Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИЙ ЮНЫХ ТАНЦОРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИЙ ЮНЫХ ТАНЦОРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КООРДИНАЦИИ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ / КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Косарев Александр Анатольевич, Галеев Альберт Ринатович, Косарева Елизавета Александровна

Теоретический анализ трудов, посвященных теории и практике танцевальной подготовки показал, что научно-обоснованные методики имеют в основном художественно эстетическую направленность. Совсем незначительное количество работ посвящены развитию двигательных координаций. Такая подготовка не учитывает темпы роста развития физических качеств занимающихся и их сенситивные периоды, проводится без учета Федерального стандарта спортивной подготовки. Танцевальный спорт своей деятельностью организует спортивно-оздоровительную направленность воспитания личности и имеет большой потенциал для физического развития занимающихся. Задачами исследования стали разработка модульной технологии развития двигательных координаций с применением метода круговой тренировки и обоснование ее эффективности в работе с юными танцорами. В исследовании приняли участие 40 спортсменов. Для решения поставленных задач проводился педагогический контроль и педагогический эксперимент: тестирование двигательных координаций, работоспособности и спортивной подготовленности занимающихся; проектирование применялось для разработки содержания модульной технологии; методы статистики - для обработки результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Косарев Александр Анатольевич, Галеев Альберт Ринатович, Косарева Елизавета Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE CIRCUIT TRAINING METHOD IN THE DEVELOPMENT OF MOTOR COORDINATION OF YOUNG DANCERS AT THE INITIAL STAGE OF SPORTS TRAINING

The theoretical analysis of the works devoted to the theory and practice of dance training has shown that scientifically-based methods have mainly the artistic and aesthetic orientation. A very small number of works are devoted to the development of motor coordination. Such training does not take into account the growth rates of the development of physical qualities of those involved and their sensitive periods, is carried out without taking into account the Federal Standard of sports training. Dance sports, through its activities, organizes a sports and wellness orientation of personality education and has great potential for the physical development of those involved. The objectives of the study were the development of a modular technology for the development of motor coordination using the circular training method and the justification of its effectiveness in working with young dancers. 40 athletes took part in the study. To solve the tasks, the pedagogical control and pedagogical experiment were carried out: testing of motor coordination, performance and athletic fitness of students; design was used to develop the content of modular technology; statistical methods were used to process the results.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИЙ ЮНЫХ ТАНЦОРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

ty", Shuya, pp. 170-172.

15. Chirkova, E.V. (2019), "Student sports clubs as an opportunity to develop various aspects of youth life", in Youth of Russia in the XXI century, Grozny State Petroleum Technical University named after academician M.D. Millionshchikov, Grozny, pp. 298-303.

16. Sharov, A.A. (2018), "Perception of social activity of university students", Proceedings of Saratov University. A new series. Series: Accmeology of Education. Developmental Psychology, Vol. 7 No. 4, pp. 364-367.

17. Yudin, E.G. (1978), The systemic approach and the activity principle. Methodological problems of modern science, Nauka, Moscow.

Контактная информация: kudra88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2022

УДК 796.015.58

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИЙ ЮНЫХ ТАНЦОРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Александр Анатольевич Косарев, аспирант, Альберт Ринатович Галеев, кандидат педагогических наук, доцент, Елизавета Александровна Косарева, студент, Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Аннотация

Теоретический анализ трудов, посвященных теории и практике танцевальной подготовки показал, что научно-обоснованные методики имеют в основном художественно эстетическую направленность. Совсем незначительное количество работ посвящены развитию двигательных ко-ординаций. Такая подготовка не учитывает темпы роста развития физических качеств занимающихся и их сенситивные периоды, проводится без учета Федерального стандарта спортивной подготовки. Танцевальный спорт своей деятельностью организует спортивно-оздоровительную направленность воспитания личности и имеет большой потенциал для физического развития занимающихся. Задачами исследования стали разработка модульной технологии развития двигательных координаций с применением метода круговой тренировки и обоснование ее эффективности в работе с юными танцорами. В исследовании приняли участие 40 спортсменов. Для решения поставленных задач проводился педагогический контроль и педагогический эксперимент: тестирование двигательных координаций, работоспособности и спортивной подготовленности занимающихся; проектирование применялось для разработки содержания модульной технологии; методы статистики - для обработки результатов.

