Научная статья на тему 'Применение метода case-study В ПРЕПОДАВАНИИ'

Применение метода case-study В ПРЕПОДАВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод case-study / case / работа в группе / method case-study / case / group work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Татьяна Ивановна, Высокое Мария Ивановна, Зыкова Светлана Ивановна

В статье рассматривается использование активного неигрового имитационного метода case-study в учебном процессе вуза. Отражена структура и форма представления case. Особое внимание уделено вопросу группового анализа ситуации. Раскрывается специфика формирования case. В связи со спецификой выделены правила составления case. Выделены основные группы case, применяемые нами в учебном процессе. Отражен опыт применения метода case-study в процессе обучения и при проверке знаний студентов. Освещены результаты применения метода case-study в преподавании. Делается вывод, что case становится эффективным в случае его жанровой, методической и научной проработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The application of CASE-STUDY METHOD IN TEACHING

The article discusses the use of active non-gaming simulation of the method of casestudy in the educational process of the University. The structure and presentation of case is reflected. Special attention is paid to the issue of group analysis of the situation. Specifics of the formation of the case are disclosed. Due to the nature the rules of case composition are selected. The main groups of cases used in the educational process are isolated. The paper reflects the experience of applying the method of case-study in the learning process and when checking students ' knowledge. The results of applying the method of case-study in teaching are reflected. It is concluded that the case becomes effective in the event of its genre, methodical and scientific work.

Текст научной работы на тему «Применение метода case-study В ПРЕПОДАВАНИИ»

УДК 37.03

Авдеева Татьяна Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин Московского государственного университета технологий и управления им. КГ. Разумовского, филиал в г. Орехово-Зуево avdeeva-t-i@mail.ru

Высокое Мария Ивановна

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и физики Московского государственного областного гуманитарного института avdeeva-t-i@mail.ru

Зыкова Светлана Ивановна

кандидат химических наук, доцент кафедры химии Московского государственного областного гуманитарного института avdeeva-t-i@mail.ru

Применение метода case-study

В ПРЕПОДАВАНИИ

Tat’yana I. Avdeeva

candidate of pedagogical Sciences, associate professor of natural-science and social and humanitarian disciplines.

Moscow State University of Technologies and Management of

K.G. Razumovskii, branch in Orekhovo-Zuyevo avdeeva-t-i@mail.ru

Mariya I. Vysokos

candidate of physical and mathematical Sciences, associate professor of mathematics and physics. Moscow State Regional Humanitarian Institute avdeeva-t-i@mail.ru

Svetlana I. Zykova

candidate of chemistry, associate professor of chemistry. Moscow State Regional Humanitarian Institute avdeeva-t-i@mail.ru

The application of

CASE-STUDY METHOD IN TEACHING

Аннотация. В статье рассматривается использование активного неигрового имитационного метода case-study в учебном процессе вуза. Отражена структура и форма представления case. Особое внимание уделено вопросу группового анализа ситуации. Раскрывается специфика формирования case. В связи со спецификой выделены правила составления case. Выделены основные группы case, применяемые нами в учебном процессе. Отражен опыт применения метода case-study в процессе обучения и при проверке знаний студентов. Освещены результаты применения метода case-study в преподавании. Делается вывод, что case становится эффективным в случае его жанровой, методической и научной проработки.

Annotation. The article discusses the use of active non-gaming simulation of the method of case-study in the educational process of the University. The structure and presentation of case is reflected. Special attention is paid to the issue of group analysis of the situation. Specifics of the formation of the case are disclosed. Due to the nature the rules of case composition are selected. The main groups of cases used in the educational process are isolated. The paper reflects the experience of applying the method of case-study in the learning process and when checking students ' knowledge. The results of applying the method of case-study in teaching are reflected. It is concluded that the case becomes effective in the event of its genre, methodical and scientific work.

Ключевые слова: метод case-study, case, работа в группе.

Keywords: method case-study, case, group work.

Применение активного неигрового имитационного метода case-study в преподавании основывается на групповом анализе ситуации -case, и предложении ее решения, исходя из конкретных условий, по средствам предложенных алгоритмов.

Метод case-study основывается на активном использовании в процессе обучения компьютерного обеспечения, видеоматериалов, презентаций, мультимедийных технологий. Все это позволяет сделать case более наглядным для студентов.

реальные проблемные ситуации, в-третьих, исторические факты.

Case могут быть трех видов.

Первый - это маленький case (несколько проблемных предложений текста). Рассчитан маленький case на часть занятия (например, на 20-30 мин.).

Второй - это средний case (от одной до нескольких страниц текста). Занимает, обычно, средний case пару (двухчасовое занятие).

Материалом для создания case могут послужить: во-первых, литературные источники, во-вторых,

81

Третий - это большой case (множество страниц текста с описанием проблемной ситуации). Рас-

считан большой case на несколько практических занятий.

У каждого из них есть свои плюсы и недостатки. Поэтому, для педагога важно выбрать тот вид case, который наиболее удачно раскрывает проблематику занятия.

