УДК. 656.13
А.А. Евсеева
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ФРИКЦИОННОЙ ФИКСАЦИИ КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ
ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА
Проведен анализ существующей ситуации в области перевозки грузов при помощи автомобильных транспортных средств и предложено применение метода фрикционной фиксации груза, который представляет собой натяжение тросами для увеличения силы предварительного натяжения и, следовательно, повышения коэффициента трения между грузом и поверхностью транспортного средства, для предотвращения скольжения груза. Кроме того, транспортная организация должна обеспечивать полную безопасность при осуществлении перевозки любых видов груза, а транспортное средство должно соответствовать всем необходимым требованиям.
Автомобильные перевозки, крепление груза, подготовка водителей, безопасность, ответственность водителя
A.A. Evseeva
APPLICATION OF THE METHOD OF FRICTIONAL FIXING OF FASTENING OF FREIGHTS IN TRANSIT THE MOTOR TRANSPORT FOR INCREASE OF SAFETY OF
TRANSPORTATION PROCESS
The analysis of an existing situation in the field of transportation of goods by means of automobile vehicles is carried out and application of a method offrictional fixing offreight which represents a tension cables for increase in force of a preliminary tension and, therefore, increase of coefficient offriction between freight and a vehicle surface, for prevention of sliding offreight is offered. Besides, the transport organization has to ensure full safety at implementation of transportation of any kinds of freight, and the vehicle has to conform to all necessary requirements.
Road transport, cargo lashing, driver training, safety, drivers responsibility
При перевозке грузов автомобильным транспортом в настоящее время существует большое количество вариантов его крепления и упаковки, при этом методы крепления всегда зависят от вида и характеристик груза. При этом отсутствует определенный метод контроля при осуществлении крепления при перевозках. Общие требования заключаются только в том, что все перевозимые грузы должны быть закреплены на транспортных средствах таким образом, что бы обеспечивалась безопасность людей участвующих в погрузке, разгрузке и управления транспортным средством, вместе с другими участниками дорожного движения, пешеходами, и транспортными средствами.
Ответственность за порчу или повреждения груза очень часто ложится именно на водителя. Именно в связи с этим водитель обязан знать основные требования, предъявляемые к упаковке, погрузке и закреплению груза, для предварительной проверки правильности выполнения погрузочноразгрузочных операций и для снижения риска повреждения груза в момент перевозки. В Российской Федерации, многие перевозчики пренебрегают правилами размещения и крепления грузов, вследствие чего возникают дорожно-транспортные происшествия, не по вине водителя, а из-за неправильно выбранного метода загрузки транспортного средства.
Погрузочно-разгрузочные работы должны проводиться специально обученным персоналом, который осведомлен о возможных рисках. Водители также должны быть осведомлены о дополни-
307
тельных рисках и нагрузках, при перемещении груза во время движения. Это касается всех транспортных средств и всех типов загрузки.
Необходимо осуществлять строгий контроль выполнения погрузочно-разгрузочных операций, целью которого будет снижение количества дорожно-транспортных происшествий и сведение к минимуму нарушений касающихся вопросов неправильного крепления грузов в транспортных средствах.
На территории Евросоюза в настоящее время действуют европейские практические рекомендации «Крепление грузов на автомобильном транспорте» разработанные Европейской Комиссией. В данных требованиях отражается не только методы и способы осуществления погрузочноразгрузочных операций, но и требования к оборудованию, предназначенному для их выполнения, таких как краны, манипуляторы, платформы. Кроме того, успешно функционируют европейские стандарты БК 12 640 и БК 12 642, согласно которым само транспортное средство рассматривается как часть системы крепления грузов. К сожалению, транспортные средства российского производства не соответствуют данному требованию и не имеют необходимых точек крепления. Практически все транспортные средства, эксплуатируемые на территории Российской Федерации также не соответствуют вышеуказанным стандартам и по прочностным характеристикам кузова, в результате чего существующие кузова нельзя рассматривать как часть системы крепления грузов, так как прочность их неизвестна [1].