Ключевые слова: двигательные координации, танцевальный спорт, круговая тренировка, спортивная подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p202-206

APPLICATION OF THE CIRCUIT TRAINING METHOD IN THE DEVELOPMENT OF MOTOR COORDINATION OF YOUNG DANCERS AT THE INITIAL STAGE OF

SPORTS TRAINING

Alexander Anatolyevich Kosarev, the post-graduate student, Albert Rinatovich Galeev, the

candidate of pedagogical sciences, docent, Elizaveta Alexandrovna Kosareva, the student,

Nizhnevartovsk State University

Abstract

The theoretical analysis of the works devoted to the theory and practice of dance training has shown that scientifically-based methods have mainly the artistic and aesthetic orientation. A very small number of works are devoted to the development of motor coordination. Such training does not take into account the growth rates of the development of physical qualities of those involved and their sensitive pe-

riods, is carried out without taking into account the Federal Standard of sports training. Dance sports, through its activities, organizes a sports and wellness orientation of personality education and has great potential for the physical development of those involved. The objectives of the study were the development of a modular technology for the development of motor coordination using the circular training method and the justification of its effectiveness in working with young dancers. 40 athletes took part in the study. To solve the tasks, the pedagogical control and pedagogical experiment were carried out: testing of motor coordination, performance and athletic fitness of students; design was used to develop the content of modular technology; statistical methods were used to process the results.

Keywords: motor coordination, dance sport, circular training, sports training.

ВВЕДЕНИЕ

Для создания основы, фундамента освоения будущими спортсменами более сложных танцевальных композиций и обеспечения высокой конкурентоспособности в соревновательной деятельности необходимо организовать учебно-тренировочный процесс юных танцоров на этапе начальной спортивной подготовки с акцентом на развитие двигательных координаций. Тем более, именно в возрасте 7-12 лет лучше всего развиваются такие умения, этот период сенситивный для развития координации, реализуемой в физической деятельности человека. Время для формирования физиологической и биофизической основы будущего кинезиологического потенциала считается упущенным, если этого не сделать в подходящий период [1].

Важнейший вопрос, требующий в настоящее время более обстоятельного изучения и научного обоснования, это используемые в учебно-тренировочном процессе технологии развития двигательных координаций у детей, занимающихся танцевальным спортом на начальном этапе спортивной подготовки, которые должны в полной мере учитывать, как сенситивные периоды развития физических качеств, так и психологические особенности юных танцоров [3].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения «Дворец искусств» в спортивно-танцевальном клубе «Фиеста», в котором приняли участие 40 человек. Экспериментальная группа из 20 спортсменов (10 мальчиков и 10 девочек) занималась с применением разработанного модуля. На каждом тренировочном занятии выполнялись подобранные комплексы упражнений методом круговой тренировки. Контрольная группа из 20 спортсменов (10 мальчиков и 10 девочек), занималась по традиционной программе спортивной подготовки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки и поставленными целями развития двигательных координаций, каждое тренировочное занятие дополнялось развивающим модулем (рисунок 1), в основе которого подобранные комплексы упражнений на развитие определенных двигательных качеств, выполняемые методом круговой тренировки.

Модуль содержит в себе три модульные единицы, которые соответствуют определенному виду подготовки:

1. Силовая подготовка - выполняются комплексы упражнений на укрепление основных мышечных групп (ноги, спина, руки, брюшной пресс).

2. Core-тренировка - выполняются комплексы упражнений, воздействующие на мышцы корсета, которые отвечают за стабилизацию таза, бедер и позвоночника, в сущности, центр тяжести и мышечной активности человеческого организма.

3. Развитие двигательных координаций - выполняются комплексы упражнений на развитие гибкости, равновесия, ловкости, прыгучести и др.

