Научная статья на тему 'Применение маркетинговых методов исследований в экономическом образовании на уроках технологии'

Применение маркетинговых методов исследований в экономическом образовании на уроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ / MARKETING / MARKET RESEARCH / SOCIOLOGICAL RESEARCH / ECONOMIC EDUCATION / TECHNOLOGICAL EDUCATION / TECHNOLOGY LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцова Марина Викторовна, Добрачева Анна Николаевна, Золотарева Татьяна Константиновна

В данной статье рассматриваются методические вопросы экономического образования на уроках технологии. Рассматривается понятие и механизмы формирования у учащихся экономического вида мышления. Выделяются основные компоненты и этапы проведения маркетинговых исследований на уроках технологии в общеобразовательной школе. Также рассматривается понятие социологического исследования в рамках маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепцова Марина Викторовна, Добрачева Анна Николаевна, Золотарева Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of marketing methods of researches in economic education at technology lessons

In this article methodical questions of economic education at technology lessons are considered. The concept and mechanisms of formation at pupils of an economic type of thinking is considered. The main components and stages of carrying out market researchers at technology lessons at comprehensive school are allocated. Also the concept of a sociological research within marketing is considered.

Текст научной работы на тему «Применение маркетинговых методов исследований в экономическом образовании на уроках технологии»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Дата публикации: 1.11.2017 № 5 (29). С. 34-38.

удк 372.8 М.в.Слепцова, А.н.добрачева, Т.к.золотарева

Применение маркетинговых методов исследований в экономическом образовании на уроках технологии

В данной статье рассматриваются методические вопросы экономического образования на уроках технологии. Рассматривается понятие и механизмы формирования у учащихся экономического вида мышления. Выделяются основные компоненты и этапы проведения маркетинговых исследований на уроках технологии в общеобразовательной школе. Также рассматривается понятие социологического исследования в рамках маркетинга.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговое исследование, социологическое исследование, экономическое образование, технологическое образование, уроки технологии

Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Accepted: 1 August 2017 Published: 1 November 2017 No. 5 (29). pp. 34-38.

m. v. sleptsova, a. n . do вracheva, t.k.zolotareva

Application of marketing methods of researches in economic education at technology lessons

In this article methodical questions of economic education at technology lessons are considered. The concept and mechanisms of formation at pupils of an economic type of thinking is considered. The main components and stages of carrying out market researchers at technology lessons at comprehensive school are allocated. Also the concept of a sociological research within marketing is considered.

Keywords: marketing, market research, sociological research, economic education, technological education, technology lessons

остиндустриальный этап развития общества и государства сегодня может быть охарактеризован, все более устойчивыми тенденциями социально-экономического уклада. Данный факт оказывает значительное влияние на способности и потребности личности, которые успешно могут быть сформированы в рамках образовательной среды школы.

Исходя из этого, практика образовательного процесса должна быть, ориентирована на формирование предприимчивости учащихся, их экономического воспитания, готовности к новизне, креативности.

Таким образом, в процессе обучения учителем должен быть применен целый арсенал современных образовательных технологий, направленных на удовлетворение социально-экономических потребностей учащихся. Формирование на уроках технологии экономических знаний и умений, способствуют осоз-

нанному выбору учащимися собственной будущей сферы профессиональной деятельности, их готовности к продуктивному труду, как важных факторов роста и экономического развития страны.

Вопросы экономического образования и воспитания учащихся стали разрабатываться в 60-е года 20 века. Вопросами экономической подготовки трудящихся занимались такие ученые как А.М. Бирман, В.П. Гранев, В.П. Локтев, Л.Н. Пономарев, Л.Е. Эпштейн.

Далее в 70-80 годах Ю.К. Васильев, Н.П. Кулакова проводили исследования экономического образования, и воспитания школьников как части трудового воспитания.

Похожие взгляды на экономическое воспитание и образование школьников имеют следующие авторы И.А. Барило, З.А. Валиева, В.П. Киси-лев, Л.П. Кураков, Л.М. Нульман, Л.И. Пономарев и другие, они выделяют экономическое воспи-

тание как самостоятельную часть всей системы воспитания.

А.Я. Автономов, А. Ф. Аменд, М.Л. Малышев, И.А. Сасова и др. экономическое воспитаниепо-нимают как овладение учащимися экономическими знаниями, формирование умений и потребностей применять их на практике.

И.Б. Иткин, Е.Н. Кириллова, К. Я. Клепач, Н.П. Кулакова, М.И. Михайлов и другие авторы отмечают, что экономическое воспитание является основой для успешного формирования экономического мышления, осознание собственных качеств личности, которые могут пригодиться не только в будущей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Л.С. Бляхман экономическое мышление понимает как: «процесс отражения экономических отношений в сознании людей, усвоения ими экономических знаний и их проявления в сознательной экономической деятельности» [1 с12].

