Научная статья на тему 'Применение метода анализа иерархий для повышения эффективности использования средств местных бюджетов'

Применение метода анализа иерархий для повышения эффективности использования средств местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роменская Е. М.

В данной работе показана необходимость обоснованного принятия решений руководством местных финансовых органов относительно использования средств местных бюджетов. В проведенном исследовании применен метод анализа иерархий на стадии выполнения бюджета в случае внесения изменений в решение о местном бюджете. По результатам проведенного исследования определено, что применение метода анализа иерархий позволяет сделать оптимальный и обоснованный выбор в случае принятия спорных и сложных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение метода анализа иерархий для повышения эффективности использования средств местных бюджетов»

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

© Роменская Е.М.*

Днепропетровская государственная финансовая академия, Украина, г. Днепропетровск

В данной работе показана необходимость обоснованного принятия решений руководством местных финансовых органов относительно использования средств местных бюджетов. В проведенном исследовании применен метод анализа иерархий на стадии выполнения бюджета в случае внесения изменений в решение о местном бюджете. По результатам проведенного исследования определено, что применение метода анализа иерархий позволяет сделать оптимальный и обоснованный выбор в случае принятия спорных и сложных решений.

Эффективность использования средств местных бюджетов играет важную роль в работе органов местного самоуправления, ведь именно от эффективного использования средств зависит надлежащее выполнение возложенных на органы местного самоуправления задач. К сожалению, на сегодняшний день эффективное использование средств местных бюджетов осложняется влиянием экономических, политических, социальных и других факторов на формирование доходной части государственного и местных бюджетов. Вследствие влияния негативных факторов возникает необходимость внесения изменений в решение о местном бюджете. Поэтому необходимо совершенствовать подходы, которые используются органами государственной власти и местного самоуправления в процессе использования средств местных бюджетов.

Исследованию проблем оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти посвящены многочисленные труды ученых. Однако, до сих пор остаются нерешенными вопросы относительно необоснованного использования органами местного самоуправления средств местных бюджетов и отсутствия системы оценки решений руководства по использованию средств местных бюджетов.

Оценка эффективности использования средств местных бюджетов должна предусматривать оценку обоснованности решений руководства, которые принимаются в пределах полномочий и требований законодательства. Итогом эффективного использования средств местных бюджетов является принятие результативных управленческих решений с целью формирования качественной бюджетной политики на уровне местных органов власти. При-

* Старший преподаватель кафедры Финансов и государственного управления.

менение критериев эффективности должно стать одной из обязательных составляющих при измерении результата использования средств местных бюджетов. В противном случае, необоснованное использование средств местных бюджетов, не подкрепленное соответствующими рациональными мотивами, может привести к появлению возможных рисков социально-экономического характера, среди которых невыполнение общественных потребностей и другие проблемы [1].

Особое место в работах ученых И. Г. Лукьяненко [2], В. В. Хорошун [3], В.И. Дубровина [4] и других отводится нестандартному решению сложных проблем социально-экономического характера с применением математических методов, механизмов и моделей. Стоит отметить, что на сегодняшний день, известные специалисты, которые занимаются проблемами анализа и планирования решений на основании математических методов и моделей, показывают возможность применения метода анализа иерархий в различных сферах жизни. Известные зарубежные ученые и отечественные ученые в своих трудах предлагают и применяют метод анализа иерархий в экономике, социальных науках, для измерения человеческих ценностей и др. [4-6]. Однако применение метода анализа иерархий для принятия решений в бюджетной системе с целью повышения эффективности использования средств местных бюджетов Украины в научной литературе еще не рассматривалось.

Таким образом, учитывая актуальность использования экономию--математических моделей и методов в бюджетном процессе, необходимо применять единый подход для принятия решений по вопросам бюджета с целью повышения эффективности использования средств местных бюджетов. Для решения данной проблемы предлагаем применение метода анализа иерархий. Метод анализа иерархий является одним из подходов, который может максимально приблизить к эффективному использованию средств местных бюджетов.

