Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 658.5
Е. С. Луцкая Научный руководитель - М. В. Пименова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ JIT НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Рассматривается возможность использования логистической концепции JIT в целях сокращения запасов, снижения логистических затрат и повышения конкурентных преимуществ торговых предприятий.
Существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения непрерывного процесса обращения товаров. Товарные запасы являются важным элементом деятельности торговых организаций. До недавнего времени считалось, что чем больше у организации запасов, тем лучше. В современных экономических условиях эффективная работа организации требует иного подхода к запасам: запасы возникают из-за плохого управления, плохой координации работ. Следовательно, необходимо выявить причины, вызывающие разницу между предложением и спросом, улучшить выполнение операций, после чего запасы исчезнут.
Значительно снизить уровень запасов позволяют различные логистические технологии. Технология «точно в срок» (just-in-time, JIT) позволяет работать практически без запасов: движение материальных потоков нужно организовать таким образом, чтобы товары поступали в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку, нужному потребителю. При такой постановке не требуются страховые запасы, иммобилизующие денежные средства продприятия.
В идеальном случае товар должен быть доставлен в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность (не раньше, не позже), что исключает излишние запасы. Многие современные логистические системы, основанные на данном подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции звеньев логистической системы на изменения спроса.
Система JIT в торговле предполагает, что в торговый зал товары поступают «прямо с колес». Применение данного принципа позволит избежать затоваривания складов, сократить объем складских площадей, увеличить площади торговых залов и обеспечить высокий уровень наполнения заявленного ассортимента.
Логистическая концепция JIT характеризуется следующими основными чертами:
- минимальными (нулевыми) запасами товара;
- короткими логистическими циклами;
- небольшими объемами поставок;
- взаимоотношениями по закупкам товара с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;
- эффективной информационной поддержкой;
- высоким качеством логистического сервиса.
В более широком значении JIT рассматривает предприятие как набор проблем, мешающих эффективному выполнению операций (большое время выполнения заказов, операции не сбалансированы друг с другом, перерывы в работе, ненадежные поставщики, слишком большой объем бумажной работы и др.). Менеджеры пытаются решить эти проблемы, создавая запасы, однако на самом деле эти действия только скрывают причины проблем.
Внедрение JIT дает ряд преимуществ, позволяющих увеличить конкурентоспособность торговой организации. К ним относятся: снижение уровня запасов, повышение производительности, сокращение сроков поставок, повышение гибкости торго-войдеятельности, сокращение торгового цикла [2].
Торговое предприятие старается выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поставок. Для эффективной реализации технологии JIT должны работать с надежными телекоммуникационными системами и информационно-компьютерной поддержкой.
Традиционные отношения между поставщиком и заказчиком полностью изменяются с внедрением JIT. При выборе поставщика цена уже не играет определяющей роли, более важными критериями являются стабильность и качество поставок, ориентация на надежность поставок от партнеров. Если поставщик поставляет нужное количество товара в нужное время, то он добавляет качества реализуемому товару. В JIT-закупках также устраняются задержки в связи с входным контролем: качество товара проверяется поставщиками еще до отправки. Торговые компании, работающие по системе JIT, стремятся найти наиболее надежного поставщика для каждого вида требуемых товаров, уменьшая тем самым общее число поставщиков компании.
Для успешного внедрения технологии JIT необходима подготовка работников и гибкая организация труда. Торговые работники в дополнение к торговым операциям осуществляют планирование и оценку, участвуют в непрерывном улучшении торговых процессов, так как система JIT - это система, нацеленная на непрерывное улучшение. Такое возможно только при высоком уровне вовлеченности и лояльности работников. Для достижения эффективного вовлечения нужно обучать персонал принципам JIT, навыкам работы в команде и выполнению различных операций, а также непрерывному развитию методов и инструментов управления тотальным качеством.