При выполнении международных перевозок перевозчик достаточно часто сталкивается с проблемой дополнительного укрепления и блокировки груза, так как в случае не своевременного или не удовлетворяющего европейским правилам крепежа, придется дополнительно простаивать при въезде на иностранную территорию. В странах Евросоюза крепление груза по всем требованиям является элементарной операцией при погрузке груза на транспортное средство. В России же большинство перевозчиков не придают значения крепежным материалам и способам их использования, хотя это оказывает большое влияние на сохранность грузов и безопасность перевозочного процесса.
Одним из важных методов является метод фрикционной фиксации груза, который представляет собой натяжение тросами для увеличения силы предварительного натяжения и, следовательно, повышения коэффициента трения между грузом и поверхностью транспортного средства, для предотвращения скольжения груза. Чем выше сила предварительного натяжения или трение между грузом и поддерживающей поверхностью, тем меньше количество необходимых тросов или больше груз, соответственно. Необходимо внимательно выбрать угол между тросом и грузом, который влияет на вертикальный компонент силы предварительного натяжения (см. диаграмму ниже), как показано на рисунке.
к
я
X
.а
П
а
Я
Н
а
03
Угол (°)
Зависимость между углом натяжения троса и вертикальным компонентом силы натяжения троса
Стандартная сила натяжения (STF) одного стандартного храпового механизма (50 мм, удерживающая мощность (LC) 2500 daN) составляет 250 daN. Для получения данного значения требуется ручная сила в 50 daN. Достижимая стандартная сила натяжения должна быть указана на ярлыке натяжного устройства. При использовании храповых механизмов с длинным рычагом (принцип действия: тянуть вниз вместо того, чтобы толкать) можно достичь силы натяжения в 1000 daN. Если применяются индикаторы натяжения, для расчетов можно использовать реальное предварительное натяжение.
Благодаря трению между тросом и грузом с двух сторон сила предварительного натяжения снижается на противоположной стороне груза. Согласно стандарту EN12195-1, k = 1,5 при использовании одного натяжного устройства для фиксации, k < 2,0 при использовании троса с двумя натяжными устройствами на каждый трос или если значение подтверждается показаниями индикатора силы натяжения на противоположной стороне натяжного устройства.
В Российской Федерации правила по закреплению некоторых видов груза вообще отсутствуют. Соответственно в момент проверки креплений, дать точный ответ соответствует ли фиксация груза всем требования не возможно. В связи с этим возникают проблемы не только при осуществлении международных перевозок, но и увеличивается статистика дорожно-транспортных происшествий, связанных с неправильным креплением груза.
Необходимо помнить, что если груз не закреплён должным образом, он может представлять опасность как для других людей, так и для безопасности самого транспортного средства.
В заключение можно отметить, что при выборе методе крепления грузов нужно правильно оценивать их эффективность, и как правило, для сохранности груза необходимо рассмотреть не один способ крепления и изучить не один метод. Также следует отметить, что за правильностью крепления груза, его укладкой на погрузочные места должны следить соответствующие службы, а задача водителя заключается в безопасной транспортировке груза от грузоотправителя к грузополучателю. В большинстве случаев при аварии всю вину возлагают на водителей. Именно поэтому, для начала, необходимо водителей обучить правилам и методам крепления грузов и дать им возможность проверки процесса погрузки, разгрузки и крепления груза на их подвижной состав. Для того, чтобы процесс перевозки любых видов грузов был максимально безопасным, необходимо, чтобы транспортное средство было подготовлено квалифицированными специалистами перед тем как будут осуществлены погрузочные работы, что и будет, являться фундаментом своевременной и безопасной доставки грузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Красникова Д.А., Евсеева А.А.. Влияние размещения и крепления грузов в автомобильном транспорте на безопасность дорожного движения // Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basks and innovative approach: сборник научных статей. Vol. 4. Technical sciences. Washington: L&L Publishing, 2012.
2. ГОСТ 21650-76. Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах. Общие требования.
3. Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций «Руководство по надлежащей европейской практике укладки грузов в ходе автомобильных перевозок» (Eurooean Best Practice Guidelines on Cargo Securing for Road Transport)
Евсеева Анна Анатольевна -
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А
Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13
Anna A. Evseeva -Ph.D., Associate Professor of «Organization of Transportation and Transport Management»
Gagarin Saratov State Technical University