Разнообразие примеров использования метода анализа иерархий стимулирует нас обобщить опыт и наследие ученых и применить предложенный подход в нашем исследовании с целью принятия оптимальных решений относительно использования средств местных бюджетов. Метод анализа иерархий позволит эффективно и рационально использовать средства местных бюджетов путем установления приоритетов и первоочередности для решения проблем, возникающих на стадии выполнения местного бюджета в случае внесения изменений в решение о местном бюджете.

Метод анализа иерархий является замкнутой логической конструкцией, обеспечивающий с помощью несложных правил анализ сложных проблем разного характера и приводит к получению лучшего ответа. Также метод анализа иерархий можно назвать систематической процедурой для иерархического представления элементов, определяющих суть любой проблемы [5].

Теорию метода анализа иерархий раскрыл известный американский ученый Томас Саати в 1971 году, во время работы над проблемами планиро-

вания в непредвиденных обстоятельствах для Министерства обороны США. На сегодня, теория Саати относительно применения метода анализа иерархий стала распространенной и применяемой во многих зарубежных странах. В Китае, например, метод анализа иерархий стал традиционным для принятия решений, особенно по проблемам, касающимся социальных, экономических и технологических вопросов. Эта теория стала широко и успешно применяться китайскими аналитиками с 1982 года почти во всех отраслях: экономике, энергетике, управлении, охране окружающей среды, транспорте, сельском хозяйстве, промышленности, обороне и т.д., что наряду с другими факторами сыграло немаловажную роль и способствовало развитию и процветанию страны [6].

Применение метода анализа иерархий обеспечит оптимальное принятие решений, а следовательно и приведет к эффективному использованию бюджетных средств в условиях ограниченности или недостаточности финансирования, обеспечивая принятие решений с максимальной эффективностью. Метод анализа иерархий можно применять в таких случаях:

- во время формирования структуры расходов в случае увеличения поступлений в местные бюджеты для выбора оптимального варианта использования средств;

- во время формирования структуры расходов в случае уменьшения поступлений в местные бюджеты для выбора ассигнований, которые необходимо профинансировать полностью, профинансировать частично (сократить финансирование) или не финансировать вообще;

- под конец бюджетного года, когда происходит использование средств местных бюджетов не потому, что они действительно нужны, а потому, что в случае их неиспользования возникает угроза утверждения меньших объемов расходов соответствующих местных бюджетов на следующий год.

Учитывая актуальность перехода для Украины на управление местными бюджетами при помощи программно-целевого метода (полный переход на управление планируется к 2014 году), рассмотрим применение метода анализа иерархий на примере региональной программы инновационного развития Днепропетровской области на период до 2020 года [7] в случае: уменьшения поступлений в местные бюджеты и как следствие снижение уровня финансирования программы; необоснованного увеличения суммы средств, предоставленной для дополнительного финансирования программы. Кроме того, результаты вычислений при помощи метода анализа иерархий могут показать вариант пропорционального финансирования заданий программы на этапе ее составления.

Самой важной частью использования метода иерархий является определение трех составляющих: цели, критериев, соответствующих поставленной цели, и альтернатив. Для определения цели опишем проблему, которую необ-

ходимо решить, применяя метод анализа иерархий. В случае сокращения финансирования программы целью исследования будет оптимальный выбор заданий программы, финансирование которых необходимо сократить (прекратить), в случае необоснованного увеличения суммы средств, предоставленной для дополнительного финансирования программы целью будет оптимальный выбор заданий программы для вложения дополнительных средств.

Для построения иерархии критериями выбраны три основных результата, которые ожидаются от выполнения программы: конкурентоспособность товаров отечественных инновационных предприятий; степень новизны инновационных предложений, подготовленных к реализации; объем доходов, полученных инновационными предприятиями.