Секция « Современные проблемы менеджмента »
При JIT на работников возлагается высокая степень ответственности, и высокая нагрузка, именно поэтому очень важно, чтобы сотрудники знали, что такое JIT и были согласны принять такие условия работы. Ведь для того, чтобы поток работал беспрерывно и с одинаковой скоростью, каждый работник должен выполнят свою работу очень четко.
JIT - это не только способ минимизации запасов, но и улучшения координации и повышения эффективности деятельности предприятия. Минимизация запасов позволит сократить текущие затраты, связанные с содержанием запасов, ускорить реакцию на требования потребителя, сократить складские площади, сократить длительность логистического цикла, повысить качество логистического сервиса, снизить общие затраты торгового предприятия, значительно улучшить показатели оборачиваемости и высвободить оборотные средства.
Внедрение JIT сопряжено с определенным риском, однако в случае успеха торговое предприятие
получит достойную награду в виде конкурентного преимущества.
Библиографические ссылки
1. Ружанская Н. В. Методика оптимизации запасов торговой организации: модели и возможности применения // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера : Вестник Науч.-исслед. центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкар. гос. ун-та. URL: Сыктывкарский государственный университет - Электрон. Вестник. Сыктывкар: СыктГУ, 2009.
2. Казимирова А. Использование концепции ЛТ-важное условие конкурентоспособности российских предприятий. URL: http://pg.vavt.ru/works/work/ 225519F8D.
© Луцкая Е. С., Пименова М. В., 2010
УДК 334.012.23
Ю. В. Миронова, А. Г. Алдабергенова Научный руководитель - А. И. Осипов Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева, Самара
СПОСОБ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Способ стратегического менеджмента базируется на системе управления качеством «Шесть сигм» («6а») применительно к управлению экономикой предприятия. Целью данного способа является долгосрочное (квартальное, годовое) управление финансовой деятельностью предприятия.
Способ стратегического менеджмента относится к способам управления экономикой предприятия, его целью является долгосрочное (квартальное, годовое) управление финансовой деятельностью предприятия.
Способ базируется на системе управления качеством «Шесть сигм» («6с») применительно к управлению экономикой предприятия. Коротко поэтапный процесс системы «6а» формулируется как БМА1С: формулируйте - измеряйте - анализируйте -совершенствуйте - контролируйте [1]. Новизна способа состоит в том, что он отличается от системы управления качеством «Шесть сигм» конкретизацией его этапов с целью сокращения длительности принятия решений, повышения качества управления предприятием и его эффективности, а также поиска оптимального управленческого решения стратегического менеджмента предприятия.
Способ стратегического менеджмента осуществляется с помощью формулировки факторного пространства и целевой функции, проведения измерений выбора величин и анализа измерений, а также совершенствования целевой функции и контроля. С целью сокращения длительности принятия решений, повышения качества управления предприятием и его эффективности на этапе формулирования выбираются целевая функция убытков или прибыли предприятия и 16 обобщенных факторов из баланса предприятия.
На этапе измерения составляется база данных баланса предприятия, включающая, как минимум, пятилетний период. Этап анализа включает в себя составление корреляционной таблицы и выбор основных факторов, наиболее сильно влияющих на линейную целевую функцию баланса предприятия, а также построение многомерной линейной целевой функции с помощью регрессионного анализа и выведение уравнения нелинейной регрессии. На этапе совершенствования с помощью пошагового метода сопряженных градиентов производится поиск оптимального управленческого решения стратегического менеджмента предприятия. Контроль на период текущего квартала осуществляется по многомерной модели целевой функции с использованием визуализации в 3Б, на этапе контроля вырабатываются рекомендации по изменению выборных факторов.
Пример реализации способа стратегического менеджмента для авиастроительного предприятия показан на рис. 1 в виде поверхности обобщенной нелинейной целевой функции в трехмерном изображении. В обобщенную функцию включены все степени влияния рассматриваемых переменных факторного пространства. Поверхность представляет собой «овраг» с достаточно крутыми «склонами», и поэтому движение к минимуму убытков («дно оврага») должно проходить строго по оптимальной траектории [2].