Также Л.С. Бляхман выделяет следующие составляющие экономического мышления: «познание экономической действительности; усвоение обобщенной информации о явлениях, категориях и законах общественного производства; претворение мыслей в действия, реализация мышления в экономическом поведении» [1 с26].

З.А. Литова считает, что: «важнейшими условиями для формирования экономического мышления, являются система экономических знаний, знание рыночных законов, умение применить их в практической деятельности, информативность, юридическая подготовка» [3 с. 168].

З.А. Литова выделяет следующие качества личности, которые по ее мнению могут представлять основу экономического мышления учащихся, такие как: «участие в трудовой деятельности создает условия для реального проявления смекалки, деловитости, расчетливости, оперативности» [3 с. 168].

Также автор отмечает, что: «экономическое сознание молодежи складывается из знаний, полученных в школе, из средств массовой информации, представлений о российском и западном рынке и реалий сегодняшней экономической действительности»^ с. 168].

Принимая во внимание тот факт, что в большинстве школ, отсутствует предмет, дающий экономические знания школьникам, некоторые аспекты данного вопроса отражены в учебном плане школьного предмета «Технология».

Решением данных вопросов занимались А. Ф. Аменд, П.Р. Атутов, Ю.К. Васильева, Л.П. Курако-ва, А.С. Нисемчук Е.Н. Соболева, И.А. Сасова, М. В. Слепцова и др.

Ю. Л. Хотунцев говоря о содержании обучения в предметной области «Технология», считает, что она должна включать в себя следующие составляющие: «общие принципы технологической деятельности, технологические процессы производства изделий с использованием конструкци-

онных поделочных и текстильных материалов, пищевых продуктов; технологические процессы художественно-прикладной обработки материалов; технологические процессы производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; технологии преобразования и использования энергии; технологии получения преобразования и использования информации; перспективные технологии XXIвека; дизайн в технологической деятельности, элементы прикладных экономических знаний и предпринимательской деятельности; сведения о мире профессий, поведении на рынке труда; методы творческой деятельности; формы методы и средства организации культурного быта и содержательного досуга; экономические и экологические характеристики технологических процессов, история развития техники и технологий» [7, с.17].

Также Ю. Л. Хотунцев выделяет следующие возможности реализации выше изложенных технологий при освоении предметной области «Технология» учащимися: «исходя из потребной людей определение цели конкретно технологической области, анализ и освоение информации о реализации этой деятельности, оценка целесообразности продолжения выбранной деятельности с точки зрения экономики и экологии, подготовка и реализация выбранной деятельности, экологическая и экономическая оценка продукции и производства, маркетинг и реализация продукции» [7, с.17].

В работах М. В. Слепцовой содержание обучения в предметной области «Технология» рассматривается с позиций подготовки учащихся к предпринимательской деятельности: «воспитание предприимчивости должно являться одной из важных задач современной педагогики»[4, с.146]. «В процессе обучения учащиеся должны быть стимулированы к развитию в себе предпринимательских качеств, видеть реальную возможность продемонстрировать их в той области человеческой деятельности, с которой они могут столкнуться в реальной жизни»[5, с.80]. «В абсолютных цифрах в России к 2020 году, когда сегодняшние школьники 5-8 классов шагнут во взрослую жизнь, стране необходимо иметь не менее 35 миллионов человек, которых мы можем назвать «предприниматель» [6, с.97].

Остановимся подробнее на раскрытии педагогических аспектов использования маркетинговых исследований на уроках технологии в общеобразовательной школе.

Маркетинговые исследования — это систематические выявление и определения необходимых данных для организации (сбор, анализ, подготовка отчета по результатам работы для изучения потенциала рынка, выявления потребностей и т.п.).

На сегодняшний день далеко не все учебные государственные заведения в своей структуре имеют собственную службу маркетинга, в кото-

Регерес^еБ с^ Science & Education. 2017. 5 (29)

рой работают специалисты в области исследования рынка.

Задачами маркетинговых исследований являются: прогнозирование, изучение активности на отечественном и зарубежных рынках и ее тенденций, ценообразование; разработка товара или услуги;сбыт продукции; реклама продукции; проявление социальной ответственности организацией.

Целями маркетинговых исследований являются:

- поисковая (сбор необходимой информации);

- описательная (описание ситуаций или явлений);

- экспериментальная (проверка выдвинутых гипотез).

