Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ГИСТОГРАММ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА СТУДЕНТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ГИСТОГРАММ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРДЕЧНЫЙ РИТМ / ГИСТОГРАММА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галстян Асмик Григорьевна

Изучены гистограммные изменения показателей сердечного ритма студентов под влиянием умственной (тест Айзенка) и физической (тест Руфье) нагрузки, а также динамика их в течение учебного года. Показано, что наивысшее напряжение регуляторных механизмов наблюдается в экзаменационный период; в течение учебного года происходят адаптивные сдвиги исследованных параметров. Сравнительный анализ динамики изучаемых показателей выявил два типа реагирования на физическую и умственную нагрузку: симпатический и парасимпатический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галстян Асмик Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE METHOD OF BAR GRAPHS ANALYSIS FOR THE STUDY OF HEART RATE VARIABILITY AMONG STUDENTS

The bar graphs changes of heart rate indices of students under the influence of mental (Eysenck Personality Test) and physical (Test de Ruffier) load, as well as their dynamics during the school year were studied. It revealed that the highest stress regulatory mechanisms were observed in the examination period; during the school year adaptive changes occur with the parameters under investigation. Comparative analysis of the dynamics of the studied parameters revealed two types of responses to physical and mental strain: sympathetic and parasympathetic.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ГИСТОГРАММ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА СТУДЕНТОВ»

После первых занятий возможна боль в мышцах. Это значит, что организм реагирует на нормальную нагрузку. Боль постепенно пройдёт. Ускорить этот процесс можно, проводя самомассаж, принимая горячий душ, а также посещая парную баню и сауну.

И ещё одно обязательное условие - отдаваться занятию полностью, сосредотачиваться на выполняемом упражнении, думать о том, что делаешь и зачем. Наблюдайте, что у вас хорошо получается в движениях, а что -не очень, оценивайте, как вы при этом выглядите. Очень хорошо, если будете заниматься в сопровождение негромкой, ритмичной музыки, которая доставит вам эстетическое удовольствие.

Женщинам нельзя забывать, что во время менструации, а также некоторое время до и после нее снижается физическая работоспособность, может ухудшиться приспособительная реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Через 4-7 дней всё приходит в норму.

Тем, у кого менструации протекают благоприятно, физкультурные занятия в это время разрешаются. Только нагрузка не должна быть максимальной, упражнения для брюшного пресса ограничиваются, а силовые и прыжковые исключаются. Тем женщинам, у кого наблюдаются отклонения в менструальной функции или бывают боли, физические нагрузки в это время надо резко снизить или совсем отказаться от них. Женщине, перенесшей аборт, можно приступать к тренировкам после первой менструации.

В период беременности тренировочные занятия, а тем более соревнования запрещаются, назначаются лишь специальные занятия лечебной физкультурой, направленные также на укрепление мышц брюшной стенки и тазового дна, а также на устранение застойных явлений в малом тазу. Женщины, регулярно занимавшиеся физкультурой и спортом, лучше переносят беременность и роды, осложнения у них отмечаются реже.

После родов первые 3-6 недель назначаются лишь занятия лечебной физкультурой. Затем разрешаются занятия с небольшой физической нагрузкой, величина ее постепенно увеличивается. При этом следует помнить, что в период кормления ребенка грудью занятия должны носить оздоровительный характер. Полноценная спортивная тренировка разрешается через 6-9 месяцев после

родов (при строгом соблюдении последовательного и постепенного нарастания нагрузки).

Успех приносят только напряженные тренировки, энергичные, до усталости. Лёгкие упражнения, не поднимающие ваш пульс и не заставляющие попотеть, почти бесполезны, стоит ли тратить на них время. Чтобы добиться желаемого результата - и оздоровительного, и эстетического, - необходимо хорошо потрудиться.

Конечно же, упражнения не улучшат форму вашего носа, не сделают разрез глаз более широким, но на ваших щеках будет румянец, и взгляд будет ясным, вы станете спокойнее и доброжелательнее, будете чувствовать себя более уверенной и красивой.

Приведенное последнее упражнение вы используете для составления своего комплекса. С упражнения для осанки надо начинать любую тренировку и завершать ее упражнением на дыхание и расслабление. Затем включайте по одному упражнению из каждого раздела, а из группы для таза, бедер, живота по два, так как они очень важны для женского тела. В каждом выбранном упражнении выполните по одному подходу, а уж потом, по мере роста тренированности по два.