Альтернативами выбраны 9 заданий программы, соответствующие заданным критериям: формирование банка данных инновационных предложений; формирование банка данных потенциальных исполнителей инновационных проектов; формирование механизма финансирования инновационных проектов различных категорий; разработка методики формирования государственной регистрации и сопровождение инновационных проектов; создание системы информационной поддержки инфраструктуры инновационного развития; анализ действующего законодательства и разработка предложений по внесению законодательных инициатив; создание системы подготовки кадров для реализации инновационного процесса; формирование механизмов содействия продвижению инновационных продуктов на внутреннем и внешнем рынках; выполнение практической работы по формированию, государственной регистрации и сопровождению инновационных проектов.

По итогам построения иерархии составлена матрица парных сравнений (табл. 1) - реализация принципа сравнительных суждений путем парных сравнений с использованием шкалы относительной важности (табл. 2).

Таблица 1

Заполнение матрицы парных сравнений для определенных критериев по шкале относительной важности

К1 К2 Кз

К1 1/1 7/1 1/5

К2 1/7 1/1 1/9

Кз 5/1 9/1 1/1

Оценка по шкале важности позволяет получить показатели по каждому элементу и определить вес (приоритет) каждого критерия и вес (приоритет) каждой альтернативы, которая в наибольшей степени определяет указанные критерии. Полученные результаты свидетельствуют о приоритетности элементов, позволяя сделать вывод и выбрать эффективный и оптимальный вариант решения поставленной задачи.

Таблица 2

Шкала относительной важности (степени предпочтений)

1 Равные по значимости критерии

3 Слабое преимущество критерия

5 Существенная значимость критерия

7 Сильная значимость

9 Очень сильная (очевидная) значимость

При заполнении матрицы парных сравнений собственные убеждения заключались в том, что:

- Критерий К1 - Конкурентоспособность товаров отечественных инновационных предприятий - имеет сильную значимость по сравнению с критерием 2 - Степень новизны инновационных предложений, подготовленных к реализации;

- Критерий КЗ - Объем доходов, полученных инновационными предприятиями - имеет существенную значимость по сравнению с критерием 1 - Конкурентоспособность товаров отечественных инновационных предприятий;

- Критерий КЗ - Объем доходов, полученных инновационными предприятиями - имеет очень сильную (очевидную) значимость по сравнению с критерием 2 - Степень новизны инновационных предложений, подготовленных к реализации.

Для сравнения критериев можно использовать данные социологических опросов, статистическую информацию, результаты исследований и т.п., учитывая интересы, как главных распорядителей бюджетных средств, так и населения, сочетая групповые суждения рациональным путем.

Таблица 3

Определение приоритетов каждого критерия

К1 К2 Кз ■да

К1 3,001 15,800 1,177 21,87 %

К2 0,841 2,999 0,2506 4,48 %

Кз 11,287 53,000 2,999 73,65 %

Полученные результаты определили приоритетность критериев, позволяя выбрать эффективный и оптимальный вариант достижения цели, свидетельствуя о наибольшей приоритетности критерия 3 - Объем доходов, полученных инновационными предприятиями, удельный вес которого составляет 73,65 %, и наименьшей приоритетности критерия 2 - Степень новизны инновационных предложений, подготовленных к реализации с удельным весом 4,48 % (табл. 3-4).

Таблица 4

Показатели удельного веса критериев

Название критерия Удельный вес критерия, %

Конкурентоспособность товаров отечественных инновационных предприятий 21,87

Степень новизны инновационных предложений, подготовленных к реализации 4,48

Объем доходов, полученных инновационными предприятиями 73,65

Таким образом, распределение критериев по степени важности при снижении уровня финансирования программы показало, что сократить (прекратить) финансирование с минимальными потерями эффективности выполнения программы можно для заданий, направленных на обеспечение новизны инновационных предложений, подготовленных к реализации (критерий 2). Тогда как, в случае необоснованного увеличения суммы средств, предоставленной для дополнительного финансирования программы, наиболее приоритетным и эффективным является выполнение заданий, направленных на увеличение объемов доходов, полученных инновационными предприятиями (критерий 3).

Для осуществления конечного выбора варианта заданий, финансирование которых можно уменьшить и варианта заданий для дополнительного финансирования, проведены аналогичные расчеты для альтернатив (табл. 5).