Информацию, которую собирают для маркетингового исследования, принято подразделять на первичную и вторичную.

Под первичной информацией понимают данные, собранные впервые специально под конкретное мероприятие и никем ранее не обработанные. Под- вторичной информацией подразумевают материал, который уже был в свое время собран другими людьми и обработан с учетом других целей. К таким данным относятся: информация из средств массовой информации, официальная периодика и т.п.

Вторичная информация по финансовым затратам намного дешевле первичной информации, удобна для восприятия (оформлена в виде таблиц, диаграмм и другой графики). Обычно вторичная информация выступает в качестве плацдарма для сбора первичной информации.

Среди методов маркетингового исследования выделяют:

- наблюдение (сбор информации путем наблюдения за происходящими событиями на рынке);

- опрос или социологическое исследование;

- эксперимент (искусственное создание условий для потребителей продукции).

Социологическое исследование — это еще один из элементов маркетингового исследования. Социологическое исследование состоит из нескольких стадий.

На первой стадии осуществляется определение выборки (круг опрашиваемых).

На второй стадии происходит определение способов взаимодействия с респондентами. При работе с респондентами используются различные способы: анкетирование, собеседование, беседа по телефону и т.д.

На- третьей стадии составляют вопросники.

На четвертой стадии осуществляется обследование.

На пятой стадии происходит обработка данных.

Полученные результаты исследования либо подтверждают выдвинутую гипотезу, либо ее опровергают.

Стоит заметить, что при проведении социологического исследования респондентов отбирают при помощи выборочного метода. Рекомендуется применять случайную выборку для достижения субъективности.

Анкета — это очередной элемент маркетингового исследования. Анкета выстраивается при помощи вопросов. Вопросы делят на закрытые (вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет», или выбор из списка только одного ответа на вопрос, или ранжирование). Открытые вопросы подразумевают, что респондент должен дать ответ на поставленный вопрос в свободной форме.

Например, «Какие недостатки Вы обнаружили в сервисном обслуживании нашей организации?». Открытые вопросы позволяют получить большую информацию по сравнению с закрытыми. Закрытые вопросы проще в обработке данных, анализе и сведении их в единую базу данных.

При разработке анкеты стоит придерживаться ряда правил:

вопросы должны быть выстроены логически, понятны для респондента;

минимальное- количество анкетных данных личного характера;

данные о респонденте должны быть классифицированы по признакам;

вопросы не должны быть сформулированы с оценочными нотами;

нельзя раскрывать перед респондентами ожидаемый результат;

необходима проверка ответов респондентов на искренность;

варианты ответов должны быть одинаковы по своей длине и быть в форме однотипных формулировок; четкое формулирование вопросов.

При организации и проведении уроков технологии с применением маркетинговых методов исследований, необходимо создавать для развития творческого и нестандартного мышления учащихся.

Раскрытию творческого потенциала учащихся на уроках технологии во многом способствуют такие педагогические методы и приёмы, как мозговая атака, кейс-study, учебная дискуссия, написание эссе, постановка проблемных вопросов.

Как отмечает А.Н. Добрачева: «в результате самостоятельного решения таких задач происходит активизация познавательной деятельности, благодаря которой формируются мотивация к деятельности, профессиональные навыки, уверенность в своих знаниях, адекватная самооценка, накапливается профессионально значимый опыт» [2 с.33].

Иначе говоря, происходит погружение учащихся в такую учебно-воспитательную среду, которая их привлекает, вызывает живой интерес, заставляет самостоятельно, а порой и нестандартно думать, выдвигать идеи, отстаивать свою

точку зрения, выдвигать аргументы в её защиту, в целом развивать грамотную, образную письменную и устную речь.

Так, например, проводя уроки технологии с применением маркетинговых методов исследований, мы использовали метод кейс-study; ученикам предлагались для обсуждения конкретные производственные ситуации, связанные с принятием оптимального управленческого решения. Эта работа осуществлялась в малых группах (2-4 чел.) и предполагала следующие этапы:

- прочтение описания ситуации;

- проникновение в её суть;

- обдумывание;

- формулирование и анализ различных идей;

- принятие окончательного решения.

Далее наступало самое- интересное - озвучивание ситуации и принятого решения перед всей группой, ответы на вопросы, участие в дискуссии, которая нередко возникала, т. к. другие ученики видели и предлагали иное решение данной проблемы. Интересно было наблюдать поведение учащихся: как активно, живо и горячо они ведут обсуждение в малых группах, как потом они с жаром защищают свои версии от нападок других, какие интересные и неожиданные аргументы высказываются в процессе этого обсуждения. Обычно на таком уроке нет равнодушных, и даже те ученики, которые в условиях стандартного урока традиционно пас-

сивны, ведут себя иначе - начинают мыслить, рассуждать, и что удивительно, вполне грамотно и здраво.