Заниматься можно в любое удобное для вас время, оптимальное во второй половине дня через 1,5-2 часа. Не рекомендуется после приёма пищи в раннее утро, так как организм после ночного сна ещё не расторможен и перед сном.

Удобно заниматься в купальнике или в тренировочном костюме. Важно, чтобы одежда была красивой и не сковывала движений. На ноги лучше всего надеть легкие гимнастические тапочки («чешки»). Совсем недопустим каблук, даже низенький! В теплую погоду на траве и песке полезно заниматься босиком, чтобы укрепились мышцы и связки стоп.

После тренировки обязательны прохладный душ и энергичное растирание всего тела жестким полотенцем.

Список используемой литературы

1. Грация и сила - М: Советский спорт,1989 год, В.К.

Петров.

2. Женщина и спорт - М:Физкультура и спорт, 1986

год, А.-Ф. Крефф, М.-Ф. Каню.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ГИСТОГРАММ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА СТУДЕНТОВ

Галстян Асмик Григорьевна

Доцент, кандидат биологических наук, Арцахский Государственный Университет, г. Степанакерт

APPLICATION OF THE METHOD OF BAR GRAPHS ANALYSIS FOR THE STUDY OF HEART RATE VARIABILITY AMONG STUDENTS Galstyan Hasmik Grigory, Assistant professor, Candidate of Biology Science, Artsakh State University, Stepanakert АННОТАЦИЯ

Изучены гистограммные изменения показателей сердечного ритма студентов под влиянием умственной (тест Айзенка) и физической (тест Руфье) нагрузки, а также динамика их в течение учебного года. Показано, что наивысшее напряжение регуляторных механизмов наблюдается в экзаменационный период; в течение учебного

года происходят адаптивные сдвиги исследованных параметров. Сравнительный анализ динамики изучаемых показателей выявил два типа реагирования на физическую и умственную нагрузку: симпатический и парасимпатический.

ABSTRACT

The bar graphs changes of heart rate indices of students under the influence of mental (Eysenck Personality Test) and physical (Test de Ruffier) load, as well as their dynamics during the school year were studied. It revealed that the highest stress regulatory mechanisms were observed in the examination period; during the school year adaptive changes occur with the parameters under investigation. Comparative analysis of the dynamics of the studied parameters revealed two types of responses to physical and mental strain: sympathetic and parasympathetic.

Ключевые слова: сердечный ритм; гистограмма; студенты.

Keywords: heart rate; bar chart, students.

Практическая реализация концепции о сердечнососудистой системе как индикаторе адаптационных реакций всего организма в виде конкретной методологии и технологии диагностических измерений характеризуется рядом важных преимуществ. Методы измерения уровня функционирования системы кровообращения общеизвестны, наиболее информативным и доступным из них является математический анализ сердечного ритма [1, с. 265].

У здорового взрослого человека, находящегося в состоянии покоя, пульс «пластичный» и варьируется в диапазоне от 700 до 1000 мс. Традиционно измеряемая средняя частота пульса отражает лишь конечный эффект многочисленных регуляторных влияний на аппарат кровообращения: одной и той же частоте пульса могут соответствовать различные комбинации активностей звеньев системы, управляющей вегетативным гомеостазом.

Определение вариабельности сердечного ритма (ВСР) является неинвазивным методом оценки вегетативной регуляции сердечной деятельности, одним из способов изучения, которого является гистография, основанная на анализе вариационных гистограмм. Благодаря графическому представлению имеющейся количественной информации, можно оценить распределение статистических данных и увидеть закономерности, трудно различимые в простой таблице с набором цифр, наглядно представить тенденции изменения наблюдаемых значений и структуру вариаций. Метод гистограмм позволяет интерпретировать данные по исследуемой проблеме, при этом, для каждого типа распределения существуют свои интерпретации, которые должны быть подтверждены дополнительным наблюдениями за анализируемым процессом. Собранные данные служат источником информации в процессе анализа с использованием различных статистических методов и выработке мер по выявлению проблемы и облегчению нахождения путей ее решения [5, с. 66].

Изучение ВСР открывает значительные возможности для оценки колебаний тонуса вегетативной нервной системы у здоровых людей и больных с сердечно-сосудистой патологией и представляется перспективным не только в терапевтической практике, так как позволяет также расширить представления о физиологических процессах в организме [1, с. 265; 4, с.38]. Исследование ВСР студентов яляется актуальным ввиду того, что инновации в сфере образования в последние десятилетия способствовали формированию негативных тенденций в показа-

телях здоровья студенческой молодежи и перенапряжению в сердечно-сосудистой системе [2, с.38; 3, с. 824]. Однако, об адаптивных возможностях студентов к учебной нагрузке при все возрастающей гипокинезии можно говорить лишь при действии различных функциональных и физических нагрузок, которые позволят выявить и оценить резервные возможности организма.

