лице АО «Мини-ТЭЦ» разделяет право собственности на Мини-Тэц пропорционально процентным соотношениям, основанным на общем объеме вложений в проект:

♦ Заемные средства - 60 %

♦ Средства, представленные американской фирмой -20 %

♦ Средства, представленные АО

- 20 %.

♦ Средства Российской доли капитала поступят из бюджета каждого учредителя, необходимы гарантии администрации Челябинской области для решения вопросов по банковским кредитам (заемным средствам).

Срок реализации проекта - 3 года. Срок погашения кредита не менее 8 лет, с двухлетней отсрочкой.

Проект N5 «Строительство автономной газотурбинной электростанции на ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат»

Высокая насыщенность Челябинской области энергоемкими производствами определяет ее зависимость от федерального оптового рынка энергии. ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» (ЧЭМК) является одним из наиболее крупных потребителей электроэнергии в системе «Челябэнер-го» и России. В целях наращивания собственных мощностей и повышения энергетической безопасности области ОАО «ЧЭМК» предполагает строительство собственной газотурбинной электростанции.

После пуска электростанции в

1999 г. стоимость электроэнергии снизится до 120 руб/кВт. час. Экономия за счет снижения цены на электроэнергию за 1999-2009 гг. составит 2295 млрд руб.

Определенные в проекте бизнес-плана точки безубыточности в каждый год реализации проекта гораздо меньше значений номинальных объемов производства и продаж продукции комбината. Срок реализации проекта - 12 лет.(1998-2009 гг.) Инвестиции на строительство поступят от администрации области в виде валютного кредита в сумме 100 млн долл. США. Кредит выделяется на условиях возврата. Проценты по кредиту (12 % годовых) будут возвращены в течение 2000-2009 гг. Возврат кредита будет осуществлен в тот же период.

ОАО «ЧЭМК» имеет валютные контракты, которыми отвечает за возврат средств по кредиту. Сумма возвращенного кредита в рублевом эквиваленте составит 802000 млн руб вследствие принятого для расчета изменения курса валют. Выплаты по процентам за кредит - 698160 млн руб.

Срок окупаемости проекта - 6 лет при ставке дисконтирования 6%. Индекс доходности - 1,66 Проект N6 «Строительство 1 очереди

Южно-Уральской атомной станции в составе одного энергоблока с реакторной установкой на быстрых нейтронах БН - 800»

Местом реализации проекта является ЗАТО, г. Озерск.

Южно-Уральская атомная станция (ЮУАС) запроектирована для выработки электроэнергии в размере 5 млрд кВт час/год, тепловой энергии - до 250 Гкал/час для теплоснабжения промышленных и жилых зданий. ЮУАС предназначена для замещения выработавших свой ресурс тепловых электростанций Челябинской области.

Строительство станции предусмотрено Федеральной целевой программой «Топливо и энергия». В настоящее время находится в стадии готовности к передаче в производство. Предварительно в составе ФЦП «Развитие атомной энергетики на период 1998-2005 гг. и перспективы до 2010 г.» прошел стадии слушания в Думском комитете по промышленности и энергетике, а также стадии обсуждения в Минэкономике, Минтопэнерго и Минатоме России.

Срок реализации проекта -1998 - 2005 гг.

Общая стоимость проекта -19504,9 млрд руб.

Потребность в средствах федерального бюджета составляет 13658,5 млрд руб.

Средства иностранных инвесторов -5846,4 млрд руб.

Срок возврата инвестиций -10 лет. Проект N7 «Строительство газотурбинной теплофикационной электростанции

на ОАО PSP «Катавмаш» г. Катав

- Ивановск.

Автор и разработчик проекта -ОАО PSP «Катав-Ива-новский машиностроительный завод». Стабильное электро- и теплоснабжение центральной части г. Катав-Ивановск и ОАО PSP «Катавмаш» связано со строительством газотурбинной электростанции ГТУ мощностью 25 Мвт. Режим работы станции по электроэнергии -17 Мвт, по выработке теплоэнер-гии - 39 Гкал/час.

Сочетание ГТУ-ТЭЦ дает преимущества преобразования теплоты сгорания в полезную энергию:

♦ более высокая температура обеспечивает повышение термодинамической эффективности цикла;

♦ максимальная утилизация тепла уходящих газов с использованием их энергии для выработки тепла.

Газотурбинная электростанция, по сравнению с действующими котельными, отработавшими нормативные сроки эксплуатации, обеспечивает надежность электро-и теплоснабжения завода и города, снижает экологическую нагрузку на окружающую среду.