Таблица 5

Показатели удельного веса альтернатив

№ п/п Название альтернативы Удельный вес, %

1 Формирование механизмов содействия продвижению инновационных продуктов на внутреннем и внешнем рынках 35,59

2 Выполнение практической работы по формированию, государственной регистрации и сопровождению инновационных проектов 26,33

3 Формирование механизма финансирования инновационных проектов различных категорий 14,68

4 Анализ действующего законодательства и разработка предложений по внесению законодательных инициатив 8,13

5 Формирование банка данных инновационных предложений 5,77

6 Разработка методики формирования государственной регистрации и сопровождение инновационных проектов 3,21

7 Формирование банка данных потенциальных исполнителей инновационных проектов 2,92

8 Создание системы подготовки кадров для реализации инновационного процесса 2,41

9 Создание системы информационной поддержки инфраструктуры инновационного развития 0,97

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что в случае урезания финансирования на программу в процессе ее реализации можно урезать финансирование заданий, удельный вес которых является низким. И наоборот, в

случае выделения дополнительных средств на финансирование программы целесообразно направить средства на финансирование заданий, удельный вес которых большой.

Таким образом, применение метода анализа иерархий позволяет сделать оптимальный выбор при принятии решений относительно использования бюджетных средств. Это значит, что метод анализа иерархий необходимо применять в бюджетном процессе для принятия решений с целью повышения эффективности использования средств местных бюджетов.

Применение метода анализа иерархий обеспечит принятие объективных и рациональных решений, чем решения, принятые на основе субъективных суждений экспертов, политиков и должностных лиц, представляющих местные финансовые органы. Управления или главные распорядители бюджетных средств (организации, ведомства) применяя метод анализа иерархий смогут аргументировано обосновать собственные решения при составлении бюджетов, при предоставлении предложений и проектов решений а также отразить результаты применения метода анализа иерархий в экономическом и аналитическом приложении к составленному бюджету с целью пояснений с большей степенью детализации.

Обоснованное принятие решений относительно использования средств местных бюджетов позволит определить первоочередные потребности из числа других серьезных потребностей, что будет способствовать достижению важных целей экономического и социального характера. Кроме того, при традиционном способе принятия решений трудно избежать «неформального» влияния, что в результате может спровоцировать ситуацию, когда кто-то получает больше ресурсов не потому, что он их объективно и настоятельно требует, а потому что он может лучше обосновать или просто разделить собственные политические взгляды с теми, кто принимает решения.

Список литературы:

1. Позняковська Н.М. Облж доходiв i видатюв мюцевих бюджепв Укра!-ни: монографiя / Н.М. Позняковська. - Рiвне: УДУВГП, 2002. - 230 с.

2. Лук'яненко 1.Г. Системне моделювання показнишв бюджетно! систе-ми Укра!ни: принципи та шструменти / 1.Г. Лук'яненко. - К.: Вид. дам «Киево-Могилянська академiя», 2004. - 542 с.

3. Хорошун В.В. Моделювання розгоздлу бюджетних кошпв на мюце-вому рiвнi / В.В. Хорошун // Моделювання та шформацшт системи в еконо-мщ. - 2010. - № 81. - С. 1-12.

4. Дубровш В.1. Метод аналiзу iерархiй у пiдвищеннi ефективностi рек-ламно! кампани / В.1. Дубровiн, В.В. Круткова, К.О. Фандеева // Держава та регюни. - 2011. - № 4. - С. 87-91.

5. Саати Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т.Л. Саати. -М.: Радио и связь, 1989. - 316 с.

6. AHP in China [Электронный ресурс]: Proceedings of the 8th International Symposium on the Analytic Hierarchy Process. - Режим доступу: www.su-perdecisions.com/saaty/ISAHP2005/Papers/SunHC_ApplicationofANPinChina.pdf.

7. Про внесення змш до ршення обласно! ради ввд 24 грудня 2004 року № 493-24/IV «Про репональну програму iнновацiйного розвитку на перiод до 2020 року» // Ршення та додаток до ршення Днiпропетровськоi обласно! ради. - 2008. - № 386-15/V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.