С этой целью в качестве физической нагрузки у студентов был использован модифицированный тест Руфье (30 приседаний за 30 секунд), в качестве умственной - интеллектуальный тест Айзенка. Оценка воздействия учебной нагрузки проводилась в начале семестра (в дневном и недельном временных диапазонах), а также в экзаменационный период.

Самым простым и распространенным способом является изучение ритма сердца по записи ЭКГ. С этой целью на любом отведении (для удобства расчетов рекомендуется II стандартное отведение) непрерывно записывается не менее 100-120 кардиоциклов. В отдельных случаях в зависимости от поставленной задачи число изучаемых кардиоинтервалов может колебаться от 40 до 3000 и выше. Наиболее удобная скорость электрокардиографической записи 50 мм/с. С помощью циркуля, линейки или миллиметровой бумаги вручную измеряют интервалы R-R. С учетом скорости записи ЭКГ вычисляют временные значения каждого интервала, фиксируют и группируют по одинаковым временным значениям. Затем строят график, где по оси абсцисс откладывают временные значения, а по оси ординат — их количество. Подобное распределение сгруппированных значений ритма серца (РС) носит название гистограммы или вариационной пульсограммы.

На рисунках 1-3 представлены гистограммы РС студентов до и после воздействия умственной (рис. 1) и физической (рис. 2) нагрузки, а также динамика ВСР в течение учебного семестра (рис. 3). Если по оси абсцисс отложить длительности кардиоинтервалов в миллисекундах, предварительно сгруппировав кардиоинтервалы в диапазоне от 400 до 1200 мс с интервалом в 50 мс, получим гистограмму в 16 диапазонов.

Для характеристики диапазонов были выбраны 3 группы распределения временных данных: нормокардия, обозначенная на рисунке зеленым (среднестатистический РС - 750-850 мс) и желтым (допустимые пределы нормы -675-750 мс и 850-1000 мс) цветом, тахикардия (400-675 мс) и брадикардия (1000-1200мс), отмеченные соответственно красным цветом (вне нормы).

Метод вариационной пульсометрии соответствует геометрическим методам по европейско-американским

стандартам [6, с. 1043]. На гистограмме отображены основные математические показатели РС, которые можно легко определить путем ручной обработки динамического ряда сердечных циклов. Основание ее отражает вариационный размах (Дх - разность между длительностью наибольшего и наименьшего R-R интервала), проекция вершины гистограммы на основание — моду (Мо - наиболее часто встречающаяся длительность кардиоинтер-вала), а вершина гистограммы — амплитуду моды (АМо -число кардиоинтервалов, соответствующих значению моды, в процентах к объему выборки). Диагностически значимы все эти показатели, и они учтены в индексе

напряжения (ИН), который показывает интегральный ответ организма на весь комплекс воздействующих факторов, независимо от того, с чем они связаны.

Вариационные гистограммы отличаются также по форме в зависимости от конкретного физиологического состояния обследуемого человека и периода суток. Различают нормотонические, симпатикотонические и ваготони-ческие типы гистограмм, по которым судят о состоянии вегетативной нервной системы.

В состоянии покоя имеется относительное равновесие в работе симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

« МС

Рисунок 1. Гистограммы студентов (1, 2) до и после теста Айзенка.

Рисунок 2. Гистограммы студентов (1, 2) до и после теста Руфье.

Эзс ¿тУЕДсадлстпшй период Рисунок 3. Гистограммы студентов (1, 2) под воздействием учебной нагрузки.

В этом случае гистограмма имеет пирамидообраз-ную форму с достаточно выраженной вершиной и основанием средней величины. Так, в полученных рисунках гистограмма типа "пирамида" отмечена у первого студента (1) в течение учебной недели, в частности в понедельник и в пятницу после занятий (рис. 3).