Общая стоимость проекта - 18 млрд руб. Срок реализации -2000-2003 гг.

Финансовое обеспечение проекта:

♦ областной бюджет - 5,4 млрд руб;

♦ средства отечественных инвесторов - 12,6 млрд руб.

Срок окупаемости - 3 года.

Проект N8 «Программа оснащения средствами учета расхода энергоресурсов и воды объектов бюджетной сферы Челябинской области»

Разработчик программы - областной фонд энергосбережения.

В Челябинской области на энергоснабжение административных, общественных и гражданских зданий расходуется до 25 % потребляемых энергоресурсов. Система отопления и горячего водоснабжения жилых и общественных зданий характеризуется высоким уровнем потерь тепловой энергии.

228

Настоящая Программа имеет целью дать реальную возможность регулирования сокращения расхода тепла в системах центрального отопления, а также финансовую мотивацию к экономии в его потреблении.

Основными задачами Программы являются:

♦ повышение надежности и устойчивости энерго- и водоснабжения потребителей бытовой и социальной сфер;

♦ сокращение дотаций на энерго-и водообеспечение бытовых потребителей и потребителей социальной сферы;

♦ создание региональной и межрегиональной инфраструктуры рынка приборной техники и услуг.

Программа рекомендует перечень приборов, созданных на базе современных технологий и адаптированных к применению на территории России. Выпуск отдельных их видов обеспечивается на базе областных предприятий оборонного комплекса.

Реализация Программы позволит оснастить более 3900 объектов бюджетной сферы области приборами учета расхода энергоресурсов

и воды, позволит создать проверочную базу и систему сервисного обслуживания.

Областная Программа основывается на бюджетном финансировании с использованием механизма возврата средств, сэкономленных в результате выполнения энергосберегающих работ. Срок реализации Программы - 1997-

2000 гг.

Потребный объем финансирования - 156 млрд руб в том числе:

♦ областной бюджет - 80 млрд руб;

♦ областной фонд энергосбережения - 3,2 млрд руб.

Срок окупаемости проекта - 3 года.

Экономия в течении четырех лет бюджетных средств, направляемых на дотации - 335 млрд руб.

Перечень инвестиционных проектов для формирования системы мероприятий, включаемых в подпрограмму развития топливноэнергетического комплекса Челябинской области, проходит предварительную процедуру отбора Для их включения в систему ме-

роприятий используются три критерия:

1. Уровень государственных бюджетных инвестиций в виде возвратного инвестиционного кредита не должен превышать 20 % стоимости проекта;

2. Отсутствие дублирования рассматриваемого инвестиционного проекта в других программах федерального значения;

3. Положительное экспертное заключение Министерства экономики России о необходимости реализации инвестиционного проекта.

Процедура отбора с учетом приведенных критериев выявила для условий Челябинской области выявила невозможность включения в систему мероприятий двух предлагаемых инвестиционных проектов - «Реструктуризация угольной отрасли» и «Перевод Троицкой ГРЭС на совместное сжигание угля и газа». Сформированная системы программных мероприятий по подпрограмме «Развитие топливно-энергети-ческого комплекса» программы развития Челябинской области приведена в таблице.

© Н.В. Евдокимов

А.С. Лаевская, к.э.н., МГГУ

Дифференцированный подход при принятии инвестиционных решений в угольном машиностроении в условиях ограниченных экономических возможностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным ежегодного отчета Международного Валютного Фонда (МВФ)о состоянии мировой экономики и развитии текущих процессов в конкретных странах, объем Валового Национального продукта в России в 1999 г. снизится на 8 %. Учитывая политику сдерживания возможных стабилизационных процессов в России, осуществляемую этой организацией, а также множество других внутренних и внешних факторов можно предположить, что эта цифра значительно снижена относительно реально развертывающейся ситуации в России.

В этих условиях возможность остановки падения производства на еще действующих предприятиях угольного машиностроения, которое является крупной и относительно самостоятельной подотраслью уголь-

ной промышленности приобретает отдельное, достаточно емкое значение.

После распада Советского Союза 60 % производственных мощностей осталось на территории Украины и Казахстана, где производились механизированные комплексы, очистные комбайны, высокопрочные цепи для горно-шахтного оборудования, тяжелые скребковые конвейеры, обогатительное оборудование, средства безопасности и автоматики.

В России осталось производство проходческой техники, электропроводов, легких скребковых конвейеров, струговых установок и агрегатов, вентиляторов, отбойных молотков и другого оборудования.

При этом из заводов, производящих средства автоматики, телемеханики и связи, обеспечивающие контроль за безопасными производственными процес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.