Освоение и выполнение каждого комплекса упражнений круговой тренировки производится в два этапа:

1. Вводный - на этом этапе дети учатся правильно выполнять задания и передвигаться по станциям. Интенсивность нагрузки определяется по заданной ЧСС 130-140 уд. мин. в течение 5-10 минут._

МОДУЛЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИИ

Модульные единицы

(комплекс специально подобранных упражнений, выполняемых методом круговой тренировки)

Силовая подготовка

укрепление основных мышечных групп

Core -тренировка

укрепление глубоких мышц корсета

I

Развитие двигательных координаций

гибкость, равновесие, ловкость, прыгучесть и др.

ВВОДНЫЙ этап

освоение техники выполнения упражнений, правила передвижения по станциям

Объем

5-10 мин.

Интенсивность

130/140 уд.мин.

РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП

изменяются: интенсивность нагрузки; выполняемые упражнения; количество повторений кругов

Объем

10-20 мин.

Интенсивность

165/175 уд.мин.

Рисунок 1 - Развивающий модуль педагогической технологии развития двигательных координаций

2. Развивающий - на этом этапе выполняются те же упражнения, но с изменением компонентов нагрузки, характера, последовательности заданий. Интенсивность нагрузки - ЧСС от 165-175 уд. мин. в течение 10-20 минут.

Увеличивая сложность и интенсивность нагрузки, обеспечивается непрерывность развивающих воздействий.

Важным условием реализации технологии является комплекс разнообразных приемов активизации двигательной деятельности занимающихся. Выбор приемов определяется рядом факторов и условий: возрастом и уровнем физической и специальной подготовки занимающихся; их психоэмоциональным состоянием; степенью профессиональной компетентности тренера. Эти же факторы в значительной мере влияют на выбор комплекса упражнений для эффективного развития двигательных координаций; организации необходимых условий их выполнения; применение оригинальных методов и приемов педагогического воздействия.

На рисунке 2 показана схема распределения комплексов круговой тренировки в недельном тренировочном цикле. На каждом занятии используется 2 комплекса упражнений:

- на первом занятии - в окончании основной части выполняется комплекс упражнений силовой подготовки, в заключительной части комплекс упражнений развития гибкости статической;

- на втором занятии - в окончании основной части выполняется комплекс упражнений соге-тренировки, в заключительной части комплекс упражнений развития гибкости статической;

- на третьем занятии - в окончании подготовительной части выполняется комплекс упражнений на развитие гибкости динамической, в начале основной части ком-

плекс упражнении на развитие двигательных координации.

Недельный тренировочный цикл. Распределение комплексов круговой тренировки

1 занятие

2 занятие

3 занятие

Подготовительная часть

Ш

Подготовительная часть

Ш

Подготовительная часть

1. Гибкость динамическая

Ш

Основная часть

- окончание 1. Силовая подготовка

Ш

Основная часть

- окончание 1. Core тренировка

ш

Основная часть

- начало 2. Развитие двигательных координации

ш

Заключительная часть

2. Гибкость статическая

Заключительная часть

2. Гибкость статическая

Заключительная часть

Рисунок 2 - Схема распределения комплексов круговой тренировки в недельном тренировочном цикле

Эффективность использования предлагаемого модуля была определена на основании проведенных контрольных испытаний, которые учитывают специфику исследуемых способностей и образуют во взаимодействии целостную систему определения уровня развития двигательных координаций и их влияния на показатели физического и спортивного развития.

В результате включения в тренировочный процесс развивающих модулей с целью развития двигательных координаций у занимающихся танцевальным спортом произошли достоверные изменения по развиваемым показателям (р<0,05) (таблица).

Таблица - Изменение в группах занимающихся средних показателей физической подготовленности за период эксперимента_

№ Тесты Этап эксперимента ЭГ (n=14) M±m КГ (n=14) M±m Р Д% ЭГ Д% КГ

1 Челночный бег 3х10 (сек.) До эксп. 9,77±0,16 9,40±0,20 р>0,05 8,1 3,8

После эксп 8,98±0,10 9,04±0,16 р>0,05

р р<0,05 р>0,05

2 Равновесие (сек.) (удержание позы Ромберга) До эксп. 12,59±2,05 12,29±2,48 р>0,05 76,0 7,4

После эксп 22,15±3,92 13,20±2,46 р>0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р р<0,05 р>0,05