Есть два противоположных типа реагирования на возрастающую стрессовую нагрузку. Первый вариант, когда под воздействием стресса сужается диапазон вариабельности сердечных сокращений и сердце начинает работать, как механический агрегат. Согласно модели регуляции РС по Р. М. Баевскому, при преобладании симпати-

ческих влияний отмечается сужение основания гистограммы и смещение ее влево на числовой оси. На рисунке 3, в экзаменационный период у первого студента (1), отмечен данный тип реагирования. Второй вариант - когда происходит срыв ритма и увеличивается степень хаоса в системе. Тогда начинается аритмия, при которых вариационный размах усиливается и выходит за границы нормы. При усилении активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы основание гистограммы расширяется, высота ее снижается, а сама она смещается вправо. Данное изменение регистриривалось вследствие учебной нагрузки у второго студента (2) в экзаменационный период (рис. 3). В некоторых случаях, как вариант, может наблюдаться несколько (2 и более) малоамплитудных вершин, например, на рисунках 1 (у второго студента (2), до воздействия умственной нагрузки) и 3 (у второго студента (2) в понедельник и в пятницу после занятий).

Как видно из динамики полученных гистограмм, при воздействии комплекса факторов возникает общий адаптационный синдром. При этом, здоровый организм, обладая достаточным запасом функциональных возможностей, отвечает на стрессорное воздействие обычным, рабочим напряжением регуляторных систем, а смещение имеет характер тенденции (рис. 1-3). Напряжение регуляторных систем может быть высоким даже в условиях покоя, если человек не имеет достаточных функциональных резервов. Подобная картина наблюдалась, в частности, у первого студента (1) до воздействия умственной нагрузки (рис. 1).

Таким образом, данное исследование дает основание по степени напряжения регуляторных механизмов, графически отображенных в виде гистограмм, судить о

функциональных резервах системы кровообращения и об адаптационных возможностях всего организма, чувствительным индикатором которых является сердечно-сосудистая система.

Список литературы

1. Баевский P. M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина, 1997. — С. 265.

2. Геворкян Э. С., Минасян С. М., Адамян Ц. И., Туманян Г. Г., Ксаджикян Н. Н., Гукасян Л. Э. Реакция функциональных систем организма студентов на физическую нагрузку. Новые исследования - 2008. - № 2. - 31-41.

3. Минасян С. М., Адамян Ц. И., Геворкян Э.С., Ксад-жикян Н. Н. Изменение кардиогемодинамических показателей и ритма сердца студентов под воздействием учебной нагрузки. Российский физиологический журнал - 2006. - №7. - С.817-826.

4. Снежицкий В.А. Методологические аспекты анализа вариабельности сердечного ритма в клинической практике. Медицинские новости. — 2004. — №9. — С. 37-43.

5. Ekaterina A. Filippova, Alexander V. Korobeynikov, Denis V. Lozhkarev. Clustering of the Parameters of Rhythmographic Analysis of Man's Electrocardiogram. European Journal of Medicine, 2014, Vol.(4), No 2 р.65-71.

6. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart Rate Variability. Standards of Measurement, Physiological Interpretation and Clinical Use. - Circulation. 1996. — V. 93. — P. 1043—1065.

К ВОПРОСУ О ВИДОВОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ VIOLA ARVENSIS MURR

Гаврилова Светлана Евгеньевна

кандидат биологических наук, начальник отдела инженерно-экологических изысканий,

ООО «Инженерная Геология», г. Москва

TO THE PROBLEM OF SPECIES VARIATION VIOLA ARVENSIS MURR.

Gavrilova Svetlana, candidate of biological sciences, Head of Department engineering and environmental surveys, LLC "Engineering Geology", Moscow АННОТАЦИЯ

В статье приводятся результаты изучения количественных и качественных признаков строения цветков V. аrvensis Murr. на примере растений из разных ценопопуляций, произрастающих на территории Европейской России. Определен характер изменчивости количественных признаков. Сделаны выводы о вероятности проявления качественных признаков. ABSTRACT

The article presents the results of a study of quantitative and qualitative characteristics of the structure of flowers V. arvensis Murr. for example, plants from different tcenopopuljatcij growing in the European part of Russia. Determined the character of the variability of quantitative traits. The conclusions about the probability of qualitative features. Ключевые слова: Viola arvensis Murr., фиалки, изменчивость Keywords: Viola arvensis Murr., violets, variability

Viola arvensis Murr. - один из наиболее широко распространенных видов рода Viola L. во флоре Европейской России. В систематическом плане вид относиться к под-роду Melanium (Ging.) Peterm., секции Novercula Kupff., подсекции Bracteolatae Kupff. [2, c.452-469]

В эволюционном отношении подрод Melanium является наиболее молодой группой в составе рода Viola. Несмотря на то, что вся группа в целом вполне обособленна и четко выделяется в пределах рода, процесс видообразования внутри нее еще не завершен. Отдельные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.