Вне зависимости от размера, case должен иметь следующую структуру: непосредственно сам

case, методические рекомендации по его выполнению, информационные и дидактические материалы, вопросы, требующие дискуссии, а также задания для учащихся.

Форма представления case может быть разной: во-первых, в виде печатного case, во-вторых, видео case, в-третьих, мультимедиа case.

Использование метода case-study в преподавании позволяет развить творческие, исследовательские и коммуникативные навыки работы в группе.

Метод case-study основывается на конкретных учебных ситуациях, содержащих фактический материал, который в последующем на занятии требует от студента разбора и решения. Таким образом, учащиеся работают сплоченно. Работа в команде позволяет принимать общие решения.

В преподавании использование метода case-study основывается на том, что знания, полученные студентами в ходе обучения, имеют плюралистичную истину, т.е. на один и тот же вопрос может быть несколько истинных ответов.

Таким образом, метод case-study дает возможность преподавателю и студенту находить истину, а не воспринимать готовое знание. Следовательно, для студента получение знания превращается в творческое задание по правилам, в котором он раскрывает свой интеллектуальный потенциал. Педагогу в этом процессе отведена роль направляющего, который фиксирует ответы и поддерживает живой интерес к обсуждению вопроса. Знания, полученные учащимися в ходе занятия, имеют эмоциональную окраску, основываются на творческой конкуренции.

Применение метода case-study позволяет развивать самостоятельность мышления, аргументированно принимать решения с учетом другого мнения.

Педагогу при составлении case необходимо руководствоваться следующими правилами: во-первых, создавая case, необходимо четко сформулировать цель; во-вторых, подобрать материал, исходя из уровня подготовленности группы. Он не должен быть сложным, и одновременно, не должен быть простым; в-третьих, case должен быть актуальным и иллюстративным; в-четвертых, case в своем решении должен иметь несколько решений, что позволит педагогу со-

здать проблемную ситуацию, которую можно решить лишь в ходе дискуссии.

Таким образом, case-study позволяет учить студентов решать сложные задачи в группе в процессе коммуникации.

Используя case в преподавании, необходимо учитывать их сложность. Можно выделить несколько групп case.

Первая группа - это, так называемые, иллюстративные case, которые в своей основе содержат знание, способное научить студентов принимать правильные решения, следуя разработанному алгоритму.

Вторая группа - это учебные case, которые содержат описание конкретной ситуации в конкретный период времени. Таким образом, перед студентами ставится задача самостоятельного принятия решения и диагностирования задачи.

Третья группа - это прикладные case. Они обосновывают конкретную ситуацию, и студентам необходимо найти пути выхода из нее.

Опыт работы со студентами показывает, что case становится эффективным лишь в случае его жанровой, методической и научной проработки. На сегодняшний день метод case-study применим не только в процессе обучения, но и при проверке знаний студентов. Во-первых, когда предоставляем case студентам перед зачетом или экзаменом. В этом случае студент должен проанализировать case и принести преподавателю отчет о проделанной работе, т.е. - ответы на поставленные задачи. Во-вторых, когда студенты получают case вместо билета. В таких условиях применения case необходимо учитывать время, отведенное на проверку знаний, и сложность case.

Единственной сложностью в процессе обучения и проверки знаний при использовании метода case-study является оценивание студентов. Применяем 100 бальную систему оценивания студентов, т.к. она позволяет: во-первых, получать баллы за промежуточную работу; во-вторых, фиксировать активность студентов (участие в дискуссии или в презентации); в-третьих, выявлять знания, умения и владения студентов по конкретному case (умение пользоваться и давать определения, выявлять содержание специальных понятий, выявлять категории); в-четвертых, учитывать устремленность и настойчивость в решении поставленных задач.

Таким образом, метод case-study требует от преподавателя: большей эмоциональности (по сравнению с применением традиционных методов преподавания) в процессе всего периода обучения; способности создавать ситуацию сотрудничества и конкуренции одновременно; предотвращать или разрешать конфликтные ситуации; а также учитывать права студентов в процессе обучения.

82

Литература:

1. Варганова Г.В. Кейс-стадис как метод научного исследования // Библиосфера. 2006. № 2. С. 36-42.

2. Купцов В.И. Философия и методология науки. М. : Аспект Пресс, 1996. С. 414-426.

3. Фливберг Б. Кейс-стадис в контексте качественно-количественной проблематики // Социологические исследования. 2004. № 9. С. 15-19.

4. Stake R. The Art of Case Study Research. N.Y., 1995.

Literature:

1. Varganova G. V. Case-study as a method of research // Bibliosphere. 2006. № 2. P. 36-42.

2. Kuptsov V.I. Philosophy and methodology of science. M. : Aspect Press, 1996. P. 414-426.

3. Flyvberg B. Case-study in the context of the qualitative and quantitative perspectives // Sociological researches. 2004. № 9. P. 15-19.

4. Stake R. The Art of Case Study Research. N.Y., 1995.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.