Имея опыт проведения таких или подобных им уроков, мы можем сделать вывод, что для повышения качества технической подготовки учащихся средней школы нелишним будет каждому учителю взять на вооружение простую истину -ученики должны учиться с удовольствием.

А это значит, с радостью входить в учебный класс, не считать минуты до звонка, испытывать на уроке как можно больше положительных эмоций. И ведь именно от нас, педагогов, во многом зависит та обстановка, та среда обитания, в которой учатся, воспитываются- и просто живут наши ученики. Поэтому, внедрение элементов креативности, творчества, инноваций в учебно-воспитательный процесс очень актуально и своевременно и в целом такие педагогические нововведения можно рассматривать, как долгосрочную инвестицию в будущее. Для того чтобы привить вкус к новаторству, воспитать личность, которая сама будет стремиться создавать новшества, образование должно быть проникнуто нововведениями, в нем должен преобладать дух и атмосфера творчества.

Однако, при всех несомненных достоинствах, применение интерактивных технологий, в частности, кейс-метода обучения не должно стать самоцелью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бляхман Л.С. Перестройка экономического мышления. М.: Политиздат, 1990. - 271 с.

2. Добрачева А. Н. Применение ситуационных задач в преподавании общетехнических дисциплин будущим бакалаврам профиля «Технология». - Перспективы науки и образования. 2016. № 5 (23). С. 31-35.

3. Литова З. А. Формирование экономического мышления школьников в процессе преподавания технологии. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2. С. 167-174.

4. Слепцова М. В. Направление модернизации учебного предмета «Технология» // EuropeanSocialScienceJournal. 2013. № 9-3 (36). С. 144-150.

5. Слепцова М. В. Формализация педагогического процесса развития предпринимательских способностей учащихся сельских школ в рамках учебного предмета «Технология» //Теория и практика общественного развития. 2014. № 11. С. 80-83.

6. Слепцова М. В. Экспертный подход к формированию предпринимательских навыков учащихся 5-8 классов в рамках учебного предмета «Технология» //Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 2 (17). С. 96-106.

7. Хотунцев Ю. Л. Непрерывное технологическое образование и технологическое образование школьников: сборник статей. - М.: «Прометей», 2017. - 212 с.

REFERENCES

1. Blyakhman L. S. Reorganization of economic thinking. M.: Politizdat, 1990. - 271 pages.

2. Dobracheva A.N. Application of situational tasks in teaching all-technical disciplines to future bachelors of the Technology profile. - Prospects of science and education. 2016. No. 5 (23). Page 31-35.

3. Litova Z.A. Formation of economic thinking of school students in the course of teaching technology. Scientific notes. Online scientific magazine of the Kursk state university.2012. No. 2. Page 167-174.

4. Sleptsova M.V. Direction of modernization of the subject "Technology"//EuropeanSocialScienceJournal. 2013. No. 9-3 (36). Page 144-150.

5. Sleptsova M.V. Formalization of pedagogical development of enterprise abilities of pupils of rural schools within the subject "Technology"//the Theory and practice of social development. 2014. No. 11. Page 80-83.

6. Sleptsova M.V. Expert approach to formation of enterprise skills of pupils of 5-8 classes within the subject "Technology"//Professional education in the modern world. 2015. No. 2 (17). Page 96-106.

7. Hotuntsev Yu. L. Continuous technological education and technological education of school students: collection of articles. - M.: Prometheus, 2017. - 212 pages.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)

Информация об авторах Слепцова Марина Викторовна

(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский государственный педагогический университет Е-mail: [email protected]

Information on authors

Sleptsova Marina Viktorovna

(Russia, Voronezh) Candidate of pedagogical sciences Associate professor of technological

and natural-science disciplines Voronezh state pedagogical university E-mail: [email protected]

Добрачева Анна Николаевна

(Россия, Воронеж) Преподаватель кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский государственный педагогический университет Е-mail: [email protected]

Dobracheva Anna Nikolaevna

(Russia, Voronezh) Teacher

Department of technological and natural-science disciplines Voronezh state pedagogical university E-mail: [email protected]

Золотарева Татьяна Константиновна

(Россия, Воронеж) Магистрант

по программе «Профессиональное образование» Е-mail: [email protected]

Zolotareva Tatyana Konstantinovna

(Russia, Voronezh) Undergraduate of the Pedagogical education direction educational program "Professional education" E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.