3 3 кувырка (сек.) До эксп. 7,87±0,60 7,94±0,48 р>0,05 20,1 8,6

После эксп 6,29±0,47 7,25±0,46 р>0,05

р р<0,05 р>0,05

4 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) До эксп. 7,21±1,63 7,36±1,30 р>0,05 29,7 29,1

После эксп 9,36±1,46 9,50±1,22 р>0,05

р р>0,05 р>0,05

5 Прыжки с вращением скакалки 1 минуту (кол-во раз) До эксп. 78,50±7,48 62,71±4,80 р>0,05 16,3 7,4

После эксп 91,29±6,59 67,36±4,31 р<0,05

р р>0,05 р>0,05

6 Наклон туловища вперед из положения стоя на скамье (от уровня скамьи см.) До эксп. 9,07±1,46 8,79±1.30 р>0,05 83,5 26,0

После эксп 16,64±2,32 11,07±1.22 р<0,05

р р<0,05 р>0,05

7 Поднимание туловища из положения лежа за 1 минуту (кол-во раз) До эксп. 33,57±2,44 33,64±2,03 р>0,05 12,3 10,2

После эксп 37,71±1,95 37,07±2,11 р>0,05

р р>0,05 р>0,05

8 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.) До эксп. 133,29±4,15 141,57±5,04 р>0,05 7,9 1,6

После эксп 143,79±3,25 143,86±4,80 р>0,05

р р>0,05 р>0,05

9 Бег на 20 метров (сек.) До эксп. 5,08±0,10 5,09±0,13 р>0,05 2,9 3,8

После эксп 4,93±0,09 4,89±0,15 р>0,05

р р>0,05 р>0,05

Проведенные тестирования на начало эксперимента выявили практически одинаковые показатели физических качеств КГ и ЭГ и не имели достоверных различий (р>0,05). Применяемый модуль в экспериментальной группе позволил достоверно увеличить двигательные координации в половине показателей. Так, в тесте «Челночный бег 3х10м» отмечается улучшения времени прохождения дистанции на 8,1% . В тесте на равновесие «Поза Ромберга» достоверно улучшились показатели на 76%. Также отмечаются улучшения в выполнении в тесте «3 кувырка» на 21,1 % и в тесте «Наклон туловища вперед из положения стоя» на 83,5%.

ВЫВОДЫ

Организация круговой тренировки позволяет конструировать содержание каждого тренировочного занятия таким образом, чтобы осваивать новые двигательные задания поэтапно и генерализованно формировать и проявлять различные двигательные координации у танцоров, с постепенным увеличением их сложности.

Доказана эффективность использования модульной технологии в тренировочном процессе танцоров на начальном этапе спортивной подготовки, позволяющая: интенсифицировать развитие двигательных координаций занимающихся; содействовать повышению уровня общей физической подготовленности; улучшать состояние здоровья детей в целом; формировать ценностные ориентации и мотивацию к занятиям танцевальным спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - Москва : Теория и практика физической культуры, 2000 - 275 с.

2. Галеев А.Р. Развитие двигательных координаций в танцевальном спорте / А.Р. Галеев. -Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2016. - 108 с.

3. Галеев А.Р. Исследование мотивов занятий спортивными танцами / А.Р. Галеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 6. - С. 45-46.

4. Некрасов А.С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Некрасов Андрей Сергеевич. - Тамбов, 2006. - 23 с.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (2000), Human Ontokinesiology, Theory and practice of physical culture, Moscow.

2. Galeev, A.R. (2016), Development of motor coordination in dance sports, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk.

3. Galeev, A.R. (2007), "Research of motives of sports dancing classes", Physical culture: upbringing, education, training, № 6. - pp. 45-46.

4. Nekrasov A. S. (2006), Methodology for the development of coordination abilities of preschoolers using elements of sports ballroom dancing, dissertation, Tambov.

Контактная информация: albert_2905@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2022

УДК 796.8:159.91

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦНС КАК МАРКЕР ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЕДИНОБОРСТВАХ

Артем Михайлович Котов-Смоленский, ассистент, Елена Юрьевна Федорова, доктор биологических наук, профессор, Анна Вячеславовна Скотникова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.